Береговая станция очистки нефтесодержащих вод.
- принимает меры к обеспечению швартовки танкеров к нефтепирсу;
- приводит в готовность к приему нефтеводяной смеси системы, насосные станции и резервуары;
- поддерживает постоянную связь с диспетчерской порта;
- приводит все противопожарные средства в немедленную готовность к использованию.
Лекция №18 Автономность плавания судов по условиям
экологической безопасности
18.1. Общие требования к судам по обеспечению автономности
плавания по условиям экологической безопасности
В целях обеспечения экологической безопасности судоходства, начиная с этапа проектирования конкретного типа судна, определяется автономность плавания его по условиям экологической безопасности по каждому виду образующихся на судне загрязнений.
Автономность плавания по условиям экологической безопасности— это длительность эксплуатации судна без необходимости подхода к приемным устройствам для сдачи СВ, НВ, мусора, включая пищевые отходы.
Одним из важнейших условий обеспечения автономности плавания судов по условиям экологической безопасности является наличие на них сборных цистерн сточных и нефтесодержащих вод.
Полезные объемы этих сборных цистерн устанавливаются в соответствии с основными требованиями «Правил экологической безопасности» Российского Речного Регистра и СанПиН 2.5.2.-703-98 «Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания. Санитарные правила и нормы».
Так, сборные цистерны сточных вод на судах, работающих на ВВП, должны иметь следующие полезные объемы.
На судах, где не предусматривается установка станции очистки и обеззараживания сточных вод (ООСВ), должна быть обеспечена возможность накопления СВ в течение времени прохождения судна между пунктами сбора СВ при расчетном водопотреблении.
Объем сборной цистерны СВ должен быть не менее рассчитываемого по следующей формуле:
VСВ = g ∙ n ∙ t,
где n— число людей (экипаж, пассажиры) на борту судна, чел.
t — время прохождения между пунктами сбора, сут.
g — расчетное значение водопотребления для данного типа судна, л/чел/сут. (табл. 18.1).
Группа судна определяется в зависимости от времени пребывания человека на судне в соответствии с СанПиН 2.5.2-703-98 и«Положением о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов речного флота», т.е. продолжительностью воздействия на организм человека факторов судовой среды.
Таблица 18.1
Минимальные нормы водопотребления, л/чел/сут. (СанПиН 2.5.2-703-98)
Тип судна | Группа судна | ||
I | II | III | |
Водоизмещающие суда для экипажа для пассажиров | |||
Суда с динамическим принципом поддержания (СДПП) и скоростные водоизмещающие суда для экипажа для пассажиров | - - |
I группа — суда внутреннего и смешанного плавания, на которых экипаж постоянно работает и проживает на судне в течение всего времени навигации (более 40 ч).
II группа — суда внутреннего плавания, совершающие короткие рейсы и обслуживаемые бригадным методом, при котором часть экипажа в течение навигации периодически работает и проживает на судне (до 40 ч), а часть - отдыхает на берегу.
III группа — суда внутреннего плавания внутригородских, пригородных линий, рейдовые, вспомогательные, т.е. на которых экипаж находится только во время работы, а проживает на берегу.
Если сборную цистерну, вычисленного по выше приведенной формуле объема, невозможно разместить на судне, то оно должно оборудоваться станцией ООСВ.
Сборные цистерны нефтесодержащих вод (НВ) на судах, работающих на внутренних водных путях, должны иметь следующие полезные объемы.
На судах, где не предусматривается установка станций очистки нефтесодержащих вод (ОНВ), должна быть обеспечена возможность накопления НВ в течение времени прохождения судна между пунктами сбора и передачи НВ на береговые или плавучие очистные сооружения. Объем сборной цистерны НВ в этом случае должен быть не менее рассчитанного по формуле:
VНВ = 0,35 ∙ k ∙ t,
где k — коэффициент, зависящий от мощности главных двигателей (табл. 18.2);
t — время прохождения судна между пунктами передачи НВ (при отсутствии точных данных значение принимается не менее 7,0 сут.).
