Введение в физиологию высшей нервной и психической

Пояснительная записка

Основной целью освоения дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности» является: изучение современных представлений о высшей нервной деятельности человека, типологических особенностях высшей нервной деятельности, механизмах формирования поведенческих реакций, системогенезе, особенностях психической деятельности человека, сне и сновидениях, кортиковисцеральных взаимоотношениях.

В ходе изучения дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности» у студентов формируются представления: о процессах, лежащих в основе функционирования центральной нервной системы; о физиологических основах высшей нервной деятельности – рефлексах; о проявлениях высших психических функций.

Выполнение лабораторных работ по изучению отдельных функций высшей нервной деятельности не всегда возможно в условиях учебной лаборатории. Для изучения этих функций планируется внеаудиторная самостоятельная работа студентов, в ходе которой они должны выполнить практические задания по таким темам, как: «Физиология высшей нервной и психической деятельности: история становления и развития»; «Потребности, мотивации, эмоции: физиология мотивации активности. Инстинктивные побуждения к активности»; «Функциональное состояние организма: снотерапия, гипнотерапия»; «Организация поведенческих реакций: фенотипы и поведенческие реакции». Практические задания, приведенные в конце каждой темы настоящего пособия, должны быть выполнены письменно в отдельной тетради для самостоятельной практической работы. Данное учебно-практическое пособие поможет студентам рационально организовать такую работу.

На основе сведений, изложенных в предлагаемом пособии, студенты смогут научиться определять типы высшей нервной деятельности и типы психической деятельности, исследовать основные функциональные показатели работы зрительного и слухового анализаторов человека.

Введение в физиологию высшей нервной и психической

Деятельности

Вопросы для самоконтроля

1 Что является объектом и предметом исследований ВНД?

2 Каковы цели и задачи физиологии ВНД?

3 Являются ли равнозначными понятия «высшая нервная деятельность» и «психическая деятельность»? Почему вы так считаете?

4 В чем проявляется единство аналитической и синтетической деятельности мозга?

5 Охарактеризуйте основные этапы процесса анализа и синтеза.

6 В чем заключаются особенности структурно-функциональной организации неокортекса большого мозга?

7 Дайте общую характеристику локализации функций в коре конечного мозга.

8 Дайте характеристику развития научных взглядов на мозг и его деятельность.

9 В чем состоят заслуги И.М. Сеченова и И.П. Павлова в исследованиях ВНД?

10 Какие отечественные ученые внесли вклад в развитие теории ВНД?

11 Каковы основные методы научного исследования ВНД и в чем заключается сущность каждого из них?

12 Как вы считаете: какие знания, умения и навыки в области физиологии ВНД могут быть вам полезны для предстоящей профессиональной деятельности и жизни?

Практические задания для самостоятельной внеаудиторной работы

1 Заполните таблицу «Основные этапы анализа и синтеза». В таблицу включите следующие разделы: порядковый номер и название этапа; место осуществления этапа; сущность этапа; значение этапа.

2 Постройте графологическую структуру, отображающую послойное строение коры большого мозга.

3 Составьте логическую схему «Локализация функций в коре большого мозга».

4 Заполните хронологическую таблицу «Краткая история развития концепции нервизма». В таблицу включите следующие разделы: порядковый номер и название исторического этапа; временные рамки этапа; основные научные события этапа.

5 Сформулируйте и выскажите свои соображения на тему: «Перспективы развития методов исследования ВНД».

6 Докажите, что организм человека – система.

Врожденные и приобретенные формы поведения организма. Память, ее физиологические основы и биологическое значение

Вопросы для самоконтроля

1 Какие группы активных приспособительных реакций выделяют у живых организмов?

2 Приведите примеры врожденных и приобретенных поведенческих реакций у животных и человека.

3 Что представляли собой взгляды на рефлекс с момента их возникновения и что нового внес в них И.М. Сеченов?

4 Какие рефлексы относятся к безусловным и приходилось ли вам наблюдать их проявление у себя? Какие это были рефлексы? В каких ситуациях они проявлялись?

5 Что такое ориентировочный рефлекс и каковы фазы его развития?

6 Охарактеризуйте этапы целостного поведения.

7 Какие свойства нервной ткани способствуют скорейшему образованию условных рефлексов? Как эти свойства проявляются?

