Мы проводим исследование, посвященное изучению водных ресурсов и влияния человека на них. Приглашаем Вас принять участие в анкетировании.
Задачи исследования.
Для достижения нашей цели мы ставим перед собой следующие задачи:
1.Узнать, что происходит с водными ресурсами (реками, озерами и т.д.). Если они загрязняются, то почему это происходит и как.
2.Узнать, что известно взрослым и детям о загрязнении водных ресурсов и их отношение к этому.
3.Поставить эксперимент, чтобы определить, как влияют на воду разные виды загрязнений.
4.Выяснить, как можно очистить воду в домашних условиях (Какую?). Как можно сберечь водные ресурсы Ульяновской области.
5.Понаблюдать за состоянием городских водоёмов на примере Чёрного озера.
6.Составить памятку «Хранители воды».
Гипотезы исследования:
Мы выделили в своей работе несколько гипотез. Так, мы предполагаем, что:
1.водные ресурсы загрязняются в результате деятельности человека.
2.что взрослые и дети недостаточно знают о степени загрязнения водных ресурсов (они стараются бережно относиться в воде, но могли бы делать больше для сохранения её чистоты);
3.мы не можем на глаз определить, насколько загрязнена вода;
4.разные отходы жизнедеятельности человека по-разному загрязняют воду.
5.Воду можно очистить в домашних условиях
6.Воду из-под крана пить можно
Методы и средства:
Мы решили воспользоваться в своей работе следующими методами:
Подумать самостоятельно | Сначала вспомнить все, что знаем о воде, о её значении для всего живого, а по итогам нашего исследования составить памятку по сбережению водных ресурсов. | |
Посмотреть книги о том, что исследуешь | Посмотреть, что написано о воде в Большой Российской Энциклопедии и в «Азбуке юного ульяновского школьника» | |
Спросить у других людей | Опросить не специалистов - взрослых и детей, чтобы узнать, как они берегут водные ресурсы. А также побеседовать с людьми, профессионально занимающихся очисткой воды – работниками Ульяновского водоканала. | |
Познакомиться с кино – и телефильмами по теме твоего исследования | Найти и посмотреть видеосюжеты о водных ресурсах, о том, какое влияние оказывает деятельность человека на них. | |
Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной сети Интернет. | Найти информацию о том, как люди сберегают водные ресурсы, как можно очистить воду | |
Понаблюдать | Понаблюдать за водоёмами города Ульяновска, подумать, чем мы можем помочь им. | |
Провести эксперимент | Провести эксперимент и проверить как разные виды загрязнения влияют на качество воды и её внешний вид. |
Начали мы свою работу с мозгового штурма: мы вспоминали, что нам уже известно о воде, о важности ее сбережения.
Вариант 1
Далее мы продолжили поиск информации в книгах. Открыв Большую Российскую Энциклопедию узнали, что вода – это простейшее соединение водорода и кислорода, жидкость без запаха, вкуса и цвета. Одно из самых распространённых соединений на Земле, играющее очень важную роль во всех процессах живой и неживой природы.
В природе вода никогда не встречается в виде химически чистого соединения. Обладая свойствами универсального растворителя, она постоянно несет большое количество различных элементов и соединений, состав и соотношение которых определяется условиями формирования воды, составом тех пород, через которые она проходит. Из грунта атмосферная вода поглощает углекислоту и становиться способной растворять по пути своего движения минеральные соли и другие вещества.
Проходя через породы, вода приобретает свойства, характерные для них. Так, при прохождении через известковые породы, вода становится известковой, через доломитовые породы - магниевой. Проходя через каменную соль и гипс, вода насыщается сернокислыми и хлористыми солями и становится минеральной.
В «Азбуке юного ульяновского школьника или путешествие по родному краю» - есть заметка о Волге, великой русской реке, на берегах которой мы живем. Вообще, о воде написано очень много книг, в которых описана сама вода, то, что может её загрязнить и способы очистки воды. Воде часто придают сказочные свойства. Например, в сказках есть живая и неживая вода, которая может оживить мёртвое или убить живое. Вода, которая приобретает разные свойства в зависимости от того, кто оказал на нее влияние: вода из козлиного копытца превращает мальчика в козлёнка.
