Тема: «Изменение существительных по падежам»
Диктант
Весной
Наступила ранняя весна. Пригрело теплое солнце. Всюду начал таять снег. Опустели зимние квартиры жителей леса. У зверей и птиц появились заботы.
Птицы из сухой травы и соломки спешат устроить себе гнезда.
Из земли показалась травка. На полянке стоит молодая березка. Весной на березке появилась листва.
Хорошо в природе весной!(50 слов)
Задание:
1. Просклонять имена существительные: СОЛНЦЕ, ПОЛЯНКА, ТРАВКА.
2. Определить падеж существительных: ИЗ ТРАВЫ, ИЗ ЗЕМЛИ. НА ПОЛЯНКЕ. ВЕСНОЙ, В ПРИРОДЕ.
Диктант
На Волге
Светлая вода из родника бежит ручейком. Так берет свое начало великая русская река Волга. Через всю страну несет она свои воды. На берегах Волге много городов и сел. В городах работают крупные заводы и фабрики.
Нам дорог каждый уголок нашей великой страны.(45 слов)
Задание:
1. Подобрать и записать из текста по 3 существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения.
2. Просклонять имена существительные: СТРАНА, РОДНИК, ВОЛГА.
Диктант
Полярная сова
Полярные совы живут в тундре. В ночной тишине пролетают они над снегами. Кормом птиц являются мыши. Многие зайцы побывали в когтях полярной совушки. Терпеливо дежурит сова на своём посту. Часами ожидает она своей добычи. Охотнику редко удаётся подойти к птице. Зимнее оперение её кажется белее снега.(48 слов)
(По И. Соколову-Микитову).
Задание:
1. Выделить окончания и определить падеж существительных: В ТУНДРЕ, В ТИШИНЕ, К ПТИЦЕ, ДОБЫЧИ.
2. Разобрать по составу слова: НОЧНОЙ, ЗИМНИЙ.
3. 1-е предложение разобрать по членам предложения и указать части речи.
Диктант
Светлячки
Вечером у лесной тропинки мы увидели светлячков. Мы поймали одного. Он ползал по ладони и освещал на коже все морщинки и бугорки. Мы собрали в коробку несколько светлячков и посадили их на листья сирени. Всю ночь на сирени под нашими окнами горели зелёные огоньки. В тёплые летние дни вдоль тропинки много появляется светлячков.(54 слова)
(По И. Соколову-Микитову)
Задание:
1. Определить склонение и падеж существительных: У ТРОСТНИКА, ПО ЛАДОНИ, НА КОЖЕ, В КОРОБКУ, НА СИРЕНИ.
2. Подобрать однокоренные слова к слову: ЛЕСНОЙ.
3. Просклонять существительные: КОЖА, БУГОРКИ.
Диктант
Березка
На полянке стоит берёзка. У берёзки белая кора. Весной на берёзке появилась листва. На одной ветке листву объела гусеница. Кукушка поймала гусеницу и съела. Больше никто не вредил берёзке. В листве берёзки весело поет малиновка. Тут бывает и сойка. Под берёзкой хорошо устроилась ящерица. Тут её норка. (47 слов.)
Задание:
1. Выписать имена существительные 1-го склонения, указать падеж, выделить окончание.
2. Просклонять имена существительные: ВИЛКА, КУКУШКА.
3. 1-е предложение разобрать по членам предложения и указать части речи.
Диктант
Белка
У белки тёплая шубка. Не страшна белке холодная зима. Припасла белка на зиму пищи. Да и зимой она её находит на сосне. Прыгает белка с ветки на ветку. Рвёт шишку за шишкой. Крепко держит шишку в лапке. Весной белка будет грызть молоденькую травку. Погрызёт — и снова на вершину сосны. (49 слов)
Задание:
1. Найти и подчеркнуть в тексте все имена существительные.
2. Определить склонение и падеж, обозначить окончания существительных: У БЕЛКИ, НА ЗИМУ. ЗИМОЙ, НА СОСНЕ, ЗА ШИШКОЙ.
3. 3-е предложение разобрать по членам предложения и указать части речи.
Диктант
В степи
Весной мы часто уходили в степь. Хорошо весной в степи. Вся степь покрывается пёстрым ковром. Над степью гордо реет орёл. Он зорко смотрит вниз. Орёл наблюдает за жизнью в степи. Вот мышь. Она с осторожностью подбирается к молодому побегу. Один миг — и мышь в когтях у орла. И снова в степи тишина. (52 слова.)
Задание:
1. Определить падеж существительного СТЕПЬ, обозначить окончания.
2. 3-е предложение разобрать по членам предложения и указать части речи.
3. Просклонять существительные: МЫШЬ, МЫШКА.
Диктант
Осина
Осина цветёт в апреле. Листочки на осине всё время дрожат. Осину называют пионером леса. На вырубке, первой растёт осина. Семена у осины мелкие. На дереве их много. Молодые осинки любят свет, быстро растут. Не боится осина мороза. Древесина у осины мягкая. Из осины делают бумагу, спички. (46 слов.)
Задание:
1. Определить падеж существительного ОСИНА, обозначить окончания.
2. Разобрать по составу слово: ЛИСТОЧКИ, ВЫРУБКА.
3. Просклонять существительные: АПРЕЛЬ, МОРОЗ.
Диктант
Ландыш майский
Белые цветы ландыша заметны среди зелени. В конце мая в лесу стоит запах ландыша. На этот запах летит пчела, бабочка. Осенью на стебле ландыша есть ягоды. Из цветка ландыша делают лекарство. Этим лекарством лечат сердце. Хорош ландыш в букете. Букет украсит комнату. Приятно его подарить подруге. (46 слов.)
Задание:
1. Определить склонение и падеж существительных: В ЛЕСУ, НА СТЕБЛЕ, В БУКЕТЕ, У ЛАНДЫША.
2. 1-е предложение разобрать по членам предложения.
3. Просклонять существительное: ЛАНДЫШ.