8 Дайте характеристику условному рефлексу и назовите условия, необходимые для его формирования.

9 Какие стадии выделяют в формировании условного рефлекса?

10 Каковы сущность торможения и особенности его видов?

11 Охарактеризуйте известные вам формы научения. Какое значение имеет научение для жизнеобеспечения организма человека и животных?

12 Каково биологическое значение памяти?

13 Какие виды памяти выделяют по длительности сохранения информации?

14 Какие структуры головного мозга участвуют в формировании памяти?

Практические задания для самостоятельной внеаудиторной работы

1 Заполните таблицу «Отличия условных рефлексов от безусловных». Включите в таблицу различия условных и безусловных рефлексов по таким признакам, как: происхождение рефлексов; постоянство проявления рефлексов в течение жизни; пути реализации рефлексов; структуры нервной системы, участвующие в осуществлении рефлексов; особенности рецептивных полей рефлексов; значение рефлексов для организма.

2 Составьте схему-классификацию условных рефлексов.

3 Объясните физиологический смысл выражения «от страха – волосы дыбом» и пословицы «у страха глаза велики».

4 Составьте алгоритм формирования рефлекса высшего порядка (можно представить его в виде ступенчатой схемы). Приведите пример рефлекса высшего порядка, имеющегося у вас.

5 Назовите несколько сформировавшихся у вас динамических стереотипов и объясните, как они влияют на вашу жизнь. Вы определенным образом строите сейчас свое обучение в вузе. Какие динамические стереотипы проявляются при этом?

6 В чем суть процесса приобретения словом сигнального значения? Попробуйте с интервалом в одну минуту произносить следующие далее слова и проследить, какой мысленный образ и с какой отчетливостью мгновенно возник у вас. Слова: «береза», «телевизор», «водоворот», «искусство», «опасность», «Россия», «власть», «народ», «религия», «интеллект», «мораль», «любовь», «радость», «труд». Попытайтесь объяснить, почему возник тот или иной образ.

Вопросы для самоконтроля

1 Каковы основные свойства нервной системы человека и животных? В чем они проявляются?

2 Что такое общий и частный тип нервной системы? Назовите общие и частные типы нервной системы и дайте им краткую характеристику.

3 Что такое тип ВНД? Чем он определяется?

4 Что понимают под силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов?

5 Охарактеризуйте известные вам способы определения типа ВНД.

6 В чем заключается взаимосвязь типов ВНД и темперамента?

7 Существуют ли «хорошие» и «плохие» типы высшей нервной деятельности? Свой ответ («да», «нет») поясните.

8 Какие факторы могут повлиять на формирование типа ВНД и темперамента личности человека?

9 Какие ученый внесли вклад в изучение типологических свойств нервной системы и ее типов?

10 Можно ли изменить тип высшей нервной деятельности?

11 Можно ли поведенческую неуравновешенность и несдержанность человека с безудержным типом нервной системы полностью оправдать врожденностью этих качеств?

12 Как вы считаете, нужно ли учитывать тип высшей нервной деятельности человека при выборе профессии?

Практические задания для самостоятельной внеаудиторной работы

1 Опираясь на вышеизложенные теоретические данные, выскажите свое мнение о роли генетической наследственности в формировании физиологии и психологии личности человека и обоснуйте его.

2 Заполните таблицу «Общие типы нервной системы и их основные свойства», в которой по вертикали расположите названия типов нервной системы, а по горизонтали – основные свойства названных типов (особенности нервных процессов) и их краткие характеристики.

3 Составьте словесно-логическую схему «Соответствие общих типов нервной системы, типов ВНД и темпераментов личности человека»

4 Пользуясь словесными описаниями основных свойств нервной системы человека, оцените их особенности у себя и у своих родителей. Есть ли между ними подобие, позволяющее говорить о безусловной генетической наследственности?

5 Определите свой тип ВНД и тип ВНД ваших родителей. Прослеживается ли подобие типов ВНД – вашего и родителей?

6 Какой частный тип нервной системы (тип психической деятельности) у вас и у ваших родителей? Чем подтверждается наличие определенного вами у себя и у родителей частного типа нервной системы?

Вопросы для самоконтроля

1 Что вы понимаете под биологической мотивацией? Выскажите свое мнение по вопросу, почему и как она развивалась в ходе эволюции живых существ на Земле?

2 Назовите основные положения потребностно-информационной теории эмоций П.В. Симонова.

