Тема: СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОТДЕЛОВ
НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Цель: Закрепить знания студентов о строении и функциях нервной системы. Показать подразделение нервной системы на: периферическую и центральную, вегетативную и соматическую. Рассмотреть строение спинного и головного мозга.
План
1. Строение спинного и головного мозга.
2. Вегетативная и соматическая нервная система.
3. Возрастные особенности строения и функций нервной системы.
Темы докладов
Возрастные особенности физиологии нервной системы.
Строение вегетативной нервной системы в связи с ее функцией.
Структурно-функциональная организация коры головного мозга.
Вопросы для обсуждения и закрепления знаний
1. Что представляет собой спинной мозг? Какие функции он осуществляет?
2. Опишите строение спинного мозга, спинно-мозгового сегмента.
3. Где расположен головной мозг? Чем он защищен? Какие функции выполняет?
4. Из чего состоит серое и белое вещество мозга?
5. Назовите части ствола головного мозга.
6. Охарактеризуйте строение и функции заднего мозга.
7. Какое строение имеет средний мозг, его функции.
8. Строение и функции мозжечка.
9. Расскажите о структурно-функциональных особенностях промежуточного мозга.
10. Ретикулярная формация и ее физиологическое значение.
11. Какова структурно-функциональная организация коры головного мозга?
12. Возрастные особенности электроэнцефалограммы детей и подростков.
13. Что такое вегетативная нервная система? Какие функции она выполняет?
14. Опишите строение и функции соматической нервной системы.
15. Возрастные особенности строения и функции нервной системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Георгиева С.А. Физиология.- М.: Просвещение, 1982.
2. Дунай В.И. Физиология высшей нервной деятельности: курс лекций / В.И. Дунай, Б.А. Тщентке, А.Н. Антоненко. – Мн.: БГУ, 2007.
3. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: учеб. пособ. для студ. вузов и сред. проф. учеб. заведений / Ю.А. Ермолаев. – М.: Спорт Академ Пресс, 2001.
4. Коляденко Г.. Анатомия людини.- К.: Либидь, 2001.
5. Курепина М.М. Анатомия человека: учебник / М.М. Курепина А.П. Ожигова А.А. Никитина. – М.: Владос, 2005.
6. Лупандин В.Н. Основы сенсорной физиологии: учебное пособие / В.Н. Лупандин, О.Е. Сурнина. – М.: Сфера, 2006.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Тема: ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Цель: Рассмотреть основы учения о высшей нервной деятельности. Изучить условные и безусловные рефлексы, типы высшей нервной деятельности. Ознакомиться с интегративной деятельностью мозга и системной организацией приспособительных поведенческих реакций.
План
- Учение о высшей нервной деятельности.
- Условные и безусловные рефлексы.
- Типы высшей нервной деятельности.
- Интегративная деятельность мозга.
Темы докладов
Возрастные особенности высшей нервной деятельности.
Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования.
Типы высшей нервной деятельности ребенка.
Вопросы для обсуждения и закрепления знаний
1. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности.
2. Назовите методы изучения высшей нервной деятельности.
3. Назовите отличия условных рефлексов от безусловных.
4. Перечислите условия образования условного рефлекса.
5. Объясните механизм образования условного рефлекса.
6. Расскажите о типах торможения условных рефлексов.
7. Что такое динамический стереотип.
8. Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах действительности.
9. Дайте классификацию типов высшей нервной деятельности.
10. Возрастные особенности условных рефлексов.
11. Типы высшей нервной деятельности ребенка.
12. Расскажите об интегративной деятельности мозга.
13. Учение А.А. Ухтомского о доминанте.
14. Объясните концепцию функциональной системы П.К. Анохина.
15. Нейрофизиологические механизмы восприятия и внимания.
16. Мотивации и эмоции, их значение в целенаправленном поведении.
17. В чем заключаются физиологические механизмы памяти.
18. Расскажите о нейрофизиологических механизмах сна и бодрствования. Электроэнцефалограмма сна.
