I. Дайте систематическую и морфологическую характеристику десяти растений (культурных и сорняков, их засоряющих) в фазе цветения, используя следующую схему.

1. Растение: а) древесное, кустарниковое, травянистое (многолетнее, двулетнее); б) однодольное, двудольное.

2. Корневая система: а) главного корня, придаточных корней, смешенная; б) форма (стержневая, мочковатая, ветвистая); в) видоизменения корня: клубни, корнеплод, клубеньки.

3. Стебель: а) прямостоячий, вьющийся цепляющийся, ползучий; б) ветвистый, неветвистый; в) опушенный, голый; г) форма поперечного сечения: округлая, четырехгранная, трехгранная; д) видоизменения побега: корневище (горизонтальное, вертикальное, длинное, короткое, тонкое), лукавица (пленчатая, чешуйчатая), клубни (подземные, надземные), усы, колючки.

4. Листья: а) простые – черешковые, сидячие, влагалищные; без прилистников с прилистниками, с раструбом; форма пластинки; форма края: цельная, пильчатая, зубчатая, городчатая; жилкование: перистое, параллельное, дуговае; б) сложные: без прилистников, с прилистниками; форма листа; форма листочка; форма края листочка; цельная, пильчатая, зубчатая, городчатая; число листочков; в) листорасположение: очередное, супротивное, мутовчатое, прикорневая розетка; г) видоизменения: колючки, усики, филлодии.

5. Соцветия: а) моноподиальное – простое (колос, сережка, початок, кисть, щиток, зонтик, головка, корзинка; сложное (сложный колос, сложный зонтик, метелка); б) симподиальное – моохазий (завиток, извилина), дихазий, плейохазий; в) соцветия нет (цветки одиночные).

6. Цветок: а) актиноморфный, зигоморфный; б) околоцветник (двойной, простой, венчиковидный, чашечковидный), цветок голый; в) чашечка (свободная сросшаяся); г) венчик свободный, сросшийся (форма страения); число долей, окраска, наличие шпорца, нектарий, шлем; д) андроцей: многобратственный, двухбратственный, однобратственный, число тычинок; е) гинецей: простой (апокарпный, ценокарпный), число подлистиков; сложный (число пестиков); ж) формула цветка.

7. Плод: а) простой – сухой многосеменной: листовка, боб, стручек, стручочек, коробка; простой – сухой односемянной: орех, орешек, семянка, крылатка, зерновка, желудь; простой – сочный многосеменной: ягода, яблоко, тыквина, померанец; сочный односеменной: костянка (сочная, сухая); сложный – сложная листовка, сложная семянка, сложный орешек, сложная костянка; в) соплодие.

II. Оформите гербарий изученных растений и привезите его на лабораторно- экзаменационную сессию.

Пояснения к сбору гербария. Для гербария необходимо собирать растения со всеми вегетативными органами в фазе цветения, в солнечную погоду. Растения переложите листьями газетной бумаги размером 20-30 см. Чтобы растения имели зеленый цвет, бумагу надо менять несколько раз.

В правом нижнем углу оформите этикетку размером 10x8 см, в которой укажите семейство, вид растения, место сбора, место произрастания, ваши ф.и.о.. К листу бумаги растения пришейте нитками или приклейте полосками бумаги. В учебное заведение необходимо предоставить не менее 10 видов растений.

Собирая гербарий, не забывайте, что деятельность человека может привезти к сокращению численности видов особенно лекарственных и красиво цветущих растений.

Обращайте внимание на сорные и широко распространенные виды. В настоящее время в Красную книгу охраны растений занесено 600 видов покрытосеменных.

Пояснения к сбору

1. Выбирайте травяные растения небольших размеров без видимых повреждений органов.

2. Выкапывайте травянистые растения со всеми органами в фазе цветения или срезайте побеги деревьев или кустарников в фазе цветения.

3. Крупные комки земли осторожно отряхните с корней; мелкие частицы постепенно осыпятся сами.

4. Собранные растения или их части укладывайте на половину газетного листа, расправляя листья, стебли, а звтем закройте другой половиной листа.

5. листы с растениями укладывайте в стопку, накройте листом картона, а сверху поместите груз.

6. Газетные листы меняйте каждый день в течение первой недели высушивания растений, далее – один раз в 2-3 дня.

7. Подготовленные растения укрепите тонкими полосками бумаги или пришейте на листах плотной бумаги (формат А4)

8. В правом углу листа сделайте этикетку размером 8x10 см. Укажите: название растения; семейство, к которому оно относится; место произрастания; ваши фамилию, имя , отчество.

9. Подготовительные гербарные листы представьте в учебное заведение.

Задание для самоконтроля

1. Дайте определения понятиям: цветок, околоцветник, андроцей, гинецей, мегаспорогенез, семязачаток, однодольное растение, простое соцветие, поликарпическое растение, апомиксис, эндосперм, соплодие, проросток.

2. Прочитайте формулы цветков и укажите соответствующее семейство:

*Ca4 Co4 A4+2 G(2)

*Ca(5) Co(5) G(2)

*Ca(5) Co(5) A5 G(2)

I. Дайте систематическую и морфологическую характеристику десяти растений (культурных и сорняков, их засоряющих) в фазе цветения, используя следующую схему. - student2.ru *P3+3 A3+3 G(3)

Ca(5) Co1,2(2) A(5+4), G1

3. Опишите соцветия следующих растений: овса, одуванчика, пырея ползучего, ячменя, проса, капусты, клевера.