3 В чем особенности потребностей человека и их функциональных физиологических систем?

4 Каков физиологический механизм возникновения духовных потребностей у человека?

5 Каковы структурно-функциональные основы эмоций?

6 Какое значение имеют эмоции в жизнедеятельности организма?

Практические задания для самостоятельной внеаудиторной работы

1 Составьте схему-классификацию потребностей живого организма.

2 Заполните таблицу «Виды мотиваций». В таблицу включите колонки: название группы эмоций; структурно-функциональные основы данной группы эмоций; значение данной группы эмоций для жизнедеятельности организма.

3 Потребности людей приобретают заметные различия в подростковом возрасте. Проанализируйте различия потребностей двух-трех, хорошо известных вам, людей. Как вы думаете, по каким физиологическим, психологическим, педагогическим и социальным причинам потребности этих людей стали разными?

4 Как вы считаете, какое значение имеет хорошо развитое умение «читать» эмоции по мимике и жестикуляции людей? Может ли такое умение пригодиться в вашей будущей профессии?

Вопросы для самоконтроля

1 Тождественны ли понятия «высшая нервная деятельность» и психическая деятельность»? Свой ответ обоснуйте.

2 Что является материальной базой психической деятельности?

Существует ли психическая деятельность у животных? Свой ответ обоснуйте.

3 Какие формы психической деятельности вы знаете?

4 Что является структурной основой сознания и мышления человека?

5 Охарактеризуйте функциональное состояние ЦНС, необходимое для сознания.

6 Где локализуются центры речи человека?

7 Почему не все ученые-физиологи относят сон, память, речь, сознание и воображение к особым формам психической деятельности?

8 Какие методы чаще других применяются в исследованиях деятельности мозга? Почему?

9 Чем психическая деятельность человека отличается от таковой у животных?

10 На каких уровнях протекает высшая нервная деятельность человека?

11 Могут ли люди в каких-либо ситуациях общаться друг с другом с помощью одной только первой сигнальной системы? Приведите примеры таких ситуаций.

12 Какое значение в развитии речи имеет двигательная сенсорная система?

Практические задания для самостоятельной внеаудиторной работы

1 Заполните таблицу «Основные формы психической деятельности человека». В таблицу включите названия форм психической деятельности, виды названных форм, значение для организма человека.

2 Ведущая роль второй сигнальной системы проявляется во влиянии слова и на вегетативные функции. Древние врачи говорили, что медицина располагает тремя средствами лечения больного: лекарством, ножом и словом. Приведите примеры, когда с помощью слова можно в определенной степени изменять проявления безусловных рефлексов.

3 Составьте графологическую структуру речевого анализатора.

4 Представьте себе, что вы приехали в незнакомый город и спрашиваете, как добраться до ближайшей гостиницы. Свой вопрос вы задали разным людям: молодой женщине, пожилой женщине, мужчине и подростку. Как вы думаете, будут ли различаться их ответы? Какие особенности восприятия людей проявляются в ответах на вопросы, подобные тому, который был задан людям в описанной ситуации?

5 Почему рассказ о Маугли, с младенчества жившем среди животных и, тем не менее, обладающем человеческим умом, а потому лидирующем в их среде, это всего лишь красивая сказка? Дайте физиологическое обоснование своего ответа.

6 Докажите, что невозможно мыслить по-человечески без второй сигнальной системы и речевого анализатора.

7 Составьте сравнительную характеристику типов психической деятельности человека. Основополагающие признаки для сравнения выделите самостоятельно.

Значение сна для организма

Согласно И.П. Павлову, сон – охранительное торможение, предотвращающее переутомление и истощение нервных клеток. В этом его основная биологическая роль. Экспери­ментально доказано, что взрослые собаки, лишенные сна, погибают за 2 – 3 недели. Если сна лишали щенков, их гибель наступала через 4—6 дней. Ограничение сна чело­века в течение 116 ч сопровождалось нарушением поведения, по­вышением раздражительности, психическими расстройствами. Наиболее значительно меняется поведение человека при лише­нии егомедленного сна, т.к. возникает повышенная возбудимость. Вскрытиеживотных, погибших в результате лишения сна, показало кровоизлияния в коре больших полушарий, в ство­ловой части головного мозга и в спинном мозге.

