Тема 2.4. Царство Растения. Низшие растения
Студент должен
знать:
– особенности строения и размножения отделов Водоросли и Лишайники;
уметь:
– определять представителей лишайников в живом напочвенном покрове.
Водоросли, их характеристика и классификация.
Отдел Зеленые водоросли: строение, размножение, роль.
Отдел Лишайники: строение, размножение и роль в природе. Представители лишайников в живом напочвенном покрове.
Литература
(1), с. 220-232; (2) с. 167-180.
Методические указания
Представителей группы водоросли в быту обычно путают с высшими водными растениями, такими как кувшинка, кубышка, стрелолист, и многими другими, частично или полностью погруженными в воду. Надо уяснить, что водоросли это низшие, лишенные расчленения на стебель и листья, споровые растения, содержащие в своих клетках хлорофилл и живущие преимущественно в воде.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие растения называют водорослями?
2. Какие способы размножения различают у водорослей?
3. Каково значение водорослей в природе и народном хозяйстве?
4. Как питаются лишайники?
5. как размножаются лишайники?
6. Какие виды лишайников встречаются в Вашей местности?
7. Как влияют лишайники на жизнь дерева, поселяясь на его стволе?
Практическое занятие №4
Определение представителей отдела Лишайники. Изучение их морфологических признаков.
Тема 2.5. Царство Растения. Высшие споровые растения
Студент должен
иметь представление:
– о высших споровых растениях, их роли в жизни леса;
знать:
– особенности строения и циклы развития отделов Мохообразные, Папоротникообразные, Плауновидные и Хвощевидные;
уметь:
– определять главнейших представителей высших споровых растений – индикаторов типов леса.
Отдел Мохообразные: строение, цикл развития и классификация. Представители и роль в образовании растительного покрова различных мест произрастания.
Отдел Папоротникообразные, Плауновидные, Хвощевидные: характеристика, строение, цикл развития.
Представители в напочвенном покрове леса.
Литература
(1), с. 232-258; (2), с. 180-194; (10).
Методические указания
Появление высших растений ознаменовало начало новой эры в жизни нашей планеты. Выход растений на сушу сопровождался улучшением их освещения, что активизировало процесс фотосинтеза; это привело к увеличению объёма растений, что вызвало необходимость их морфологического расчленения. У высших растений произошло формирование важнейших тканей – эпидермиса, ксилемы, флоэмы, механической ткани и важнейших органов – листостебельного побега и корня.
Особенности строения и циклы развития высших споровых растений хорошо изложены в указанной литературе.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие признаки характерны для высших растений?
2. Чем представлен у мхов гаметофит и спорофит?
3. Какое поколение называют бесполым и половым?
4. Какую роль играют мхи в жизни леса?
5. Индикаторное значение мохообразных.
6. В чём сходство и в чём различие мохообразных и папоротникообразных?
7. Какие виды папоротников, хвощей и плаунов растут в Ваших лесах и на каких почвах?
Практическое занятие №5, №6
Определение представителей отдела Мохообразные. Изучение их морфологического строения.
Определение представителей отделов Папоротникообразные, Плауновидные и Хвощевидные. Изучение их морфологического строения.
Тема 2.6. Царство Растения. Высшие семенные растения
Студент должен
иметь представление:
– о высших семенных растениях;
– об эволюции покрытосеменных растений;
знать:
– характеристику, цикл развития отделов Голосеменные и Покрытосеменные;
уметь:
– определять представителей отдела Покрытосеменные – индикаторов типов леса.
Отдел Голосеменные: характеристика, цикл развития, представители, значение.
Отдел Покрытосеменные: особенности строения и развития. Двойное оплодотворение. Эволюция покрытосеменных.
Классы Двудольные и Однодольные. Краткая характеристика семейств, составляющих травянисто-кустарниковый покров лесных фитоценозов.
Редкие и исчезающие растения региона, их охрана.
Литература
(1), с. 258-316; (2), с. 194-205, с. 245-308; (3);(10); (11); (12).
Методические указания
Семенные растения – господствующая в настоящее время группа высших растений. Характерная особенность: размножаются семенами; семя многоклеточно, содержит зародыш будущего растения; имеет запас питательных веществ; защищено кожурой; обладает приспособлениями для расселения. У многих растений семя проходит период покоя, прорастание начинается лишь при наступлении благоприятных условий. Процесс оплодотворения независим от присутствия воды.
Вопросы для самоконтроля
1. Чем отличаются голосеменные от других высших растений?
2. Почему хвойные растения называют голосеменными?
3. Каково значение хвойных в образовании лесов и народном хозяйстве?
4. Сущность двойного оплодотворения.
5. По каким признакам можно отличить двудольные и однодольные растения?
6. Роль покрытосеменных в природе и жизни человека?
7. После изучения каждого из семейств необходимо ответить на следующие вопросы: а) число родов и видов в семействе;
б) жизненная форма растений, особенности строения вегетативных и генеративных органов, формула цветка;
в) какие важные лесные виды входят в состав семейств, их морфологическая характеристика и условия произрастания;
г) практическое значение представителей семейств.
Практическое занятие №7, №8
Определение представителей семейств класса Двудольные. Семейство: Гвоздичные, Лютиковые, Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Кисличные, Зонтичные, Вересковые, Губоцветные, Сложноцветные.
Определение представителей семейств класса Однодольные: Розовые, Злаки, Осоковые, Ситниковые, Лилейные.
Литература
(3); (6); (12).
Рекомендации по сбору и оформлению гербария
Растения для гербария должны быть здоровыми, собраны со всеми вегетативными органами, цветками или спороносными органами в сухую погоду. Сбору подлежат в основном растения-индикаторы, знание которых необходимо лесоводам при проведении работ по описанию типов леса, таксации насаждений, лесокультурном производстве.
Растение выкапывают, отряхивают от земли и закладывают в подготовленный лист газетной бумаги, так называемую «рубашку». Следует брать 2-3 экземпляра одного вида, за исключением редких растений. Для быстрой сушки применяют утюг. Растения закладывают на день-два в пресс, а затем через бумагу проглаживают горячим утюгом. Высушенные таким образом растения хорошо сохраняют свою окраску. Сочные клубни и луковицы перед сушкой рекомендуется разрезать вдоль.
Высушенные растения монтируют для гербария на листах плотной бумаги формата 4А. Растения на гербарный лист приклеивают скотчем. В нижнем правом углу, отступив по 1 см. от краёв, размещают этикетку размером 12х7 см.
Образец этикетки
Название семейства | русское |
латинское | |
Название вида | русское |
латинское |
Место сбора тип леса
Время сбора дата, месяц, год
Собрал и определил Фамилия и инициалы
Растения в гербарии располагают в систематическом порядке по семействам и родам. К гербарию прикладывают систематизированный список.
Образец титульного листа
Наименование министерства
Наименование учебного заведения
ГЕРБАРИЙ