ТЕМА 5.2. «Особенности физиологии ЦНС развивающегося организма».
АНТЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
К концу антенатального периода морфологически вполне развиты лишь нервные клетки спинного мозга и глиальная ткань. Что касается полного структурного и функционального развития ЦНС, оно завершается в постнатальном периоде. Показателем функциональной зрелости ЦНС является миелинизация проводящих путей, от которой зависит скорость проведения возбуждения в нервных волокнах.
Миелинизация различных путей в ЦНС происходит в таком же порядке, в каком они развиваются в филогенезе. Так, вестибуло-спинальный путь обнаруживает миелинизацию на 4-м мес.яце внутриутробного развития, руброспинальный путь — на 5—8-м мес.яцах. В спинном мозге и стволе к моменту рождения проводящие пути оказываются миелинизированными, кроме пирамидного и оливоспинального.
Общее число нервных клеток в составе ЦНС достигает наибольшей величины в первые 20—24 недель антенатального периода, в начале постнатального периода несколько уменьшается, затем остается относительно постоянным вплоть до пожилого возраста. В период внутриутробного развития начинается синтез большинства медиаторов.
Рефлекторные двигательные реакции плода на раздражения возникают на ранних этапах антенатального периода развития.
На 8-й неделе раздражение периоральной области лица вызывает контралатеральное сгибание шеи, ведущее к отстранению стимулируемой поверхности головы от раздражителя, — элементарный защитный рефлекс. При нанесении раздражения на кожу у плода можно наблюдать быстрое движение рук и туловища. При более сильном раздражении кожи часто появляется генерализованная реакция, в основе которой лежит одновременное сокращение мышц-сгибателей и разгибателей. На 9-й неделе возможны двигательные реакции на раздражения проприорецепторов при растяжении мышц и сухожилий. Хватательная реакция у плода обнаруживается в возрасте 11,5 недель.
Спонтанная активность мышц плода характеризуется тремя основными формами.
1-я форма — тонические сокращения мышц-сгибателей, обеспечивающие ортотоническую позу (согнутая шея, туловище и конечности), благодаря которой плод занимает в матке минимальный объем. Эта поза поддерживается раздражением кожных рецепторов околоплодными водами, а также афферентной импульсацией от проприорецепторов скелетных мышц.
2-я форма — периодические фазные сокращения мышц-разгибателей, которые имеют генерализованный характер. Эти движения ощущаются матерью как шевеление плода обычно 4—8 раз в 1 ч, начиная с 4,5— 5-го мес.яцев беременности. Частота шевелений увеличивается при обеднении крови матери, а вследствие этого и плода, питательными веществами и кислородом. В процессе двигательной активности плода у него усиливается деятельность сердца, повышается артериальное давление, ускоряется кровоток по всему организму и, естественно, через плаценту, что ведет к увеличению в крови количества кислорода и питательных веществ. Двигательная активность плода способствуют развитию его мышц и мозга.
3-я форма — дыхательные движения — начинаются на 14-й неделе внутриутробного развития. Частота дыхательных движений высока — 40—70 в 1 мин. На 6-м мес.яце внутриутробного развития достаточной зрелости достигают структуры, ответственные за центральную регуляцию дыхания. Последнее обеспечивает возможность их немедленного включения в работу после рождения ребенка.
Зрелой к моменту рождения является фракция ядра лицевого нерва, реализующая управление соответствующими эффекторами в составе функциональной системы сосания (П.К. Анохин).
НЕОНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
В неонатальном периоде отмечаются дальнейший рост нервной ткани, усиление процессов миелинизации нервных волокон, дифференцировки нейрофибрилл, совершенствование механизмов проницаемости клеточных мембран, повышение возбудимости нейронов, развитие их шипикового аппарата, установление ассоциативных связей, что в итоге приводит к постепенному совершенствованию базовых нейродинамических процессов.
У новорожденных спинной мозг, структуры ствола мозга, бледное ядро, зрительный бугор развиты в целом хорошо. Красное ядро, руброспинальный путь миелинизированы.
Двигательные области коры большого мозга (поля 4 и 6 по Бродману) к моменту рождения развиты недостаточно.
В спинном мозге, стволе и гипоталамусе у новорожденных обнаруживаются ацетилхолин, гамма-аминомасляная кислота, серотонин, норадреналин, дофамин. Содержание медиаторов низкое и составляет 10—50 % от такового у взрослых. В постсинаптических мембранах нейронов к моменту рождения появляются специфические для перечисленных медиаторов рецепторы.