Таблица 18.2
Значение коэффициента k в зависимости от мощности двигателя
Мощность двигателя, кВт | 100 и менее | От 101 до 220 | От 221 до 440 | От 441 до 735 | Более 735 |
К | 0,4 | 0,8 | 1,2 | 1,6 | 2,0 |
На судах, где предусмотрены станции ОНВ, объем цистерн НВ должен быть:
- на пассажирских, всех транспортных, вспомогательных, рейдовых судах, земснарядах — не менее 50 % от рассчитанного по указанной формуле;
- на специализированных судах — не менее односуточной производительности станции ОНВ, установленной на судне.
Все суда с экипажем должны быть оборудованы:
- сточно-фановой системой;
- сборной цистерной для хозяйственно-бытовых сточных вод;
- стандартными сливными соединениями для сдачи сточных вод в приемные устройства.
Для судов с количеством людей на борту менее 10 человек и скоростных судов (или с принципом динамического поддержания) допускается сброс необработанных сточных вод в открытые водоемы при условии, что этот сброс не будет носить «залповый» характер.
На судах, где предусмотрены станции ООСВ, объем цистерн должен обеспечить прием СВ в часы пиковых расходов, а также возможность остановки станции ООСВ на период профилактики, ремонта и т.д.; его следует определять следующим образом:
- на пассажирских судах — не менее полусуточного накопления СВ;
- на грузовых судах, буксирах-толкачах, вспомогательных судах, земснарядах - не менее суточного накопления СВ;
- на специализированных судах — не менее суточной производительности станций ООСВ, установленных на судах.
Допускается применение специализированных судов, имеющих меньшие объемы сборных цистерн СВ и НВ, в том случае, если технологией обработки СВ и НВ данного судна предусмотрена работа от специальных накопительных емкостей, установленных в конкретном пункте сбора.
Пропускная способность станций ООСВ и ОНВ на пассажирских, грузовых судах, буксирах-толкачах, вспомогательных судахвыбирается из следующего расчета:
- обработка суточного накопления СВ не более, чем за 20 часов;
- обработка суточного накопления НВ не более чем за 8–12 часов (в течение вахт механика, в ведении которого находится станция ОНВ).
Пропускная способность станций ООСВ и ОНВ на специализированных судахвыбирается из расчета обработки максимального суточного накопления СВ и НВ в пункте сбора, для которого предназначены эти суда.
Технологические схемы и конструктивные решения, принятые в станциях ООСВ и ОНВ, предназначенные для судов, работающих на внутренних водных путях должны обеспечивать:
- очистку и обеззараживание СВ и очистку НВ до установленных норм;
- возможность контроля за эффективностью обработки СВ и НВ;
- возможность доступа ко всем агрегатам, узлам и приборам для наблюдения, обслуживания и ремонта;
- надежную работу в автоматическом и ручном режимах.
При установке станций ООСВ и ОНВ на судах, в центральном или местном посту управления должна быть предусмотрена световая и звуковая сигнализация, срабатывающая в случаях отключения станции, предусмотренных схемой автоматики (неисправность насосов, озонатора, отсутствие реагента и т.д.)
Для визуального наблюдения за процессами очистки и с целью отбора проб для лабораторного анализа, на трубопроводах перед станциями ООСВ и ОНВ и после них, должны быть установлены пробоотборные устройства.
18.2. Порядок расчета автономности плавания судов
по условиям экологической безопасности
При ежегодном и классификационном освидетельствовании судна инспектор Российского Речного Регистра проверяет расчеты автономности судна по условиям экологической безопасности.
Автономность плавания определяется по следующим видам загрязнений: нефтесодержащие воды, сточные воды, мусор (включая пищевые отходы).
Расчет АП производится с учетом состава судового оборудования экологической безопасности, под которым понимается совокупность судовых устройств и систем, обеспечивающих экологическую безопасность в соответствии с Правилами классификации судов и водных объектов.
Автономность плавания для судов, имеющих на борту фильтрующее оборудование и установки для обработки сточных вод, принимается неограниченной по этим видам загрязнений.
