ЗАНЯТИЕ №6:«Физиологические основывысшей нервной деятельности.Условные рефлексы»
Вопросы для подготовки:
1. Высшая нервная деятельность, определение понятия, физиологические основы.
2. Поведение животных и человека. Определение понятия.
3. Условный рефлекс – понятие, значение.
4. Классификация условных рефлексов.
5. Условия выработки и механизмы формирования условных рефлексов. Структурно-функциональная основа замыкания и закрепления временных связей.
6. Виды торможения условных рефлексов (условное торможение), их роль в ВНД.
7. Динамический стереотип: его физиологическая сущность, отличия от инстинкта.
8. Особенности условно-рефлекторной деятельности человека.
9. Понятие мотивации, виды мотиваций, их значение. Роль различных отделов ЦНС (лимбическая система, лобные доли коры БП, ретикулярная формация) в формировании мотиваций.
10. Понятие об эмоциях, их биологическая роль. Теории формирования эмоций, классификация эмоций.
11. Роль различных структур ЦНС в формировании эмоций. Компоненты эмоциональных реакций.
12. Память понятие, типы. Современные представления о механизмах долговременной и кратковременной памяти.
13. Поведенческая реакция как высшая форма приспособительной деятельности организма. Психический, соматический и вегетативный компоненты поведения.
14. Центральная организация поведенческой реакции по П.К. Анохину.
15. Особенности ВНД человека; понятие о I и II сигнальных системах. Функциональная асимметрия полушарий коры БП.
16. Особенности ВНД человека. Типы ВНД по И.П. Павлову.
17. Физиологические основы мышления. Конкретно-образное (предметное) и абстрактно-логическое мышление.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Дать определение понятию Высшая нервная деятельность
- Дать определение понятию условный рефлекс
- Указать виды торможений условных рефлексов
- Дать определение понятию инстинкт. Значение инстинкта
- Динамический стереотип - понятие, его значение
- Перечислить правила выработки условных рефлексов
- Дайте определение понятию и приведите классификацию памяти.
- Укажите соответствие темпераментов типам ВНД животных и человека. Назовите основные характеристики процессов возбуждения иторможения положенные в основу деления на типы ВНД.
Темпераменты по Гиппократу | Типы ВНД животных и человека по И.П. Павлову | Охарактеризуйте свойства возбуждения и торможения, лежащие в основе деления на типы ВНД | ||||
→ | Сила | Уравновешенность | Подвижность | |||
→ | ||||||
→ | ||||||
→ |
- Перечислите психические процессы, осуществляемые в пределах первой и второй сигнальных систем.
- Дайте определение понятию мышление.
Просмотр учебного фильма «Условный рефлекс», «Физиология мотиваций и эмоций», «Память»
Работа №1 Выработка условного зрачкового рефлекса у человека
Цель работы:Познакомить студентов с возможностью выработки условного зрачкового рефлекса у человека.
Оборудование:Звонок, темный плотный лист бумаги.
Ход работы:Экспериментаторы проверяют у исследуемых отсутствие расширения зрачка на свету при включении звонка. Затем приступают к выработке условного зрачкового рефлекса на звонок. При включении звонка исследуемые закрывают глаз плотным темным листом бумаги. При включении звонка исследуемые открывают глаз. Экспериментаторы наблюдают постепенное сужение зрачка у исследуемого на свету. Если звонок предъявлять 10 раз в сочетании с затемнением, то на 11 раз только включение звонка без затемнения глаза вызывает условно-рефлекторное расширение зрачка. Для гашения условного вегетативного зрачкового рефлекса звонок перестают подкреплять безусловным раздражителем – затемнением. У различных исследуемых условный вегетативный зрачковый рефлекс на звонок угасает через различное число изолированных действий условного раздражителя. Скорость угасания условного рефлекса определяется силой процесса, внутреннего торможения.
Полученные результаты внести в таблицу.
Результаты выработки и угасания зрачкового рефлекса
Порядковый номер раздражителя | Раздражитель - звонок | Безусловный раздражитель (лист бумаги) | Безусловная реакция (+/-) | Условная реакция(+/-) |
1. | - | + | + | - |
2. | + | + | ||
3. | + | + | ||
4. | + | + | ||
5. | + | + | ||
6. | + | + | ||
7. | + | + | ||
8. | + | + | ||
9. | + | + | ||
10. | + | + | ||
11. | + | + | ||
12. | + | - | ||
13. | + | - | ||
14. | + | - | ||
15. | + | - |
Отметьте, после какого числа сочетаний раздражителя – звонок – с безусловным подкреплением выработался условный вегетативный зрачковый рефлекс, а также условия его угасания.
Результаты:
Выводы: