Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека.
Однодольные и двудольные растения
Цветковые растения делятся на два класса двудольные и однодольные.
Основными признаками класса Двудольные являются следующие:
– в зародыше семени две семядоли;
– корневая система, как правило, стержневая;
– рост стебля в толщину обеспечивается камбием (боковой меристемой);
– листья, обычно, с сетчатым жилкованием. Исключение – подорожник.
Цветки имеют двойной околоцветник. Число компонентов цветка кратно 5, иногда 4.
Основные жизненные формы – деревья, травы, кустарники.
Признаки класса Однодольные:
– в зародыше одна семядоля;
– мочковатая корневая система;
– стебель не растет в толщину, т.к. не имеет камбия;
– листья простые, с параллельным или дуговым жилкованием. Исключение – вороний глаз.
Число компонентов цветка кратно 3. Околоцветник простой.
Классы цветковых растений делятся на: отделы, порядки, семейства, роды, виды.
Некоторые семейства, входящие в эти классы, представлены в виде таблицы:
Космическая роль растений
Растения играют в жизни других организмов и в биосфере в целом очень важную роль. Хлорофилл растений выступает как посредник между Солнцем и Землей, выполняя на нашей планете космическую роль. Он поглощает и использует энергию солнечного света для синтеза органических веществ из неорганических.
Растения являются продуцентами органических веществ, которые потребляются другими организмами. Растения – основной источник кислорода на Земле. Большинство существующих организмов дышат кислородом, выделенным растениями. Озоновый экран защищает Землю от избытка ультрафиолетового излучения, губительно действующего на организмы. Растения и продукты их жизнедеятельности оказывают влияние на геохимическое строение Земли. Растительные отложения образуют такие полезные ископаемые, как уголь и торф.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
Часть А
А1. Растения для создания органических веществ используют процесс
1) энергетического обмена 3) дыхания
2) хемосинтеза 4) фотосинтеза
А2. У мхов в отличие от водорослей есть
1) споры 2) органы 3) хлорофилл 4) камбий
А3. Все зеленые растения способны к
1) двойному оплодотворению
2) семенному размножению
3) хемосинтезу
4) образованию крахмала в листьях
А4. Зеленые водоросли – это группа растений, образующая систематическую категорию:
1) тип 2) класс 3) отдел 4) семейство
А5. Голубая ель в отличие от папоротника страусника
1) размножается семенами
2) размножается спорами
3) в оплодотворении зависит от воды
4) не имеет проводящих сосудов
А6. Шишка хвойных – это:
1) плод
2) система побегов
3) видоизмененный цветок
4) видоизмененный плод
А7. Что образуется в женских шишках сосны?
1) пыльца
2) семязачатки
3) споры
4) семена
А8. Оплодотворение у цветковых растений называется двойным потому, что:
1) оплодотворяются яйцеклетка и центральная клетка
2) яйцеклетка оплодотворяется два раза
3) в результате образуются два зародыша
4) в нем участвуют два органа размножения
А9. Гаметофит мха кукушкин лен представлен
1) спорой 3) листостебельным растением
2) заростком 4) коробочкой
А10. Гаплоидным организмом у папоротника является
1) спорангий 3) заросток
2) зеленое растение 4) зародыш
А11. Исходными веществами для фотосинтеза являются
1) углекислый газ и вода 3) кислород и липиды
2) белки и углеводы 4) крахмал и кислород
А12. Видоизмененный корень есть у
1) капусты 3) тюльпана
2) чеснока 4) моркови
А13. Соцветие кисть характерно для растений семейства
1) злаки 3) бобовые
2) сложноцветные 4) розоцветные
А14. К однодольным относятся растения, как правило, имеющие
1) стержневую корневую систему и дуговое жилкование листьев
2) мочковатую корневую систему и параллельное жилкование листьев
3) одну семядолю в семени и сетчатое жилкование листьев
4) одну семядолю в семени и сетчатое жилкование листьев
А15. Лук, чеснок, тюльпан относят к семейству
1) сложноцветных 3) лилейных
2) пасленовых 4) луковых
Часть В
В1. Выберите признаки мохообразных растений
1) тело представлено талломом
2) у растения есть листья и стебли
3) размножается семенами
4) гаметофит представлен заростком
5) спорофит – коробочка со спорами
6) из споры вырастает зеленая нить
В2. Выберите характерные особенности папоротникообразных растений
1) отсутствие устьиц на листьях
2) сформированность проводящих пучков
3) наличие ризоидов на гаметофите
4) равно и разнополые заростки
5) доминирование гаметофита
6) расчлененность на органы спорофита
ВЗ. Соотнесите процессы развития с организмом, у которого эти процессы происходят
В4. Определите последовательность развития растения папоротника, начиная со споры
A) заросток Г) зигота
Б) зародыш спорофита Д) спорангии
B) споры
Часть С
С1. Какие эволюционные преобразования произошли в жизненных циклах растений в ряду споровые – покрытосеменные растения.
