Сон как психофизиологическое явление включает в себя
а)1 стадию
б)3 стадии
в)5 стадий
Примерные темы творческих заданий
Форма выполнения | Темы заданий | Коды компетенций |
мультимедиа - презентация | Представить одну из методик современной психофизиологии и способ ее применения в психологических исследованиях | ОК-4 |
Подготовьте аналитическую справку по выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам | ПК-5 | |
Эссе | Современные психофизиологические методы неинвазивного изучения мозга человека | ПК-5 ПК-7 |
Охарактеризуйте психофизиологические характеристики функциональных состояний человека. | ПК-5 ПК-7 |
Пример вопросов к зачету (ОК-4, ПК-5, ПК-7)
1. История психофизиологии. Предмет и задачи психофизиологии
2. Роль коры больших полушарий в организации психической деятельности.
3. Подкорковые структуры и психическая деятельность человека.
4. Современные методы исследования в психофизиологии.
5. Принцип обратной связи в психофизиологии.
6. Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо.
7. Принцип активности по Н.А. Бернштейну.
8. Отражение этапов эволюции в строении мозга.
9. Системная динамическая локализация высших психических функций.
10. Законы построения блока приема, переработки и хранения информации.
11. Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм психической деятельности.
12. Психофизиология доминанты.
13. Теория общего адаптационного синдрома Г. Селье.
14. Теория экспериментального невроза И.П. Павлова.
15. Психофизиология памяти.
16. Психофизиология внимания
17. Психофизиология мышления и интеллекта
18. Психофизиология сознания и бессознательного
19. Психофизиология движения
20. Общее представление о сенсорной системе человека. Разновидности и функции рецепторов.
21. Понятие об анализаторе.
22. Зрительная сенсорная система
23. Слуховая сенсорная система
24. Вестибулярная сенсорная система
25. Соматосенсорная система
26. Обонятельная сенсорная система
27. Вкусовая сенсорная система
28. Висцеральная сенсорная система.
29. Психофизиология речи
30. Функциональная асимметрия коры головного мозга.
31. Индивидуальные различия ВНД человека и животных.
32. Психофизиология потребностей и мотивации.
33. Нервные клетки их строение и функции.
34. Психофизиологические концепции И.М. Сеченова.
35. Психофизиология сна и сновидений.
10.5 Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий
Актуальность изучения дисциплины «Психофизиология» определяется тем, что она является естественной частью психологических дисциплин. Она находится на стыке физиологии, общей психологии, психодиагностики, экспериментальной психологии, теоретической психологии и оперирует их понятиями, законами, идеями, представлениями.
Курс «Психофизиология» ориентирован на то, чтобы показать закономерности и механизмы работы центральной нервной системы человека, лежащих в основе психических функций, процессов и состояний.
Методологическая основа преподавания «Психофизиологии» - научность (объективность) и мировоззренческая широта. Задача преподавателя состоит в том, чтобы ознакомить студентов с различными аспектами психофизиологии и сформировать у них представления об основных методах современной психофизиологии и способах их применения в психологических исследованиях, основных подходах к решению проблем взаимоотношения между психикой и мозгом, достижений современных нейронаук в области изучения нейробиологических основ конкретных психических процессов и состояний (восприятия, памяти и научения, внимания, мышления и др.).
Опыт преподавания показывает, что преподаватель, ведущий курс, должен уже на вводной лекции чётко сформулировать концепцию курса: психофизиология рассматривается именно с точки зрения сложившейся общественной практики.
На каждом занятии рекомендуется обращать внимание на понятия, которые являются сквозными и общими для всего курса, привлекая обучающихся к составлению Глоссария по дисциплине.