Характеристика основных факторов, влияющих на формирование типа ВНД и темперамент личности
Проявления свойств и типа высшей нервной деятельности достаточно зрелого человека имеют психофизиологический характер и выступают компонентами темперамента.Личность — это отдельный человек с накопленными знаниями и опытом, сформировавшимися в онтогенезе темпераментом, стилем поведения и мировоззрением.
Одним из важных оценочных компонентов свойств личности является способность к успешной деятельности. По мнению Б. М. Теплова, способности это индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие успешность выполнения одной или нескольких деятельностей. Природной основой различных способностей могут быть разнообразные сочетания общих и специальных индивидуально-психологических свойств. К числу важнейших общих способностей относятся работоспособность, активность и саморегуляция.
По теории И. П. Павлова, предпочтительными темпераментами для успешности деятельности являются темперамент сангвиника и флегматика. Менее приспособлен к жизни темперамент холерика – по причине неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Низкая работоспособность (выносливость) нервной системы характеризует меланхолика. Однако Б. М. Теплов и В. Д. Не- былицын подчеркивали, что в зависимости от характера и типа выполняемой деятельности преимущество могут иметь самые разные типы темпераментов и индивидуальные качества человека. Они предполагали, что профотбор должен основываться на этих двух положениях. При этом решающее значение должны иметь результаты специального тестирования.
Темперамент человека достаточно устойчив. Это означает, что человек не может обнаруживать то черты холерика, то черты меланхолика. Невелика вероятность коренного изменения темперамента в процессе жизни (например, превращение флегматика в сангвиника или меланхолика). Проявления того или иного типа темперамента в личности человека могут быть смягчены или акцентированы за счет воспитания, формирования умения «властвовать собой».
Свойства нервной системы, определяющие тип высшей нервной деятельности определяются многими факторами, в т.ч. значительна роль генотипа и его пластичности.Продолжительные и многочисленные наблюдения за характером, поведением детей и их родителей указывают на то, что дети многие свойства нервной системы наследуют от родителей, а при жизни, взрослея, приобретают и другие свойства нервной системы, которые в значительной степени определяются процессом воспитания, условиями их жизни, труда.Это подтверждают исследования, проведенные на животных. Например, щенки, которые росли в условиях свободы, отличаются впоследствии поведением от щенков того же помета, но выросших в условиях, ограничивающих их движения и связи с внешним миром (в клетке). У щенков, выросших в клетке, были резко выражены пассивно-оборонительные реакции (они затаивались, прижимались к полу), т.е. поведение животных зависело от условий окружающей среды, в которых они воспитывались. Тренировка нервных процессов у подросших щенков вызывала некоторое изменение типологических свойств. Так, животное, бывшее типологически сильным, могло перейти в группу животных, слабых типологически. Полученные факты легли в основу учения о фенотипе и генотипе. Термины «генотип» и «фенотип» впервые использовал датский биолог Б. Иоганнсен в 1909 г.
Генотип (от греч. genos — происхождение, thypos — отпечаток, образец) характеризуется врожденными типологическими свойствами нервного процесса, с которым животное рождается. Генотип — это совокупность всех наследственных факторов (генов) клетки.
Фенотип (от греч. phaino — проявлять, являть + thypos) — совокупность признаков и свойств организма, обусловленных взаимодействием его генотипа и условий среды – внешней и внутренней. Фенотип — комплекс врожденных и приобретенных свойств организма.
Посредством целенаправленного отбора выводят животных с определенными особенностями поведения. Наследственные свойства (подвижность) были доказаны специальными исследованиями Е. К. Федорова: он вывел животных чистых линий с высокой и низкой подвижностью. Эксперименты, связанные с выведением животных, обладающих высокой или низкой подвижностью, а также изучение типологических свойств у однояйцевых близнецов привели к заключению, что у животных и людей темперамент относительно устойчив, но направленными систематическими воздействиями воспитательного и природного характера его можно изменить.
Наблюдения за развитием детей и исследования на животных указывают на то, что условия жизни ребенка, его воспитание и образ жизни играют важную роль в формировании типологических особенностей нервной системы.
Если ребенок растетв условиях избыточной заботы,когда он освобожден от любых посильных забот и совершенно не знает трудностей, у него зачастую формируется поведение, свойственное слабому типу ВНД.
Если же воспитание оченьсуровое,торебенок с врожденным сильным типом ВНД в подростковом возрасте становится неуправляемым и склонным к асоциальным поступкам. У ребенка со слабым типом ВНД в условиях чрезмерно сурового воспитания формируется безвольная, безынициативная личность.
