Голосеменные растения, или Сосновые
Студент должен знать: общую характеристику, классификацию, строение, размножение, значение голосеменных растений в народном хозяйстве.
Уметь: определять представителей основных родов голосеменных растений по строению вегетативных органов и шишек.
Лабораторная работа
Определение представителей основных радов голосеменных растений по строению вегетативных органов и шишек.
Методические указания
К семенным растениям, господствующим в настоящие время, относятся 2 отдела: Голосеменные (Сосновые) и Покрытосеменные (Цветковые).
Возникновение семенного размножения, появление семени – важный этап в историческом развитии растений. Спора у споровых растений – плохо защищенная клетка, которая развивается и прорастает при благоприятных условиях на почве, а семя представляет собой сложное многоклеточное образование, развивающееся на материнском растении внутри семязачатка. Зародыш семени в течение длительного времени сохраняется от неблагоприятных условий. Таким образом, семенное размножение имеет преимущество перед размножением спорами.
К тому же процессы оплодотворения и опыления у семенных растений не зависит от наличия воды, в отличия от споровых. Первыми семенными растениями, появившимися в процессе эволюции, были голосеменными.
Хвойные – растения многочисленная и наиболее распространенная группа голосемянных растений. После цветковых растений они занимают второе место по своему значению в природе и в жизни человека. Велико значение хвойных в экосфере Земли. Среди голосеменных есть растения, занесенные в Красную книгу, например, тис ягодный, тис остроконечный, сосна пицундская, сосна Станкевича, сосна эльдарская, лиственница польскя и другие.
Задания
*1.Изучите общую характеристику голосеменных.
Л-1, с. 293; Л-2, с. 220.
Обратите внимание на особенности вегетативных органов.
*2. Изучите размножение голосеменных на примере сосны обыкновенной. Используйте краткий конспект.
| |||||||
| |||||||
Л-1, с. 294-298; Л-2, с. 220-224.
*3.Изучите классификацию голосеменных. Познакомьтесь с их многообразием.
Л-1, с. 298-310; Л-2, с. 224-238.
*4.Изучите отличительные признаки хвойных растений, их многообразие, значение в природе и народном хозяйстве.
Л-1, с. 300-310; Л-2, с. 227-236.
*5.Заполните таблицу.
11. Отделы высших и низших растений
Отделы. Классификация. Представители | Строение (вегетативные и генеративные органы) | Размножение | Значение | |
В природе | В жизни человека | |||
Голосеменные Класс: Хвойные Семейство: Сосновые Представители: |
Покрытосеменные растения (Цветковые),
Или Магнолиевые.
Студент должен знать: строение, размножение и классификацию покрытосеменных растений; их отличия от голосеменных; происхождение и значение как высшей ступени эволюции;
Уметь:составлять формулы цветков; проводить анализ растений, принадлежащих к различным семействам.
Лабораторные работы
1. Изучение строения цветка.
2. Составление формул цветков.
3. Изучение строение семян.
4. Изучите строение плодов.
Методические указания
Больше половины всех существующих растений относится к Цветковых или к Покрытосеменным. Это высшая форма растительной жизни, наиболее сложная и разнообразная, широко распространенная.
Важнейшими отличительными признаками покрытосеменных являются: наличие цветка, расположение семязачатков в завязи пестика, двойное оплодотворение, развитие плода из завязи; прогрессивные изменения в строении тканей и вегетативных органах.
Последовательность изучения
*1.Изучите общую характеристику покрытосеменных растений.
Л-1, с. 310-312; Л-2, с. 239-244.
*2.Изучите строение цветка.
Л-1, с. 313-323; Л-2, с. 107-114.
*3.Зарисуйте схему строение цветка, обозначьте его компоненты и укажите их функции.
*4.Выпишите условное обозначение компонентов цветка.
Л-1, с. 337-338; Л-2, с. 114-115.
*5. Зарисуйте диаграмму и запишите формулу цветка редьки, картофеля, гороха.
Цветки, плоды, семена – репродуктивные органы растения.
Важнейшая функция цветка – образование спор и гамет.
*6.Изучите сущность процессов:
- мегаспорогенезаи образование зародышевого мешка.
Л-1, с. 333-334; Л-2, с. 119-120.
- микроспорогенезаи образование пыльцы.
Л-1, с. 323-325; Л-2, с. 118-119.
Сравните последовательность и результат, сделайте краткие записи. Процессы, происходящие при образовании гамет, можно изобразить схематически:
|
|
|
|
|
|
Особенности строения цветков различных растений связаны с другой функцией цветка – процессом опыления.
Этот процесс предшествует образованию жизнеспособных семян и плодов. В результате длительного процесса эволюции у покрытосеменных растений вырабатывались приспособления к самоопылению ( пшеница, ячмень, овес, соя, лен, рис, картофель и др.) и к перекрестному опылению (яблоня, вишня, люцерна, гречиха, кукуруза, рожь, конопля). Изучения механизма опыления позволяет управлять этим процессом. Успешному опылению плодовых растений способствует подбор сортов в саду. С этой целью рекомендуют закладывают сады с разнообразными участками яблонь, груш, черешен, слив, и вишен, так как односортные участки плохо опыляются, а если и происходит опыление, то образовавшиеся плоды бывают низкого качества.
*7. Изучите способы опыления; приспособления к перекрестному опылению и приспособления, препятствующие самоопылению.
