Развитие условно рефлекторной функции.
Условно рефлекторная деятельность формируется уже у новорожденного ребенка. Что же касается возможности выработки условного рефлекса у человеческого плода, то этот вопрос спорен, и у недоношенных детей условные рефлексы (оборонительные – на звук) вырабатываются примерно к возрасту, соответствующему сроку их нормального рождения, т.е. при недоношенности 1-2 месяца условный рефлекс вырабатывается к середине 2-го месяца постнатальной жизни, при недоношенности 2-2,5 месяца – к 1,5-2-месячному
возрасту, при недоношенности 3-3,5 месяца – к 3-му месяцу постнатальной жизни. А у нормально доношенного новорожденного подобные условные рефлексы вырабатываются к концу 1-го месяца жизни (Касаткин). По-видимому, более раннее рождение приводит к более ранней миелинизации путей и более быстрому (адаптивному) созреванию нервных центров в связи с вынужденной интенсификацией функционирования (Клоссовский), что по путям обратной афферентации способствует активации центральных мозговых сторуктур.
Наиболее ранними являются интероцептивные условные рефлексы, что связано с большей зрелостью вегетативных безусловных рефлексов на момент рождения ребенка по сравнению с соматическими. Так, уже к концу 1-й недели жизни у младенца перед кормлением проявляется ряд вегетативных компонентов пищевого условного рефлекса (Архангельская, Крачковская), возникающего в ответ на интеро-, вестибуло- и проприоцептивные сигналы. На экстероцептивные же воздействия условные рефлексы формируются лишь с конца 3-го месяца жизни (“комплекс оживления” на зрительные стимулы). При этом наличие кинестетического компонента способствует более быстрому и более прочному образованию зрительных и слуховых условных рефлексов, т.е. оказывается возможной выработка рефлекса на комплексные раздражители.
У годовалого ребенка вырабатывается значительное количество как положительных, так и тормозных условных рефлексов. Если при воспитании ребенка соблюдается режим питания, сна, прогулок и т.д., то на протяжении первого года его жизни формируются динамические стереотипы интероцептивных условных рефлексов, более важные в этот период жизни, чем стереотипы экстероцептивных рефлексов, которые приобретают значимость лишь к концу первого года жизни. К этому же времени у ребенка
вырабатываются рефлексы на комплексы, в состав которых входят слова, т.е. закладывается база для последующего формирования второй сигнальной системы (Кольцова).
В течение первого года жизни возможны импринтинги (Баулби, Колдуэлл, Скотт и др.) – это критический возраст для запечатления. В это же врямя (возраст от 6 недель до 6 месяцев) возникает довольно жесткая связь с матерью (или замещающим ее человеком). При насильственном расторжении этой связи (либо при невозможности формирования ее) возникают существенные нарушения в эмоциональной сфере ребенка, которые впоследствии могут сказаться в психических расстройствах взрослого человека, даже если ребенок был отделен от матери в следующем критическом периоде – в 3-х –летнем возрасте (Баулби).
В период от 1 года до 3 лет ребенок проявляет бурную исследовательскую
деятельность. Формируются условные рефлексы на отношения величин (тяжести, удаленности, окраски). В это время происходит формирование систем условных связей на стереотипы экстероцептивных сигналов, формируются поведенческие динамические стереотипы (процедуры поведения). На 2-ом году жизни усиленно развивается речь: понимание и артикуляция. Понимание опережает артикуляцию, которая базируется не
только на звуковом анализе, но и на проприоцептивном.
Очень важной особенностью высшей нервной деятельности ребенка является прочность и длительная сохраняемость (даже на всю жизнь) условных связей, выработанных в раннем детстве (Кольцова), что может быть связано как с особой остротой восприятия ребенка в «сензитивный период» (Лонг), так и с очень высоким уровнем возбудимости подкорково-стволовых структур мозга (Пейпер), что обеспечивает более интенсивное безусловнорефлекторное подкрепление.