Автономность плавания по мусору для судов, имеющих на борту инсинераторы, принимается неограниченной в части отходов, подлежащих уничтожению в инсинераторе.
Конкретный расчет автономности плавания по каждому из перечисленных видов загрязнений осуществляется следующим образом.
Автономность плавания по сточным водам определяется для всех типов судов с количеством людей на борту 10 и более человек и рассчитывается по формуле:
АПСВ = 09VСВ / QCВ n, сут.,
где VСВ — объем сборной цистерны для СВ, м³;
QCВ — расчетное (удельное) значение накопления СВ для различных типов судов, м³/чел. сут. (табл. 18.3);
n — количество людей на борту судна.
Автономность плавания по нефтесодержащим водамрассчитывается по формуле:
АПНВ = 0,9 VНВ / QНВ, сут.,
где VНВ — объем сборного цистерна для НВ, м³. (При отсутствии специальной цистерны для НВ значение VНВ определяется как объем пространства под сланью машинного отделения или объем переносных емкостей);
QНВ — расчетное значение накопления НВ, зависящее от мощности главных двигателей, м³/сут. (табл. 18.4).
Автономность плавания по мусору определяется как меньшее из значений, рассчитанных по формуле:
АПМ = 0,9 VМ / QМ n cут.,
где VМ — объем устройства для сбора сухого мусора, пищевых отходов, м³;
QМ — расчетное значение суточного накопления сухого мусора и пищевых отходов, м³/ чел. сут. (табл. 18.5);
n — количество людей на борту судна.
Полученные в результате выполненных расчетов значения АП по каждому виду судовых загрязнения сопоставляются с соответствующей экологической характеристикой водного пути (ЭХВП, т. е. минимально допустимой автономности плавания судна, определяемое количеством и дислокацией приемных устройств в районе предполагаемой эксплуатации судна) бассейна, в котором предполагается эксплуатация судна. ЭХВП устанавливается в начале каждой навигации Российским Речным Регистром или признанной им организацией.
Таблица 18.3
Расчетные значения суточного накопления сточных вод (QCВ)
N п/п | Тип судна | Номер проекта | Значение QСВ,м³/чел.сут |
Крупные пассажирские суда с индивидуальными душевыми и умывальниками в каютах | 301,302,92-16 Ky-040, Ky-056 | 0,18 | |
Крупные пассажирские суда с умывальниками в каютах и общими душевыми | 588, 26-37 | 0,14 | |
Средние пассажирские суда с умывальниками в каютах | 305, 646, 785 | 0,12 | |
Крупные грузовые и буксирные суда | 507,1565,781,791, 613,1557,758,2-95 | 0,12 | |
Средние грузовые и буксирные суда | 276, 866, Н3181, Р 98 и др. | 0,09 | |
Мелкие буксирные суда 1 гр. | Мощность до 220кВт (включительно) | 0,07 | |
Пассажирский внутригородской и скоростной флот | ОМ, Метеор, Ракета Восход и др. | 0,003 | |
Технический флот* | 0,09 | ||
* Для землечерпательного каравана рассчитывается накопление, исходя из количества людей, находящихся на всех судах, входящих в его состав. |
Таблица 18.4
Расчетные значения суточного накопления нефтесодержащих вод (QНВ)
N п/п | Мощность главных двигателей, КВт (л.с.) | Расчетные суточные накопления QНВ, м³/сут. | |
транспортные суда | рейдовые, разъездные, вспомогательные суда, суда технического флота | ||
74–220 (100–300) | 0,05–0,12 | 0,03–0,08 | |
220–440 (300–600) | 0,12–0,18 | 0,08–0,14 | |
440–660 (600–900) | 0,18–0,24 | 0,14–0,20 | |
660–890 (900–1200) | 0,24–0,30 | 0,20–0,25 | |
более 890 (1200) | 0,32 | 0,27 |
Продолжение таблицы 18.4
Примечания: 1. Для судов с динамическим принципом поддержания (ДПП) и скоростных водоизмещающих судов, независимо от мощности главных двигателей, QНВ принимается 0,07 м³/сут.; 2. Для земснарядов в качестве мощности главных двигателей учитывается мощность двигателей, работающих на грунтовый насос или черпаковый привод; 3. Для судов с возрастом до 5 лет допускается вводить уточняющий коэффициент 0,8; 4. При определенных условиях эксплуатации, наряду с предлагаемыми в таблице значениями QНВ, допускается применение методов, учитывающих специфику условий эксплуатации в бассейне или у конкретного судовладельца; 5. ля конкретного судна, у которого значение мощности главного двигателя находится внутри одного из интервалов, указанных в таблице, QНВ определяется по формуле: QНВ = (Ni / Nmax) x Qmax, где Ni — мощность главного двигателя конкретного судна, кВт; Nmax — наибольшая мощность главного двигателя в интервале, кВт; Qmax — значение суточного накопления для наибольшей мощности главного двигателя в интервале, м³/сут. |