Вариант 2
Мы продолжили поиск информации в книгах. О воде написано очень много книг, в которых описана сама вода, то, что может её загрязнить и способы очистки воды. Воде часто придают сказочные свойства. Например, в сказках есть живая и неживая вода, которая может оживить мёртвое или убить живое. Вода, которая приобретает разные свойства в зависимости от того, кто оказал на нее влияние: вода из козлиного копытца превращает мальчика в козлёнка.
Из Большой Российскую Энциклопедию узнали, что вода – это простейшее соединение водорода и кислорода, жидкость без запаха, вкуса и цвета. Одно из самых распространённых соединений на Земле, играющее очень важную роль во всех процессах живой и неживой природы.
В природе вода никогда не встречается в виде химически чистого соединения. Обладая свойствами универсального растворителя, она постоянно несет большое количество различных элементов и соединений, состав и соотношение которых определяется условиями формирования воды, составом тех пород, через которые она проходит. Из грунта атмосферная вода поглощает углекислоту и становиться способной растворять по пути своего движения минеральные соли и другие вещества.
Проходя через породы, вода приобретает свойства, характерные для них. Так, при прохождении через известковые породы, вода становится известковой, через доломитовые породы - магниевой. Проходя через каменную соль и гипс, вода насыщается сернокислыми и хлористыми солями и становится минеральной.
В «Азбуке юного ульяновского школьника или путешествие по родному краю» - есть заметка о Волге, великой русской реке, на берегах которой мы живем.
Далее – о загрязнении Волги + статья о ее цветении
Продолжая наше исследование, мы посмотрели фильм «Великая тайна воды», и узнали, что …. В ролике «Берегите воду!» (https://www.youtube.com/watch?v=OnqnOU26cnw) рассказывается о важности воды и способах её сбережения. В ролике «Загрязнение воды» (https://www.youtube.com/watch?v=caeYzEji8rk) показаны страшные картины воды загрязнённой человеком.
А в фильме «В Тихом океане найден новый материк» (https://www.youtube.com/watch?v=1OOASqsRoNY) рассказывается о большом мусорном континенте из пластиковых отходов и о том, как люди научились снижать их количество.
Для подтверждения третьей гипотезы мы воспользовались методом эксперимента.
Для проведения исследования на тему загрязнения воды, заведём несколько ёмкостей. Нальем в первую емкость воду из-под крана и загрязним ее бионеразлагаемым мусором (пакеты, пластик, фольга, консервные банки, бумага). Во вторую емкость с водой добавим биоразлагамый мусор (пищевые отходы). В третью емкость нальём воды, пригодной для содержания рыб, и запустим в неё несколько аквариумных рыбок.
В четвертой будет обычная вода из-под крана – для сравнения с загрязненной.
Задача данного исследования – проверить, насколько быстро вода испортится сама по себе и как на её непригодность повлияет мусор различного происхождения.
Спустя два дня вода в емкости с биоразлагаемым мусором помутнела, испортилась, начала неприятно пахнуть, появились мошки. Вывод: быстрее всего загрязняет воду биоразлагаемый мусор. Даже небольшое количество биологического мусора, попавшего в водоём, делает воду непригодной для жизни рыб и использования человеком.
Начало третьего дня
Две недели спустя. Вода в банке с бионеразлагаемым мусором не портится. Делаем вывод, что пластик не портит воду, однако он плавает на поверхности, загрязняя водоёмы.
