ЗАНЯТИЕ № 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ТЕМА: «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ ПРИ РАБОТЕ УМЕРЕННОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ»

Подготовиться к собеседованию по ниже приведенным вопросам:

1. Охарактеризуйте циклическую динамическую работу большой и умеренной мощности?

2. Охарактеризуйте ситуационные упражнения?

Решите ситуационную задачу:

Ситуация: Два спортсмена легкоатлета пробежали свои соревновательные дистанции: первый -100 м, второй - 3000 м.
Вопрос: У кого из двух спортсменов будут выше общие энерготраты, а у кого удельные энерготраты?
1. у первого больше общие энерготраты, у второго - удельные
2. у второго больше общие энерготраты, у первого - удельные
3. общие и удельные энерготраты у обоих спортсменов одинаковые
4. у обоих спортсменов высокие будут общие энерготраты
Ответ:
Вопрос: В какой зоне относительной мощности выполняли работу эти спортсмены?
1. первый - максимальная, второй - большая
2. первый - субмаксимальная, второй - умеренная
3. первый - большая, второй - умеренная
4. первый - умеренная, второй - субмаксимальная
Ответ:
Вопрос: Какие величины О2-долга (л) отмечаются у первого и второго бегуна?
1. у первого – 8 л, у второго – 3-4 л
2. у первого – 20 л, у второго – 3-4 л
3. у первого – 30 л, у второго – 10 л
4. у первого – 3-4 л, у второго – 10 л
Ответ:
Вопрос: Каковы возможные механизмы утомления при пробегании 100 м (первый спортсмен) и 3000 м (второй спортсмен)?
1. первый - способность ЦНС осуществлять эффективную стимуляцию мышц, емкость и мощность фосфагенной энергетической системы; второй - функциональные возможности кислородтранспортной системы, возможности мышечных волокон утилизировать кислород
2. первый -возможности кардиореспираторной системы, процент содержания в мышцах медленных волокон, плотность капилляризации мышцы и активность окислительных ферментов; второй -накопление молочной кислоты, емкость и мощность гликолитической энергетической системы работающих мышц, состояние ЦНС и функциональные свойства нервно-мышечного аппарата.
3. первый -возможности кардиореспираторной системы, процент содержания в мышцах медленных волокон, плотность капилляризации мышцы и активность окислительных ферментов; второй -способность ЦНС осуществлять эффективную стимуляцию мышц, емкость и мощность фосфагенной энергетической системы
4. первый -функциональные возможности кислородтранспортной системы, возможности мышечных волокон утилизировать; второй -накопление молочной кислоты, емкость и мощность гликолитической энергетической системы работающих мышц, состояние ЦНС и функциональные свойства нервно-мышечного аппарата.
Ответ:

Оборудование:секундомеры, метрономы, сфигмоманометры, наборы для определения показателей внешнего дыхания (волюметр, мешки Дугласа, тройные клапаны, загубники, соединительные трубки, носовые зажимы), спирт, вата.

Цель занятия: 1. Овладение методикой комплексного исследования физиологических функций.

2. Изучение функциональных сдвигов в организме спортсмена, вызываемые циклической работой умеренной интенсивности.

Организация исследований: испытуемыми являются сами студенты. Студенты учебной группы распределяются на бригады по 4-6 человек в каждой. Между членами группы распределяются следующие функции: 1 — испытуемый (вполне здоровый, работоспособный); 2 - бригадир, руководящий работой коллектива, дающий команды о начале исследования, о моментах регистрации показателей (ежеминутно, а иногда и с другими интервалами); он же считает ЧСС; 3-й регистрирует АД, 2-3 человека - регистраторы минутного объема и частоты дыхания.

После распределения функций каждый студент-исследователь прорабатывает методику порученного ему исследования и заготавливает форму регистрации показателей и приборы, получив сведения о готовности всех членов бригады к исследованию, бригадир дает команду о его начале.

После окончания исследования бригадир организует заполнение интегральной таблицы (см. форму 1) результатов исследования, составление графика динамики показателей (см. форму 2) , их обсуждение и оформление протокола занятия.

Ход работы

Регистрируются одновременно, синхронно следующие функциональные показатели (1) ЧСС; (2) АДмах и АДмin; (3) частота дыхания (ЧД); (4) минутный объем дыхания (МОД). Регистрация показателей по нечетным (1, 3, 5 и т.д.) минутам опыта в следующих сочетаниях: 1) покой — 5 минут; 2) во время физической нагрузки – 20 минут, только ЧД и МОД; 3) в восстановительном периоде - 20 минут.

ПРИМЕЧАНИЕ: во время работы регистрируются только два показателя: ЧД и

МОД.

Физическая нагрузка - представляет собой нашагивание на скамейку (степ-тест) в темпе 60% от максимального (который определяется предварительно, после регистрации в состоянии покоя).

Обсуждение полученных материалов при анализе результатов исследования необходимо получить ответы на следующие вопросы:

1. Особенности исходного состояния, наблюдались ли предстартовые реак­ции? В чем это проявлялось?

2. Продолжительность врабатывания по ЧД и МОД

3. Возникало ли состояние "мертвая точка". В чем это проявлялось?

4. Максимальная величина наблюдавшихся функциональных сдвигов. Соответствует ли она работе умеренной интенсивности? (по каждому парамет­ру).

5. Особенности восстановления регистрировавшихся показателей.

Протокол занятия должен иметь следующие компоненты: тема занятия, дата, использованное оборудование, ход работы, результаты в виде интегральной табли­цы или графика. Обсуждение результатов (выводы).

Таблица 1.

Таблица для регистрации результатов исследования

показатели Величина в различных состояниях по минутам
Покой Работа Восстановление
ЧСС, уд/мин                                              
АД, мах                                              
мin                                              
МОД, л/мин                                              
ЧД, цикл./мин                                              
ГД, л/мин                                              

ВЫВОД: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наши рекомендации