Созревание структур ЦНС усиливается гормонами щитовидной железы. Стимулирующая роль в ходе созревания и функционального становления ЦНС отводится афферентным потокам импульсов, поступающих в структуры мозга из внешней среды.
Электрофизиологические характеристики нейронов обладают рядом особенностей. В частности, нейроны у новорожденных имеют относительно высокие потенциалы покоя - около 50 мВ (у взрослых – 60-80 мВ). Поверхность тела нейронов и дендритов, покрытая синапсами, во много раз меньше, чем у взрослых. Возбуждающие постсинаптические потенциалы (ВПСП) имеют большую длительность, чем у взрослых, более продолжительной является синаптическая задержка, нейроны менее возбудимы. Не столь эффективны процессы постсинаптического-торможения нейронов из-за малой амплитуды тормозных постсинаптических потенциалов (ТПСП), а также меньшего числа тормозных синапсов на нейронах.
Вследствие морфологической и функциональной незрелости структур ЦНС, недостаточности элементарных механизмов возбуждения и торможения у новорожденных оказываются несовершенными многие проявления его двигательной активности.
них участвуют конечности, голова и туловище. Тем не менее наблюдаются и координированные ритмические сгибания и разгибания. Периоды двигательной активности отчетливо преобладают над периодами полного покоя. Для проснувшегося новорожденного характерны пространственно ориентированные движения головы, направленные на поиск материнской груди, полноценные сосательные движения.
В. Мышечный тонус у новорожденных поддерживается импульсами, идущими от проприорецепторов, кожных терморецепторов и даже рецепторов растяжения легких, активирующихся при вдохе.
Для новорожденного, как и для плода, характерна ортотоническая поза как следствие некоторой гипертензии мышц-сгибателей.
Отличительными особенностями рефлексов новорожденныхявляются генерализованный характер их проявления и обширность рефлексогенной зоны вызова того или иного рефлекса. Эти свойства рефлексов объясняются, во-первых, отсутствием над ними контроля со стороны головного мозга, во-вторых, относительно облегченной иррадиацией процесса возбуждения в ЦНС. Причиной более выраженной иррадиации возбуждения является слабость процессов торможения. С возрастом рефлексы становятся более совершенными: генерализованность уменьшается, рефлексогенные зоны рефлексов сужаются. Так, в возрасте 1-5 дней рефлексогенной зоной сосательного рефлекса являются губы и кожа всего лица; 6-10 дней - губы и кожа вокруг рта; 15 дней — только губы. Ряд рефлексов новорожденного постепенно исчезает, но многие из них подвергаются лишь угнетению в результате развивающихся тормозных влияний со стороны вышележащих отделов мозга, в особенности коры большого мозга, на нижележащие центры.
Всю совокупность рефлексов новорожденного целесообразно разделить на следующие основные группы.
1. Пищевые: сосательный и глотательный рефлексы появляются при механическом,тепловом и вкусовом раздражении рецепторов ротовой и околоротовой областей. Так, если вложить ребенку в рот соску, он начинает совершать активные сосательные движения. Сосательный рефлекс исчезает к концу первого года жизни.
2. Защитные: мигательный рефлекс — мигание при освещении глаз светом или при раздражении поверхности носа, век, ресниц рефлекс отдергивания конечности в ответ на болевое раздражение.
3. Двигательные:.
хватательный рефлекс (рефлекс Робинсона) — схватывание и прочное удерживание предмета (пальца, карандаша, игрушки) при прикосновении им к ладони — исчезает на 2-4-м месяцах;
рефлекс обхватывания (рефлекс Моро) - отведение рук в стороны и разгибание пальцев с последующим возвращением рук в исходное положение. Для вызова рефлекса у ребенка, находящегося на руках у врача, резко опускают на 20 см и затем поднимают до исходного уровня.
Рефлекс можно вызвать при ударе по по верхности, на которой лежит ребенок, а также при быстром подъеме его из положения на спине. Рефлекс исчезает после 4 мес.яца жизни;
подошвенный рефлекс (рефлекс Бабинского) — изолированное тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание (иногда веерообразное расхождение) остальных при раздражении подошвы по наружному краю стопы от пятки к пальцам; исчезает после первого
года жизни;
коленный рефлекс - сгибание (у взрослых разгибание) в коленном суставе при ударе по сухожилию четырехглавой мышцы ниже коленной чашечки. Сгибание у новорожденных связано с преобладанием у них тонуса мышц-сгибателей; заменяется разгибательным рефлексом на 2-м мес.яце;
хоботковый рефлекс - выпячивание губ хоботком в результате сокращения круговой мышцы рта при легком ударе пальцем по губам ребенка или поколачивании кожи вокруг рта на уровне десен;
исчезает к концу первого полугодия жизни.