1 день 14 день
Для того, чтобы понять, как пластиковые отходы вредят водным ресурсам, мы посмотрели фильмы и почитали исследования о Большом мусорном континенте, который находится в Тихом океане. А недавно на отдаленном от суши участке Тихого океана ученые нашли ещё одно мусорное пятно из пластика, полиэтилена и прочих веществ. Размер мусорного пятна как у Мексики! Ученые рассказали, что обнаружили огромное количество пластика. Пластик под действием солнечных лучей в солёной воде не разлагается полностью, а только распадается на мелкие частицы и начинает выделять вредные вещества. Скопление мусора наносит огромный вред жителям океана. Морские обитатели путают частички пластика с пищей и съедают их. Пластик, попавший в организм животного или рыбы отравляет его, не позволяет ему питаться нормальной едой, забивает желудок и приводит к гибели. Но пластик вредит не только морским обитателям, если скопление отходом находится там, где обитают промысловые рыбы, которых ловит человек, рано или поздно отравленная химикатами рыба может оказаться на нашем столе. Частички разных вредных веществ испаряются и в атмосферу, возвращаясь на землю в виде дождя. Словом, вред от плавающего мусора огромен. Водные просторы нашей «голубой» планеты «завалены» мусором не менее чем суша. Скоро Мировой океан превратится в большую свалку мусора, поэтому необходимо остановить загрязнение океана пластиком и научиться собирать и утилизировать мусор, скопившийся в океанических водах. Таким образом, больше всего водным ресурсам вредит деятельность человечества, которая очень быстро разрушает наш родной «дом» – прекрасную, зеленую и щедрую на дары планету Земля.
Река пластика:
В аквариуме с рыбками спустя 7 дней вода немного помутнела, на дне появился слой слизи (отходы жизнедеятельности рыб), появился неприятный запах. Рыбы стали менее активными, однако продолжают чувствовать себя хорошо за счёт кислорода, который поступает в воду от компрессора. Без этого компрессора рыбы не проживут в аквариуме и суток из-за нехватки воздуха. Вывод: стоячая вода без течения, населённая живыми организмами достаточно быстро становится непригодной для жизни за счёт продуктов жизнедеятельности, выделяемой обитателями водоёма.
1 день | 8 день |
Однако вода в реках способна очищаться самостоятельно. Важнее всего в этом процессе разбавление и перемешивание загрязнённой воды свежей, проточной водой. Хорошее перемешивание и снижение загрязнения происходит за счёт быстрого течения рек. Также чистая вода может поступать из подземных родников, грунтовых и дождевых вод. Также очистить водоём способны водоросли, плесневые и дрожжевые грибки. Однако фитопланктон не всегда способен очистить воду: в отдельных случаях массовое развитие сине-зелёных водорослей в искусственных водоёмах ведёт к самостоятельному загрязнению воды.
В качестве примера самозагрязнения водоёма можно рассмотреть Куйбышевское водохранилище. Строительство на реке Волге каскада ГЭС повлекло за собой изменение микроклимата во всём Поволжье. Затопление в регионе территории, равной Швейцарии, привело к снижению скорости течения в 10 раз, что в свою очередь замедлило водообмен, самоочищение реки и привело к заиливанию дна. Слой ила в некоторых местах равен 11 метрам, вокруг Волги образуются болота. До подъема воды из Волги можно было пить, не опасаясь никаких болезней — вода была прозрачной и чистой. После образования водохранилища Волга больше не была прозрачной никогда. Под водой гнило все то, что раньше было сушей – деревья, оставленные людьми дома, предметы обихода.
Люди думали, что если воды станет больше, то и рыбы будет больше, однако вода в реке стала непригодна для жизни большого числа рыб. В воду попадало много сточных вод, бытовые отходы, химические удобрения с полей, выхлопные газы автомобилей, смытые в воду дождями. Но река не могла сама очиститься, течение её сильно уменьшилось, что привело к тому, что вода стала стоячей. Летом она быстрее нагревалась. И-за этого в ней начали развиваться сине-зелёные водоросли, которые поглощали кислород. Недостаток кислорода в воде привёл к массовой гибели рыб. Грязная вода стала непригодна для жизни многих ценных сортов рыбы. Полностью исчезли осетровые, предки которых жили в Волге еще 300 миллионов лет назад.
Последствия от строительства каскада ГЭС и устройства Куйбышевского водохранилища:
— Повысился уровень грунтовых вод. В результате почва на соседних полях теряет свои свойства. Содержание чернозема в почве уже уменьшилось в 2 раза.
