Раздел 1. Морфология растений
Тема 1.1 Общие положения морфологии растений
Студент должен
иметь представление:
– о целях и задачах морфологии растений, ее значении для лесоводства;
знать:
– основные органы растений, вегетативные и генеративные органы.
Цели и задачи морфологии растений, ее значение для лесоводства. Основные органы растений. Метаморфозы органов. Вегетативные и генеративные органы.
Тема 1.2. Основные вегетативные органы растений
Студент должен
знать:
– строение и функции стебля, корня, листа, их метаморфозы;
– жизненные формы растений;
уметь распознавать:
– части и типы побегов, почкорасположение, типы ветвления;
– типы корневых систем;
– части листа, характер жилкования, формы листовых пластинок и сложение листьев;
– метаморфозы основных органов растений.
Стебель, его строение и функции. Побеги и его части. Почки, почкорасположение. Ветвление побегов. Метаморфозы побега, стебля.
Корень, его строение в связи с выполняемыми функциями. Зоны корня. Типы корневых систем. Метаморфозы корня. Микориза и клубеньки на корнях, их значение.
Лист, его функции и особенности строения. Типы жилкования. Формы листовой пластинки, вершины, основания, края листа и рассеченность листовой пластинки. Простые и сложные листья. Метаморфозы листа.
Жизненные формы растений.
Литература
(1), с. 11-44; (2), с. 62-120.
Методические указания
Морфология растений изучает внешнее строение органов растений, взаимосвязь органов и их видоизменения. У низших организмов тело не расчленено на органы , а представлено слоевищем, ризоидами (выполняющими функцию корней). Органы появились впервые у высших растений в результате эволюции. Различают три основных органа - стебель, корень и лист, каждый из них выполняет две главные функции. Все остальные органы появились из основных в результате их видоизменения (метаморфоз). По функциям поддержания жизни конкретного растения и её воспроизведения выделяют вегетативные и генеративные (репродуктивные) органы.
В теме «Основные вегетативные органы растений» изучаются вопросы морфологического строения стебля (побега), корня, листа и их видоизменения.
Хорошо запомнить внешнее строение можно только при использовании живых растений гербарных экземпляров и при чётком представлении их функций и особенностей. По морфологии стебля следует особое внимание обратить на пневую и корневую поросль, образованную спящими и придаточными почками, т.к. именно эти почки способны восстанавливать поврежденные или срубленные части дерева. Разобравшись в типах ветвления, Вы будете представлять особенности строения и формирования надземной части растения.
Для изучения типов корней и корневых систем следует брать проростки фасоли и ржи. Изменяя условия, можно регулировать формирование корневых систем у этих растений, что может иметь практическое значение. При обрезке главного корня у фасоли развивается более разветвленная корневая система из боковых корней. Этот приём используют при выращивании посадочного материала в питомниках, выкопанный сеянец имеет хорошо развитую не поврежденную корневую систему и отлично приживается на лесокультурной площади.
Знания особенностей корневых систем различных деревьев и кустарников помогают лесоводам создавать смешанные насаждения.
Следует обратить внимание на микоризу и клубеньки на корнях растений семейства бобовых. С помощью грибов питается большая часть лесных растений, а венерин башмачок (занесённый в Красную книгу) вообще не может жить без симбиоза с грибами. Клубеньковые бактерии на корнях бобовых связывают азот из воздуха и улучшают питание растения-хозяина. Эту особенность используют при выращивании ценных пород на бедных почвах.
Внешнее строение листа необходимо изучить, чтобы производить морфологический анализ для определения травянистых и древесных растений.
Специалист лесного хозяйства должен хорошо усвоить различия между жизненными формами, как деревья, кустарники, кустарнички. Полукустарники, лианы и травы (одно-, двух- и многолетние).
Без знания внешнего строения органов невозможно изучить другие разделы ботаники, специальные дисциплины, а в практической деятельности на производстве правильно определить растения. Поэтому морфология растений является одним из важнейших разделов ботаники для подготовки специалистов лесной отрасли.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие вопросы изучает морфология растений и каково её значение для работников лесного хозяйства?
2. какие органы растений называются основными?
3. Какие функции выполняет корень и каковы особенности его морфологического строения? Какие типы корневых систем вы знаете?
4. Что такое микориза и какое значение она имеет для растений?
5. Какие функции выполняет побег?
6. Какие типы ветвления побегов вы знаете?
7. Что такое почка? Какое значение имеют спящие и придаточные почки?
8. Каковы функции и особенности морфологического строения листа?
9. Какие существуют типы жилкования листьев?
10. Назовите типы рассеченности листовой пластинки.
11. Что такое метаморфоз органов?
12. Перечислите метаморфозы стебля, корня и листа.
13. Какие жизненные формы бывают у растений?
Практическое занятие №1, №2
Изучение строения удлиненного и укороченного побегов, видов почек и почкорасположения; типов ветвления; метаморфозов побегов.
Изучение строения листа, типов жилкования, форм листовых пластинок, вершины, основания, края и рассеченности листьев, сложения и метаморфозов листьев. Изучение зон корня, типов корневых систем и метаморфозов корня.