Сон имеет огромное значение для процессов обмена веществ и энергии. Есть предположение, что медленный сон способствует восстановлению внутренних орга­нов, поскольку именно в эту фазу сна через гипоталамус либерины воздействуют на ги­пофиз, в результате чего освобождается гормона роста соматотропин, участвующий в синтезе тканевых белков.

Парадоксальный сон восстанавливает пластические свойства нервных клеток головного мозга, усиливает процессы в клетках нейро­глии, за счет которых нейроны обеспечиваются питательными веществами и кислородом. Только во время медленного сна из гипоталамуса в кровь выбрасывается соматотропин, участвующий в биосинтезе белков в периферических тканях. Биосинтез белков и РНК нейро­нов интенсифицируется во время парадоксального сна. Е. Хартманом отмечено, что мало спящие люди (в пределах 7 – 8 ч в сутки) хо­рошо приспособлены к жизни, быстрее и легче решают возникающие психологиче­ские проблемы. Долго спящие люди обременены конфликтами и более разносторонни в своих интересах. Предполагают, что оптимальная продолжительность потребность медленного сна для всех примерно одинакова, а потребность в быстром сне индивидуальна.

Большое значение сна заключается в том, что он способствует усвоению информации. В своих работах Ф. Крик показал, что во время парадоксального сна из памяти исключается вся второ­степенная информация. Предлагались различные устройства и методики, якобы позволяющие людям обучаться во сне, не затрачивая особых усилий. Однако, эксперименты показали, что информация, предъявляемая для усвоения во время сна, не запоминается, если только на ЭЭГ во время или после этою не появляется альфа-ритм (т.е. если человек не просыпается). Из всех проявлений активности мозга во время сна запоминается лишь последнее сновидение. При этом сон способствует закреплению изученного материала. Экспериментально подтверждено, что заучивание какой-либо инфор­мации перед сном через 8 ч облегчает ее припоминание и воспроизведение. Запоминание улучшается после мед­ленного сна. Заученный материал лучше воспроизводится после первой половины ночи, чем после второй, когда обычно преобладает па­радоксальный сон и почти отсутствует глубокий медленноволновой сон. Роль парадоксального сна в запоминании пока не выяснена.

Сон — это приспособление организма к изменению освещенно­сти в течение суток (день — ночь). Организм способен заранее подготовиться к ожи­даемому воздействию со стороны окружающего мира. Активность всех систем организма снижается в определенные часы согласно усвоенному режиму труда и отдыха. К моменту пробуждения и в начале бодрствования актив­ность органов и систем возрастает и соответствует уровню пове­денческих реакций.

Механизмы бодрствования и сна изучались многими исследователями. Предполагают, что переход от бодрствования ко сну происходит двумя путями. С одной точки зрения, механизмы, поддер­живающие состояние бодрствования, постепенно «утомляются». В таком случае, сон — пассивное явле­ние, следствие снижения уровня бодрствования. С другой точки зрения, существует активное торможение механизмов, обеспечивающих бодрствование (активная и пассивная теории сна). И. П. Павлов выделял два механизма развития сна, которые подтверждают обе точки зрения.

С одной стороны, сон возникает как явление охранительного торможения в результате сильного и длительного раздражения какого-либо отдельного участка коры больших полушарий. С другой стороны, сон возникает как результат внутреннего торможения, т. е. ак­тивного процесса формирования отрицательного условного рефлек­са.

Важную роль в регуляции цикла сон — бодрствование играет ретикулярная формация ствола мозга, где находится множество диффузно расположенных нейронов, аксоны которых идут по­чти ко всем областям головного мозга, кроме неокортекса. Ученые Г. Моруцци и Н. Мэгун, проводившие эксперименты на кошках в середине ХХ века, обнару­жили, что высокочастотное электрическое раздражение ретикулярной формации у спящих кошек мгновенно их пробуж­дает. При этом повреждения ретикулярной формации вы­зывают постоянный сон, напоминающий коматозное состояние.

В настоящее время распространены гуморальные, нервные теории и информационная теория сна.

