Тема: ОЦЕНКА РЕАКЦИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ НА ДОЗИРОВАННУЮ ФИЗИЧЕСКУЮ НАГРУЗКУ
Цель занятия: ознакомиться с методиками измерения частоты пульса (ЧП) и АД, измерить пульс и давление в покое и в восстановительный период после 30 глубоких приседаний. Дать оценку функционального состояния ССС в покое и ее реакции на нагрузку.
Приборы и материалы: секундомер; сфигмоманометр; фонендоскоп; метроном; спирт; вата.
ПЛАН ПОДГОТОВКИ:
1. Подготовьте ответы на следующие вопросы:
1. Общее понятие о системе кровообращения.
2. Строение сердца.
3. Работа сердца.
4. Что отражает пульс ?
5. Что такое давление крови ?
6. Какие значения пульса, АД крови характеризуют нормальное состояние сердечно-сосудистой системы ?
7. Как изменяются частота пульса и давление при стандартных физических нагрузках ?
8. Для чего проводятся функциональные пробы ?
9. Понятие о систолическом и минутном объемах крови.
2. Подготовьтесь к проведению практической работы. Ознакомьтесь с ходом практической работы.
Ход занятия.
В эксперименте участвуют 4 студента: испытуемый, измеряющие пульс, АД и хронометрист. За 10-15 мин до измерений испытуемый должен спокойно сидеть.
Пульс прощупывается пальцами на лучевой артерии в области левого запястья. Пульсовые толчки подсчитываются в течение 1 мин.
АД измеряют приборами - сфигмоманометрами (ртутными и пружинными). На левое плечо испытуемого надевают резиновую манжетку, соединенную с резиновой грушей, которой нагнетают воздух одновременно в манжетку и манометр. Таким образом, давление воздуха в манжетке и измерительной системе будет одинаковым. В ртутных приборах давление измеряется по уровню ртути в стеклянной трубке. Этот уровень выражается в миллиметрах ртутного столба или гектопаскалях. В тонометрах круговая шкала программирована так же (мм. рт. ст.). Пульсовые колебания прослушиваются с помощью фонендоскопа. Его концы (предварительно протертые смоченной в спирте ватой) вставляют в слуховые отверстия (проходы), а капсулу прикладывают к локтевой ямке. По мере нагнетания воздуха (при закрытом кране груши) становятся слышны удары пульса, затем они исчезают, что указывает на полное пережатие плечевой артерии. Нагнетание воздуха прекращает, винт груши слегка откручивают, воздух выходит из системы.
Измеряющий давление внимательно следит за уровнем ртути или движением стрелки. Момент появления первого звука пульсового толчка соответствует максимальному (систолическому) давлению. Последующие толчки усиливаются, затем ослабевают и момент исчезновения последнего звука соответствует минимальному (диастолическому) давлению. Разность между максимальным (систолическим) давлением и минимальным (диастолическим) составляет пульсовое давление.
Функциональная проба с дозированной нагрузкой. Испытуемый (не снимая манжетки) выполняет 30 глубоких приседаний за 30 с. Соответствующий темп движений определяется ударами метронома. Сразу после приседаний пульс подсчитывают за 10 с и результат умножают на 6 (при более длительном измерении частота пульса, ее значение в течение первой минуты восстановительного периода резко снижается и" следовательно, уже не будет адекватно отражать воздействие нагрузки), затем измеряют артериальное кровяное давление. Измерения повторяют на 5-й и 10-й минутах восстановительного периода.
Результаты измерений записывают в таблицу:
Показатель | Состояние покоя | Время после нагрузки, мин | ||
Частота пульса | ||||
Систолическое давление | ||||
Диастолическое давление | ||||
Пульсовое давление | ||||
Систолический объем крови | ||||
Минутный объем крови |
Оценка результатов: пульс в покое - 80 уд. в 1 мин. и ниже оценивается как нормальный; а свыше 80 - считается частым.
Артериальное давление (АД) обозначается в виде дроби - максимальное (систолическое), минимальное (диастолическое). Давление в пределах 100/60...130/80 мм рт. ст. считается нормальным для лиц в возрасте 18-30 лет - выше указанных значений - повышенным (гипертония), ниже пониженным (гипотония).
Оценка реакции пульса на функциональную пробу - процент его учащения например, пульс покоя за минуту равен 66 ударам, а после нагрузки -114. Частота пульса в покое принимается за 100%, разница в частоте до и после нагрузки за X . Процент учащения пульса вычисляется из пропорции:
66 – 100 % Х = (48 х 100) : 66 = 73
(114 – 66) - Х
После нагрузки (30 глубоких приседаний за 30 с) нормальной реакцией принято считать учащение пульса на 60-80%. Более выраженное учащение свидетельствует о нерациональной реакции сердца на нагрузку. Это может быть следствием низкой тренированности сердца, повышенной реактивности его к нагрузкам и т.д.
При оценке реакции АД на функциональную пробу обращают внимание на сдвиги максимального, минимального и пульсового давления. Нормальная реакция: увеличение систолического давления на 15-30%, пульсового - на 60-80%, незначительные колебания диастолического давления. При нерациональной реакции на нагрузку максимальное и пульсовое давление повышается, минимальное колеблется более значительно. При хорошем функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы пульс и АД на 5-й минуте после нагрузки почти восстанавливается. На основании значений АД и пульса рассчитывают систолический (ударный) объем крови (количество крови, выталкиваемое левым желудочком за одно сокращение) и минутный (произведение систолического объема на частоту пульса) по соответствующим формулам.
Для детей: СОК - 100 + 0,5 ПК - 0,6 ДД + 3,2 возраста;
для взрослых: СОК = 100 + 0,5 ПД - 0,6 ДД - 0,6 возраста, где СОК - систолический объем крови; ПД - пульсовое давление; ДД -диастолическое давление; МОК = СОК х частоту пульса.
При хорошем функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы минутный объем после физической нагрузки увеличивается преимущественно за счет повышения систолического объема крови.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анатомия человека: в 2 т. / под ред. М.Р. Сапина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2001.
2. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков.- М.: Медицина. 1997.
3. Дунай В.И. Физиология высшей нервной деятельности: курс лекций / В.И. Дунай, Б.А. Тщентке, А.Н. Антоненко. – Мн.: БГУ, 2007.
4. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: учеб. пособ. для студ. вузов и сред. проф. учеб. заведений / Ю.А. Ермолаев. – М.: Спорт Пресс, 2001.
5. Коляденко Г.. Анатомия людини.- К.: Либидь, 2001.
6. Курепина М.М. Анатомия человека: учебник / М.М. Георгиева, С.А. Физиология.- М.: Просвещение, 1982.
7. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека.- М., 1989.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2