ЗАНЯТИЕ №6:«Физиологические основывысшей нервной деятельности.Условные рефлексы»

Вопросы для подготовки:

1. Высшая нервная деятельность, определение понятия, физиологические основы.

2. Поведение животных и человека. Определение понятия.

3. Условный рефлекс – понятие, значение.

4. Классификация условных рефлексов.

5. Условия выработки и механизмы формирования условных рефлексов. Структурно-функциональная основа замыкания и закрепления временных связей.

6. Виды торможения условных рефлексов (условное торможение), их роль в ВНД.

7. Динамический стереотип: его физиологическая сущность, отличия от инстинкта.

8. Особенности условно-рефлекторной деятельности человека.

9. Понятие мотивации, виды мотиваций, их значение. Роль различных отделов ЦНС (лимбическая система, лобные доли коры БП, ретикулярная формация) в формировании мотиваций.

10. Понятие об эмоциях, их биологическая роль. Теории формирования эмоций, классификация эмоций.

11. Роль различных структур ЦНС в формировании эмоций. Компоненты эмоциональных реакций.

12. Память понятие, типы. Современные представления о механизмах долговременной и кратковременной памяти.

13. Поведенческая реакция как высшая форма приспособительной деятельности организма. Психический, соматический и вегетативный компоненты поведения.

14. Центральная организация поведенческой реакции по П.К. Анохину.

15. Особенности ВНД человека; понятие о I и II сигнальных системах. Функциональная асимметрия полушарий коры БП.

16. Особенности ВНД человека. Типы ВНД по И.П. Павлову.

17. Физиологические основы мышления. Конкретно-образное (предметное) и абстрактно-логическое мышление.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Дать определение понятию Высшая нервная деятельность
 
 
 
 
 
  1. Дать определение понятию условный рефлекс
 
 
 
 
 
  1. Указать виды торможений условных рефлексов
 
 
 
 
 
 
  1. Дать определение понятию инстинкт. Значение инстинкта
 
 
 
 
  1. Динамический стереотип - понятие, его значение
 
 
 
 
 
  1. Перечислить правила выработки условных рефлексов
 
 
 
 
 
 
 
  1. Дайте определение понятию и приведите классификацию памяти.
 
 
 
 
 
 
  1. Укажите соответствие темпераментов типам ВНД животных и человека. Назовите основные характеристики процессов возбуждения иторможения положенные в основу деления на типы ВНД.


Темпераменты по Гиппократу   Типы ВНД животных и человека по И.П. Павлову   Охарактеризуйте свойства возбуждения и торможения, лежащие в основе деления на типы ВНД
      Сила Уравновешенность Подвижность
           
     
     
  1. Перечислите психические процессы, осуществляемые в пределах первой и второй сигнальных систем.
 
 
 
 
 
 
  1. Дайте определение понятию мышление.
 
 
 
 
 

Просмотр учебного фильма «Условный рефлекс», «Физиология мотиваций и эмоций», «Память»

Работа №1 Выработка условного зрачкового рефлекса у человека

Цель работы:Познакомить студентов с возможностью выработки условного зрачкового рефлекса у человека.

Оборудование:Звонок, темный плотный лист бумаги.

Ход работы:Экспериментаторы проверяют у исследуемых отсутствие расширения зрачка на свету при включении звонка. Затем приступают к выработке условного зрачкового рефлекса на звонок. При включении звонка исследуемые закрывают глаз плотным темным листом бумаги. При включении звонка исследуемые открывают глаз. Экспериментаторы наблюдают постепенное сужение зрачка у исследуемого на свету. Если звонок предъявлять 10 раз в сочетании с затемнением, то на 11 раз только включение звонка без затемнения глаза вызывает условно-рефлекторное расширение зрачка. Для гашения условного вегетативного зрачкового рефлекса звонок перестают подкреплять безусловным раздражителем – затемнением. У различных исследуемых условный вегетативный зрачковый рефлекс на звонок угасает через различное число изолированных действий условного раздражителя. Скорость угасания условного рефлекса определяется силой процесса, внутреннего торможения.

Полученные результаты внести в таблицу.

Результаты выработки и угасания зрачкового рефлекса

Порядковый номер раздражителя Раздражитель - звонок Безусловный раздражитель (лист бумаги) Безусловная реакция (+/-) Условная реакция(+/-)
1. - + + -
2. + +    
3. + +    
4. + +    
5. + +    
6. + +    
7. + +    
8. + +    
9. + +    
10. + +    
11. + +    
12. + -    
13. + -    
14. + -    
15. + -    

Отметьте, после какого числа сочетаний раздражителя – звонок – с безусловным подкреплением выработался условный вегетативный зрачковый рефлекс, а также условия его угасания.

Результаты:

 
 
 
 

Выводы:

 
 
 

Наши рекомендации