Таблица 18.5
Расчетное значение суточного накопления сухого мусора и пищевых
отходов (QМ)
Вид загрязнений | Расчетное накопление на одного человека | |
масса, кг/ чел. сут. | объем, м³/ чел. сут. | |
Сухой бытовой мусор Твердые пищевые отходы | 0,6 | 0,002 |
0,3 | 0,0004 | |
Примечания: 1. QМ принято в соответствии с СанПиН 2.5.2-703-987; 2. На техническом флоте суточное накопление рассчитывается исходя из общего количества людей на всех судах землечерпательного каравана. |
При условии ЭХВП<АП по каждому виду загрязнений судно признается экологически безопасным для района предполагаемой эксплуатации судна, сведения о котором вносятся в судовые документы. Судовым документом, подтверждающим экологическую безопасность судна, является Свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором (форма РР-1.8 или форма РР-1.9 для судов с длиной корпуса менее 25 м, мощностью энергетической установки менее 220 кВт и с количеством людей на борту не более 10 человек).
18.3. Экологический надзор и контроль
при эксплуатации судов
В Кодексе внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ст. 40) определен следующий порядок надзора и контроля за обеспечением экологической безопасности:
1. Контроль за обеспечением экологической безопасности при эксплуатации судов осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области охраны ОС;
2. Органами технического надзора и классификации судов РФ осуществляется технический надзор за обеспечением экологической безопасности при эксплуатации судов;
3. Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны ОС осуществляют:
- контроль за размещением и функционированием объектов природоохранного назначения на ВВП в зоне деятельности соответствующего бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте;
- информационное обслуживание судовладельцев и капитанов судов по вопросам экологической безопасности;
4. Федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора осуществляется надзор за соблюдением организациями, деятельность которых связана с деятельностью на внутреннем водном транспорте, санитарных правил и норм.
За предотвращением загрязнения ВВП при эксплуатации судов производятся следующие виды надзора и контроля: государственный и технический надзор, отраслевой и производственный контроль.
Государственный надзор за предотвращением загрязнений ВВП при эксплуатации судов внутреннего и смешанного плавания осуществляют региональные Центры Роспотребнадзора на транспорте Минздрава и соцразвития России, территориальные органы МПР России в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды».
Региональные Центры Роспотребнадзора на транспорте руководствуются также Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Положением о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ» и указаниями разд.4 СанПиН 2.5.2-703-98.
Государственный надзор при эксплуатации судов может быть плановым и неплановым.
Плановый надзор проводится региональными Центрами Роспотребнадзора на транспорте одновременно с плановым текущим санитарным контролем, предусмотренным СанПиНом. На судах внутреннего плавания плановый надзор производится один раз в год при сдаче судна в эксплуатацию после зимнего отстоя или ремонта, а на судах смешанного (река-море) плавания, работающих круглогодично,— один раз в 2 года. Сроки проведения планового надзора судовладелец согласовывает с региональным Центром Роспотребнадзора на транспорте.
