Работа №1 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИЙ МОЗЖЕЧКА

Цель: ознакомление с методиками исследования функций мозжечка.

Исследуемые функции (пробы и тесты) Методика исследования Возможные нарушения Результаты исследования
Исследование статико-локомоторной атаксии
Вертикальная поза А. Испытуемому предлагают занять вертикальную позу     При мозжечковой патологии испытуемый стоит с широко расставленными ногами, нетвердо, покачивается (в сторону поражения). Может наблюдаться тенденция к падению вперед или назад.  
  Б. Проба Ромберга: испытуемому предлагают поставить «пятки и носки вместе», вытянуть руки и развести пальцы. Сначала пробу проводят с открытыми, а потом с закрытыми глазами.   Испытуемый с трудом удерживает вертикальную позу и пошатывается либо вовсе не может стоять со сдвинутыми ногами. Выключение зрения в первую очередь влияет на равновесие при сенситивной атаксии, но и при мозжечковой может частично усиливаться неустойчивость.  
  В.Усложненная (сенсибилизированная) проба Ромберга: стопы располагаются одна впереди другой на одной линии («поза канатоходца»)   Г.Испытуемому предлагают, сохраняя равновесие, стоять на одной ноге, а вторую держать на весу в одном положении.   Поза используется для выявления минимальной неустойчивости, когда исследование в предыдущей пробе не позволяет сделать уверенное заключение.     Нога постепенно опускается, удержать равновесие не удается.    
Походка А. Испытуемому предлагают пройти по прямой линии с открытыми глазами. Б.При хорошем выполнении первой пробы его просят пройти по прямой, приставляя пятку одной ноги к пальцам другой («ходьба канатоходца», «ходьба танцора»)   В.Предлагают совершить шаговые движения в сторону (проверяется фланговая походка) Г. Испытуемому предлагают немедленно останавливаться по команде Д.По команде совершать повороты «налево» и «направо» Походка становится нетвердой, шаткой («пьяной»). При ходьбе наблюдается пошатывание, ноги испытуемые расставляют широко, чрезмерно разгибают и выбрасывают вперед, не удерживают направление ходьбы и отклоняются в сторону поражения (симптом Бабинского-Вейля)   Особенно затруднены быстрая остановка по команде и повороты. Туловище при ходьбе избыточно выпрямляется (симптом Тома). При фланговой походке отклоняется в сторону поражения и падает (симптом Александера)    
Исследование динамической атаксии
Пальце-носовая проба Испытуемому предлагают выпрямить и несколько отвести в сторону руку, закрыть глаза и, медленно приближая руку к лицу, попасть выпрямленным указательным пальцем в кончик носа. При этом выявляется интенционный тремор, нарастающий по мере приближения к носу. Из-за значительной амплитуды тремора регистрируется мимопопадание    
Пальце-молоточковая проба Испытуемому предлагают указательным пальцем попадать в молоточек. При хорошем выполнении задание видоизменяют: по мере приближения пальца экспериментатор быстро и многократно меняет расположение молоточка, а больного просят «догонять» его. Результаты те же. Усложнение пробы позволяет обнаружить начальную патологию      
Рука согнута в локтевом суставе, кисть тыльной стороной касается плеча; испытуемому предлагают с открытыми глазами разогнутым указательным пальцем трижды попасть «от плеча» в молоточек, а затем трижды повторить это задание с закрытыми глазами. При пробе с закрытыми глазами наблюдается мимопопадание
Пяточно-коленная проба В положении лежа на спине испытуемому предлагают (с открытыми и закрытыми глазами) поднять ногу, положить пятку на коленку и, едва, касаясь голени, провести пяткой по ее передней поверхности до стопы Выявляется дрожание, мимопопадание, пятка соскальзывает в стороны при проведении по голени  
Проба на диадохокинез Руки согнуты в локтевых суставах, пальцы раздвинуты и слегка согнуты («кисть удерживает крупное яблоко»), затем последовательно выполняется супинация и пронация кистей («вкручивание эл. лампочки»). На стороне поражения движения неловкие, несинхронные, часто замедленные (адиадохокинез).  
Пробы на соразмерность движения Руки вытянуты вперед ладонями вверх. Пальцы раздвинуты. По команде следует быстро повернуть кисти ладонями вниз до горизонтального уровня. На стороне поражения кисть совершает избыточное движение (гиперметрия)-переходит границу горизонтального уровня.  
Испытуемому предлагают выполнить пальце-носовую и пяточно-коленную пробы. При пальце-носовой пробе рука излишне далеко отводится, а при пяточно-коленной - нога избыточно высоко поднимается. Пробы выполняются порывисто, с большим количеством лишних движений.
  Испытуемый одной рукой удерживает молоточек за рукоятку, а I и II пальцами другой руки быстро и попеременно касается резинки молоточка и узкой части рукоятки (проба А.Г. Панова) Испытуемому предлагают взять в кисть предмет.   На стороне поражения движения замедленны, неловки, несоразмерны (при сведении и разведении пальцев, при касании частей молоточка, более отчетливо выявляется дрожание).  
Проба Шильдера. Испытуемому предлагают вытянуть руки вперед и горизонтально. Затем с закрытыми глазами по команде поднимает одну руку вверх вертикально и по команде опускает до прежнего (горизонтального) уровня На стороне поражения несоразмерно широко раздвигаются пальцы (симптом Тома-Жументи) На стороне поражения рука опускается ниже горизонталь-ного уровня
Исследование синергий А. Испытуемому, лежащему на спине с вытянутыми ногами и скрещенными на груди руками, предлагают сесть без помощи рук (проба Бабинского).   На стороне поражения выявляется асинергия: при попытке сесть – приподнимается нога, так как сгибанию туловища не сопутствует напряжение мышц-разгибателей нижней конечности.  
Б. Испытуемый находится в вертикальном положении. Ему предлагается наклониться назад или его слегка толкают в грудь (проба Бабинского). В норме человек для удержания равновесия сгибает ноги в коленных суставах («опускает» центр тяжести). При мозжечковом поражении такая синергия отсутствует, испытуемый избыточно отклоняется, сходит с места, пытаясь удержать равновесие, падает.
В.Стоя или сидя Испытуемый своими ладонями вытянутых рук сверху с силой надавливает на ладони врача. Затем экспериментатор внезапно убирает свои руки (проба Ожеховского). При асинергии испытуемый резко наклоняется вперед и может (без страховки) упасть. Испытуемый резко откланяется назад и (без страховки) падает.
Другой вариант. Экспериментатор кладет свои ладони на тыл кистей вытянутых рук испытуемого, оказывает с силой на них давление, а испытуемому предлагает оказывать сопротивление. Затем экспериментатор внезапно убирает свои руки. Г. Испытуемый с силой сгибает предплечье, пальцы сжаты в кулак. Экспериментатор оказывает сопротивление сгибанию, пытается разогнуть предплечье, а затем внезапно прекращает противодействие (проба Стюарта-Холмса) На стороне поражения рука испытуемого (после прекращения противодействия ) продолжает движение по инерции и с силой (при отсутствии страховки) ударяет в грудь или лицо. В норме моментально включаются антагонисты и предотвращают удар
Исследование мышечного тонуса В положении сидя со свободно свисающими голенями вызывают коленный рефлекс.   На стороне поражения наблюдается несколько «качающихся» движений голени, вследствие мышечной гипотонии  
Исследование поз и постуральных рефлексов Испытуемому с закрытыми глазами предлагают держать вытянутыми горизонтально вперед руки. Испытуемый сидит с закрытыми глазами. Предплечья располагаются на голенях, кисти супинированы, пальцы разведены. На стороне поражения наблюдается отклонение руки к наружи (симптом Гоффа-Шильдера). На стороне поражения происходит быстрая пронация кисти и сгибание пальцев (пальцевой феномен Б.С. Дойникова). Аналогичная реакция может наблюдаться и при пирамидном парезе.  
Исследование нистагма Испытуемый смотрит на резинку молоточка (на палец), который медленно продвигается последовательно налево, направо, вверх, вниз и останавливается в крайних отведениях; испытуемый должен постоянно фиксировать предмет. При патологии выявляются ритмичные подергивания глазных яблок.    
Исследование речи и письма Во время беседы обращают внимание на особенности речи испытуемого, предлагают отвечать на вопросы, повторять предъявляемые фразы. Испытуемому предлагают писать слова (фразы), рисовать простые фигуры (круг, треугольник). Патология мозжечка сопряжена с замедлением речи (брадилалия), утратой плавности речи и появлением элементов взрывчатости (скандированная речь), укорочением фраз или их делением на отдельные фрагменты. Испытуемый испытывает затруднения, почерк становится неровным, линии ломанными и зигзагообразными, буквы крупными (мегалография).  




