Растений живого напочвенного покрова

Собрал:

Время сбора:

Список видов живого напочвенного покрова по их приспособленности к почвенно - грунтовым условиям

Для сосновых лесов

На сухих песчаных почвах:лишайники, кошачья лапка, ястребинка волосистая, плаун сплюснутый, толокнянка, вереск, цмин песчаный, смолёвка;

На свежих песчаных почвах:зелёные мхи, сон-трава, брусника, перловник, плаун булавовидный;

На более плодородных свежих почвах:черника, грушанка, герань лесная, костяника, зелёные мхи;

На свежих супесчаных и суглинистых почвах:борец, медуница, копытень, сныть, папоротник, ясменник душистый, ландыш;

На торфяно-заболоченных почвах: мох сфагнум, багульник, клюква, пушица, осока заячья;

На приручейных: гравилат речной, сабельник, таволга, мох мниум, молиния голубая.

Для ельников

На свежих песчаных почвах:зелёные мхи, черника, кислица, грушанка, брусника, папоротник-орляк;

На сырых оподзоленных почвах с застойной водой: мох кукушкин лён, хвощ лесной, папоротники (щитовник мужской и кочедыжник женский), вербейник;

На сырых пойменных почвах с проточной водой: лабазник, селезёночник, норичник, сабельник, калужница, луговик-щучка;

На торфяно-заболоченных почвах: сфагнум, горичник болотный, осока пузырчатая и вздутая, белокрыльник, ситник.

Методические указания по выполнению контрольной работы

По дисциплине «Ботаника» студент должен выполнить одну контрольную работу. Контрольная работа состоит из восьми вопросов. Номера вопросов по вариантам имеются в нижеследующей таблице.

Контрольную работу оформляют следующим образом. На первой странице тетради пишется номер варианта. Затем последовательно излагаются вопросы и ответы. Рисунки, схемы в контрольной работе выполняются простым карандашом, все части растений обозначаются цифрами, а под рисунком указывается название каждой части и всего рисунка. В конце работы указывается использованная литература, ставится дата выполнения и подпись студента.

ТАБЛИЦА

Распределения по вариантам вопросов контрольных работ № 1

вариант Номера вопросов вариант Номера вопросов
4 17 33 50 52 63 75 89 12 24 37 50 53 63 87 97
3 16 32 49 53 64 76 90 11 23 36 49 54 64 88 98
2 50 40 48 54 65 77 91 9 22 35 48 55 69 79 99
1 14 36 47 55 66 78 92 10 23 38 50 56 66 90 100
5 18 34 46 56 67 79 93 7 20 33 46 57 67 77 87
6 19 35 48 57 68 80 94 8 21 34 47 58 68 78 88
8 13 27 41 58 69 81 95 6 25 38 50 59 69 79 99
10 20 28 43 59 70 82 96 5 24 37 49 60 70 80 100
9 21 29 42 60 71 83 97 4 17 30 43 61 71 81 91
7 22 30 49 61 72 84 98 6 18 31 44 62 72 83 94
12 23 31 48 62 73 85 99 3 15 28 41 51 67 84 94
6 13 27 43 61 74 86 100 2 14 27 40 52 68 85 95
10 25 35 50 60 73 87 99 1 13 28 42 53 69 86 96
7 26 33 47 59 72 88 98 6 19 33 47 54 70 87 97
2 18 30 42 58 71 87 100 8 18 32 45 55 71 88 98
9 24 34 46 57 70 86 99 9 22 36 50 56 72 89 99
12 26 36 45 56 69 85 98 10 23 37 49 57 74 83 93
8 14 29 41 55 68 84 97 11 26 38 48 58 73 84 93
5 16 32 47 54 67 83 96 6 18 32 46 54 63 85 94
4 22 31 50 53 66 82 95 7 20 34 45 55 64 86 95
1 19 28 42 52 65 81 94 12 23 36 46 56 65 87 96
2 23 40 50 51 64 80 93 11 24 35 48 57 66 88 97
3 24 34 49 51 65 79 92 10 22 33 46 58 67 89 98
4 25 37 48 52 66 78 91 9 19 31 42 59 68 90 99
5 21 38 47 53 67 77 90 8 18 30 41 60 69 91 100

Контрольная работа № 1

1. Ботаника – наука о растениях. Краткая история ботаники и эволюционной теории. Основные разделы ботаники.