Неплановый надзор может проводиться в установленном порядке всеми государственными надзорными органами на ходу судна (в рейсе), при стоянке у причала, на рейде без предварительного согласования с судовладельцами и капитанами судов и включает следующие виды:
- выборочный контроль отдельных судов для проверки выполнения экипажем требований по предотвращению загрязнения водной среды;
- проверка эффективности работы судового водоохранного оборудования (станций ОНВ, станций ООСВ, печей-инсинераторов) с отбором и без отбора проб обработанной подсланевой нефтесодержащей и сточной воды;
- контроль судов при наличии подозрения о загрязнении судном водной среды;
- контроль судов по другим причинам, связанным с экологической ситуацией и санитарно-эпидемиологической обстановкой на ВВП, контролируемых региональными и территориальными органами Государственного надзора.
Если при неплановом надзоре обнаружены нарушения, допущенные по вине администрации судна, и капитану выдано предписание об их ликвидации в установленные сроки, то последующая проверка выполнения предписания, включая анализы проб сточной и подсланевой нефтесодержащей воды, считается плановым надзором.
Плановый надзор проводится за счет судовладельца. Неплановый надзор проводится за счет средств госбюджета, выделяемых контролирующим органам.
Технический надзор за судами и судовым оборудованием, предназначенным для предотвращения загрязнения ВВП, осуществляет Российский речной Регистр на основании «Правил экологической безопасности судов внутреннего и смешанного (река–море) плавания», 1995. (ПЭБ РРР).
Отраслевой контроль осуществляется Государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства при лицензировании перевозной деятельности и проведении контроля за расстановкой и функционированием внесудовых водоохранных технических средств.
Проведение контроля за расстановкой и функционированием внесудовых водоохранных технических средств производится на основании специального Положения, утвержденного Службой речного флота («Росречфлот») Минтранса России.
Производственный контроль за предотвращением загрязнения ВВП при эксплуатации судов осуществляется перед началом и в течение навигации.
Перед началом навигации производственный контроль за готовностью судна и судового экипажа к эксплуатации, обеспечивающей предотвращение загрязнения ВВП, осуществляет судовладелец.
Перед началом навигации, в порядке проведения производственного контроля, судовладелец обязан проверить следующее:
- обучение и подготовку экипажей судов к эксплуатации, обеспечивающей предотвращение загрязнения водной среды подсланевыми нефтесодержащими водами, сточными водами, мусором, а также нефтепродуктами и другими жидкими вредными веществами, являющимися грузом (в зависимости от назначения судна);
- подготовку судна, судового водоохранного оборудования, а также судовой документации;
- своевременное ежегодное предъявление судна Российскому Речному Регистру для получения «Свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором»;
- своевременное заключение договора с региональными Центрами Роспотребнадзора на транспорте о проведении планового надзора;
- подготовку судна к проведению ежегодного (на судах смешанного плавания, работающих круглогодично,— один раз в два года) планового надзора.
В течение навигации производственный контроль за проведением технических и организационных мероприятий по предотвращению загрязнения ВВП осуществляет судовладелец и капитан судна.
Судовладелец при периодическом посещении судна, а капитан постоянно должны проверять следующее:
- наличие и порядок ведения судовой документации по предотвращению загрязнения водной среды;
- наличие и состояние пломб на запорной арматуре согласно схеме опломбирования;
- выполнение графиков осмотров и ремонтов оборудования, отказ которого может привести к загрязнению водной среды;
- при отсутствии на судне водоохранных технических средств - наличие справок о сдаче подсланевых нефтесодержащих вод, сточных вод, мусора;
- при наличии на судне водоохранных технических средств - записи в судовом журнале о нештатных ситуациях, а также наблюдение за техническими параметрами работы указанных средств по штатным приборам; наличие реагентов, ЗИП и расходные материалы;
- проведение плановых учений и тренировок по предупреждению загрязнений водной среды;
- на танкерах и танкерах-химовозах - наличие поддонов, заглушек, сорбирующих материалов, а на танкерах, грузоподъемностью более 3000 т - комплекта средств локализации и сбора нефти;
- зачистку сборных цистерн подсланевых нефтесодержащих вод и сточных вод перед постановкой судна на межнавигационный отстой (ремонт);
- при постановке судна на отстой с топливом и маслом в цистернах - запорную арматуру, через которую нефтепродукты могут попадать в водную среду, наличие на ней пломб.