Вывод:

 
 
 
 
 

Работа №2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКСИСА.

Цель: ознакомление с методиками исследования праксиса.

(Праксис – это сложные целенаправленные движения (навыки), сформировавшиеся в онтогенезе).

Исследуемые функции (пробы и тесты) Методика исследования Возможные нарушения Результаты исследования
Кинестетическая основа движения а) вытянуть второй и пятый пальцы, а остальные сжать в кулак (коза); б) положить второй палец на третий; в) воспроизвести «комбинацию из трех пальцев»; г) плечо поднять до уровня горизонтали, а предплечье согнуть под прямым углом. Все задания выполняют по образцу или по словесной инструкции. Движения испытуемого становятся малодифференцированными, утрачивают «виртуозность». Трудно определить позу руки (апраксия позы), воспроизводить различные положения пальцев (палец на палец, «коза»).  
Зрительно-пространственная организация движения а) расположить кисти горизонтально, вертикально, фронтально; б) левой рукой коснуться носа, а правой – правого уха. Наблюдается распад движений в системе пространственных координат. Испытуемый утрачивает способность придавать кисти горизонтальное положение, касаться одной рукой уха, а другой – носа.  
Динамическая организация двигательного акта а) повторные движения «кулак-кольцо» (кольцо образуют I и II пальцы); б) «ребро-ладонь-кулак»; в) сгибая руку в локтевом суставе, кисть распрямить, разгибая – пальцы сжать в кулак. Движение распадается на фрагменты. Выполнение серии движений (повторные движения «кулак-кольцо», «ребро-ладонь-кулак» и др.) затруднено.  
Предметные движения а) испытуемому предлагают предмет (расческу, часы, портфель) и просят причесаться, завести часы, открыть портфель; б) предметные движения без предметов: «покажите, как ключом открывают дверь?, как ложечкой размешивают сахар в стакане?, как рукой крутят ручку швейной машинки?»; в) символические движения: «покажите, как военнослужащий отдает честь?, как грозят пальцем шалуну?». Затруднены действия с предметами и особенно затруднено воспроизведение действий без предметов.  
Оральный праксис испытуемого просят вытянуть губы трубочкой, надуть щеки, подпереть изнутри языком левую щеку, положить язык между верхней губой и зубами верхней челюсти; воспроизвести жевание, свист, плевок; показать воздушный поцелуй. Оральная апраксия – испытуемый не может вытянуть губы трубочкой, свистнуть и. т. д.  

Вывод:

 
 
 
 

Наши рекомендации