поисковый рефлекс (поиск груди матери) — опускание губ, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражите ля при поглаживании кожи в области угла рта. Рефлекс ярче выражен у голодного ребенка; исчезает к концу 1-го года жизни;
рефлекс ползания (рефлекс Бауэра) - ребенка кладут на живот так, чтобы голова и туловище располагались на одной линии. В таком положении ребенок на несколько мгновений поднимает голову и совершает ползающие движения(спонтанное ползание). Если подставить под подошвы ладонь, движения становятся более разнообразными: ребенок начинает отталкиваться ногами от препятствия, в «ползание» включаются руки. Рефлекс исчезает к 4 месяцам.
4. Тонические:
лабиринтный рефлекс вызывается изменением положения головы в пространстве. У ребенка, лежащего на спине, повышен тонус разгибателей шеи, спины, ног. Если ребенка перевернуть на живот, увеличивается тонус сгибателей шеи, спины, конечностей.
рефлекс Кернига - у лежащего на спине ребенка сгибают ногу в тазобедренном и коленном суставах, затем пытаются разогнуть ногу в коленном суставе. Рефлекс считается положительным, если сделать
это не удается; исчезает после 4 месяца (спонтанное ползание);
ориентировочный. Возникает на достаточно сильные неожиданные раздражения экстерорецепторов (вспышки света, звук), выражается во вздрагивании ребенка с последующим его «замиранием». Уже в конце 1-й недели после рождения ребенок поворачивает глаза и голову в сторону источника света и звука. Отмечается начальное несовершенное
слежение за ярким перемещающимся в одной плоскости объектом. Ориентировочный рефлекс является основой выработки будущих условных рефлексов на звуковые и световые раздражители. Интеграция всех двигательных реакций у новорожденного ребенка реализуется на уровне таламопаллидарных структур.
ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ
Созревание ЦНС и мускулатуры в первые мес.яцы жизни ребенка быстро прогрессирует, что ведет к увеличению его двигательной активности. В свою очередь увеличение движений стимулирует рост и развитие не только мускулатуры, но и ЦНС за счет усиленного притока афферентных импульсов. Наиболее интенсивно миелинизация ЦНС происходит в конце 1-го — начале 2-го года жизни после рождения, когда ребенок начинает ходить. Миелинизация проводящих путей ЦНС завершается к 3—5 годам жизни. Морфологическое созревание двигательной области коры большого мозга (поля 4 и 6) заканчивается к 6—7 годам. Завершается созревание ЦНС к 18-20 годам.
Кровоснабжение мозга достаточно интенсивно. Это объясняется богатством капиллярной сети, которая после рождения продолжает увеличиваться. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает потребность быстро растущей нервной ткани в кислороде; 3/4—4/5 всего кровоснабжения мозга приходится на серое вещество.
Мышечный тонус. Повышенный тонус мышц-сгибателей в первые мес.яцы жизни ребенка обусловлен относительной незрелостью структур ЦНС, оказывающих возбуждающие и тормозные влияния на спинальные мотонейроны, иннервирующие мышцы-антагонисты. На 2-м мес.яце жизни распределение тонуса между мышечными группами изменяется: постепенно усиливается тонус мышц-разгибателей. Последнее приводит к тому, что у детей 3—5 мес., как правило, отмечается равновесие тонуса мышц-сгибателей и мышц-разгибателей.
Рефлексы ребенка грудного возраста частично сочетают в себе рефлексы новорожденного, а также вновь формирующиеся рефлексы. К ним относятся туловищно-выпрямительный рефлекс — выпрямление головы при соприкосновении стоп ребенка с опорой, формируется с конца 1-го мес.яца; рефлекс Ландау верхний: ребенок в положении на животе поднимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь на плоскость руками, удерживается в этой позе, рефлекс формируется со 2—4-го мес.яца; рефлекс Ландау нижний: в положении на животе ребенок разгибает и поднимает ноги — формируется к 5—6-му мес.яцам.
Весь период развития двигательной активности грудного ребенка можно разделить на четко очерченные этапы.
Период от 2 до 5 мес. жизни. С 2-мес.ячного возраста начинается развитие движения руками в направлении к видимому предмету. При встрече руки с предметом возникает его захватывание. В возрасте 3 мес. начинается освоение навыка ползания. В 4— 5 мес. развивается способность переворачиваться сначала со спины на живот, затем обратно.