Лекция №19 Перечень и содержание документов, касающихся
предотвращения загрязнения водной среды,
которые должны быть на судне
19.1. Необходимый перечень документов на судне,
подтверждающих его экологическую безопасность
Организационные меры обеспечения ЭБ судна предполагают оформление ряда документов, подтверждающих его техническую готовность к безопасной экологической эксплуатации. В частности, разработку «Судового плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью» и ведение на судне обязательной документации, подтверждающей его безопасную эксплуатацию. К обязательным организационным мерам следует также отнести требование о наличии на судне внутренних нормативных документов судоходной компании и судовой Системы управления безопасной эксплуатацией и предотвращением загрязнения с судна (СУБ судна).
Документы, подтверждающие техническую готовность судна к безопасной экологической эксплуатации, выдаются уполномоченным классификационным органом, например Российским Морским Регистром Судоходства (для морских судов) или Речным Регистром РФ (для судов, осуществляющих плавание на ВВП). Классификационные органы осуществляют надзорную деятельность за проектированием, изготовлением, испытанием и эксплуатацией судового оборудования для предотвращения загрязнения моря, выдачу на это оборудование сертификатов соответствия или свидетельств одобрения, предусмотренных ИМО и Комитета защиты МС, а также надзор за строительством и переоборудованием судов в соответствии с Конвенцией МАРПОЛ-73/78.
Надзору со стороны классификационного органа на судне подлежат:
- оборудование для нефтеводяной сепарации и фильтрации НВ;
- система автоматического замера нефтесодержания, регистрации и управления сбросом балластных и промывочных вод с автоматическим запорным устройством;
- индикаторы поверхности раздела «нефть–вода»;
- стандартное сливное соединение для сдачи НФ;
- стандартное сливное соединение для сдачи СВ;
- стандартное сливное соединение для сдачи остатков и промывочных вод из танков, где перевозились вредные жидкие вещества;
- система мойки танков сырой нефтью;
- система перекачки, сдачи и сброса НВ, включая сборные цистерны и отстойные танки;
- оборудование для вентиляции и мойки танков на танкерах и химовозах;
- установки для обработки и обеззараживания СВ, включая сборные цистерны;
- устройства для сбора, обработки и сжигания мусора.
По результатам надзорной деятельности Классификационный орган выдает судам Международные свидетельства, предусмотренные Конвенцией МАРПОЛ-73/78 для всех судов:
- Международное свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью;
- Международное свидетельство о предотвращении загрязнения СВ;
- Международное свидетельство о предотвращении загрязнения мусором;
- Международное свидетельство по предотвращению загрязнения воздуха для судна в целом;
- Международное свидетельство по предотвращению загрязнения воздуха для каждого дизельного двигателя на судне, подпадающего под требования Приложения VI Конвенции МАРПОЛ-73/78.
Для нефтяных танкеров и танкеров-химовозов дополнительно Конвенция МАРПОЛ-73/78 обязывает получение для судна Международного свидетельства о предотвращении загрязнения при перевозке вредных веществ наливом.
Применительно к специализированным судам дополнительно СОЛАС- 74/95 обязывает получение следующих Международных свидетельств:
- для газовозов — Международное свидетельство о годности судна для перевозки сжиженных газов наливом;
- для танкеров–химовозов — Международное свидетельство о годности судна для перевозки опасных химических грузов наливом.
Все Международные свидетельства выдаются на судно на срок 5 лет.
Кроме указанных свидетельств судно должно иметь свидетельства о типовом одобрении на все судовое оборудование, подлежащее надзору в отношении предотвращения загрязнения ОС, которые оформляются классификационным органом, а шланги в комплекте с соединениями, используемые для перекачки нефти или иных вредных веществ, должны иметь сертификаты завода изготовителя.