— Ежегодно с берегов в воду смываются много земли. Раньше это сносилось в Каспийское море течением, сейчас, в стоячей воде — оседает на дно в виде ила, создавая хранилище для тяжелых металлов и химических веществ из промышленных стоков. Уже сейчас волжская вода похожа на химический бульон. Покрывая дно, ил постепенно выходит на берега, заболачивая песчаные пляжи.
— Большая часть водохранилища — непроточное, быстро прогреваемое мелководье. Это идеальная среда для развития сине-зеленых водорослей. В процессе жизнедеятельности сине-зеленые водоросли поглощают из воды кислород, а после загнивания — выделяют токсины, становясь причиной массовой гибели рыбы.
Экологи говорят, что здоровье — это чистый воздух и чистая вода. Человеческий организм более чем на две трети состоит из воды. Возможно именно из-за загрязнения Волги происходит неуклонный рост количества болезней в приволжских городах.
— Повышение уровня воды привело к увеличению давления на земную кору. Увеличилась сейсмическая активность. В 80-х и 90-х годах в нашем регионе уже случались землетрясения, и это может повториться.
— Из-за многократного увеличения зеркала воды повысились влажность воздуха, скорость ветра и температура — это перестройка экосистемы, изменение климата. Неизвестно, к чему все это приведет через несколько десятилетий.
Ученые подсчитали, что жизненный цикл водохранилища составляет 60 лет. Куйбышевскому водохранилищу уже 48. Через 12 лет мы будем жить у реки, в которой не будет жизни, и берега которой будут превращены в болото… Остается надеяться, что сильная и мудрая природа в который раз сможет противостоять бездумному отношению к себе человека. Но насколько неисчерпаемы ее силы?
На территориях, прилегающих к Волге живёт 60 млн. человек. Это важнейшая река России. При этом больше трети всех загрязненных стоков страны попадает именно в Волгу. Также, на её дне находится примерно 2.5 тысяч затонувших судов, в том числе перевозивших нефть. По мнению экологов, река уже исчерпала свои возможности по самоочищению, после строительства дамб водохранилища стали практически непроточными, загрязнения не вымываются течением. В настоящее время начал разрабатываться проект по очистке реки. Для реализации данного проекта нужно запустить строительство новых и отремонтировать и улучшить старые очистные сооружения, установить на предприятиях самые лучшие технологии по очистке сточных вод, необходимо повысить количество воды, проходящей через ГЭС, что ускорит течение, создать условия для воспроизводства рыбы.
Следует помнить о том, что каждый человек может повлиять на экологическую ситуацию на Волге. Вместе мы – сила! Один кусочек пластика или бытового отхода не может привести к критическому загрязнению реки. Однако на её берегах проживает 60 миллионов человек! А это 60 миллионов кусочков пластика. Который не гниёт, не перерабатывается и рано или поздно попадает вместе с течением в мировой океан. Только от нас зависит сейчас чистота великой русской реки и качество воды в ней. Все хотят жить в нормальных условиях и пить чистую воду. Для этого стоит помнить то, как можно и как нельзя себя вести на берегах реки.
Для проверки нашей первой гипотезы мы воспользовались опросом. Составили анкету и раздали ее людям, чтобы узнать, как они относятся к сбережению водных ресурсов и что они делают для того, чтобы снизить их загрязнение.
Завершив наши исследования, мы вновь собрались вместе для обсуждения. Всех нас волновал такой вопрос: Если состояние водных ресурсов так плачевно – загрязнены реки и озера, загрязнен мировой океан, загрязнены грунтовые воды, - что можно сделать, чтобы остановить это дальнейшее загрязнение и восстановить природные ресурсы.
Мы поискали информацию в интернете – там много говорится об экономии воды, об очистке ее для собственного питья. О том, как волонтеры в разных местах земного шара очищают водоемы от мусора. Описание самого масштабного подвига по числу участников и по количеству вывезенного мусора мы разместили в Приложении 2 к нашему проекту.