Вначале возникли гуморальные теории сна. Фактор сна, лишенный видовой специфичности, был выделен из ликвора коз, которых лишали сна. Согласно гемодинамической теории сна, его наступле­ние связано со снижением кровотока в мозге или с его усиле­нием. Современные экспериментальные исследования показали, что в течение сна дей­ствительно происходит колебание кровенаполнения мозга. Р. Ле­жандр и X. Пьерон считали, что сон возникает в результа­те накопления токсических продуктов обмена вследствие утомле­ния. В эксперименте собакам долгое время не давали спать, а за­тем их забивали и экстрагировали вещества из мозга. Эти вещества вводили дру­гим собакам, и у них развивались признаки крайнего утомле­ния, а затем наступал глубокий сон. То же самое происходило в том случае, если производился перенос сыворотки крови или спинномозговой жидкости.

В 1965 г. Ж. Монье использовал препарат с перекрестным кро­вообращением у двух кроликов. Кровь от мозга одного кроли­ка попадала в туловище другого. Если у одного из кроликов вызывали сон искусственным раздражением определенных структур мозга, второй кролик тоже засыпал. Во время сна в их мозгу было обнаружено избыточное накопле­ние биологически активных веществ — ацетилхолина, гам­ма-аминомасляной кислоты, серотонина. Позднее было установлено, что медленноволновой сон регулируется серотонинэргической системой ядер продолговатого мозга: существует прямая зависимость сна от общего уровня серотонина и его обмена и функциональной активности этих мозговых структур. Катехоламинэргические нейроны моста и ретикулярной формации среднего мозга выступают как антагонистическая система, которая отвечает за быстрый сон и состояние бодрствования.

В середине XIX в. большее распространение получили нервные теории сна. Один из путей исследований заключался в изучении так называе­мого центра сна. О его существовании в ядрах гипоталамуса у животных писал швейцарский физиолог В. Гесс (1933). У больных с пораженным гипоталамусом отмечалась повы­шенная сонливость: у раненого солдата осколок снаряда находил­ся на уровне гипоталамуса, а попытка извлечь осколок пинцетом вызывала мгновенный глубокий сон.

Существует также информационная теория сна, автором которой является Н. Вингер. Согласно этой теории, в течение дня мозг накапливает ог­ромную информацию. Ее усвоение затруднено, а часть вообще не имеет отношения к долговременным задачам. Если кратковре­менная память заполняется днем, то ночью часть содержащейся в ней информации переводится в долговременную память. Особенности процессов переработки информации требуют максимального отключе­ния от сигналов окружающего мира.

В верхних отделах ствола мозга есть две области — ядра шва и голубое пятно. У нейронов названных областей такие же обширные проек­ции, как и у нейронов ретикулярной формации, поэтому они достигают многих областей ЦНС. Ядра шва захватывают срединную часть про­долговатого мозга, моста и среднего мозга. Разрушение их устра­няет синхронизацию ЭЭГ и медленный сон. С помощью специ­альной методики флуоресценции в гистохимических исследованиях было показано, что ней­роны ядер шва синтезируют серотонин и направляют его через свои аксоны к ретикулярной формации, гипоталамусу и к лимби­ческой системе. Было выяснено, что блокада синтеза серотонина у кошки устраняег медленный сон, сохраняя лишь парадоксальный.

В покрышке среднего мозга было найдено скопление нейронов (голубое пятно), в котором синтезируется норадреналин. Стимуляция голу­бого пятна вызывает торможение нейронной активности во мно­гих структурах мозга при одновременном росте двигательного возбуждения жи­вотного. Ядра шва и голубое пятно дей­ствуют как антагонисты. Медиатором в клетках ядер шва служит серотонин, а в клетках голубого пятна — но­радреналин. Разрушение ядер шва у кошки приводит к полной бессоннице в течение нескольких дней. Через несколько последу­ющих недель сон у кошки нормализуется. Двустороннее разрушение голубого пятна вызывает полное исчезновение фаз быстрого движения глаз, но не влияет на мед­ленноволновый сон. Истощение запасов серотонина и норадреналина, вызванное введением резерпина вызывает бессонницу. Экспериментально выяснено, что нейроны ядер шва наи­более активны и выделяют максимум серотонина не во время сна, а в состоянии бодрствования. Судя по ре­зультатам недавних экспериментов, серотонин является и медиато­ром в процессе пробуждения, и «гормоном сна» в состоянии бодрствования, поскольку стимулирует синтез или высвобождение факторов сна, которые и вызывают сон.

Структуры, регулирующие медленный сон, находятся в нижней части мозгового ствола (в продолго­ватом мозге). Сходные с ними структуры были обнаружены и в задней части моста.