В период с 5 до 7 лет отмечается усложнение высшей нервной деятельности ребенка. В связи с морфологическим созреванием лобного отдела коры (Преображенская) и миелинизацией прилегающих участков белого вещества (Клоссовсекий), совершенствуются нервно-психические функции ребенка - оказывается возможным словесное обобщение признаков и событий, вырабатываются ассоциативные рефлексы и становится доступной экстраполяция (Кольцова), а также выработка условного рефлекса при вероятностном подкреплении.
В младшем школьном возрасте (от 7 до 10 лет) происходит дальнейшее развитие и стабилизация высшей нервной деятельности (Красногорский, Кабанов).
В переходном возрасте (первая фаза: 11-13 лет у девочек и 13-15 лет у мальчиков), совпадающем с пубертатным периодом, отмечается общее повышение возбудимости центральной нервной системы, приводящее к широкой генерализации возбуждения, к развитию фазовых состояний высшей нервной деятельности. Появляется тенденция к обобщению и перво-, и второсигнальных раздражений. Удлиняются латентные периоды условных рефлексов на словесные и укорачиваются – на конкретные сигналы. В этом
возрасте отмечается снижение тонуса коры и возникают вегетативные нарушения, которые у девочек проявляются более ярко, чем у мальчиков. Во второй фазе переходного возраста (13-15 лет у девочек и 15-17 лет у мальчиков), наиболее бурно протекающей, наблюдается у подростков психическая неуравновешенность, характеризующаяся резкими переходами от экзальтации к депрессии и снова к экзальтации. В этом возрасте возникает негативизм в отношении взрослых и их установок, усиливается обидчивость, у девочек – склонность к слезам. В то же время возрастает роль словесных сигналов и укорачиваются латентные периоды на словесные раздражители при общем нарастании возбудительных и ослаблении тормозных реакций.
Старший школьный возраст (15-18 лет) совпадает с окончательным морфофункциональным созреванием всех физиологических систем человеческого тела. Значительно повышается роль корковых процессов в регуляции психической деятельности и физиологических функций организма, ведущее значение получают корковые процессы, обеспечивающие функционирование второй сигнальной системы. Все свойства основных нервных процессов достигают уровня взрослого человека. Если на всех предыдущих этапах условия для развития ребенка были оптимальными, то высшая нервная деятельность старших школьников становится упорядоченной и гармоничной. Организм может считаться созревшим по проявлениям высшей нервной деятельности, когда устанавливаются гармоничные отношения между корой и подкорково-стволовыми структурами. У взрослого человека при общей стабилизации возбудительно-тормозных отношений, отмечаются некоторые половые различия в протекании условнорефлекторной деятельности. Так, женщины характеризуются отсутствием соответствия по уровню зрительно-моторных и слухо-моторных условных рефлексов, в то время как у мужчин отмечается соответствие этих реакций при высокой статистической значимости корреляций этих показателей. Что касается взаимодействия сигнальных систем у взрослого человека, то отмечается существенное влияние словесных сигналов на ориентировочные и двигательные условные рефлексы.
В пожилом возрасте и при старении на фоне ослабления нервных процессов, ухудшения внимания и памяти, повышения утомляемости отмечается возрастание раздражительности, эмоциональная неустойчивость, а при патологических изменениях высшей нервной деятельности – на фоне углубляющейся амнезии могут появляться идеи ущербного содержания. По мере старения ухудшается выработка новых условных рефлексов, а старые проявляются с удлинением латентных периодов. Для стареющего человека характерно нарушение возбудительно-тормозного взаимодействия, а также соотношения условнорефлекторных ответов на перво- и второсигнальные раздражители. Однако, процесс инволюции (как, впрочем, и процесс становления и развития психики) и начинается, и протекает с большими индивидуальными различиями, что обусловлено генетическими предпосылками человека и, в частности, его типологией, а также влиянием среды, особенно социальной.