Тут мы вспомнили законы экологии Барри Коммонера:
1. все связано со всем;
2. все должно куда-то деваться;
3. природа «знает» лучше;
4. ничто не дается даром.
Получается, что простая очистка территорий от мусора не очень-то эффективна – мусор просто перевозится с одного места на другое (пусть это даже специальное место - свалка). Что же делать? В интернете ОЧЕНЬ МАЛО информации о том, что можно сделать для того, чтобы очистить воду в регионе или на всей планете. Мы поняли, что тут усилий одного человека или даже тысячи человек недостаточно. Нужно объединяться всем в борьбе за сохранение природных ресурсов! Вместе мы создаем мусор и отходы. Вместе нам его и убирать! ВМЕСТЕ – МЫ СИЛА!
А пока мы решили начать с того, что мы можем сделать сами. Снова мы устроили мозговой штурм и придумали самые разные способы сбережения воды. Одних – тех, которые нам под силу, мы начнем придерживаться уже с сегодняшнего дня и расскажем о них другим – детям и взрослым. Для этого мы составили памятку.
Список других сохранения водных ресурсов мы размещаем ниже. На сегодняшний момент они могут выглядеть немного фантастическими или нереальными, но все новое поначалу кажется фантастическим, сказочным или волшебным. А вдруг наша фантазия подскажет какому-нибудь ученому или специалисту что-то полезное?!
Предложения:
· использовать раздельный сбор бытовых отходов, собирая и перерабатывая пластик, стекло, бумагу, металл и т.д.
· использовать бытовую химию (мыло, порошок, шампунь, чистящие и моющие средства) из натуральных, экологических материалов
·
· в прошлом году готовя проет по зернобобовым, мы узнали, что есть пластик, созданный из бобых, он меньше вредит природе – предлагаем заменять обычный пластик на биоразлагаемый
· регулярно проводить рейды по очистке природоохранной и прибрежной зоны с уборкой мусора
· снизить количество пластика, используемого в быту, повторно использовать пластиковые бутылки, пакеты, емкости. По возможности отказаться от магазинных пластиковых пакетов, заменив их на холщовые сумки многоразового использования
· отказаться от использования одноразовой посуды, как пластиковой, так и бумажной (чтобы сберечь леса от вырубки)
· собирать мусор отдельно: бумагу, стеклянные бутылки, лампочки и проч. сдавать в специальные пункты приема
· следить за мусором, который мы выбрасываем, не загрязнять берега рек, убирать за собой, проводя время на природе (даже биоразлагаемый мусор, не только пластик)
· для очистки загрязненных вод Куйбышевского водохранилища можно использовать микроорганизмы-деструкторы*** - это перенести в другой раздел с фантастич. Предложениями, т.к. в природе все непросто (см. законы Б. Коммонера. Безопаснее (это на мой взгляд) сначала очищать воду этими организмами в отстойниках, потом сбрасывать чистую, обогащенную кислородом в водоемы (Значительную часть отходов попадает в реку со сточными водами, содержащими поверхностно-активные вещества (ПАВ), которые входят в состав всех бытовых и промышленных сточных вод. Для их очистки широко используются физико-химические и биологические методы. Учёные смогли выделить из промышленных отходов микроорганизмов –деструкторов ПАВ (те микроорганизмы, которые могут разрушать вредные вещества). В результате большого количества исследований из промышленных отходов выделено 13 штаммов бактерий способных усваивать основные вредные компоненты сточных вод. Это позволяет рассматривать возможность использования бактериальных культур для разработки способов очистки водных сред от ПАВ.)
· использовать дополнительную аэрацию воды, для насыщения её кислородом
· Применять установки, способные снижать температуру воды (в летние месяцы для снижения развития сине-зеленых водорослей)/ Использовать опыт американских ученых предотвративших цветение озера (ссылка на статью)
· Построить установки, увеличивающие скорость течения реки для естественного самоочищения за счет разбавления воды (это решается сбросом воды на ГЭС, сужением русла реки и/или его сильным искривлением – в узких местах скорость воды выше)
· Необходимо очистить дно реки от слоя ила и огромного количества затонувших судов.
