Если усилие спортсмена не сопровождается движением и производится без изменения длины мышц, то в этом случае говорят о статическом режиме. Такая сила называется статической.
Между силой, и скоростью сокращения мышц существует обратно пропорциональная зависимость.
Физиологические механизмы силы связаны с регуляцией напряженияв paзличных режимахих работы:
- изометрическом - без изменения длины мышц;
- изотоническом (миометрическом) - уменьшается длина мышцы (в циклических движениях);
- плиометрическом - увеличение длины мышцы во время её растягивания. Этот режим связан с приседанием, с замахами при бросках мяча и т.д.
При педагогической характеристике силовых качеств человека выделяют следующие разновидности: (разновидности педагогических характеристик силы):
- максимальная изометрическая (статическая) СИЛА - показатель силы, проявляемой при удержании в течение определённого времени предельных отягощений.
-медленная динамическая (жимовая сила), проявляемая во время перемещения предметов большой массы, когда скоростьперемещения практически не имеет значения.
- скоростная динамическая сила характеризуется способностью человека к перемещениям в ограниченное времябольших отягощений с ускорением ниже максимального.
-"взрывная" сила - способность преодолевать сопротивление с максимальным мышечным напряжением в кратчайшее время. В этом случае сила и быстрота движений сочетаются, т.е. выступают как интегральное специфическое качество.
В спортивной практике взрывная сила, проявляется в разных движениях и имеет разное название: прыгучесть (при отталкивании от пола), резкость(при ударах по мячу).
-амортизационная сила характеризуется развитием усилия за короткое время в уступающем режиме работы мышц, например, при приземлении на опору в различного вида прыжках.
-силовая выносливость определяется способностью длительное время поддерживать необходимые силовые характеристики движений. Различают силовую выносливость к динамической работе и статистическую выносливость(способность сохранять малоподвижное положение тела и т.д.).
В последнее время получила развитие ещё одна из силовых характеристик - способность к переключению с одного режима мышечной работы на другой при сохранении проявляемого силового усилия. Для этого нужна специальная направленная тренировка.
Говоря о физиологических механизмах развития силы, следует отметить группы факторов, определяющих величину максимального мышечного напряжения.
1. Группа периферических факторов, которая подразделяется на:
А. структурные - количество мышечных волокон, длина мышечных волокон, строение (степень наклона мышечных волокон к оси движения), композиция мышц (белые, красные);
Б. функциональные(количество сократительных белков, запасы АТФ, КрФ, гликогена).
2. Группа центральных факторов объединяет:
А. Факторы внутримышечной координации (частота и характер нервных импульсов, регуляция числа активных двигательных единиц, режим сокращения (одиночное, тетаническое), синхронизация работы ДЕ);
Б. Факторы межмышечной координации (мобилизация агонистов, торможение антагонистов, адаптационно-трофические влияния симпатической нервной системы).
Физиологические изменения в организме при стимулируемом развитии мышечной силы складываются из структурных и функциональных изменений.
Структурныепроявляются в укреплении костно-суставного и связочного аппарата – мышечной гипертрофии,которая бывает двух типов:
-саркоплазматическая (накопление в саркоплазме гликогена, ионов, АТФ, митохондрий и других включений), возникает в результате многократных повторений силовых упражнений;
-миофибриллярная(увеличение количества сократительных белков и миофибрилл), однократные максимальные силовые упражнения.
Функциональныеизменения складываются из повышения возбудимости нервно-мышечного аппарата, усиления внутри- и межмышечной координации, улучшения координации двигательных и вегетативных функций.
Возрастные особенности развития силы и резервы силы. Совершенствование силы у детей и подростков происходит неравномерно и зависит от генетической программы развития и социальных факторов. С возрастом, благодаря совершенствованию нервной регуляции, изменению химизма и строения мышц увеличивается масса и сила мышц в 7,5-9,5 раз; максимальная сила различных мышечных групп в 9-15 раз. Наибольший прирост силы происходит в период с 9 до 11 и с 13 до 17 лет. Максимальная сила регистрируется в 18-20 лет. В последующие годы при отсутствии специальной тренировки силы темп повышения максимальной силы замедляется.
Средствами воспитания силы мышц являются различные несложные по структуре общеразвивающие силовые упражнения, среди которых можно выделить три их основных вида:
1.упражнения с внешним сопротивлением;
2.упражнения с преодолением веса собственного тела;
3.изометрические упражнения.
Первые упражнения (с внешним сопротивлением), являются наиболее эффективными для развития силы и подразделяются на:
- упражнения с тяжестями, в том числе и на тренажёрах
- упражнения с сопротивлением партнёра.
- упражнения с сопротивлением внешней среды (бег в гору, бег по песку или снегу, бег в воде и т.д.); а также упражнения с сопротивлением упругих предметов (прыжки на батуте, эспандер, резина).
Вторые упражнения (с преодолением собственного веса) широко применяются во всех формах занятий по физическому воспитанию (подготовке) и подразделяются на:
- гимнастические силовые упражнения (отжимание в упоре лежа, отжимание на брусьях, подтягивание ног к перекладине и т.п.);
- легкоатлетические прыжковые упражнения однократные и "короткие" прыжковые упражнения; а также упражнения с преодолением препятствий (ров, забор т.д.)
Эти упражнения являются эффективным средством базовой подготовки спортсменов.
Кроме того, все упражнения, способствующие развитию силы, подразделяются на общего, регионального и локального воздействия на мышечные массивы.
К упражнениям общего воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвуют не менее 2/3 общего объёма мышц, регионального от 1/3 до 2/3, локального менее 1/3 всех мышц.
Направленность воздействий силовых упражнений (вид гипертрофии) в основном определяется:
- видом и характером упражнений;
- величиной отягощения или сопротивления;
- количеством повторения упражнений;
- скоростью выполнения преодолевающих или уступающих движений;
- темпом выполнения упражнений;
- характером и продолжительностью интервалов отдыха между подходами.