С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Главный признак деления цветковых растений на классы – строение цветка. 2. Цветок – это генеративный орган растения, обеспечивающий его половое размножение. 3. Главными органами цветка являются плод и семя. 4. Плоды и семена образуются в завязи пестика. 5. Такие плоды, как колос и початок, характерны для злаковых растений. 6. Группы растений со сходным строением плодов и цветков относятся к одному семейству.
Многообразие растений.Часть А. А1 – 4. А2 – 2. А3 – 4. А4 – 3. А5 – 1. А6 – 2. А7 – 4. А8 – 1. А9 – 3. А10 – 3. А11 – 1. А12 – 4. А13 – 3. А14 – 2. А15 – 3.
Часть В. В1 – 2, 5, 6. В2 – 2, 3, 6. В3 А – 1; Б – 1; В – 2; Г – 2; Д – 2; Е – 1. В4 – А, Г, Б, Д.
Часть С. С1 От размножения спорами растения перешли к размножению семенами. Свелась к минимуму зависимость процессов оплодотворения от воды. Появились настоящие проводящие ткани. У покрытосеменных растений возник цветок и процессы двойного оплодотворения.
С2 Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 5. 1) (1) Растения делятся на классы на основании строения семени, корневой системы и жилкования листьев. 2) (3) Главными органами цветка являются тычинки и пестик(и). 3) (5) Колос и початок – это соцветия, а не плоды.
Ткани высших растений
Ткани – это устойчивые комплексы клеток, сходные по своему строению, происхождению и функциям. У прокариот и примитивных водорослей тканей нет. Клеточная дифференциация начинается у бурых водорослей и достигает максимума у покрытосеменных растений. Различают следующие основные группы тканей: образовательные, основные, проводящие, покровные, механические, выделительные.
Побег
Побег –
это стебель с расположенными на нем листьями и почками. Расположение почек и листьев на побеге бывает:
– супротивным – две почки выходят из одного узла;
– очередным – по одной почке в узле;
– мутовчатым – 3 и более почек в одном узле;
– спиральным – почки расположены по спирали.
Элементы побега формируются из общей верхушечной
образовательной ткани и обладают единой проводящей системой. Формирование побега относится к крупнейшим ароморфозам, обусловившим выход растений на сушу.
Почка
– укороченный зачаточный побег – состоит из зачаточного стебля и зачаточных листьев (вегетативная почка) или зачаточных цветков (генеративная почка). Почки, несущие в себе и листья, и цветки, называются смешанными. Верхушечные почки обеспечивают рост побега в длину, боковые (пазушные) обеспечивают ветвление побега. Почки, образующиеся на листьях и в междоузлиях, называются придаточными. «Спящие почки» развиваются после отмирания вышележащих почек, повреждения растений. Эти почки обеспечивают восстановление растений. Почки могут быть защищены почечными чешуями и тогда их называют закрытыми. Почки без чешуй называются открытыми.
Стебель – осевой вегетативный орган с радиальной симметрией. Обладает верхушечным ростом. Главный стебель развивается из почечки зародыша семени. Функции стебля:опорная, проводящая, запасающая, фотосинтезирующая, рост и ветвление растения, вегетативное размножение.
