Формирование и торможение условного рефлекса
1. Примерная схема выработки и торможения условного рефлекса на время у человека:
– заводите будильник на одно и то же время,
– определите, через сколько дней вы начали самостоятельно просыпаться к этому времени,
– не заводите будильник и не соблюдайте время подъема,
– определите, через какой срок исчезнет выработанный рефлекс просыпания в определенное время,
– представьте дневник наблюдений,
– дайте физиологическое объяснение наблюдаемым явлениям.
2. Примерная схема выработки торможения условного рефлекса у животных:
– проводите регулярную работу по приучению собаки к выполнению какой-либо команды, поощряя ее правильные действия лакомством,
– определите, через какое время собака, не дожидаясь лакомства, уверенно начинает выполнять команду,
– далее не поощряйте собаку,
– определите, через какое время она перестает реагировать на вашу команду,
– представьте дневник наблюдений,
– дайте физиологическое обоснование наблюдаемым явлениям.
3. Попробуйте предложить свои схемы выработки и торможения условного рефлекса у человека или животного.
4. Пронаблюдайте естественную выработку и торможение различных условных рефлексов у себя, близких и знакомых людей, домашних животных. Представьте описание и физиологическое объяснение наблюдаемых рефлексов.
Тематика летних заданий по курсу «Общая биология»
I. Изготовление учебно-наглядных пособий (раздаточного материала к лабораторным работам)
Темы лабораторных работ и необходимые пособия
1. Морфологические особенности растений разных видов: гербарий разновидностей пшеницы, ячменя, ржи и др.
2. Фенотипы местных сортов растений: гербарий разных сортов одного вида пшеницы, ячменя, ржи и др.
3. Изменчивость организмов: гербарии, коллекции семян и плодов полиплоидных растений.
4. Построение вариационного ряда и вариационной кривой модификационной изменчивости признака: наборы листьев одного дерева, кустарника; коллекции плодов и семян одного самоопыляющегося растения (гороха и др.)
5. Приспособленность организмов: гербарий растений разных мест обитания; коллекция «Приспособительные изменения в конечностях насекомых» (майский жук, жужелица, медведка, комнатная муха, клоп гладыш).
II. Экспериментально–опытническая, проектная деятельность
Тема «Основы генетики»
1. Основные закономерности наследования признаков.
• Моногибридное скрещивание: «Наследование признаков окраски семян у гороха (кукурузы)».
• Неполное доминирование: «Наследование признаков остистости у пшеницы»; «Наследование окраски околоцветника у ночной красавицы (львиного зева, космеи)».
• Дигибридное скрещивание: «Наследование приз-наков окраски и формы семян у гороха»; «Наследо-
вание формы и окраски плодов у томатов».
• Анализирующее скрещивание: «Выяснение чис-
тосортности гороха с желтыми гладкими семенами».
• Взаимодействие генов: «Наследование формы плодов у тыквы»; «Наследование окраски плодов у тыквы»; «Наследование способности земляники образовывать усы».
• Сцепленное наследование: «Наследование признаков окраски семян и характера эндосперма у кукурузы».
• Сцепленное с полом наследование: «Закономерности наследования окраски оперения у кур (канареек)».
2. Основные закономерности изменчивости признаков.
• «Закономерности модификационной изменчивости признаков у организмов».
• «Изучение полиплоидов у пшениц, сахарной свеклы».
• «Знакомство с генными мутациями, иллюстрирующими закон гомологических рядов в наследственной изменчивости».
Тема «Основы селекции»
• «Изучение различных видов, разновидностей и сортов капусты, пшеницы, подсолнечника и др.».
• «Изучение гетерозиса у томатов».
• «Проведение индивидуального отбора у пшеницы».
• «Проведение массового отбора у ржи».
• «Получение новых сферотекоустойчивых сортов крыжовника на основе межвидовой гибридизации».
• «Изучение пород кур с разным направлением продуктивности».
• «Изучение пород кроликов с различной окраской и качеством шерсти».
Тема «Эволюционное учение»
• Роль изменчивости в эволюции: «Изучение изменчивости признака в популяции».
• Внутривидовая борьба за существование: «Влияние густоты посадки (площади питания) на рост, развитие и урожай моркови, на продолжительность цветения астр и др.».
• Межвидовая борьба за существование: «Изучение взаимного угнетения видов на дарвиновской площадке»; «Изучение взаимного благоприятствования видов в совместных посевах гороха и овса, кукурузы и фасоли, люцерны и житняка и др.».
Тема «Основы экологии»
Изучение влияния различных абиотических факторов на рост и развитие растений.
• «Влияние длины дня на развитие растений длинного дня. Опыт с редисом».
• «Влияние длины дня на развитие растений короткого дня. Опыт с просом».
• «Влияние среды обитания на рост и развитие стрелолиста».
• «Влияние различной освещенности на рост и развитие одуванчика».
• «Влияние различной освещенности на окраску листьев колеуса».
• «Влияние изменения температуры на окраску цветков у китайской примулы».
• «Влияние температуры на окраску шерсти кроликов».