Растений живого напочвенного покрова
Собрал:
Время сбора:
Список видов живого напочвенного покрова по их приспособленности к почвенно - грунтовым условиям
Для сосновых лесов
На сухих песчаных почвах:лишайники, кошачья лапка, ястребинка волосистая, плаун сплюснутый, толокнянка, вереск, цмин песчаный, смолёвка;
На свежих песчаных почвах:зелёные мхи, сон-трава, брусника, перловник, плаун булавовидный;
На более плодородных свежих почвах:черника, грушанка, герань лесная, костяника, зелёные мхи;
На свежих супесчаных и суглинистых почвах:борец, медуница, копытень, сныть, папоротник, ясменник душистый, ландыш;
На торфяно-заболоченных почвах: мох сфагнум, багульник, клюква, пушица, осока заячья;
На приручейных: гравилат речной, сабельник, таволга, мох мниум, молиния голубая.
Для ельников
На свежих песчаных почвах:зелёные мхи, черника, кислица, грушанка, брусника, папоротник-орляк;
На сырых оподзоленных почвах с застойной водой: мох кукушкин лён, хвощ лесной, папоротники (щитовник мужской и кочедыжник женский), вербейник;
На сырых пойменных почвах с проточной водой: лабазник, селезёночник, норичник, сабельник, калужница, луговик-щучка;
На торфяно-заболоченных почвах: сфагнум, горичник болотный, осока пузырчатая и вздутая, белокрыльник, ситник.
Методические указания по выполнению контрольной работы
По дисциплине «Ботаника» студент должен выполнить одну контрольную работу. Контрольная работа состоит из восьми вопросов. Номера вопросов по вариантам имеются в нижеследующей таблице.
Контрольную работу оформляют следующим образом. На первой странице тетради пишется номер варианта. Затем последовательно излагаются вопросы и ответы. Рисунки, схемы в контрольной работе выполняются простым карандашом, все части растений обозначаются цифрами, а под рисунком указывается название каждой части и всего рисунка. В конце работы указывается использованная литература, ставится дата выполнения и подпись студента.
ТАБЛИЦА
Распределения по вариантам вопросов контрольных работ № 1
вариант | Номера вопросов | вариант | Номера вопросов |
4 17 33 50 52 63 75 89 | 12 24 37 50 53 63 87 97 | ||
3 16 32 49 53 64 76 90 | 11 23 36 49 54 64 88 98 | ||
2 50 40 48 54 65 77 91 | 9 22 35 48 55 69 79 99 | ||
1 14 36 47 55 66 78 92 | 10 23 38 50 56 66 90 100 | ||
5 18 34 46 56 67 79 93 | 7 20 33 46 57 67 77 87 | ||
6 19 35 48 57 68 80 94 | 8 21 34 47 58 68 78 88 | ||
8 13 27 41 58 69 81 95 | 6 25 38 50 59 69 79 99 | ||
10 20 28 43 59 70 82 96 | 5 24 37 49 60 70 80 100 | ||
9 21 29 42 60 71 83 97 | 4 17 30 43 61 71 81 91 | ||
7 22 30 49 61 72 84 98 | 6 18 31 44 62 72 83 94 | ||
12 23 31 48 62 73 85 99 | 3 15 28 41 51 67 84 94 | ||
6 13 27 43 61 74 86 100 | 2 14 27 40 52 68 85 95 | ||
10 25 35 50 60 73 87 99 | 1 13 28 42 53 69 86 96 | ||
7 26 33 47 59 72 88 98 | 6 19 33 47 54 70 87 97 | ||
2 18 30 42 58 71 87 100 | 8 18 32 45 55 71 88 98 | ||
9 24 34 46 57 70 86 99 | 9 22 36 50 56 72 89 99 | ||
12 26 36 45 56 69 85 98 | 10 23 37 49 57 74 83 93 | ||
8 14 29 41 55 68 84 97 | 11 26 38 48 58 73 84 93 | ||
5 16 32 47 54 67 83 96 | 6 18 32 46 54 63 85 94 | ||
4 22 31 50 53 66 82 95 | 7 20 34 45 55 64 86 95 | ||
1 19 28 42 52 65 81 94 | 12 23 36 46 56 65 87 96 | ||
2 23 40 50 51 64 80 93 | 11 24 35 48 57 66 88 97 | ||
3 24 34 49 51 65 79 92 | 10 22 33 46 58 67 89 98 | ||
4 25 37 48 52 66 78 91 | 9 19 31 42 59 68 90 99 | ||
5 21 38 47 53 67 77 90 | 8 18 30 41 60 69 91 100 |
Контрольная работа № 1
1. Ботаника – наука о растениях. Краткая история ботаники и эволюционной теории. Основные разделы ботаники.
