Тема: «Ознакомление с водоемами своей местности».
Цель: изучить водоемы района практики и их экологическое состояние ознакомиться с растительным и животным миром водоемов.
Оборудование: дневник, карандаши, сачок, фотоаппарат, линейка.
Задания обучающихся:
1. Осмотрите водоем и сделайте план-схему обследуемого участка. Дайте классификацию водоема по происхождению, водному и солевому режиму, условно изобразите малый круговорот воды данного водоема. Определите тип питания водоема и уровень воды в настоящее время, скорость течения воды или наличие круговых течений
2. Отметьте границы зон распределения растительности: наземных береговых, мелководных, высоких прибрежных растений, укажите их ярусность. Какие виды характерны для этих зон водоема и укажите обнаруженные следы деятельности человека.
2. По маршруту обойдите водоем, осмотрите его поверхность и определите визуально и с помощью взятия проб наличие растений, плавающих на поверхности воды.
3. С помощью сачка выловите этих растения. Внимательно рассмотрите их, опишите особенности строения и размножения, связанные с приспособленностью растений к обитанию на границе двух сред. Выясните, как распределяются растения на поверхности водоема, в каких его частях.
5. Определите и опишите или зарисуйте насекомых, обитающих возле водоема, птиц, встречаемых во время экскурсии. Соберите необходимый фотоматериал.
Тема: «Биоценоз леса».
Цель: изучить биоценоз леса выявить основные признаки растительного сообщества и условия его обитания, изучить видовой состав живых лесонасаждений и их ярусности.
Оборудование: дневник, линейка, карандаши, фотоаппарат, сачок.
Задания для обучающихся:
1. Определите пробную площадку. Выделите на ней ярусность растительного сообщества, с помощью определителя определите какими видами образован каждый ярус.
2. Установите на небольшой площадке соотношение числа взрослых деревьев, подроста и всходов деревьев (высота последних не более 10 см). Определите в какой вегетативной фазе находятся растения каждого яруса.
3. Путем наблюдения установите связи с растениями активно летающих насекомых (комары, бабочки, шмели). Изучите комплекс насекомых, связанных с древесными породами (опишите или зарисуйте их). Сделайте схему биоценотических связей, сформированных на основе питания в данном биоценозе.
4. Проверьте, наблюдается ли ярусность в распределении беспозвоночных животных. Разложите несколько горстей лесной подстилки на чистый лист бумаги и найдите беспозвоночных животных. Не забудьте потом выпустить рассмотренных животных и положить на место лесную подстилку.
5. Опишите или зарисуйте птиц и млекопитающих встречающихся во время экскурсии. Соберите фотоматериал для гербария растений леса произрастают их в разных ярусах.
Тема: «Биоценоз луга».
Цель: изучить сообщество луга и его хозяйственное значение, изучить видовой состав животных луга.
Оборудование: дневник, карандаш и линейка, фотоаппарат, сачок.
Задания для обучающихся:
1. Определите тип луга, видовой и качественный состав растений луга на участке в один кв метр. Отметьте основные жизненные формы луговой растительности (длинно- и короткокорневищные, кистекорневые, рыхло- и плотнокустовые растения; стержнекорневые и корнеотпрысковые многолетние растения; однолетние и двулетние растения; полупаразиты и паразиты; приспособления к опылению)
2.Определите, какие доминирующие виды однолетние и многолетние травы преобладают на данном лугу. Соберите фотоматериал для гербария из 12- 15 луговых растений в вашей местности.
3. Найдите растения на лугу которые используются человеком как лекарственные кормовые и другие, какова хозяйственная ценность данного лугового участка.
Опишите или зарисуйте насекомых, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих встречающихся во время экскурсии. Соберите фотоматериал для гербария растений луга.
Тема: «Биоценоз степи».
Цель: изучить сообщество степи и ее хозяйственное значение, изучить видовой состав животных степи.
Оборудование: дневник, карандаш и линейка, фотоаппарат.
Задания для обучающихся:
1. Определите тип степи, её флористический состав, Отметьте разнообразие жизненных форм растений, на признаки и свойства, обеспечивающие возможность произрастания разных видов в условиях водного дефицита, повышенной солнечной инсоляции и иссушающего ветра.
2. Определите ярусное сложение сообщества, доминантные виды в каждом ярусе. Виды, определяющие аспект степи, опишите их морфологические особенности.
3.Какие растения встречаются в степи используются человеком как лекарственные кормовые и другие, какова хозяйственная ценность данного степного участка.
4. Опишите или зарисуйте насекомых, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих встречающихся во время экскурсии. Соберите фотоматериал для гербария из 12- 15 степных растений в вашей местности.