Тема: КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ

Цель: Закрепить знания студентов о функциях кровообращения. Изучить состав и свойства крови, группы крови и переливание крови. Рассмотреть круги кровообращения, строение сердца и сердечный цикл, движение крови по сосудам и регуляцию кровообращения. Возрастные особенности системы кровообращения.

План

1. Общий план строения и функции системы кровообращения.

2. Кровь и ее значение.

3. Система кровообращения.

4. Регуляция кровообращения и ее возрастные особенности.

Темы докладов

Возрастные особенности физиологии системы кровообращения.

Иммунитет как специфическая система защиты организма.

Структурно-функциональные особенности лимфатической системы.

Вопросы для обсуждения и закрепления знаний

1. Значение сердечно-сосудистой системы для организма человека..

2. Что такое внутренняя среда организма?

3. Опишите состав крови. Какие форменные элементы крови вы знаете?

4. Что такое лейкоцитарная формула?

5. Как осуществляется процесс свертывания крови?

6. Расскажите о группах крови и переливании крови

7. Что такое антитела и антигены?

8. Какие формы иммунитета вы знаете?

9. Дайте общую схему кровообращения.

10. Назовите сосуды малого и большого кругов кровообращения.

11. Охарактеризовать строение сердца в связи с его функцией рабочего насоса.

12. Что вы знаете о проводящей системе сердца?

13. Перечислите фазы сердечного цикла.

14. Почему сердце работает всю жизнь и не устает?

15. Опишите электрические явления в сердце. Что такое электрокардиограмма?

16. Каковы закономерности движения крови по сосудам?

17. Дать понятия об артериальном давлении и пульсе, их возрастных особенностях.

18. Как происходит регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы?

19. Назовите части лимфатической системы. Существуют ли лимфатические артерии?

20. Как происходит лимфообразование? Значение лимфы.

21. Какие органы кроветворения вы знаете?

22. Опишите возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

ЛИТЕРАТУРА

1. Георгиева С.А. Физиология.- М.: Просвещение, 1982.

2. Коляденко Г.. Анатомия людини.- К.: Либидь, 2001.

3. Курепина М.М. Анатомия человека: учебник / М.М. Курепина А.П. Ожигова А.А. Никитина. – М.: Владос, 2005. – 383 с.

4. Лупандин В.Н. Основы сенсорной физиологии: учебное пособие / В.Н. Лупандин, О.Е. Сурнина. – М.: Сфера, 2006. – 288 с.

5. Любимова З.В., Маринова К.В., Никитина А.А. Возрастная физиология. М.: Владос, 2004.

6. Начала физиологии: учебник / под ред. А.Д. Ноздрачева. – 3-е изд., стер. – СПб: Лань, 2004.

7. Нормальная физиология: учебное пособие: в 3 т. / под ред. В.Н. Яковлева. – М.: Академия, 2006.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Тема: ДЫХАНИЕ

Цель: Закрепить знания студентов о строении и функциях дыхательной системы. Изучить воздухоносные пути, аппарат голосообразования, дыхательный аппарат. Рассмотреть механизм дыхательных движений, регуляцию дыхания.

План

1. Общий план строения и функции дыхательной системы.

2. Дыхательные движения.

3. Регуляция дыхания и ее возрастные особенности.

Темы докладов

Возрастные особенности физиологии дыхательной системы.

Гигиена дыхания.

Регуляция дыхания и ее возрастные особенности.

Вопросы для обсуждения и закрепления знаний

1. Перечислите функции дыхательной системы.

2. Перечислите этапы процесса дыхания, охарактеризуйте их.

3. Опишите дыхательные пути (носовую полость, гортань, трахею, бронхи).

4. Расскажите о механизме звукообразования.

5. Какое строение имеют органы дыхания (легкие)?

6. Особенности строения альвеолярного дерева – ацинуса, как структурно-функциональной единицы легкого.

7. Что такое плевра? Какова ее роль?

8. Объяснить механизм дыхательных движений.

9. Какие мышцы участвуют в дыхании?

10. Как осуществляется газообмен в легких и тканях?

11. Назовите легочные объемы как показатели функционального состояния аппарата внешнего дыхания.

12. Охарактеризуйте механизм регуляции дыхания.

13. Назовите возрастные особенности дыхания у детей и подростков.

14. Гигиеническое значение воздушной среды в помещении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Георгиева С.А. Физиология.- М.: Просвещение, 1982.

2. Нормальная физиология: учебное пособие: в 3 т. / под ред. В.Н. Яковлева. – М.: Академия, 2006.

3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2 т. / Под ред. А.Д. Ноздрачева.- М., 1991.

4. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособ. для вузов / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. - 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2004.

5. Солодков А.С. Физиология человека: Общая. Спортивная. Возрастная: учеб. для вузов / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: Олимпия Пресс: Терра-Спорт, 2001. – 520 с.

6. Физиология человека: учебное пособие / под ред. А.А. Семенович. – Минск: Выш. шк., 2007. - 544 с.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

Тема: ПИЩЕВАРЕНИЕ

Цель: Закрепить знания студентов о строении и функциях пищеварительной системы. Изучить пищеварение в ротовой полости, в желудке. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Рассмотреть всасывание и моторную функцию кишечника.

План

1. Общий план строения и функции пищеварительной системы.

2. Органы пищеварения.

3. Регуляция пищеварения.

4. Возрастные особенности органов пищеварения.

Темы докладов

Возрастные особенности физиологии пищеварительной системы.

Функциональное значение печени и поджелудочной железы в процессе пищеварения.

Защитные пищевые рефлексы. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.

Вопросы для обсуждения и закрепления знаний

1. Дайте структурно-функциональную характеристику пищеварительной системы.

2. Опишите строение полости рта.

3. Объясните морфо-функциональные особенности строения зуба. Что такое зубная формула?

4. Расскажите о слюнных железах и процессе пищеварения в полости рта.

5. Что вы знаете о глотке и ее отделах?

6. Расскажите о строении и функции пищевода.

7. Какое строение имеет желудок?

8. Какой состав пищеварительного сока в желудке?

9. Поясните физиологию пищеварения в желудке.

10. Какую роль играет соляная кислота в желудке?

11. Назовите отделы тонкого кишечника. Какие физиологические процессы проходят в тонком кишечнике?

12. Какую роль играет поджелудочная железа? Каков состав поджелудочного сока?

13. Роль печени в пищеварении.

14. Перечислите отделы, особенности строения толстого кишечника.

15. Какие физиологические процессы проходят в толстом кишечнике?

16. Как осуществляется регуляция пищеварения?

17. Каковы возрастные особенности пищеварительной системы у детей и подростков?

ЛИТЕРАТУРА

1. Коляденко Г.. Анатомия людини.- К.: Либидь, 2001.

2. Курепина М.М. Анатомия человека: учебник / М.М. Курепина А.П. Ожигова А.А. Никитина. – М.: Владос, 2005. – 383 с.

3. Лупандин В.Н. Основы сенсорной физиологии: учебное пособие / В.Н. Лупандин, О.Е. Сурнина. – М.: Сфера, 2006. – 288 с.

4. Любимова З.В., Маринова К.В., Никитина А.А. Возрастная физиология. М.: Владос, 2004.

5. Начала физиологии: учебник / под ред. А.Д. Ноздрачева. – 3-е изд., стер. – СПб: Лань, 2004.

6. Хрипкова А,Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена.- М.: Просвещение. 1990.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10

Наши рекомендации