4. Сколько плодов, семян, зародышей семян образуется, если произошло оплодотворение в цветке, имеющем 5 семязачатков? Сколько пылинок принимало участие в этом процессе?

5. Выполните программированное задание.

Вопросы Ответы
Укажите растения: 1) однодомное 2) ветроопыляемые 3) с цветками, имеющими простой околоцветник 4) насекомоопыляемые 5) с актиноморфными цветками 6) с однополыми цветками 7) с цветками, имеющими ассиметричный околоцветник   а) картофель б) капуста в) кукуруза   г) гречиха д) пшеница е) свекла ж) ответа нет  

6. Укажите тип плода перечисленных растений

Плод Груша Слива Фасоль Капуста Земляника Ярутка
Стручок Стручочек Боб Костянка Яблоко Ягода Сборная костянка Семянка            

Элементы географии растений

Флористическая география

Студент должен знать:основные понятия науки флористической географии (флора, ареал, флористические царства); историю возделывания растений; учение Н.И. Вавалова о центрах происхождения культурных растений, их биологические особенности.

Методические указания

Каждая область суши имеет характерную для нее флору, то есть свой набор семейств, родов и видов, который более или менее отличается от флоры других областей. Эти различая отчасти объясняются разнообразием геологических, почвенных и особенно климатических условий. Вероятно, флористические различия объясняются и другими факторами: эволюционными изменениями, расселением растений (миграцией) и полным или частичными вымиранием целых флор или отдельных видов.

Сравнительное изучение флор разных стран привело к необходимости разделять земной шар на флористические единицы: царства, области, провинции, округа.

Задания

*1.Ознакомьтесь с задачами флористической географии; понятиями: флора, ареал, центр происхождения вида.

Л-1, с. 333-335.

*2. Ознакомьтесь с географическим расположением, набором растений шести флористических царств.

Л-1, с. 337.

Человек издавна пользовался разнообразными дикорастущими растениями. Всполедствии он начал заниматься земледелием, выращивая около своих жилищ некоторых из полезных ему растений.

О биологических особенностях культурных растений, истории их возделывания и центрах происхождения культурных растений (учение Н.И. Вавилова) Вы узнаете при изучении курсов «Технология производства продукции растениеводства» и «Селекция и семеноводства».

Экологическая география

Студент должен знать:основные экологические факторы; главные эколого-морфологические группы растений по отношению к теплу, увлажнению, освещению, почвенным фактором.

Методические указания

Растения, как и все живые организмы, тесно связаны с внешней средой.

Среда обитания – эта та часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно реагирует. Составные части и свойства среды многообразны и изменчивы. Растение живет в сложном и меняющемся мире, постоянно приспосабливаясь к нему и регулируя свою жизнедеятельность в соответствии с его изменениями. Каждый элемент среды – экологический фактор – оказывает влияние на внутриклеточные процессы, а в целом на рост и развитие растений; может служить ограничителем, обуславливающим невозможность существования в данных условиях; может вызывать анатомические и морфологические изменения организмов; может служить сигналом, свидетельствующим об изменениях других факторов.

Экологическая география изучает взаимоотношения с окружающей средой отдельных видов культурных растений, природных фитоценозов.

Установленные связи и закономерности используются для управления процессами растительного организма с целью повышения их продуктивности. Особенно важным является то, о чем писал еще К.А. Тимирязев, - повысить коэффициент использования солнечной энергии в процессе фотосинтеза.

Агроному необходимо знать оптимальные условия жизни полезных дикорастущих растений, чтобы сохранить их; сорных – чтобы подобрать эффективные меры борьбы с ними; сельскохозяйственных культур, чтобы создавать эти условия и получать высокие урожаи. В результате длительного воздействия человека на природу растения и среда их обитания подвергались серьезным изменениям. Развитие промышленного производства, транспорта, привело к загрязнению промышленными и бытовыми отходами воздуха, воды, почвы. Непродуманное освоение степей привело к ветровой эрозии почвы. Осушение болот вызвало высыханию рек, вырубка лесов – ухудшение климата, орошение пустынь – к загрязнению почв во многих районах. Отсюда возникает проблема охрана природы, как среда обитания всех живых организмов и растений, в частности.

Задания

*1.Изучите:

- классификацию экологических факторов;

- влияние факторов среды на процессы в растительном организме;

- главные эколого-морфологические группы растений по отношению к отдельным факторам.

Л-2, с. 337-346.

*2.Заполните таблицу 16.

16.Основние климатические и почвенные факторы среды

Фактор Влияние на растительный организм Эколого-морфологические группы растений по отношению к фактору
     

Каждый фактор среды имеет лишь определенные пределы положительного влияния на организм.

Если хотя бы один из экологических факторов приближается или выходит за пределы критических величин, то, несмотря на оптимальное сочетание остальных условий, растениям грозит гибель.

Поэтому именно он приобретает первостепенное значение в жизни особи, и его называют ограничивающим фактором. Выявление таких факторов очень важно в практике сельского хозяйства, так как, направив основные усилия на их устранение, можно эффективно повысить урожайность растений.

Например, на сильно кислых почвах можно повысить урожайность пшеницы, если провести известкование.

Наши рекомендации