Приложение 1
Анкета
Добрый день!
Приложение 2
Пример того, как люди заботятся об окружающей среде. И если один в поле – не воин, то он точно хороший пример для окружающих.
Вопросы для Водоканала
1. Насколько сейчас загрязнена Волга?
2. Что больше всешо влияет на ее загрязнение?
3. Как происходит очистка воды? Почему так? С какой целью используют те или иные способы очистки?
4. С какими трудностями/проблемами приходится сталкиваться при очистке волжской воды?
5. Пригодна ли волжская вода для питья?
6. Можно ли самостоятельно определить пригодность воды из родника /колодца /другого водоема?
7. Можно ли очистить воду самостоятельно? В домашних условиях? Какие методы подходят для этого?
8. Планируется ли обновление очистных сооружений?
9. Что могут сделать обычные граждане Ульяновска, чтобы вода была чище?
Юле – найти информацию, подготовить небольшой обзор по состоянию водных ресурсов Ул.обл. (статья в помощь)
Поискать способы очистки воды в домашних/походных условиях.
Продолжение эксперимента – попробовать очистить воду разными способами. Эффективны ли таблетки по очистке воды, которые продаются в спец.магазинах.
Мозговой штурм – придумать способы сбережения водных ресурсов (пусть самые фантастические – дети же пишут J). Раскрыть их + стороны и возможные риски.
Задачи исследования.
Для достижения нашей цели мы ставим перед собой следующие задачи:
1.Узнать, что происходит с водными ресурсами (реками, озерами и т.д.). Если они загрязняются, то почему это происходит и как.
2.Узнать, что известно взрослым и детям о загрязнении водных ресурсов и их отношение к этому.
3.Поставить эксперимент, чтобы определить, как влияют на воду разные виды загрязнений.
4.Выяснить, как можно очистить воду в домашних условиях (Какую?). Как можно сберечь водные ресурсы Ульяновской области.
5.Понаблюдать за состоянием городских водоёмов на примере Чёрного озера.
6.Составить памятку «Хранители воды».
Гипотезы исследования:
Мы выделили в своей работе несколько гипотез. Так, мы предполагаем, что:
1.водные ресурсы загрязняются в результате деятельности человека.
2.что взрослые и дети недостаточно знают о степени загрязнения водных ресурсов (они стараются бережно относиться в воде, но могли бы делать больше для сохранения её чистоты);
3.мы не можем на глаз определить, насколько загрязнена вода;
4.разные отходы жизнедеятельности человека по-разному загрязняют воду.
5.Воду можно очистить в домашних условиях
6.Воду из-под крана пить можно
Методы и средства:
Мы решили воспользоваться в своей работе следующими методами:
Подумать самостоятельно | Сначала вспомнить все, что знаем о воде, о её значении для всего живого, а по итогам нашего исследования составить памятку по сбережению водных ресурсов. | |
Посмотреть книги о том, что исследуешь | Посмотреть, что написано о воде в Большой Российской Энциклопедии и в «Азбуке юного ульяновского школьника» | |
Спросить у других людей | Опросить не специалистов - взрослых и детей, чтобы узнать, как они берегут водные ресурсы. А также побеседовать с людьми, профессионально занимающихся очисткой воды – работниками Ульяновского водоканала. | |
Познакомиться с кино – и телефильмами по теме твоего исследования | Найти и посмотреть видеосюжеты о водных ресурсах, о том, какое влияние оказывает деятельность человека на них. | |
Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной сети Интернет. | Найти информацию о том, как люди сберегают водные ресурсы, как можно очистить воду | |
Понаблюдать | Понаблюдать за водоёмами города Ульяновска, подумать, чем мы можем помочь им. | |
Провести эксперимент | Провести эксперимент и проверить как разные виды загрязнения влияют на качество воды и её внешний вид. |
Начали мы свою работу с мозгового штурма: мы вспоминали, что нам уже известно о воде, о важности ее сбережения.
