Психофизиология потребностно-эмоциональной сферы
Эмоции - это реакции организма на раздражители, исходящие из внешней и внутренней среды, направленные на усиление или ослабление состояний, вызванных этими раздражителями. Эмоция развивается на основе активации структур мозга и отражает соотношение какой-либо потребности и вероятности ее удовлетворения, которое субъект оценивает на основе опыта.
Малая вероятность избежать нежелательное воздействие вызывает тревогу, а малая вероятность достигнуть желаемую цель - разочарование.
Лимбические структуры мозга:
1 — поясная извилина; 2 — гиппокамп; 3— таламус; 4 — гипоталамус; 5— энторйнальная кора; 6 — амигдала; 7— перегородка
Потребность - это специфическая необходимость организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой, самосохранение и саморазвитие.
У человека существует три группы потребностей: витальные, социальные и творческие. Потребности являются основой мотиваций.
Эмоция проявляется быстро развивающимся аффектом либо длительным настроением. Эмоции, возникающие на основе социальных и творческих, духовных потребностей - чувства.
Первая физиологическая теория эмоций была предложена свыше ста лет тому назад. В настоящее время принята "информационная" теория эмоций. Структуры мозга, активирующиеся при эмоциях, получают информацию о потребностях и имеющихся средствах их удовлетворения. Все сведения о необходимых и реально имеющихся возможностях трансформируются мозгом в оценку вероятности достижения цели. Оценка вероятности (прогнозирование) является информационной категорией по своей природе.
Функции эмоции:
1.
Отражательная. Получение пищи на фоне голода приводит к максимальной величине пищевого рефлекса, сопровождающегося положительными эмоциями.
2.
Подкрепляющая. Положительная эмоция сигнализирует о приближении момента удовлетворения потребности, а отрицательная - об удалении от него, субъект стремится продлить первое и прервать второе.
3.
Компенсаторная. Эмоции влияют на мозговые системы, регулирующие поведение, а также вегетативные функции организма.
Важнейшую роль в формировании эмоций играют структуры, которые называют лимбической системой. С эмоциями связана также ретикулярная формация , способная активировать мозг и проводить к его зонам информацию, которая является необычной или биологически значимой.
В головном мозге и в клетках задних рогов спинного мозга обнаружены рецепторы, воспринимающие действие опия и его производных и эндорфинов. Эндорфин из эндорфинсодержащих клеток действует на опиатные рецепторы, блокируя передачу болевых сигналов. Много таких клеток и рецепторов обнаружено в лимбической системе.
Эмоции реализуются с участием ВНС. Показателями эмоциональных реакций являются изменения АД, ЧСС и ЧД, температуры, ширины зрачков, секреции слюны, электрического сопротивления кожи, мышечное напряжение и т.д. При этом симпатический отдел мобилизует ресурсы, а парасимпатический - сберегает их.
Значимые сигналы проходят через ретикулярную систему и таламус к коре. Параллельно сигналы поступают к лобной коре через гипоталамус, миндалину и гиппокамп. После "определения" структурами мозга биологической значимости сигнала, гипоталамус включает механизм возбуждения ВНС.
Десять фундаментальных эмоций составляют основную мотивационную систему, каждая эмоция обладает уникальной мотивацией, разные эмоции характеризуются четкими различиями но внешних выражениях, эмоции способны усиливать или ослаблять другую и эмоции взаимодействуют с гомеостатическими, перцептивными, познавательными и моторными процессами.
К числу десяти фундаментальных эмоций относятся:
1.
Интерес - положительная эмоция, мотивирующая творческие стремления.
2.
Радость - мотивирует созидание, постоянно желаемая эмоция.
3.
Удивление - эмоция, способствующая освобождению нервной системы от предыдущей эмоции и направляющая внимание на объект, вызвавший удивление.
4.
Горе - эмоция, связанная с чувством одиночества и жалостью к себе, снижает энергетический потенциал человека.
5.
Гнев - эмоция, связанная с агрессией, вызывает ощущение силы, чувство храбрости или уверенности в себе,
6.
Отвращение - часто возникает вместе с гневом, но обладает собственными мотивациями и субъективными переживаниями.
7. Презрение - сопутствует гневу или отвращению, эти три эмоции называются "враждебной триадой".
7.
Страх - эмоция за счет нервной стимуляции, сигнализирующей о опасности, "парализует" или мобилизует энергию.
8.
Стыд - мотивирует желание спрятаться, исчезнуть, способствует сохранению самоуважения.
9.
Вина - эмоция, возникающая в ситуациях, когда субъект чувствует личную ответственность.
Взаимодействуя, фундаментальные эмоции формируют довольно устойчивые комплексы (тревожность, депрессия, любовь, враждебность).
В экспериментах "Зоны удовольствия" совпадали с путями передачи возбуждения от дофаминэргических нейронов черной субстанции и адренэргических нейронов голубого пятна. Это значит, что синтез и секреция дофамина и норадреналина играет роль в возникновении чувства удовольствия.
Удаление у обезьян височных долей, совместно с гиппокампом и миндалиной, приводило к исчезновению чувства страха, агрессивности, снижению и извращению сексуальной активности, затруднению в различении качества пищи и ее пригодности для еды.
При ранениях в области лобных долей мозга наблюдаются изменения в настроении - от эйфории до депрессии, утрата способности к планированию, апатия, эмоциональная заторможенность. Это обуславливается тем, что лимбическая система связана с зонами коры, особенно с височными (память), теменными (ориентировка в пространстве) и лобными (прогнозирование, ассоциативное мышление, интеллек
Биологические потребности порождают биологические, а социальные - социальные мотивации. Потребности и возникающие на их основе мотивации придают поведенческим актам активную направленность.
Потребности, лежащие в основе мотиваций, выступают в качестве системоорганизующего фактора построения ФС. Однако потребность и мотивация сами по себе не могут сформировать ФС.
Потребность выступает в качестве побудительной энергетической силы, стимулирующей организм к ее удовлетворению. Мотивации принадлежит побуждающая роль в организации всех компонентов системы на достижение результата. Результат консолидирует элементы в ФС.
Поведенческие акты все время строятся на основе программирования результатов. Программирование поведения является ведущим системным свойством мозга. Программирование результатов в ФС осуществляет аппарат акцептора результата действия. Программируются:
1.
Параметры потребного результата.
2.
Параметры среды, ведущие к удовлетворению потребного результата.
3.
Параметры среды, препятствующие удовлетворению.
4.
Способы достижения потребного результата.
В системной организации поведение осуществляется по принципу саморегуляции: от потребности к ее удовлетворению.
Схематически весь саморегуляторный процесс поведения может быть представлен следующим образом: начало реакции - организм, испытывающий потребность; ее завершение - удовлетворение этой потребности, т. е. полезный приспособительный результат. Между ними включено поведение, его этапные результаты, направленные на конечный результат, и их постоянная оценка с помощью обратной афферентации.
Если рефлекторная организация поведения строится по схеме: стимул - реакция, то системная организация поведения имеет саморегулирующуюся организацию от потребности к ее удовлетворению. Такая организация получила название «системный квант поведения» (К. В. Судаков).
Каждый единичный «системоквант» поведения включает:
1.
возникновение потребности
2.
формирование мотивации
3.
мотивация формирует поведение
4.
достижение промежуточных результатов
5.
удовлетворение исходной потребности
6.
оценка результатов с помощью обратной афферентации
7.
обогащение программы поведения - акцептора результата действия.