Строение стебля. Стебель травянистых растений состоит из эпидермы и основной ткани – паренхимы. В ней располагаются проводящие сосудисто-волокнистые пучки, содержащие элементы ксилемы и флоэмы. В стеблях древесных растений ксилема и флоэма разделены камбием. Камбий – это образовательная ткань, обеспечивающая рост стебля в толщину. На поперечном срезе такого стебля видны: сердцевина, древесина с годичными кольцами, камбий, кора. Кора – это весь слой, расположенный кнаружи от камбия. Внутренний слой коры, прилегающий к камбию, образован лубом или флоэмой.
По характеру направления роста стебли делятся на прямостоячие (сосна), ползучие (огурец), цепляющиеся (чина луговая), лазающие (лианы), вьющиеся (вьюнок).
Видоизмененные стебли образуют корневища, клубни, луковицы.
Лист – это боковой орган растения, обладающий двусторонней симметрией и обеспечивающий функции фотосинтеза, транспирации и газообмена. Лист состоит из листовой пластинки и черешка. В зависимости от количества листовых пластинок листья бывают простыми (с одной листовой пластинкой на черешке) и сложными (с несколькими листовыми пластинками, имеющими собственные черешки). Форма листьев и их расположение на стебле, тип жилкования являются важными систематическими признаками.
1 – вильчатое; 2 – перистое; 3 – дуговое; 4 – параллельное (жилки идут параллельно вдоль всего листа, от его основания до кончика, что типично для однодольных растений, таких как травы); 5 – пальчатое (несколько основных жилок радиально расходятся недалеко от основания черешка, например, у клёна)
Листья, не имеющие черешка, называются сидячими. Листья с черешками – черешковыми.
Лист с обеих сторон покрыт эпидермисом. На нижней стороне листа находятся устьица, обеспечивающие газообмен и транспирацию. У водных растений устьица расположены на верхней стороне листа. Мякоть листа называется паренхимой или мезофиллом.
Скелет листа образован сосудисто-волокнистыми пучками и механической тканью. Через черешок проводящие элементы листа связаны со стеблем. По характеру расположения жилок встречаются листья с сетчатым, дуговым и параллельным жилкованием. Сетчатое жилкование наиболее характерно для двудольных растений, дуговое и параллельное – для однодольных.
Фотосинтез происходит в столбчатой и губчатой тканях паренхимы. Столбчатая ткань примыкает к верхней кожице, а губчатая – к нижней.
В зависимости от среды обитания у листьев возникли различные адаптации. У растений засушливых мест адаптации связаны с уменьшением испарения и накоплением запасов влаги. У растений влажных мест обитания адаптации связаны с увеличением транспирации.
В зависимости от характера адаптаций возникли видоизменения листьев: колючки (барбарис, кактус), усики (горох), ловчий аппарат (непентес), мясистые чешуи (лук), плотная кутикула (столетник).
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
Часть А
А1. Корневую систему растения образуют корни
1) стержневые 3) придаточные
2) боковые 4) все виды корней
А2. Какую из функций корни не выполняют?
1) закрепление растения в почве
2) всасывание минеральных растворов солей
3) запасание органических веществ
4) образование органических веществ
А3. У срезанной ветки тополя, поставленной в воду, будут развиваться корни
1) придаточные 3) главный
2) боковые 4) все виды корней
А4. Корневой чехлик защищает зону
1) проведения 3) роста
2) всасывания 4) деления
А5. Цветки развиваются из почек
1) вегетативных 3) верхушечных
2) генеративных 4) спящих
А6. Если в одном узле побега развивается 3 и более листьев, то расположение листьев на этом побеге называется
1) очередное 3) мутовчатое
2) супротивное 4) спиральное
А7. Сходство между корнем и стеблем проявляется в том, что оба органа
1) растут из почки
2) делятся на одинаковые функциональные зоны
3) имеют почки
4) растут своей верхушкой
А8. Простыми называют листья с
1) сетчатым жилкованием
2) одним черешком и одной листовой пластинкой
3) одним черешком и несколькими листовыми пластинками
4) несколькими черешками и несколькими листовыми пластинками
А9. Конус нарастания стебля образован тканью
1) покровной 3) механической
2) образовательной 4) основной
А10. Вода и минеральные соли передвигаются по:
1) сердцевине 3) ксилеме
2) флоэме 4) коре
А11. Камбий находится между
1) корой и лубом 3) древесиной и сердцевиной
2) лубом и древесиной 4) кожицей и пробкой
А12. К главным частям цветка относятся
1) чашечка и венчик 3) пестик и тычинки
2) завязь и цветоложе 4) венчик и семязачаток
Часть В
В1. Выберите элементы внутреннего строения стебля
1) камбий 4) ситовидные трубки
2) столбчатая ткань 5) зона роста
3) сердцевина 6) зона всасывания
В2. Выберите элементы внутреннего строения листа
1) губчатая паренхима 4) трахеиды
2) хлоропласты 5) устьица
3) склереиды 6) каменистые клетки
ВЗ. Определите последовательность расположения зон корня, начиная снизу
A) зона всасывания Г) зона деления
Б) зона роста Д) корневой чехлик
B) зона проведения
В4. Определите последовательность зон стебля на его поперечном разрезе
A) пробка Б) кожица
B) сердцевина Г) камбий
Д) луб Е) древесина
Часть С
С1. Назовите основные отличия растений от животных.
