ЗАНЯТИЕ № 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ТЕМА: «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ ПРИ РАБОТЕ УМЕРЕННОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ»
Подготовиться к собеседованию по ниже приведенным вопросам:
1. Охарактеризуйте циклическую динамическую работу большой и умеренной мощности?
2. Охарактеризуйте ситуационные упражнения?
Решите ситуационную задачу:
Ситуация: Два спортсмена легкоатлета пробежали свои соревновательные дистанции: первый -100 м, второй - 3000 м. |
Вопрос: У кого из двух спортсменов будут выше общие энерготраты, а у кого удельные энерготраты? |
1. у первого больше общие энерготраты, у второго - удельные |
2. у второго больше общие энерготраты, у первого - удельные |
3. общие и удельные энерготраты у обоих спортсменов одинаковые |
4. у обоих спортсменов высокие будут общие энерготраты |
Ответ: |
Вопрос: В какой зоне относительной мощности выполняли работу эти спортсмены? |
1. первый - максимальная, второй - большая |
2. первый - субмаксимальная, второй - умеренная |
3. первый - большая, второй - умеренная |
4. первый - умеренная, второй - субмаксимальная |
Ответ: |
Вопрос: Какие величины О2-долга (л) отмечаются у первого и второго бегуна? |
1. у первого – 8 л, у второго – 3-4 л |
2. у первого – 20 л, у второго – 3-4 л |
3. у первого – 30 л, у второго – 10 л |
4. у первого – 3-4 л, у второго – 10 л |
Ответ: |
Вопрос: Каковы возможные механизмы утомления при пробегании 100 м (первый спортсмен) и 3000 м (второй спортсмен)? |
1. первый - способность ЦНС осуществлять эффективную стимуляцию мышц, емкость и мощность фосфагенной энергетической системы; второй - функциональные возможности кислородтранспортной системы, возможности мышечных волокон утилизировать кислород |
2. первый -возможности кардиореспираторной системы, процент содержания в мышцах медленных волокон, плотность капилляризации мышцы и активность окислительных ферментов; второй -накопление молочной кислоты, емкость и мощность гликолитической энергетической системы работающих мышц, состояние ЦНС и функциональные свойства нервно-мышечного аппарата. |
3. первый -возможности кардиореспираторной системы, процент содержания в мышцах медленных волокон, плотность капилляризации мышцы и активность окислительных ферментов; второй -способность ЦНС осуществлять эффективную стимуляцию мышц, емкость и мощность фосфагенной энергетической системы |
4. первый -функциональные возможности кислородтранспортной системы, возможности мышечных волокон утилизировать; второй -накопление молочной кислоты, емкость и мощность гликолитической энергетической системы работающих мышц, состояние ЦНС и функциональные свойства нервно-мышечного аппарата. |
Ответ: |
Оборудование:секундомеры, метрономы, сфигмоманометры, наборы для определения показателей внешнего дыхания (волюметр, мешки Дугласа, тройные клапаны, загубники, соединительные трубки, носовые зажимы), спирт, вата.
Цель занятия: 1. Овладение методикой комплексного исследования физиологических функций.
2. Изучение функциональных сдвигов в организме спортсмена, вызываемые циклической работой умеренной интенсивности.
Организация исследований: испытуемыми являются сами студенты. Студенты учебной группы распределяются на бригады по 4-6 человек в каждой. Между членами группы распределяются следующие функции: 1 — испытуемый (вполне здоровый, работоспособный); 2 - бригадир, руководящий работой коллектива, дающий команды о начале исследования, о моментах регистрации показателей (ежеминутно, а иногда и с другими интервалами); он же считает ЧСС; 3-й регистрирует АД, 2-3 человека - регистраторы минутного объема и частоты дыхания.
После распределения функций каждый студент-исследователь прорабатывает методику порученного ему исследования и заготавливает форму регистрации показателей и приборы, получив сведения о готовности всех членов бригады к исследованию, бригадир дает команду о его начале.
После окончания исследования бригадир организует заполнение интегральной таблицы (см. форму 1) результатов исследования, составление графика динамики показателей (см. форму 2) , их обсуждение и оформление протокола занятия.
Ход работы
Регистрируются одновременно, синхронно следующие функциональные показатели (1) ЧСС; (2) АДмах и АДмin; (3) частота дыхания (ЧД); (4) минутный объем дыхания (МОД). Регистрация показателей по нечетным (1, 3, 5 и т.д.) минутам опыта в следующих сочетаниях: 1) покой — 5 минут; 2) во время физической нагрузки – 20 минут, только ЧД и МОД; 3) в восстановительном периоде - 20 минут.
ПРИМЕЧАНИЕ: во время работы регистрируются только два показателя: ЧД и
МОД.
Физическая нагрузка - представляет собой нашагивание на скамейку (степ-тест) в темпе 60% от максимального (который определяется предварительно, после регистрации в состоянии покоя).
Обсуждение полученных материалов при анализе результатов исследования необходимо получить ответы на следующие вопросы:
1. Особенности исходного состояния, наблюдались ли предстартовые реакции? В чем это проявлялось?
2. Продолжительность врабатывания по ЧД и МОД
3. Возникало ли состояние "мертвая точка". В чем это проявлялось?
4. Максимальная величина наблюдавшихся функциональных сдвигов. Соответствует ли она работе умеренной интенсивности? (по каждому параметру).
5. Особенности восстановления регистрировавшихся показателей.
Протокол занятия должен иметь следующие компоненты: тема занятия, дата, использованное оборудование, ход работы, результаты в виде интегральной таблицы или графика. Обсуждение результатов (выводы).
Таблица 1.
Таблица для регистрации результатов исследования
показатели | Величина в различных состояниях по минутам | ||||||||||||||||||||||
Покой | Работа | Восстановление | |||||||||||||||||||||
ЧСС, уд/мин | |||||||||||||||||||||||
АД, мах | |||||||||||||||||||||||
мin | |||||||||||||||||||||||
МОД, л/мин | |||||||||||||||||||||||
ЧД, цикл./мин | |||||||||||||||||||||||
ГД, л/мин |
ВЫВОД: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________