Рядом с голубым пятном в стволе головного мозга имеется группа гигантских ретикуляр­ных нейронов, аксоны которых тянутся вверх и вниз к различным структурам мозга. В бодрствовании и медленном сне эти нейроны малоактивны, но их активность заметно повышается во время быстрого сна.

В последние годы развивается представление о том, что цикл бодрствование — сон обеспечивается системой двух центров. К. Экономо проводил клинические наблюдения больных с повреждениями различных участков гипоталамуса. Он предположил, что центр бодрствования ло­кализован в заднем отделе гипоталамуса, а центр сна — в его передних отделах. С. Рэнсон, экспериментировавший с локальными повреждениями различных участков ги­поталамуса, подтвердил это предположение.

Искусственно вызванное с по­мощью внушения состояние человека, при котором не полностью выключено сознание и снижены реакции на все раздражители, кроме слов гипнотизирующего, называется гипнозом. Человек, которого гипнотизируют, становится чрез­вычайно восприимчивым к словам гипнотизера. В ответ на многократные или монотон­ные стимулы непременно развивается внутреннее торможение. Если такая стимуляция продолжается, то у гипнотизируемого наступает сон. Переходный период между бодрствованием и сном называется гипнотическим состоянием.

В России первое научное объяснение гипноза дал И.П. Павлов. Он рассматривал гипноз как частичное, ограниченное отдельными зонами, торможение коры.

Одни люди более под­вержены гипнозу, чем другие, а некоторые и не поддаются ему, чем подтверждается различное соотношение процессов возбужде­ния и торможения у разных людей. В последние годы получили распространение теории, согласно которым гипнотическое состо­яние нельзя приравнивать ни ю сну, ни к бодрствованию.

В гипнозе выделяют три основных стадии.Стадия гипноидности сопровождается пси­хическим и мышечным расслаблением, миганием и закрыванием глаз.Для стадии легкого транса характерна каталепсия конечностей (конечности могут длительное время находиться в необычном положении).На стадии среднего транса возникают амнезия, изменения личности, возможны простые гипнотические внушения.Стадия глубокого транса характеризуется полным со­мнамбулизмом и фантастическими внушениями.

При гипнозе изменяется состояние коры больших полушарий, которое меняет соотношение между первой и второй сигнальны­ми системами. Снижается контроль второй сигнальной системы над первой и облегчается воспроизведение пережитых состояний и зрительных образов.

Во время гипноза человеку можно внушить отсутствие слуха, зрения, осязания и даже боли, можно вызвать вкусовые или обонятельные иллюзии (например, человеку дают съесть репчатый лук, а внушают, что это – сладкое яблоко). Гипнотизер может вызвать галлюцинации (восприятие объекта без объекта) или вы­ключить из восприятия определенные предметы. Также человеку может быть внушен определенный возраст. В этом случае у него восстанавлива­ются особенности памяти, речи, почерка, характерные, например, для его детства. Также гипнотику можно внушить различные эмоциональные состоя­ния, воздействовать на интеллектуальные, моральные и этиче­ские чувства, на сферу его внимания, но нельзя изменить лич­ность человека вопреки его социальным и индивидуальным убеж­дениям.

Механизмы гипноза остаются неизвестными, а единой и целостной теории гипноза пока не существует, хотя ряд заболеваний уже научились успеш­но излечивать под гипнозом.

Ключевые слова: функциональное состояние, бодрствование, сон, парадоксальный сон, ортодоксальный сон, «сонные веретена», сновидение, нарколепсия, летаргия, сомнамбулизм, гуморальные теории сна, нервные теории сна, информационная теория сна, факторы сна, центр бодрствования, центр сна, гипноз.

Вопросы для самоконтроля

1 Какие существуют подходы к оценке функциональных состояний? На чем они основываются?

2 Назовите основные показатели, по которым можно судить об изменении функционального состояния человека.

3 Какие структуры организма являются основой функциональных состояний?

4 Какое значение имеет сон и бодрствование имеют для организма?

5 Что такое сновидения? Какие факторы могут побуждать те или иные сновидения?

6 Охарактеризуйте основные механизмы бодрствования и сна.

Практические задания для самостоятельной внеаудиторной работы

1 Постройте словесно-логическую схему «Структура сна».