Период от 5 до 9 мес.. С 5-месячного возраста ребенок начинает при поддержке переступать. В 6—7 мес. ребенок садится, встает на четвереньки — готовится к принятию вертикального положения. В возрасте 7—8 мес. малыш может вставать, стоять, придерживаясь руками за опору, свободно ползать. Ползание развивает и укрепляет мускулатуру, способствует развитию дальнейшей координации движений.
Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает потребность быстро растущей нервной ткани в кислороде; 3/4—4/5 всего кровоснабжения мозга приходится на серое вещество.
Мышечный тонус. Повышенный тонус мышц-сгибателей в первые месяцы жизни ребенка обусловлен относительной незрелостью структур ЦНС, оказывающих возбуждающие и тормозные влияния на спинальные мотонейроны, иннервирующие мышцы-антагонисты. На 2-м месяце жизни распределение тонуса между мышечными группами изменяется: постепенно усиливается тонус мышц-разгибателей. Последнее приводит к тому, что у детей 3—5 мес., как правило, отмечается равновесие тонуса мышц-сгибателей и мышц-разгибателей.
Рефлексы ребенка грудного возраста частично сочетают в себе рефлексы новорожденного, а также вновь формирующиеся рефлексы. К ним относятся туловищно-выпрямительный рефлекс — выпрямление головы при соприкосновении стоп ребенка с опорой, формируется с конца 1-го месяца; рефлекс Ландау верхний: ребенок в положении на животе поднимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь на плоскость руками, удерживается в этой позе, рефлекс формируется со 2—4-го месяца; рефлекс Ландау нижний: в положении на животе ребенок разгибает и поднимает ноги — формируется к 5—6-му месяцам.
Двигательные навыки. Весь период развития двигательной активности грудного ребенка можно разделить на четко очерченные этапы.
Период от 2 до 5 мес. жизни. С 2-месячного возраста начинается развитие движения руками в направлении к видимому предмету. При встрече руки с предметом возникает его захватывание. В возрасте 3 мес. начинается освоение навыка ползания. В 4— 5 мес. развивается способность переворачиваться сначала со спины на живот, затем обратно.
Период от 5 до 9 мес.. С 5-мес.ячного возраста ребенок начинает при поддержке переступать. В 6—7 мес. ребенок садится, встает на четвереньки — готовится к принятию вертикального положения. В возрасте 7—8 мес. малыш может вставать, стоять, придерживаясь руками за опору, свободно ползать. Ползание развивает и укрепляет мускулатуру, способствует развитию дальнейшей координации движений. Следует отметить, что в грудном возрасте у ребенка до жизни, 3 года, 7 лет и период в интервале 12—16 лет. Во все периоды жизни ребенка, особенно в критические, ЦНС весьма ранима. Недостаточное или несбалансированное питание приводит к уменьшению количества нейронов, причем эти уменьшения впоследствии не компенсируются. Весьма чувствительна ЦНС ребенка к инфекциям, интоксикациям, травмам, негативные последствия которых могут наблюдаться на протяжении всей жизни.
Рассмотрим основные этапы развития двигательных навыков ребенка после завершения периода развития в грудном возрасте.
На 2-м году жизни у детей появляется способность к бегу, перешагиванию через предметы, самостоятельному подъему по лестнице.
На 3-м году жизни ребенок начинает подпрыгивать на мес.те, переступает через препятствия высотой 10—15 см, самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, завязывает шнурки. На данном этапе ведущим уровнем ЦНС, обеспечивающим интеграцию механизмов произвольной моторики, становится теменно-премоторный уровень.
В возрасте 3—5 лет появляется игровая деятельность, скачкообразно ускоряющая развитие высшей нервной деятельности ребенка. Он начинает рисовать, может обучаться игре на музыкальных инструментах. В 4— 5 лет ему становятся доступными сложные движения: бег, прыжки, катание на коньках,
гимнастические, акробатические упражнения. Следует помнить, что и в этом возрасте ребенок быстро устает. Для профилактики утомления необходимо время от времени изменять вид занятий ребенка (активный отдых).
В последующие возрастные периоды дальнейшее наращивание количества и качества моторной активности ребенка отмечается в интервале 7—10 лет, что связано с завершением первичного становления нейронного субстрата в составе кинестетического анализатора, совершенствованием внутрикорковых, корково-подкорковых проводящих путей, функциональных связей между двигательными, ассоциативными областями коры большого мозга, а также подкорковыми структурами. Оптимальный режим работы двигательного аппарата у человека устанавливается к 20—30 годам жизни.