Вариант 1
Далее мы продолжили поиск информации в книгах. Открыв Большую Российскую Энциклопедию узнали, что вода – это простейшее соединение водорода и кислорода, жидкость без запаха, вкуса и цвета. Одно из самых распространённых соединений на Земле, играющее очень важную роль во всех процессах живой и неживой природы.
В природе вода никогда не встречается в виде химически чистого соединения. Обладая свойствами универсального растворителя, она постоянно несет большое количество различных элементов и соединений, состав и соотношение которых определяется условиями формирования воды, составом тех пород, через которые она проходит. Из грунта атмосферная вода поглощает углекислоту и становиться способной растворять по пути своего движения минеральные соли и другие вещества.
Проходя через породы, вода приобретает свойства, характерные для них. Так, при прохождении через известковые породы, вода становится известковой, через доломитовые породы - магниевой. Проходя через каменную соль и гипс, вода насыщается сернокислыми и хлористыми солями и становится минеральной.
В «Азбуке юного ульяновского школьника или путешествие по родному краю» - есть заметка о Волге, великой русской реке, на берегах которой мы живем. Вообще, о воде написано очень много книг, в которых описана сама вода, то, что может её загрязнить и способы очистки воды. Воде часто придают сказочные свойства. Например, в сказках есть живая и неживая вода, которая может оживить мёртвое или убить живое. Вода, которая приобретает разные свойства в зависимости от того, кто оказал на нее влияние: вода из козлиного копытца превращает мальчика в козлёнка.
Вариант 2
Мы продолжили поиск информации в книгах. О воде написано очень много книг, в которых описана сама вода, то, что может её загрязнить и способы очистки воды. Воде часто придают сказочные свойства. Например, в сказках есть живая и неживая вода, которая может оживить мёртвое или убить живое. Вода, которая приобретает разные свойства в зависимости от того, кто оказал на нее влияние: вода из козлиного копытца превращает мальчика в козлёнка.
Из Большой Российскую Энциклопедию узнали, что вода – это простейшее соединение водорода и кислорода, жидкость без запаха, вкуса и цвета. Одно из самых распространённых соединений на Земле, играющее очень важную роль во всех процессах живой и неживой природы.
В природе вода никогда не встречается в виде химически чистого соединения. Обладая свойствами универсального растворителя, она постоянно несет большое количество различных элементов и соединений, состав и соотношение которых определяется условиями формирования воды, составом тех пород, через которые она проходит. Из грунта атмосферная вода поглощает углекислоту и становиться способной растворять по пути своего движения минеральные соли и другие вещества.
Проходя через породы, вода приобретает свойства, характерные для них. Так, при прохождении через известковые породы, вода становится известковой, через доломитовые породы - магниевой. Проходя через каменную соль и гипс, вода насыщается сернокислыми и хлористыми солями и становится минеральной.
В «Азбуке юного ульяновского школьника или путешествие по родному краю» - есть заметка о Волге, великой русской реке, на берегах которой мы живем.
Далее – о загрязнении Волги + статья о ее цветении
Продолжая наше исследование, мы посмотрели фильм «Великая тайна воды», и узнали, что …. В ролике «Берегите воду!» (https://www.youtube.com/watch?v=OnqnOU26cnw) рассказывается о важности воды и способах её сбережения. В ролике «Загрязнение воды» (https://www.youtube.com/watch?v=caeYzEji8rk) показаны страшные картины воды загрязнённой человеком.
А в фильме «В Тихом океане найден новый материк» (https://www.youtube.com/watch?v=1OOASqsRoNY) рассказывается о большом мусорном континенте из пластиковых отходов и о том, как люди научились снижать их количество.
Для подтверждения третьей гипотезы мы воспользовались методом эксперимента.
Для проведения исследования на тему загрязнения воды, заведём несколько ёмкостей. Нальем в первую емкость воду из-под крана и загрязним ее бионеразлагаемым мусором (пакеты, пластик, фольга, консервные банки, бумага). Во вторую емкость с водой добавим биоразлагамый мусор (пищевые отходы). В третью емкость нальём воды, пригодной для содержания рыб, и запустим в неё несколько аквариумных рыбок.