Капитаном порта приписки судна выдается свидетельство о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, удостоверяющее наличие страхования или иного финансового обеспечения для покрытия ответственности собственника этого судна за ущерб от загрязнения нефтью. Свидетельство выдается на каждое судно, перевозящее в виде груза более 2000 тонн нефти наливом.
Обязательная судовая документация по предупреждению загрязнений с судов, совершающих международные плавания, включает в себя:
1. Журнал нефтяных операций, часть 1. Операции машинных отделений.
2. Журнал нефтяных операций, часть 2. Грузовые и балластные операции.
3. Журнал грузовых операций для судов, перевозящие вредные жидкие вещества наливом.
4. Журнал грузовых операций для судов, перевозящих вредные вещества в упаковке, грузовых контейнерах, съемных танках, навалом, насыпью или в автодорожных и железнодорожных цистернах.
5. Журнал операций со сточными водами.
6. Журнал операций с мусором.
7. Журнал записей параметров дизельных двигателей.
8. Записи о принятом топливе и соответствующие образцы топлива.
9. Судовой план управления мусором.
10. Судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью.
Судовая СУБ обязывает иметь на борту каждого судна, разработанные применительно к данному судну, следующие документы:
- Инструкцию по проведению бункеровочных операций и сдаче нефтесодержащих, сточных и хозяйственных вод с указанием обязанностей, участвующих в операциях членов экипажа;
- Инструкцию по мойке топливных цистерн с указанием обязанностей, участвующих в операции членов экипажа.
Для нефтяных танкеров или танкеров–химовозов дополнительно судовая СУБ обязывает иметь следующие документы:
- Инструкцию по поведению грузовых операций с нефтью или вредными жидкими веществами с указанием обязанностей, участвующих в операциях членов экипажа;
- Инструкцию по балластировке танкера с указанием обязанностей, участвующих в операциях членов экипажа;
- Инструкцию по мойке грузовых танков с указанием обязанностей участвующих в операциях членов экипажа.
На всех судах, постоянно или периодически работающих на внутренних водных путях, обязательная судовая документация, по предупреждению загрязнения включает:
1. Правила ЭБ для судов внутреннего и смешанного плавания;
2. СанПиН 2.5.2–703–98. Суда внутреннего и смешанного (река - море) плавания;
3. Свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью, СВ и мусором» Российского Речного Регистра — форма РР–1.8 или РР–1.9;
4. Схема опломбирования запорной арматуры систем откачки за борт подсланевых НВ и СВ, а также других запорных устройств, через которые в ВС могут быть сброшены вредные вещества;
5. Расчеты автономности плавания по НВ, СВ и мусору;
6. Инструкция по бункеровке судна, утвержденная капитаном;
7. Журнал СД–36 по учету операций с подсланевыми НВ, СВ, мусором и пищевыми отходами;
8. Судовой план чрезвычайных мер по предупреждению загрязнений ВС нефтью;
9. Руководство по контролю и управлению балластными операциями;
10. Свидетельства на судовое оборудование по предотвращению загрязнения Российского Речного Регистра.
19.2. Судовой план управления мусором и журнал
операций с мусором
Каждое судно валовой вместимостью 400 и более и каждое судно, сертифицированное для перевозки 15 человек и более, должно иметь и выполнять план управления мусором. В плане должны в письменном виде содержаться процедуры сбора, хранения, обработки и удаления мусора, включая использование оборудования на борту судна. Он должен также определить лицо ответственное за выполнение плана. Такой план должен соответствовать Руководству по безопасности, разработанному в судоходной компании и быть написан на рабочем языке команды.
Каждое судно валовой вместимостью 400 и более и каждое судно, которое сертифицировано для перевозки 15 человек и более занятое в международных рейсах, должно иметь Журнал операций с мусором, либо как часть официального судового журнала либо отдельным журналом. Журнал операций с мусором должен находиться на борту судна в таком месте, чтобы в разумное время быть доступном для инспекции. Этот документ следует хранить в течение 2–х лет после последней записи.