2. Роль растений в биосфере и жизни человека.

3. Развитие ботаники в России. Достижения ботаники и её задачи.

4. Значение ботаники для специалистов лесного хозяйства.

5. Опишите растения Вашего лесничества, занесенные в региональную красную книгу. Какие мероприятия проводятся по их охране?

6. Какие органы у растений называют основными, метаморфизированными, аналогичным6и, гомологичными, вегетативными и генеративными? Приведите примеры.

7. Стебель, его строение и функции. Опишите и зарисуйте части побега.

8. Почки растений, их строение и типы, почкорасположение. Выполните рисунки.

9. Опишите и нарисуйте типы ветвления побегов. Приведите примеры.

10. Метаморфозы надземных побегов. Выполните рисунки.

11. Метаморфозы подземных побегов как органы запаса и вегетативного размножения.

12. Основные органы растений, их возникновение и функции. Вегетативные и генеративные органы.

13. Корень. Его функции и особенности строения.

14. Опишите и нарисуйте зоны корня.

15. Опишите и нарисуйте типы корневых систем. Приведите примеры.

16. Опишите и нарисуйте метаморфозы корня.

17. Придаточные и спящие почки, их особенности и значение в жизни растений. Приведите примеры.

18. Микориза и клубеньки на корнях, их значение в природе и хозяйственной деятельности человека.

19. Лист, его функции и особенности строения. Нарисуйте лист и опишите его части.

20. Типы жилкования. Выполните рисунки и приведите примеры.

21. Опишите и нарисуйте формы листовой пластинки, вершины, основания, края листа. Приведите примеры.

22. Простые и сложные листья. Опишите и нарисуйте основные формы сложных листьев. Приведите примеры.

23. Метаморфозы листа и их биологическое значение. Выполните рисунки.

24. Опишите листорасположение, листовую мозаику, разнолистность.

25. Опишите и нарисуйте степень рассечённости листовой пластинки. Приведите примеры.

26. Опишите жизненные формы растений.

27. Половое, бесполое и вегетативное размножение, их сущность и биологическое значение.

28. Способы естественного вегетативного размножения.

29. Искусственное вегетативное размножение. Клон.

30. Основные способы прививки (рисунки).

31. Сущность вегетативного размножения и возобновления растений. Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения и возобновления.

32. Строение цветка, его части и их функции. Рисунок.

33. Пестик и тычинки, их строение. Рисунки.

34. Формулы и диаграммы цветков. Примеры.

35. Опишите строение цветка земляники, лютика, гороха, составьте формулы и диаграммы.

36. Опишите цветки двух растений: с неправильным и правильным цветком. Составьте формулы и диаграммы.

37. Опишите цветки двух растений: с простым и двойным околоцветником. Составьте формулы и диаграммы.

38. Строение семяпочки и зародышевого мешка. Рисунки.

39. Сущность двойного оплодотворения.

40. Соцветия, их типы и значение. Рисунки с примерами.

41. Опыление растений, его сущность. Типы опыления. Биологическое значение перекрёстного опыления.

42. Опишите приспособления, препятствующие самоопылению.

43. Гибридизация и её значение.

44. особенности ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. Примеры.

45. Происхождение семян и плодов растений, их строение. Партенокарпия и партеноспермия.

46. Строение плодов, их происхождение и характеристика (с примерами). Соплодия.

47. Опишите и нарисуйте сухие и сочные плоды. Сложные плоды.

48. Строение семян и всходов многодольных, двудольных и однодольных растений. Рисунки.

49. Опишите строение семян и всходов ели, фасоли, ясеня и пшеницы. Рисунки.

50. Распространение семян и плодов. Анемохорные, гидрохорные, автохорные растения.

51. Задачи и методы систематики растений, её значение для лесоводов.

52. Системы растительного мира: искусственные, естественные, филогенетические.

53. Отличительные особенности систем растительного мира А.Л.Тахтаджяна и А.А. Гроссгейма.

54. Характеристика основных систематических единиц на примере покрытосеменных.

55. Работы учёного-ботаника К. Линнея. Бинарная номенклатура в названии растений.