В четвертой будет обычная вода из-под крана – для сравнения с загрязненной.
Задача данного исследования – проверить, насколько быстро вода испортится сама по себе и как на её непригодность повлияет мусор различного происхождения.
Спустя два дня вода в емкости с биоразлагаемым мусором помутнела, испортилась, начала неприятно пахнуть, появились мошки. Вывод: быстрее всего загрязняет воду биоразлагаемый мусор. Даже небольшое количество биологического мусора, попавшего в водоём, делает воду непригодной для жизни рыб и использования человеком.
Начало третьего дня
Две недели спустя. Вода в банке с бионеразлагаемым мусором не портится. Делаем вывод, что пластик не портит воду, однако он плавает на поверхности, загрязняя водоёмы.
1 день 14 день
Для того, чтобы понять, как пластиковые отходы вредят водным ресурсам, мы посмотрели фильмы и почитали исследования о Большом мусорном континенте, который находится в Тихом океане. А недавно на отдаленном от суши участке Тихого океана ученые нашли ещё одно мусорное пятно из пластика, полиэтилена и прочих веществ. Размер мусорного пятна как у Мексики! Ученые рассказали, что обнаружили огромное количество пластика. Пластик под действием солнечных лучей в солёной воде не разлагается полностью, а только распадается на мелкие частицы и начинает выделять вредные вещества. Скопление мусора наносит огромный вред жителям океана. Морские обитатели путают частички пластика с пищей и съедают их. Пластик, попавший в организм животного или рыбы отравляет его, не позволяет ему питаться нормальной едой, забивает желудок и приводит к гибели. Но пластик вредит не только морским обитателям, если скопление отходом находится там, где обитают промысловые рыбы, которых ловит человек, рано или поздно отравленная химикатами рыба может оказаться на нашем столе. Частички разных вредных веществ испаряются и в атмосферу, возвращаясь на землю в виде дождя. Словом, вред от плавающего мусора огромен. Водные просторы нашей «голубой» планеты «завалены» мусором не менее чем суша. Скоро Мировой океан превратится в большую свалку мусора, поэтому необходимо остановить загрязнение океана пластиком и научиться собирать и утилизировать мусор, скопившийся в океанических водах. Таким образом, больше всего водным ресурсам вредит деятельность человечества, которая очень быстро разрушает наш родной «дом» – прекрасную, зеленую и щедрую на дары планету Земля.
Река пластика:
В аквариуме с рыбками спустя 7 дней вода немного помутнела, на дне появился слой слизи (отходы жизнедеятельности рыб), появился неприятный запах. Рыбы стали менее активными, однако продолжают чувствовать себя хорошо за счёт кислорода, который поступает в воду от компрессора. Без этого компрессора рыбы не проживут в аквариуме и суток из-за нехватки воздуха. Вывод: стоячая вода без течения, населённая живыми организмами достаточно быстро становится непригодной для жизни за счёт продуктов жизнедеятельности, выделяемой обитателями водоёма.
1 день | 8 день |
Однако вода в реках способна очищаться самостоятельно. Важнее всего в этом процессе разбавление и перемешивание загрязнённой воды свежей, проточной водой. Хорошее перемешивание и снижение загрязнения происходит за счёт быстрого течения рек. Также чистая вода может поступать из подземных родников, грунтовых и дождевых вод. Также очистить водоём способны водоросли, плесневые и дрожжевые грибки. Однако фитопланктон не всегда способен очистить воду: в отдельных случаях массовое развитие сине-зелёных водорослей в искусственных водоёмах ведёт к самостоятельному загрязнению воды.
В качестве примера самозагрязнения водоёма можно рассмотреть Куйбышевское водохранилище. Строительство на реке Волге каскада ГЭС повлекло за собой изменение микроклимата во всём Поволжье. Затопление в регионе территории, равной Швейцарии, привело к <