С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Растения, автотрофные организмы, использующие химическую энергию для создания органических веществ. 2. Клетки растений отличаются от клеток других эукариот наличием целлюлозной клеточной стенки, вакуолей, хлоропластов и других пластид. 3. В процессе фотосинтеза растения создают органические вещества из углекислого газа и воды. 4. В процессе дыхания они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 5. Растут растения в течение всей жизни. 6. Все растения, живущие на Земле, образуют один отдел – Растения.
СЗ. Докажите, что появление цветка стало крупным ароморфозом, повлиявшим на расцвет покрытосеменных растений.
Царство Растения.Часть А. А1 – 4. А2 – 4. А3 – 1. А4 – 4. А5 – 2. А6 – 3. А7 – 4. А8 – 2. А9 – 2. А10 – 3. А11 – 2. А12 – 3.
Часть В. В1 – 1, 3, 4. В2 – 1, 2, 5. В3 —Г, Б, А, В. В4 – Б, А, Д, Г, Е, В.
Часть С. С1 Клетки растений имеют плотную целлюлозную оболочку, пластиды, вакуоли с клеточным соком. У животных этих структур нет. Растения – автотрофные по способу питания организмы, запасающие крахмал, а не гликоген. Животные – гетеротрофные организмы. Для растений характерны неподвижность и неограниченный рост в течение всей жизни. Животные, как правило, подвижны и ограничены в росте.
С2 Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 6. 1) (1) Растения для создания органических веществ используют световую энергию. 2) (4) В процессе дыхания растения выделяют углекислый газ и поглощают кислород. 3) (6) Все растения образуют систематическую группу – Царство.
СЗ Появление цветка способствовало: 1) защите зародыша от неблагоприятных условий окружающей среды; 2) привлечению насекомых и других опылителей; 3) распространению пыльцы различными способами; 4) образованию плодов и семян, распространяющихся различными способами.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
Часть А
А1. Основная борьба за существование происходит между
1) классами 3) семействами
2) отделами 4) видами
А2. Ареал – это область распространения
1) отряда 2) вида 3) царства 4) класса А
AЗ. Укажите правильный порядок классификации
1) класс – тип – семейство – отряд – вид – род
2) тип – класс – отряд – семейство – род – вид
3) отряд – семейство – род – вид – отдел
4) вид – род – тип – класс – отряд – царство
А4. Укажите признак, на основании которого двух вьюрков можно отнести к разным видам
1) живут на разных островах
2) различаются размерами
3) приносят плодовитое потомство
4) отличаются хромосомными наборами
А5. Какая из таксономических групп растений указана неправильно?
1) класс двудольные
2) отдел покрытосеменные
3) тип хвойные
4) семейство крестоцветные
А6. Ланцетник относится к
1) классу хордовых 3) типу животных
2) подклассу рыб 4) подтипу бесчерепных
А7. Капуста и редька относятся к одному семейству на основании
1) строения корневой системы
2) жилкования листьев
3) строения стебля
4) строения цветка и плода
А8. В каком случае перечислены «царства» органического мира?