ЛИТЕРАТУРА
1. Любимова З.В., Маринова К.В., Никитина А.А. Возрастная физиология. М.: Владос, 2004.
2. Начала физиологии: учебник / под ред. А.Д. Ноздрачева. – 3-е изд., стер. – СПб: Лань, 2004.
3. Нормальная физиология: учебное пособие: в 3 т. / под ред. В.Н. Яковлева. – М.: Академия, 2006.
4. Общий курс физиологии человека и животных. В 2 т. / Под ред. А.Д. Ноздрачева.- М., 1991.
5. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособ. для вузов / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. - 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2004.
6. Солодков А.С. Физиология человека: Общая. Спортивная. Возрастная: учеб. для вузов / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: Олимпия Пресс: Терра-Спорт, 2001.
7. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Тема: АНАЛИЗАТОРЫ
Цель:Рассмотреть характеристику сенсорных систем организма,учение И.П. Павлова об анализаторах. Изучить зрительный анализатор. Рассмотреть структурно-функциональные особенности слухового, вестибулярного, кожного, соматосенсорного и висцерального анализаторов, их возрастные особенности.
План
1. Общая характеристика сенсорных систем. Классификация и отделы анализатора.
2. Строение и функции зрительного анализатора.
3. Обонятельный анализатор. Вкусовой анализатор.
4. Слуховой анализатор. Вестибулярный анализатор.
5. Кожный анализатор. Соматосенсорный анализатор.
6. Висцеральный анализатор.
Темы докладов
Возрастные особенности зрительного анализатора.
Профилактика нарушений зрения у детей и подростков.
Возрастные особенности вкусового и обонятельного анализаторов.
Вопросы для обсуждения и закрепления знаний
1. Дайте общую характеристику сенсорных систем.
2. Назовите отделы анализатора. Дайте классификацию анализаторов.
3. Расскажите о функциональном созревании сенсорных систем.
4. Поясните строение глаза.
5. Что такое рефракция, аккомодация?
6. Какие нарушения рефракции вы знаете?
7. Как определяют остроту зрения?
8. Расскажите о бинокулярном зрении.
9. Что вы знаете о цветовом зрении, световой чувствительности?
10. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков.
11. Возрастные особенности зрительного анализатора.
12. Каковы строение и функции обонятельного анализатора.
13. Восприятие обонятельных раздражений.
14. Назовите структурно-функциональные особенности вкусового анализатора.
15. Восприятие вкусовых раздражений.
16. Возрастные особенности обонятельного и вкусового анализаторов.
17. Расскажите строение органа слуха.
18. Объясните механизм восприятия звука.
19. Возрастные особенности слухового анализатора.
20. Расскажите о гигиене слуха.
21. Поясните строение вестибулярного анализатора.
22. Каковы функциональные свойства вестибулярного анализатора?
23. Возрастные особенности вестибулярного анализатора.
24. Какое строение имеет кожный анализатор?
25. Функциональные свойства кожных рецепторов.
26. Расскажите о гигиене кожи.
27. Каковы возрастные особенности кожного анализатора?
28. Расскажите о строении двигательного анализатора.
29. Функциональное значение двигательного анализатора.
30. Каковы возрастные особенности двигательного анализатора?
31. Структурно-функциональные особенности висцерального анализатора.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воробьева Е.А., Губарь А.В. Анатомия и физиология.- М., 1987.
2. Георгиева С.А. Физиология.- М.: Просвещение, 1982.
3. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека.- М.: Просвещение, 1979.
4. Лупандин В.Н. Основы сенсорной физиологии: учебное пособие / В.Н. Лупандин, О.Е. Сурнина. – М.: Сфера, 2006.
5. Любимова З.В., Маринова К.В., Никитина А.А. Возрастная физиология. М.: Владос, 2004.
6. Начала физиологии: учебник / под ред. А.Д. Ноздрачева. – 3-е изд., стер. – СПб: Лань, 2004.
7. Нормальная физиология: учебное пособие: в 3 т. / под ред. В.Н. Яковлева. – М.: Академия, 2006.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5