2. Роль растений в биосфере и жизни человека.
3. Развитие ботаники в России. Достижения ботаники и её задачи.
4. Значение ботаники для специалистов лесного хозяйства.
5. Опишите растения Вашего лесничества, занесенные в региональную красную книгу. Какие мероприятия проводятся по их охране?
6. Какие органы у растений называют основными, метаморфизированными, аналогичным6и, гомологичными, вегетативными и генеративными? Приведите примеры.
7. Стебель, его строение и функции. Опишите и зарисуйте части побега.
8. Почки растений, их строение и типы, почкорасположение. Выполните рисунки.
9. Опишите и нарисуйте типы ветвления побегов. Приведите примеры.
10. Метаморфозы надземных побегов. Выполните рисунки.
11. Метаморфозы подземных побегов как органы запаса и вегетативного размножения.
12. Основные органы растений, их возникновение и функции. Вегетативные и генеративные органы.
13. Корень. Его функции и особенности строения.
14. Опишите и нарисуйте зоны корня.
15. Опишите и нарисуйте типы корневых систем. Приведите примеры.
16. Опишите и нарисуйте метаморфозы корня.
17. Придаточные и спящие почки, их особенности и значение в жизни растений. Приведите примеры.
18. Микориза и клубеньки на корнях, их значение в природе и хозяйственной деятельности человека.
19. Лист, его функции и особенности строения. Нарисуйте лист и опишите его части.
20. Типы жилкования. Выполните рисунки и приведите примеры.
21. Опишите и нарисуйте формы листовой пластинки, вершины, основания, края листа. Приведите примеры.
22. Простые и сложные листья. Опишите и нарисуйте основные формы сложных листьев. Приведите примеры.
23. Метаморфозы листа и их биологическое значение. Выполните рисунки.
24. Опишите листорасположение, листовую мозаику, разнолистность.
25. Опишите и нарисуйте степень рассечённости листовой пластинки. Приведите примеры.
26. Опишите жизненные формы растений.
27. Половое, бесполое и вегетативное размножение, их сущность и биологическое значение.
28. Способы естественного вегетативного размножения.
29. Искусственное вегетативное размножение. Клон.
30. Основные способы прививки (рисунки).
31. Сущность вегетативного размножения и возобновления растений. Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения и возобновления.
32. Строение цветка, его части и их функции. Рисунок.
33. Пестик и тычинки, их строение. Рисунки.
34. Формулы и диаграммы цветков. Примеры.
35. Опишите строение цветка земляники, лютика, гороха, составьте формулы и диаграммы.
36. Опишите цветки двух растений: с неправильным и правильным цветком. Составьте формулы и диаграммы.
37. Опишите цветки двух растений: с простым и двойным околоцветником. Составьте формулы и диаграммы.
38. Строение семяпочки и зародышевого мешка. Рисунки.
39. Сущность двойного оплодотворения.
40. Соцветия, их типы и значение. Рисунки с примерами.
41. Опыление растений, его сущность. Типы опыления. Биологическое значение перекрёстного опыления.
42. Опишите приспособления, препятствующие самоопылению.
43. Гибридизация и её значение.
44. особенности ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. Примеры.
45. Происхождение семян и плодов растений, их строение. Партенокарпия и партеноспермия.
46. Строение плодов, их происхождение и характеристика (с примерами). Соплодия.
47. Опишите и нарисуйте сухие и сочные плоды. Сложные плоды.
48. Строение семян и всходов многодольных, двудольных и однодольных растений. Рисунки.
49. Опишите строение семян и всходов ели, фасоли, ясеня и пшеницы. Рисунки.
50. Распространение семян и плодов. Анемохорные, гидрохорные, автохорные растения.
51. Задачи и методы систематики растений, её значение для лесоводов.
52. Системы растительного мира: искусственные, естественные, филогенетические.
53. Отличительные особенности систем растительного мира А.Л.Тахтаджяна и А.А. Гроссгейма.