1) бактерии, растения, грибы, животные
2) деревья, хищники, простейшие, водоросли
3) беспозвоночные, позвоночные, хлорофилльные
4) споровые, семенные, рептилии, амфибии
Часть В
В1. Выберите три названия семейств растений
1) двудольные
2) мохообразные
3) зонтичные
4) голосеменные
5) мотыльковые
6) розоцветные
В2. Выберите три названия отрядов животных
1) рыбы
2) пресмыкающиеся
3) хрящевые рыбы
4) хищные
5) бесхвостые (амфибии)
6) крокодилы
ВЗ. Соотнесите таксон с группой животных, образующих этот таксон
В4. Установите последовательность соподчинения систематических групп растений, начиная с наибольшей
A) отдел Покрытосеменные Г) род Пшеница
Б) семейство Злаки Д) класс Однодольные
B) вид Пшеница безостая
Часть С
С1. Проклассифицируйте собаку по кличке Рекс.
Ответы Систематика. Часть А. А1 – 4. А2 – 2. А3 – 2. А4 – 4. А5 —3. А6 – 4. А7 – 4. А8 – 1.
Часть В. В1 – 3, 5, 6. В2 – 4, 5, 6. В3 А– 1; Б – 2; В – 2; Г – 1; Д – 1; Е – 2. В4 – А, Д, Б, Г, В.
Часть С. С1 Тип Хордовые, класс Млекопитающие, отряд Хищные, семейство Собачьи, род Собака, вид собака домашняя, индивидуум Рекс.
Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека.
Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: водоросли, голосеменные растения, мохообразные, кукушкин лен, оплодотворение, покрытосеменные, разнообразие, ризоиды, споры, хроматофор, цикл развития, эволюция растений, экология растений.
Жизненный цикл водорослей
Отдел Зеленые водоросли включает в себя одноклеточные колониальные и многоклеточные растения. Всего около 13 тыс. видов. К одноклеточным относятся хламидомонада,хлорелла.
Колонии образованы клетками вольвокса и пандорины. К многоклеточным зеленым водорослям относятся ульва, улотрикс, спирогира и другие.
Общим для всех Зеленых водорослей является наличие хроматофора, содержащего хлорофилл.
Размножаются зеленые водоросли бесполым и половым путями. Бесполое размножение осуществляется жгутиковыми зооспорами, формирующимися внутри материнской клетки или частями тела – таллома. Половой процесс связан с образованием гамет и последующим их слиянием с образованием зиготы. При этом не у всех водорослей гаметы подразделяются на мужские и женские: у некоторых водорослей сливаются две одинаковые гаметы. Из зиготы либо образуется новая особь, либо зооспоры. В жизненном цикле водорослей гаплоидная фаза преобладает над диплоидной.
Жизненные циклы споровых растений. Моховидные, или Мохообразные, растения насчитывают более 20 тыс. видов. Все они представляют собой листостебельные растения, у которых нет корней и проводящих тканей.
Сравнительное строение мхов и печёночников
Поэтому воду они получают из осадков, тумана, росы. К субстрату некоторые мхи прикрепляются ризоидами – клеточными выростами, которые у молодых растений всасывают водные растворы минеральных солей из почвы. Позже они эту функцию утрачивают и служат органами прикрепления. В жизненном цикле мхов преобладает зеленое растение с листьями – гаметофит.
Чередование поколений у высших споровых растений
Это половое поколение мха. Гаметофит развивается из гаплоидной споры, попавшей во влажную среду. У зеленого мха Кукушкин лен гаметофит представлен мужскими и женскими растениями. На мужском гаметофите в антеридиях и на женском – в архегониях образуются гаметы. Сперматозоиды кукушкина льна снабжены жгутиками. Оплодотворение происходит только во влажных условиях. После этого на женских растениях развивается спорофит – коробочка на ножке. Коробочка паразитирует на гаметофите. В коробочке из диплоидных клеток-предшественниц мейотическим путем образуются гаплоидные споры. Из споры, попавшей на землю, сначала вырастает зеленая нить – протонема. Из части протонемы образуются ризоиды (выросты отдельных клеток, углубляющиеся в почву), а из другой ее части – стебель и листья кукушкина льна. Таким образом размножаются мхи как с помощью спор, так и с помощью гамет.
