Рассмотреть под микроскопом микропрепараты тканей растений. Найти среди них покровные. Пояснить свой выбор.
Приготовить к работе два микроскопа. На предметный столик первого микроскопа положить микропрепарат с одной тканью, а второго микроскопа – другой микропрепарат. Осветить поле зрения микроскопа, перемещением тубуса добиться получения четкого изображения. Рассмотреть препараты и выбрать из них нужный, пояснив при этом, что клетки покровной ткани плотно прилегают друг к другу, имеют утолщенные наружные стенки, что способствует выполнению защитной функции. Расположенные в покровной ткани устьица( две специализированные клетки с устьичной щелью между ними) участвуют в газообмене, фотосинтезе и транспирации растений.
Билет №8.
Деление клетки – основа размножения и роста организмов.
1) процесс деления клеток живых организмов.
Митоз. Включает в себя 4 основные фазы и подготовительную.
· Интерфаза –подготовительный этап. Происходит удвоение хромосом, скручивание их в спирали, удвоение органоидов клетки и клеточных центров.
1) Профаза.Происходит большее скручивание хромосом. Клеточные центры расходятся к разным полюсам клетки, и между ними образуются нити веретена деления. Ядро теряет форму, растворяется, хромосомы выходят в цитоплазму.
2) Метафаза. Хромосомы прикрепляются к нитям веретена деления, располагаются на экваторе центромерами.
3) Анафаза. Расхождение хроматид к разным полюсам за счёт микротрубочек, клеточные центры удваиваются.
4) Телофаза. Образуется ядерная оболочка. Хроматиды начинают раскручиваться и превращаются в нити хромосом. Заканчивается образованием клеточной оболочки. Деление органоидов между двумя клетками поровну.
2) роль ядра в процессе митоза.
Хранение наследственной информации о признаках организма в хромосомах, расположенных в ядре.
3)роль процесса размножения для всех организмов.
Продолжение своего рода, воспроизведение себе подобных.
Бактерии – доядерные организмы.
1) особенности строения и жизнедеятельности бактерий.
Бактерии – это доядерные организмы (прокариоты), не имеющие оформленного ядра. Ядерное вещество (преимущественно молекулы ДНК) расположено в цитоплазме и не отграничено от нее оболочкой. Отсутствуют у большинства бактерий многие органоиды. Имеется прочная оболочка, которая придаёт бактериям разную форму тела: спиралевидную, шаровидную, палочковидную.
По способу питания большинство бактерий гетеротрофы, использующие для питания готовые органические вещества, но бывают и автотрофы. Поселение бактерий-паразитов на других организмах и использование при этом для питания их органических веществ. Активное передвижение многих бактерий благодаря форме тела и наличию одного или нескольких жгутиков. Образование бактериями спор, служащих не для размножения, а в качестве приспособления для переживания неблагоприятных условий. Сохранение бактериями в состоянии споры жизнеспособности в течение десятков лет. Размножение путем деления, в процессе которого из одной материнской клетки возникают две сходные с ней дочерние клетки. Высокая скорость размножения (способность дочерних клеток делиться уже через 30 минут). Быстрое увеличение численности бактерий, способствующее формированию приспособления их к жизни в изменившихся условиях среды.
2) место бактерий в системе органического мира.
Бактерии занимают отдельную нишу в системе органического мира. Их нельзя сравнить ни с каким царством, так как они сильно отличаются строением.
3) Роль бактерий в природе и жизни человека.
Большинство бактерий — разрушители органических веществ до неорганических. Их участие в образовании гумуса, повышении плодородия почвы, круговороте веществ в природе. Улучшение некоторыми бактериями азотного питания растений. Использование человеком бактерий для получения кефира, сметаны, столового уксуса, для квашения капусты и засолки огурцов. Существование многих болезнетворных бактерий, вызывающих заболевания растений, животных и человека, например туберкулез, дизентерию, тиф и др. Порча продуктов питания бактериями гниения.
Среди гербарных экземпляров выбрать растения семейства (Крестоцветные, Розоцветные. Мотыльковые, Пасленовые, и др.), наиболее распространенного в вашем регионе. Дать их систематическую характеристику.
При рассмотрении характеристики семейств указывают на два основных признака: строение цветка и тип плода.
Семейства класса двудольных | Семейства класса однодольных | |||||
Крестоцветные (капуста) | Розоцветные (вишня) | Мотыльковые (горох) | Пасленовые (картофель) | Лилейные (лук, тюльпан) | Злаки (пшеница, рожь) | |
Формула цветка | Ч2+2 Л4 Т2+4 П1 | Ч5 Л5 Т10+10+5 П1 | Ч(5) Л3(2) Т(9)1П1 | Ч(5) Л(5) Т5 П1 | Л3+3 Т3+3 П1 | Цв.Чешуи2 цв.пленки2 Т3 П1 |
Тип плода | Стручок, стручочек | Яблоко, костянка, многоорешек | Боб | Ягода, коробочка | Ягода, коробочка | Зерновка |
Билет №9.