56. Признаки различия между низшими и высшими растениями. Способы питания представителей всех отделов высших и низших растений.

57. Бактерии, их строение, размножение, питание.

58. Роль бактерий в природе и жизни человека.

59. Водоросли, их характеристика, способы размножения.

60. Местообитание водорослей, их роль в природе и народном хозяйстве.

61. Зеленые водоросли, их характеристика и классификация. Представители порядков.

62. В чём состоит различие в питании и строении водорослей, грибов, лишайников?

63. Почему грибы по системе академика А.Л.Тахтаджяна не относятся к растениям, а выделены в самостоятельное царство Грибов?

64. Общая характеристика грибов. Низшие грибы.

65. Сумчатые грибы, их развитие, размножение, представители и практическое значение.

66. Базидиальные грибы, их спороношение, деление на порядки, представители и их характеристика.

67. Сравните способы размножения водорослей, грибов и лишайников.

68. Лишайники, их морфологическое, анатомическое строение и размножение.

69. Взаимоотношения грибов и водорослей в теле лишайника.

70. Роль лишайников в природе и практическое значение. Назовите лишайники напочвенные и обитающие на коре деревьев.

71. Мохообразные, особенности их строения и классификация.

72. Цикл развития мхов на примере кукушкина льна.

73. Характеристика сфагновых мхов, их роль в образовании торфа.

74. Роль мхов в жизни леса. Мхи – индикаторы почвенно-грунтовых условий.

75. Высшие растения, их эволюция, строение, цикл развития, отделы.

76. Папоротникообразные, их характеристика и классификация. Роль папоротникообразных в образовании каменного угля.

77. Опишите чередование поколений и цикл развития щитовника мужского. Роль папоротникообразных в образовании травяного покрова в лесу.

78. Сходство и различия в цикле развития мхов и папоротников.

79. Плауны, их строение и цикл развития. Роль плаунов в образовании травяного покрова в лесу.

80. Строение и цикл развития селагинеллы. Изобразите чередование поколений в жизненном цикле равноспоровых и разноспоровых плаунов.

81. Хвощи, их строение и цикл развития. Роль хвощей в образовании травяного покрова в лесу.

82. Роль папоротников, плаунов, хвощей в образовании растительности и их индикаторное значение.

83. Общая характеристика семенных растений.

84. Характеристика и цикл развития голосеменных растений.

85. Голосеменные: строение пыльцы, зародышевого мешка, оплодотворение.

86. Общая характеристика класса хвойные, его представители. Значение хвойных в образовании лесов.

87. Общие черты и различия в цикле развития голосеменных и папоротникообразных.

88. Особенности развития зародышевого мешка у голосеменных и покрытосеменных. В чем различие между простым оплодотворением у голосеменных и двойным у покрытосеменных?

89. Особенности покрытосеменных и цикл их развития.

90. Сравнение поколений у покрытосеменных, голосеменных, папоротникообразных и мохообразных. Роль покрытосеменных в природе и практике человека.

91. Опишите признаки примитивной и высокой организации цветковых растений.

92. Краткая характеристика семейств осоковые и злаковые. Назовите и опишите типичные лесные осоки и злаки, укажите условия их местопроизрастания и хозяйственное значение.

93. Краткая характеристика семейств вересковые и брусничные. В каких условиях местообитания произрастают растения этих семейств, их морфологическая характеристика и хозяйственное значение.

94. Краткая характеристика семейств лютиковые и розоцветные. Назовите и опишите лесные травянистые растения из данных семейств, укажите условия их местопроизрастания и хозяйственное значение.

95. Краткая характеристика семейств бобовые и сложноцветные.

96. Назовите семейства, у которых цветки собраны в соцветие: простой или сложный зонтик, корзинку, кисть. Опишите представителей этих семейств.

97. Назовите и опишите семейства, у которых цветки с нижней завязью. Приведите для примера по несколько видов растений от каждого семейства.

98. Назовите и опишите семейства, у которых цветки с верхней завязью. Укажите для примера представителей от каждого семейства.

99. Опишите семейства со сростнолепестным околоцветником, укажите представителей.

100. Назовите семейства и опишите виды растений с сочными плодами.

Наши рекомендации