Сфагновые мхи. Отличаются от зеленых мхов отсутствием ризоидов. Воду поглощают всей поверхностью тела, благодаря воздухоносным клеткам. Цикл развития такой же, как и у зеленых мхов. Из отмерших частей растения в условиях недостатка кислорода образуется торф.
Папоротниковидные. Многолетние травянистые или древесные растения, тело которых расчленено на стебель, лист (вайи) и корни или корневища.
Строение папоротника-орляка
Развиты покровные и проводящие ткани. Спорангии находятся на нижней стороне листовой пластинки. Споры прорастают, попадая в почву.
Из спор вырастают обоеполые (у равноспоровых) или разнополые (у разноспоровых) заростки, имеющие ризоиды. На заростках формируются антеридии и архегонии. После оплодотворения образуется зигота, из которой развивается диплоидный зародыш, а затем спорофит – листостебельное растение. На нижней стороне листьев развиваются сорусы – спорангии со спорами. У некоторых водных Папоротниковидных имеются мужские и женские заростки.
Голосеменные растения произошли от древнейших папоротниковидных в девонском периоде. В настоящее время насчитывают около 700 видов деревьев и кустарников. Основную группу составляют хвойные деревья: ель, сосна, лиственница, кедр, пихта, можжевельник, туя, кипарис и т.д. В жизненном цикле господствует диплоидный спорофит. Он представляет собой ствол с хорошо развитой корой и древесиной, пронизанными смоляными ходами. В ходах накапливаются смолы, эфирные масла, бальзамы. Листья хвойные или чешуевидные.
Сосна, многолетнее растение, размножающееся семенами, которые образуются в шишках. Шишки двух типов – мужские и женские.
Строение сосны обыкновенной
Мужские зеленые шишки развиваются у основания молодых побегов. На нижней стороне каждой чешуйки находятся 2 пыльцевых мешка. В них после мейотического деления исходных клеток развиваются гаплоидные микроспоры. Из микроспор образуются пыльцевые зерна. Пыльцевое зерно сосны является гаметофитом. Оно покрыто двумя оболочками, между которыми находится камера, заполненная воздухом. Воздух облегчает вес пыльцы. Внутри каждой микроспоры образуется два спермия и клетки, дающие начало пыльцевой трубке. Женские красноватые шишкиразвиваются на конце молодых побегов. На их оси находятся семенные чешуйки. На нижней стороне семенных чешуек формируется по 2 семязачатка. В семязачатке есть пыльцевход. Опыление у сосны происходит следующим образом: пыльца приклеивается к семязачаткам смолистым веществом. Вегетативная клетка пыльцы образует пыльцевую трубку, которая проникает в семязачаток. Примерно через 12—14 месяцев происходит оплодотворение. Один из спермиев оплодотворяет яйцеклетку, а другой погибает. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается семя. Семена, снабженные крылатыми выростами, разлетаются. При попадании в почву в благоприятных условиях они дают начало новому растению.
Покрытосеменные растения произошли предположительно в мезозое от голосеменных предков. Насчитывают около 250 тыс. видов. Они господствуют на большей части суши и создают основную часть фитомассы и кислорода. Освоить сушу покрытосеменные смогли благодаря прогрессивным изменениям вегетативных и репродуктивных органов.
К основным ароморфозам, обеспечившим появление и распространение цветковых растений, относятся:
– формирование сосудистых проводящих тканей – ксилемы и флоэмы;
– появление цветка, из завязи которого развивается плод, защищающий семена;
– возникновение двойного оплодотворения, обеспечивающего формирование триплоидного эндосперма, необходимого для развития диплоидного зародыша; редукция женского гаметофита до 8 клеток зародышевого мешка.
Мужской гаметофит образуется в пыльниках тычинок и представляет собой пылинку. Пылинка содержит генеративную и вегетативную клетки. При попадании на рыльце пестика, пыльца прорастает. Из генеративной клетки образуется 2 спермия. Спермии по пыльцевой трубке, образовавшейся из вегетативной клетки, попадают в зародышевый мешок. Ядро одного спермия сливается с ядром яйцеклетки, а ядро другого спермия сливается с диплоидным центральным ядром. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается зародыш, а из триплоидного ядра – ядра запасающей ткани – эндосперм. Этот способ оплодотворения был открыт С.Г. Навашиным и получил название двойного оплодотворения.