2 Новорожденный спит около 20 ч в сутки, полугодовалый ребенок – 15 ч в сутки, годовалый – 13 ч в сутки. Объясните физиологическую целесообразность уменьшения естественной потребности во сне с возрастом.

3 Попробуйте объяснить физиологический механизм «предсказаний заболеваний» в сновидениях человека.

4 Отмечена прямая связь между нагрузкой на зрительный анализатор человека и продолжительностью фазы медленного сна6 чем интенсивнее и длительнее зрительная нагрузка, тем продолжительнее становится медленноволновой сон. Как вы думаете, почему?

Вопросы для самоконтроля

1 В чем заключается интегрирующая роль ЦНС?

2 Назовите стадии в работе функциональной системы поведенческого акта.

3 Почему эмоции занимают ключевое положение в организации целенаправленного поведения?

4 Какие структуры мозга принимают участие в формировании поведенческого акта?

5 Как осуществляется инициация движения?

6 Какую роль играют речевые процессы в формировании целей произвольных движений?

Практические задания для самостоятельной внеаудиторной работы

1 Составьте словесно-логическую схему «Уровни обеспечения интегративных процессов в организме».

2 Заполните таблицу «Функциональная система поведенческого акта». В таблицу включите названия стадий работы функциональной системы поведенческого акта, их краткие физиологические характеристики и значение для формирования целенаправленного поведения.

3 Подумайте над вопросом, как и почему целенаправленное произвольное поведение людей зависит от уровня развитости их сигнальных систем (особенно второй сигнальной системы). Приведите примеры проявлений такой зависимости.

Вопросы для самоконтроля

1 Объясните значение органов чувств для человека.

2 Что такое анализатор, каково его строение и как он функционирует?

3 В чем заключаются общие закономерности и механизмы функционирования сенсорных систем? В чем различие между понятиями «сенсорная система» и «анализатор»?

4 На какие группы и по каким признакам классифицируются сенсорные системы?

5 Дайте общие характеристики зрительной, слуховой, вестибулярной, двигательной, температурной, тактильной, обонятельной, вкусовой и ноцицептивной сенсорных систем.

Практические задания для самостоятельной внеаудиторной работы

1 Постройте схему-классификацию сенсорных систем человека.

2 Заполните таблицу «Строение и функции анализаторов». В таблицу включите названия анализаторов, а также сведения о локализации структур периферического, проводникового и центрального отделов и о значении каждого анализатора.

3 Подумайте и выразите свое мнение по следующему вопросу: как социальные факторы, условия жизни и развития каждого человека отражаются на его сенсорике, делая ее специфически отличной от имеющейся у высших животных?

4 Какова практическая значимость психофизиологических особенностей вашей сенсорной организации в будущей профессиональной деятельности?

Пояснительная записка

Основной целью освоения дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности» является: изучение современных представлений о высшей нервной деятельности человека, типологических особенностях высшей нервной деятельности, механизмах формирования поведенческих реакций, системогенезе, особенностях психической деятельности человека, сне и сновидениях, кортиковисцеральных взаимоотношениях.

В ходе изучения дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности» у студентов формируются представления: о процессах, лежащих в основе функционирования центральной нервной системы; о физиологических основах высшей нервной деятельности – рефлексах; о проявлениях высших психических функций.

Выполнение лабораторных работ по изучению отдельных функций высшей нервной деятельности не всегда возможно в условиях учебной лаборатории. Для изучения этих функций планируется внеаудиторная самостоятельная работа студентов, в ходе которой они должны выполнить практические задания по таким темам, как: «Физиология высшей нервной и психической деятельности: история становления и развития»; «Потребности, мотивации, эмоции: физиология мотивации активности. Инстинктивные побуждения к активности»; «Функциональное состояние организма: снотерапия, гипнотерапия»; «Организация поведенческих реакций: фенотипы и поведенческие реакции». Практические задания, приведенные в конце каждой темы настоящего пособия, должны быть выполнены письменно в отдельной тетради для самостоятельной практической работы. Данное учебно-практическое пособие поможет студентам рационально организовать такую работу.

На основе сведений, изложенных в предлагаемом пособии, студенты смогут научиться определять типы высшей нервной деятельности и типы психической деятельности, исследовать основные функциональные показатели работы зрительного и слухового анализаторов человека.

Введение в физиологию высшей нервной и психической

Деятельности

Наши рекомендации