Тема: ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

Цель:Рассмотреть строение и функции скелета человека. Изучить строение костей, типы соединения костей. Рассмотреть строение и классификацию скелетных мышц. Изучить работу мышц, мышечный тонус, развитие мышечной системы. Особенности реакции организма на физическую нагрузку в различные возрастные периоды.

План

1. Значение опорно-двигательного аппарата. Строение костей. Типы соединение костей.

2. Части скелета и их развитие.

3. Нарушения опорно-двигательного аппарата.

4. Строение и классификация скелетных мышц.

5. Работа мышц. Мышечный тонус.

6. Возрастные особенности реакции организма на физическую нагрузку. Развитие двигательных навыков.

Темы докладов

Возрастные особенности роста и развития опорно-двигательного аппарата.

Нарушения опорно-двигательного аппарата.

Вопросы для обсуждения и закрепления знаний

1. Какое значение имеет опорно-двигательный аппарат?

2. Расскажите о строении кости. Дайте классификацию костей.

3. Какие типы соединения костей вы знаете?

4. Поясните строение и функции суставов?

5. Что такое скелет? Назовите его отделы.

6. Что вы знаете о позвоночном столбе? Опишите строение шейных позвонков.

7. Структурно-функциональное значение грудной клетки. Опишите строение ребер и грудины.

8. Объясните строение крестцовых и копчиковых позвонков.

9. Каковы особенности строения скелета верхних конечностей?

10. Какое строение имеет скелет нижних конечностей?

11. Назовите отделы и составные элементы черепа.

12. Возрастные особенности роста и развития опорно-двигательного аппарата.

13. Какие нарушения опорно-двигательного аппарата вы знаете? Расскажите о школьной мебели и ее использовании.

14. Какое строение имеют скелетные мышцы? Дайте классификацию скелетных мышц.

15. Перечислите основные мышцы туловища.

16. Какие мышцы конечностей вы знаете?

17. Расскажите о мышцах черепа.

18. Охарактеризуйте основные функциональные свойства мышц. Объясните механизм мышечного сокращения.

19. Что вы знаете об утомлении, его возрастных особенностях?

20. Расскажите о развитии двигательных навыков и совершенствовании координации движений с возрастом.

21. Что такое гиподинамия? Какой вред она оказывает?

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьева Е.А., Губарь А.В. Анатомия и физиология.- М., 1987.

2. Сандаков, Д.Б. Физиология человека и животных: элементарные физиологические процессы: курс лекций / Д.Б. Сандаков, Г.И. Захаревская – Минск: БГУ, 2003.

3. Скопичев, В.Г. Частная физиология: учебное пособие для студентов вузов: в 2 ч. / В.Г. Скопичев. – Москва: КолосС, 2006.

4. Физиология висцеральных систем / под ред. А.Д. Ноздрачева. – М.: Академия, 2007.

5. Физиология нервной, мышечной и сенсорных систем / под ред. А.Д. Ноздрачева. – М.: Академия, 2007.

6. Физиология человека: в 3 т. / под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. – М.: Мир, 1996.

7. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека.- Ростов-на-Дону, 2003.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Тема: ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ

Цель: Закрепить знания студентов о роли желез внутренней секреции в организме. Изучить гормоны эндокринных желез, их функции. Рассмотреть регуляцию желез внутренней секреции.

План

1. Расположение и функции желез внутренней секреции.

2. Гормоны, их свойства.

3. Характеристика эндокринных желез.

4. Регуляция желез внутренней секреции.

Темы докладов

Развитие и функциональные особенности желез внутренней секреции у детей и подростков.

Половое воспитание детей и подростков.

Гипотоламо-гипофизарная система, ее роль в регуляции деятельности желез внутренней секреции.

Вопросы для обсуждения и закрепления знаний

1. Расскажите о роли желез внутренней секреции. Их положение в организме.

2. Что такое гормоны и какими свойствами они обладают?

3. Строение гипофиза и его связь с другими эндокринными железами.

4. Что вы знаете о гормонах передней доли гипофиза, задней доли гипофиза?

5. Расскажите строение и функциональные особенности щитовидной железы.

6. Строение и роль паращитовидных желез.

7. Какую роль в организме играет вилочковая железа?

8. Объясните особенности строения и функции надпочечников.

9. Какую роль играют в организме гормоны надпочечников?

10. Расскажите об эндокринной функции поджелудочной железы.

11. Какие железы называют смешанными и почему?

12. Какова роль гормонов половых желез?

13. Какие стадии полового созревания вы знаете?

14. Объясните, как происходит регуляция желез внутренней секреции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гайворонский, И.В. Нормальная анатомия человека: учебник / И.В. Гайворонский. – 4-е изд. – СПб.: СпецЛит, 2004.

2. Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности: учебное пособие / Н.Н. Данилова; А.Л. Крылова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

3. Мащенко, М.В. Введение в сенсорную физиологию: пособ. / М.В. Мащенко, О.Л. Борисов. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003.

4. Основы физиологии человека в 2-х том / под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб, 1994.

5. Основы физиологии человека: учебник / Н.А. Агаджанян, И.Г. Власова, Н.В. Ермакова; В.И. Торшин. – 2-е изд., испр. – М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2005.

6. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека.- Ростов-на-Дону. 2003.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Наши рекомендации