Становление возрастной физиологии.

То, что ребенок отличается от взрослого многими свойствами, на бытовом уровне понимает каждый. Однако научное изучение возрастных особенностей детского организма началось сравнитель­но недавно — во второй половине XIX в. Вскоре после открытия закона сохранения энергии физиологи обнаружили, что ребенок потребляет в течение суток ненамного меньше энергии, чем взрос­лый, хотя размеры тела ребенка намного меньше. Этот факт тре­бовал рационального объяснения. В поисках этого объяснения не­мецкий физиолог Макс Рубнер провел изучение скорости энерге­тического обмена у собак разного размера и обнаружил, что более крупные животные в расчете на 1 кг массы тела расходуют энер­гии значительно меньше, чем мелкие. Подсчитав площадь поверх­ности тела, Рубнер убедился, что отношение количества потреб­ляемой энергии пропорционально именно величине поверхности тела — и это неудивительно: ведь вся потребляемая организмом энергия должна быть выделена в окружающую среду в виде тепла, т.е. поток энергии зависит от поверхности теплоотдачи. Именно различиями в соотношении массы и поверхности тела Рубнер объяснил разницу в интенсивности энергетического обмена меж­ду крупными и мелкими животными, а заодно — между взрослы­ми и детьми.

В то же время различные социальные катаклизмы (войны, ката­строфы), экстремальные условия, в которых оказываются люди, представляют собой естественный эксперимент, порой весьма сильно влияющий на состояние здоровья и темпы развития детей, во-вторых, фундаментальных обобщений в физиологии развития и в эко­логической физиологии.

Этим правилом объясняли не только различия в величине теп­лопродукции, но также в частоте сердечных сокращений и дыха­тельных циклов, легочной вентиляции и объеме кровотока, а также в других показателях деятельности вегетативных функций. Во всех этих случаях интенсивность физиологических процессов в детском организме существенно выше, чем в организме взрослого.

Такой сугубо количественный подход характерен для немец­кой физиологической школы XIX в., освященной именами выда­ющихся физиологов Э. Ф. Пфлюгера, Г. Л. Гельмгольца и других. Их трудами физиология была поднята до уровня естественных наук, стоящих в одном ряду с физикой и химией. Однако русская физиологическая школа, хотя и уходила корнями в немецкую, всегда отличалась повышенным интересом к качественным осо­бенностям и закономерностям.

Выдающийся представитель русской педиатрической школы доктор Николай Петрович Гундобин еще в самом начале XX в. утверждал, что ребенок — не просто маленький, он еще и во многом не такой, как взрослый. Его организм устроен и работает иначе, причем на каждом этапе своего развития детский орга­низм прекрасно приспособлен к тем конкретным условиям, с ко­торыми ему приходится сталкиваться в реальной жизни.

Эти идеи разделял и развивал замечательный русский физио­лог, педагог и гигиенист Петр Францевич Лесгафт, заложивший основы школьной гигиены и физического воспитания детей и подростков. Он считал необходимым глубокое изучение детского организма, его физиологических возможностей.

Наиболее отчетливо центральную проблему физиологии раз­вития сформулировал в 20-е годы XX в. немецкий врач и физио­лог Эльельмрейх. Он утверждал, что различия между взрослым и ребенком находятся в двух плоскостях, которые необходимо рас­сматривать по возможности независимо, как два самостоятельных аспекта: ребенок как маленький организм и ребенок как развива­ющийся организм. В этом смысле «правило поверхности» Рубнера рассматривает ребенка только в одном аспекте — именно как ма­ленький организм. Значительно более интересными представля­ются те особенности ребенка, которые характеризуют его как орга­низм развивающийся.

К одной из таких принципиальных особенностей относится от­крытое в конце 30-х годов Ильей Аркадьевичем Аршавским нерав­номерное развитие симпатических и парасимпатических влияний нервной системы на все важнейшие функции детского организма. И.А.Аршавский доказал, что симпатотонические механизмы со­зревают значительно раньше, и это создает важное качественное своеобразие функционального состояния детского организма. Симпатический отдел вегетативной нервной системы стимулирует активность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также обменные процессы в организме. Такая стимуляция вполне адек­ватна для раннего возраста, когда организм нуждается в повы­шенной интенсивности обменных процессов, необходимой для обеспечения процессов роста и развития. По мере созревания орга­низма ребенка усиливаются парасимпатические, тормозящие вли­яния. В результате снижается частота пульса, частота дыхания, относительная интенсивность энергопродукции.

Проблема неравномерности гетерохронности (разновременно­сти) развития органов и систем стала центральным объектом ис­следования выдающегося физиолога академика Петра Кузьмича Анохина и его научной школы. Им была в 40-е годы сформулиро­вана концепция системогенеза, согласно которой последователь­ность разворачивающихся в организме событий выстраивается таким образом, чтобы удовлетворять меняющимся по ходу разви­тия потребностям организма. При этом П.К.Анохин впервые пе­решел от рассмотрения анатомически целостных систем к изуче­нию и анализу функциональных связей в организме.

Другой выдающийся физиолог Николай Александрович Бернштейн показал, как постепенно в онтогенезе формируются и ус­ложняются алгоритмы управления произвольными движениями, как механизмы высшего управления движениями распространя­ются с возрастом от наиболее эволюционно древних подкорковых структур головного мозга к более новым, достигая все более вы­сокого уровня «построения движений». В работах Н. А. Бернштейна впервые было показано, что направление онтогенетического прогресса управления физиологическими функциями отчетливо совпадает с направлением филогенетического прогресса. Таким образом, на физиологическом материале была подтверждена кон­цепция Э. Геккеля и А. Н. Северцова о том, что индивидуальное развитие (онтогенез) представляет собой ускоренное эволюцион­ное развитие (филогенез).

Крупнейший специалист в области теории эволюции академик Иван Иванович Шмальгаузен также многие годы занимался воп­росами онтогенеза. Материал, на котором И. И. Шмальгаузен де­лал свои выводы, редко имел прямое отношение к физиологии развития, но выводы из его трудов о чередовании этапов роста и дифференцировок, а также методологические работы в области изучения динамики ростовых процессов, выполненные в 30-е годы, и до сих пор имеют огромное значение для понимания важней­ших закономерностей возрастного развития.

В 60-е годы физиолог Акоп Арташесович Маркосян выдвинул концепцию биологической надежности как одного из факторов онтогенеза. Она опиралась на многочисленные факты, которые свидетельствовали, что надежность функциональных систем по мере взросления организма существенно увеличивается. Это подтверждалось данными по развитию системы свертывания крови, иммунитета, функциональной организации деятельности мозга. В последние десятилетия накопилось много новых фактов, подтверждающих основные положения концепции биологической надежности А.А. Маркосяна.

Наши рекомендации