Тема: ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ
Цель:Рассмотреть строение и функции скелета человека. Изучить строение костей, типы соединения костей. Рассмотреть строение и классификацию скелетных мышц. Изучить работу мышц, мышечный тонус, развитие мышечной системы. Особенности реакции организма на физическую нагрузку в различные возрастные периоды.
План
1. Значение опорно-двигательного аппарата. Строение костей. Типы соединение костей.
2. Части скелета и их развитие.
3. Нарушения опорно-двигательного аппарата.
4. Строение и классификация скелетных мышц.
5. Работа мышц. Мышечный тонус.
6. Возрастные особенности реакции организма на физическую нагрузку. Развитие двигательных навыков.
Темы докладов
Возрастные особенности роста и развития опорно-двигательного аппарата.
Нарушения опорно-двигательного аппарата.
Вопросы для обсуждения и закрепления знаний
1. Какое значение имеет опорно-двигательный аппарат?
2. Расскажите о строении кости. Дайте классификацию костей.
3. Какие типы соединения костей вы знаете?
4. Поясните строение и функции суставов?
5. Что такое скелет? Назовите его отделы.
6. Что вы знаете о позвоночном столбе? Опишите строение шейных позвонков.
7. Структурно-функциональное значение грудной клетки. Опишите строение ребер и грудины.
8. Объясните строение крестцовых и копчиковых позвонков.
9. Каковы особенности строения скелета верхних конечностей?
10. Какое строение имеет скелет нижних конечностей?
11. Назовите отделы и составные элементы черепа.
12. Возрастные особенности роста и развития опорно-двигательного аппарата.
13. Какие нарушения опорно-двигательного аппарата вы знаете? Расскажите о школьной мебели и ее использовании.
14. Какое строение имеют скелетные мышцы? Дайте классификацию скелетных мышц.
15. Перечислите основные мышцы туловища.
16. Какие мышцы конечностей вы знаете?
17. Расскажите о мышцах черепа.
18. Охарактеризуйте основные функциональные свойства мышц. Объясните механизм мышечного сокращения.
19. Что вы знаете об утомлении, его возрастных особенностях?
20. Расскажите о развитии двигательных навыков и совершенствовании координации движений с возрастом.
21. Что такое гиподинамия? Какой вред она оказывает?
ЛИТЕРАТУРА
1. Воробьева Е.А., Губарь А.В. Анатомия и физиология.- М., 1987.
2. Сандаков, Д.Б. Физиология человека и животных: элементарные физиологические процессы: курс лекций / Д.Б. Сандаков, Г.И. Захаревская – Минск: БГУ, 2003.
3. Скопичев, В.Г. Частная физиология: учебное пособие для студентов вузов: в 2 ч. / В.Г. Скопичев. – Москва: КолосС, 2006.
4. Физиология висцеральных систем / под ред. А.Д. Ноздрачева. – М.: Академия, 2007.
5. Физиология нервной, мышечной и сенсорных систем / под ред. А.Д. Ноздрачева. – М.: Академия, 2007.
6. Физиология человека: в 3 т. / под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. – М.: Мир, 1996.
7. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека.- Ростов-на-Дону, 2003.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
Тема: ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ
Цель: Закрепить знания студентов о роли желез внутренней секреции в организме. Изучить гормоны эндокринных желез, их функции. Рассмотреть регуляцию желез внутренней секреции.
План
1. Расположение и функции желез внутренней секреции.
2. Гормоны, их свойства.
3. Характеристика эндокринных желез.
4. Регуляция желез внутренней секреции.
Темы докладов
Развитие и функциональные особенности желез внутренней секреции у детей и подростков.
Половое воспитание детей и подростков.
Гипотоламо-гипофизарная система, ее роль в регуляции деятельности желез внутренней секреции.
Вопросы для обсуждения и закрепления знаний
1. Расскажите о роли желез внутренней секреции. Их положение в организме.
2. Что такое гормоны и какими свойствами они обладают?
3. Строение гипофиза и его связь с другими эндокринными железами.
4. Что вы знаете о гормонах передней доли гипофиза, задней доли гипофиза?
5. Расскажите строение и функциональные особенности щитовидной железы.
6. Строение и роль паращитовидных желез.
7. Какую роль в организме играет вилочковая железа?
8. Объясните особенности строения и функции надпочечников.
9. Какую роль играют в организме гормоны надпочечников?
10. Расскажите об эндокринной функции поджелудочной железы.
11. Какие железы называют смешанными и почему?
12. Какова роль гормонов половых желез?
13. Какие стадии полового созревания вы знаете?
14. Объясните, как происходит регуляция желез внутренней секреции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гайворонский, И.В. Нормальная анатомия человека: учебник / И.В. Гайворонский. – 4-е изд. – СПб.: СпецЛит, 2004.
2. Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности: учебное пособие / Н.Н. Данилова; А.Л. Крылова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
3. Мащенко, М.В. Введение в сенсорную физиологию: пособ. / М.В. Мащенко, О.Л. Борисов. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003.
4. Основы физиологии человека в 2-х том / под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб, 1994.
5. Основы физиологии человека: учебник / Н.А. Агаджанян, И.Г. Власова, Н.В. Ермакова; В.И. Торшин. – 2-е изд., испр. – М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2005.
6. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека.- Ростов-на-Дону. 2003.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7