Каждую операцию сброса или завершенного сжигания следует записывать в Журнале операций с мусором и подписывать с указанием даты сжигания или сброса ответственным лицом. Каждая заполненная страница Журнала операций с мусором должна быть подписана капитаном судна. Записи в Журнале операций с мусором должны производиться как на официальном языке государства, под флагом которого плавает судно, так и на английском, испанском или французском языке. Запись на официальном языке государства, под флагом которого плавает судно, следует считать преимущественным в случаях споров и разногласий.
Запись каждого сжигания или сброса должна включать дату и время, местоположение судна, описание мусора и предполагаемое количество сброшенного или сожженного мусора.
При ведении журнала мусор группируется по следующим категориям:
1. Пластмассы;
2. Плавающий сепарационный, упаковочный и перевязочный материал;
3. Измельченные бумага, ветошь, металл, стекло, бутылки, посуда (глиняная, фаянсовая) и т.п.;
4. Изделия из бумаги, ветошь, стекло, металл, бутылки, посуда и т.п.;
5. Пищевые отходы;
6. Зола от инсенераторов.
Записи в Журнале операций с мусором должны производиться в каждом из следующих случаев:
Когда мусор сбрасывается в море:
1.Дата и время сброса;
2. Место сброса (долгота и широта);
3. Категория сбрасываемого мусора;
4. Оцененный объем сброса для каждой категории, м3;
5. Подпись лица ответственного за операцию.
Когда мусор сдается на береговые приемные сооружения или на другое судно:
1. Дата и время сдачи;
2. Порт или приемные сооружения или наименование судна;
3. Категория передаваемого мусора;
4. Оцененный объем сброса для каждой категории, м3;
5. Подпись лица ответственного за операцию.
Когда мусор сожжен:
1.Дата и время начала и окончания сжигания;
2. Местоположение судна (широта и долгота);
3. Оцененный объем сожженного мусора, м3;
4. Подпись лица ответственного за операцию.
Аварийный или другой исключительный сброс мусоря:
1. Время события;
2. Порт или местоположение судна (широта и долгота);
3. Оцененное количество и категория мусора;
4. Обстоятельства сброса, выброса или потери, причины этого и общие заметки.
При сдаче мусора на береговые приемные сооружения или другое судно капитан должен получить от оператора береговых приемных сооружений или от капитана другого судна принявшего мусор квитанцию или сертификат детализирующую оцененное количество переданного мусора. Квитанции или сертификаты должны храниться на борту судна вместе с Журналом операций с мусором в течение двух лет.
19.3. Судовой план чрезвычайных мер по борьбе
с загрязнением нефтью
Судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью разрабатывается для предоставления капитану и лицам командного состава судна необходимых сведений на случай инцидента, связанного с загрязнением ОС нефтью. Наличие такого плана является обязательным для каждого судна. Для судов занятых перевозкой жидких вредных веществ дополнительно разрабатывается «Судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением моря вредными жидкими веществами». Для подобных судов Конвенция МАРПОЛ–73/78 допускает иметь объединенный «Судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением моря».
«Судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью» в общем виде должен содержать следующие разделы:
1. Цели и назначение плана;
2. Требования к передаче сообщений:
- в каких случаях следует передавать сообщения;
- с кем следует устанавливать связь;
3. Меры по контролю за сбросами:
- эксплуатационные сбросы;
- разливы, являющиеся результатом аварий;
4. Координация на национальном и местном уровнях;
5. Дополнительная информация (не носящая обязательного характера).
План должен быть:
- реалистичным, практичным, простым в использовании,
- понятным для управляющего персонала, как на борту судна, так и на берегу (на языке понятным капитану и лицам командного состава),
- регулярно оцениваться, пересматриваться и обновляться (при замене капитана и лиц командного состава при необходимости производится замена рабочего языка).
1. Цели и назначение плана. План предназначен для оказания помощи п<