Воспитание, сочетающее в себе заботу, внимание, теплоту по отношению к ребенку с поощрением активной деятельности и созданием условий для проявления инициативы, предъявление ребенку посильных задач, обучение преодолению трудностей, вовлечение в игры способствуют формированию черт, свойственных сильному типу ВНД. Сформированная в детстве активная жизненная позиция, увлеченность делом, адекватная умственная и физическая активность сохраняют сильный тип нервной системы на протяжении всей жизни, поддерживают высокую работоспособность человека, повышают иммунитет, значительно увеличивают продолжительность жизни и период активной деятельности.
Заметное влияние на развитие нейрофизиологических процессов в онтогенезе оказывают генотип и среда. Важные исследования для решения этой проблемы были проведены Е. В. Уваровой (1987) с помощью регистрации ЭЭГ у близнецов. Каждую пару близнецов обследовали 4 раза на протяжении 9— 12 лет. Возраст обследуемых составлял от 4 лет до 21 года. Роль генотипа в изменчивости показателей ЭЭГ фона различна в разных возрастных периодах. Максимум влияния генетических факторов приходится на возрастной период 13 — 15 лет. В предшествующий препубертатный период (10—12 лет) число таких параметров существенно меньше, что дает возможность сделать предположение о значительном влиянии средовых факторов на разнообразие индивидуальных характеристик ЭЭГ покоя в данном возрасте. Усиление влияния факторов среды отмечается также в старшем возрасте (16—21 год), особенно в 19 — 21 год. Для показателей реакции усвоения ритма максимум влияния генетических факторов выявлен в возрасте 10 — 12 лет, несколько меньший — в 16 — 18 лет. В остальные возрастные периоды обнаружена роль средовых влияний, особенно значительная в 4—6 и 13 — 15 лет, несколько меньшая — в 7 —9 лет.
У показателей вегетативных функций есть свои особенности соотношения генотипа и среды в индивидуальном развитии. Наиболее значительный вклад наследственных факторов в разнообразии параметров «вегетативного фона» обнаружен у обследуемых в возрасте 19 — 21 года, в котором 60 % показателей (например, частота пульса) имеют относительно высокую генетическую обусловленность. Наиболее существенное значение среды в изменчивости этих показателей выявлено у обследуемых в возрасте 7 —9 и 13—15 лет. Отмечено, что генетически наиболее «устойчивыми» среди них являются значения частоты пульса (в большинстве возрастных периодов наименее «устойчивы» характеристики дыхания). При изучении соотношения наследственных и средовых факторов в колебаниях величин компонентов вегетативной реактивностиустановлено, что в формировании их в ходе индивидуального развития влияние средовых факторов более значительно, чем генетических. Влияние генотипа на изменчивость этих показателей в онтогенезе более ярко проявлялось у обследуемых в возрасте 16—18 лет.
В пластических изменениях нервной ткани, от которых также зависит формирование темперамента, заметную роль играет геном. Роль генома в пластических изменениях нервной ткани может проявляться в различных вариантах. Доказана генетическая обусловленность силы процесса возбуждения, где генотип матери определяет подвижность нервных процессов. Наследуется такое важное свойство нервной системы, как возбудимость. По наследству может передаваться повышенная способность к какому-либо виду обучения. Например, эксперименты с крысами показали, что у них наследственные способности к преодолению лабиринта. Экспериментальные исследования подтвердили, что один и тот же ген может оказывать множественное влияние. Например, троякое влияние: контроль порога возбудимости нервной системы, контроль содержания нейроактивных соединений и контроль способности к обучению (образованию оборонительных условных рефлексов).
Анатомические исследования мозга животных показали, что, например, у крыс с высоким уровнем условно-рефлекторной деятельности сенсомоторная область коры шире, зубчатая фасция крупнее, мозолистое тело содержит большее количество миелинизированных волокон. У хорошо обучающихся крыс ширина лимбической коры, размеры клеток ядер гипоталамуса и миндалевидного тела, число глиальных клеток свода больше, чем у животных, имеющих низкий уровень возбудимости и скорости образования условных рефлексов.