54. Характеристика основных систематических единиц на примере покрытосеменных.
55. Работы учёного-ботаника К. Линнея. Бинарная номенклатура в названии растений.
56. Признаки различия между низшими и высшими растениями. Способы питания представителей всех отделов высших и низших растений.
57. Бактерии, их строение, размножение, питание.
58. Роль бактерий в природе и жизни человека.
59. Водоросли, их характеристика, способы размножения.
60. Местообитание водорослей, их роль в природе и народном хозяйстве.
61. Зеленые водоросли, их характеристика и классификация. Представители порядков.
62. В чём состоит различие в питании и строении водорослей, грибов, лишайников?
63. Почему грибы по системе академика А.Л.Тахтаджяна не относятся к растениям, а выделены в самостоятельное царство Грибов?
64. Общая характеристика грибов. Низшие грибы.
65. Сумчатые грибы, их развитие, размножение, представители и практическое значение.
66. Базидиальные грибы, их спороношение, деление на порядки, представители и их характеристика.
67. Сравните способы размножения водорослей, грибов и лишайников.
68. Лишайники, их морфологическое, анатомическое строение и размножение.
69. Взаимоотношения грибов и водорослей в теле лишайника.
70. Роль лишайников в природе и практическое значение. Назовите лишайники напочвенные и обитающие на коре деревьев.
71. Мохообразные, особенности их строения и классификация.
72. Цикл развития мхов на примере кукушкина льна.
73. Характеристика сфагновых мхов, их роль в образовании торфа.
74. Роль мхов в жизни леса. Мхи – индикаторы почвенно-грунтовых условий.
75. Высшие растения, их эволюция, строение, цикл развития, отделы.
76. Папоротникообразные, их характеристика и классификация. Роль папоротникообразных в образовании каменного угля.
77. Опишите чередование поколений и цикл развития щитовника мужского. Роль папоротникообразных в образовании травяного покрова в лесу.
78. Сходство и различия в цикле развития мхов и папоротников.
79. Плауны, их строение и цикл развития. Роль плаунов в образовании травяного покрова в лесу.
80. Строение и цикл развития селагинеллы. Изобразите чередование поколений в жизненном цикле равноспоровых и разноспоровых плаунов.
81. Хвощи, их строение и цикл развития. Роль хвощей в образовании травяного покрова в лесу.
82. Роль папоротников, плаунов, хвощей в образовании растительности и их индикаторное значение.
83. Общая характеристика семенных растений.
84. Характеристика и цикл развития голосеменных растений.
85. Голосеменные: строение пыльцы, зародышевого мешка, оплодотворение.
86. Общая характеристика класса хвойные, его представители. Значение хвойных в образовании лесов.
87. Общие черты и различия в цикле развития голосеменных и папоротникообразных.
88. Особенности развития зародышевого мешка у голосеменных и покрытосеменных. В чем различие между простым оплодотворением у голосеменных и двойным у покрытосеменных?
89. Особенности покрытосеменных и цикл их развития.
90. Сравнение поколений у покрытосеменных, голосеменных, папоротникообразных и мохообразных. Роль покрытосеменных в природе и практике человека.
91. Опишите признаки примитивной и высокой организации цветковых растений.
92. Краткая характеристика семейств осоковые и злаковые. Назовите и опишите типичные лесные осоки и злаки, укажите условия их местопроизрастания и хозяйственное значение.
93. Краткая характеристика семейств вересковые и брусничные. В каких условиях местообитания произрастают растения этих семейств, их морфологическая характеристика и хозяйственное значение.
94. Краткая характеристика семейств лютиковые и розоцветные. Назовите и опишите лесные травянистые растения из данных семейств, укажите условия их местопроизрастания и хозяйственное значение.
95. Краткая характеристика семейств бобовые и сложноцветные.
96. Назовите семейства, у которых цветки собраны в соцветие: простой или сложный зонтик, корзинку, кисть. Опишите представителей этих семейств.
97. Назовите и опишите семейства, у которых цветки с нижней завязью. Приведите для примера по несколько видов растений от каждого семейства.
98. Назовите и опишите семейства, у которых цветки с верхней завязью. Укажите для примера представителей от каждого семейства.
99. Опишите семейства со сростнолепестным околоцветником, укажите представителей.
100. Назовите семейства и опишите виды растений с сочными плодами.