Л-1, с. 344-349; Л-2, с. 120-121.
*8. Заполните таблицу.
12. Опыление
Определение понятия | |||
Способы | самоопыление | Перекрестное опыление | |
Абиотическое (с помощью неживых факторов среды) | Биотическое (с помощью животных) | ||
Особенности строения цветков | |||
Примеры растений | |||
Роль в природе | |||
Приспособления, предотвращающие или ограничивающие | |||
Перекрестное опыление | Самоопыление | ||
Практическое использование в сельском хозяйстве |
Цветки могут быть одиночными или собранными в группы – соцветия. Безусловно, соцветия повышают вероятность опыления, играют защитную роль. Однако есть и еще одно важное биологическое соцветий – экономия материала. Вместо того, чтобы тратить органические вещества на рост одного большого цветка, растение образует из того же биологического материала множество мелких цветков, благодаря чему резко повышается количество плодов и семян, созревающих на растении.
*9. Изучите строение и классификацию соцветий.
Л-1, с. 338-344; Л-2, с. 115-118.
*10.Заполните таблицу 13.
13. Соцветия
Определение понятия: | |||
Функции: | |||
Классификация | |||
Простые | Сложные | ||
Приведите схемы моноподиальных соцветий и примеры растений, имеющие такие соцветия.
Третья функция цветка связана с процессом оплодотворения, который у покрытосеменных растений имеет ряд особенностей.
*11.Изучите сущность двойного оплодотворения у покрытосеменных растений.
Л-1, с. 349-351; Л-2, с. 121.
*12. Заполните таблицу 14.
14. Оплодотворение
Клетки, участвуют в оплодотворении | Клетки пыльцевого зерна | |
Спермий (n) | Спермий (n) | |
Яйцеклетка (n) | ||
Центральная клетка (2n) | ||
Синергиды | ||
Антиподы |
*13.Запишите значение двойного оплодотворения для последующего формирования плодов м семян.
*14. Запишите способы развития зародыша и семян без оплодотворения.
Л-1, с. 356; Л-2, с. 121.
*15. Запишите особенности партенокарпии – образование на растении плодов без оплодотворения.
Л-1, с. 357.
После оплодотворения начинается формирование плодов и семян, когда в завязь пестика начинают поступать питательные вещества.
Благодаря семенам растения размножаются, расселяются, занимая новые территории. Знания о строении и жизнедеятельности семян позволят научно обосновать агроприемы, применяемые в практике сельского хозяйства: обработка семян перед посевом; закладка на хранение семян определенной влажности; приемы прерывания покоя семян; создание условий для прорастания семян и так далее.
Характерная особенность покрытосеменных растений – развитие сеян внутри плода. У большинства растений плод образуется из завязи пестика. А у некоторых – из пестика и других частей цветка (цветоложе, основание чашелистиков и лепестка). Для дальнейшего изучения плодов, их классификация по количеству семян, характеру околоплодника и т.д.
*16. Изучите развития семени из семязачатка.
Л-1, с. 351-354; Л-2, с. 121 (Раздел «Оплодотворение»).
*17. Изучите функции и морфологические типы семян по месту отложения запасных питательных веществ.
Л-1, с. 354-357; Л-2, с. 121-124.
*18. Заполните схему 8.
Строение: Строение:
1. 1.
2. 2.
3. и т.д. 3. и т.д.
Схема 8. строение и функции семени
Сделайте соответствующие рисунки.
*19. Сравните проростки однодольных и двудольных растений.
Л-1, с. 357-361. Л-2, с. 60-61.
*20. Запишите особенности разных типов прорастания семян.
Литературу смотрите в задании 19.
*21. Изучите процесс развития плода после двойного оплодотворения.
Л-1. с. 361-364; Л-2, с. 121(оплодотворение).
*22. Изучите функции, строение и классификацию плодов.
Л-1, с. 361-372; Л-2, с. 124-128.
*23. Заполните схему 9.
Схема 9. Строение и функции плода
25 000 видов покрытосеменных растений подразделяются на два класса: однодольные и двудольные, которые, в свою очередь, делятся на семейства, их насчитывается около 300.
На протяжении многих столетий человек изменял и улучшал дикорастущие растения, создавая высокоурожайные сорта культурных покрытосеменных растений. Среди них – важнейшие пищевые (пшеница, рис, соя, картофель), кормовые (бобовые, злаки), технические (лен, хлопчатник), лекарственные, эфиромасличные и так далее.
*24. Изучите отличительные признаки однодольных и двудольных растений.
Л-1, с. 377-379; Л-2, с. 243-244.
Заполните таблицу.
*25. Изучите принципы классификации покрытосеменных.
*26. Изучите характерные особенности семейств: Яготиковые, Розановые, Бобовые, Мальвовые, Сельдирейные, Буковые, Березовые, Маковые, Капустные, Маревые, Гречишные, Вьюнковые, Повиликовые, Пасленовые, Яснотковые, Тыквенные, Астровые, Лилейные, Осоковые, Мятликовые.
Л-1, с. 382-468; Л-2, с. 244-317.
*27. Заполните таблицу 15.
15. Характеристика важнейших семейств покрытосеменных растений
Название семейств | представители | Области распространения. Экология | Строение органов | Хозяйственное значение | ||
вегетативных | репродуктивных | |||||
Цветок, соцветие | плод | |||||
*28. Выполните практическую работу, опираясь на значения морфологии цветковых растений.
Практическая работа