Осуществление генетической информации, закодированной в молекуле ДНК и ядре нейрона, происходит с обязательным участием химических факторов нейроплазмы. Кроме широко известных первичных химических посредников-нейромедиаторов, с помощью которых информация передается к нейрону и активирует ее в соответствии со своей генетической программой. В настоящее время к метаболическим самостоятельным факторам отнесены вторичные посредники – мессенджеры: циклический аденазинмонофосфат (цАМФ), выполняющий функцию универсального клеточного регулятора; ионы кальция, влияющие на формирование электрической активности клетки; белок кальмодулин, регулирующий синтез и распад цАМФ. Важную роль в этом процессе играют стероидные гормоны, которые оказывают свои физиологические эффекты, минуя систему вторичных посредников. В отличие от пептидных гормонов, они могут самостоятельно проникать в нейрон, где связываются непосредственно с ядром.
Сравнительное изучение личностных особенностей детей и состояния их здоровья показало, что невротические и личностные нарушения часто сопровождаются отклонениями в адаптивных формах поведения (активность, самостоятельность, общение) и дезорганизацией эмоциональной сферы, проявляющейся тревожностью, страхами, эмоциональной неустойчивостью, капризностью и др.
Углубленное изучение факторов, влияющих на формирование личности в дошкольном возрасте и на состояние психического здоровья детей, выявило частые негативные воздействия биологического и социального характера.
Недооценка взрослыми (воспитатели, педиатр, родители) общего состояния ребенка приводит к педагогическим ошибкам и появлению отклонений в поведении. Усиливается раздражительность и плаксивость детей, они чаще вступают в конфликты с ровесниками и взрослыми людьми, может усилиться их тревожность, неуверенность в себе, эмоциональная подавленность, вялость, пассивность в поведении.
Социальные влияния на воспитание детей связаны с тремя группами факторов: социально-экономическими; психологическими, отражающие семейно-бытовые условия; педагогическими, проявляющимися в непосредственном отношении к ребенку, в применяемых к нему методах и средствах воспитательного воздействия. Взаимодействие генотипа и среды в формировании личностных свойств детей должноисследоваться с учетом состояния здоровья и темперамента самих детей и их родителей.
Ключевые слова: тип нервной системы, тип высшей нервной деятельности, тип психической деятельности, живой тип нервной системы, безудержный тип нервной системы, спокойный тип нервной системы, оранжерейный тип нервной системы, холерик, темперамент, сангвиник, флегматик, меланхолик, сила нервных процессов, подвижность нервных процессов,уравновешенность нервных процессов.
Вопросы для самоконтроля
1 Каковы основные свойства нервной системы человека и животных? В чем они проявляются?
2 Что такое общий и частный тип нервной системы? Назовите общие и частные типы нервной системы и дайте им краткую характеристику.
3 Что такое тип ВНД? Чем он определяется?
4 Что понимают под силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов?
5 Охарактеризуйте известные вам способы определения типа ВНД.
6 В чем заключается взаимосвязь типов ВНД и темперамента?
7 Существуют ли «хорошие» и «плохие» типы высшей нервной деятельности? Свой ответ («да», «нет») поясните.
8 Какие факторы могут повлиять на формирование типа ВНД и темперамента личности человека?
9 Какие ученый внесли вклад в изучение типологических свойств нервной системы и ее типов?
10 Можно ли изменить тип высшей нервной деятельности?
11 Можно ли поведенческую неуравновешенность и несдержанность человека с безудержным типом нервной системы полностью оправдать врожденностью этих качеств?
12 Как вы считаете, нужно ли учитывать тип высшей нервной деятельности человека при выборе профессии?
Практические задания для самостоятельной внеаудиторной работы
1 Опираясь на вышеизложенные теоретические данные, выскажите свое мнение о роли генетической наследственности в формировании физиологии и психологии личности человека и обоснуйте его.
2 Заполните таблицу «Общие типы нервной системы и их основные свойства», в которой по вертикали расположите названия типов нервной системы, а по горизонтали – основные свойства названных типов (особенности нервных процессов) и их краткие характеристики.
3 Составьте словесно-логическую схему «Соответствие общих типов нервной системы, типов ВНД и темпераментов личности человека»
4 Пользуясь словесными описаниями основных свойств нервной системы человека, оцените их особенности у себя и у своих родителей. Есть ли между ними подобие, позволяющее говорить о безусловной генетической наследственности?
5 Определите свой тип ВНД и тип ВНД ваших родителей. Прослеживается ли подобие типов ВНД – вашего и родителей?
6 Какой частный тип нервной системы (тип психической деятельности) у вас и у ваших родителей? Чем подтверждается наличие определенного вами у себя и у родителей частного типа нервной системы?