Возрастные особенности управления движениями

У детей дошкольного и младшего возраста нервные центры характеризуются высокой возбудимостью, относительно слабым развитием процессов торможения (особенно условно-рефлекторного внутреннего торможения). Дети отличаются быстрой утомляемостью, недостаточным развитием произвольного внимания и слабо выраженными ориентировочными реакциями.

Малый двигательный опыт, слабое отражение в сознании функциональных изменений в организме при физических нагрузках обуславливают недостаточное развитие субъективных ощущений усталости. Дети не умеют в нужной мере отражать изменения своего внутреннего состояния в речевых отчетах. В возрасте 8-9 лет в 41% случаев у них вообще отсутствует ощущение усталости, а при его наличии в 77% случаев дети сообщают о наступлении усталости лишь после окончания работы. Это требует особого внимания к тщательной дозировке мышечных нагрузок, особенно при работе с дошкольниками.

Возрастные особенности управления движениями связаны с постепенным созреванием различных отделов ЦНС (спинного мозга, подкорковых отделов и, наконец, коры больших полушарий) .Если подкорковые механизмы в большей степени готовы в первые недели развития ребенка, то корковые отделы созревают позже и поэтапно: сначала первичные проекционные поля, затем вторичные (например, первичное моторное поле 4 созревает к 4 году жизни, вторичное моторное поле 6 – лишь к 6-7 годам), а развитие третичных полей затягивается до зрелого возраста. Дети дошкольного и младшего школьного возраста отличаются недостаточно развитыми взаимосвязями между нейронами в коре больших полушарий. Это отражается в малом числе выраженных взаимосвязей (синхронности и синфазности) электрической активности различных точек коры.

С основными этапами созревания мозга связаны и этапы изменений процессов управления движениями. Так в возрасте 1-4 месяца ребенок не способен к организации произвольных движений из-за высокого мышечного тонуса и отсутствия зрительно-двигательных взаимосвязей. Лишь с 4-х месяцев движения глаз сочетаются с движениями рук, и эти связи закрепляются в ЦНС.

В возрасте 5 мес.- 1 года осуществдяется формирование зрительно-двигательной системы и становление вертикальной позы, но еще слишком мала координация произвольных движений.

В возрасте 1-2 лет точность произвольных движений еще низка из-за отсутствия налаженной координации мышц-антагонистов. Начинают формироваться примитивные акты ходьбы и бега. Локомоции включают элементарные спинальные рефлексы.

В возрасте 3-6 лет главным регулятором произвольных движений при их программировании и текущем контроле становятся зрительные обратные связи, формирующие единую зрительно-двигательную функциональную систему. Ведущим механизмом является механизм рефлекторного кольцевого регулирования. В процессе движения от нервных центров поступают по прямым связям моторные команды к работающим мышцам, а от зрительных, мышечных и др. рецепторов тела по обратным связям передается информация о результатах движения и вносятся сенсорные поправки в моторные программы. При занятиях физическими упражнениями с детьми этого возраста важно использовать различные ориентиры, помогающие в освоении двигательных навыков.

Начиная с 5-6-летнего возраста (по мере созревания сенсорной системы) осуществляется переход к доминирующей роли проприоцептивных обратных связей. За период от 5 до 8 лет устанавливаются выраженные координационные взаимоотношения между мышцами-антагонистами, что резко улучшает качество двигательных актов.

В возрасте 6 лет формируется представление о схеме тела, связанное с важным этапом развития третичных полей (нижнетеменных зон коры). Приобретается адресная точность передачи моторных команд с различными звеньями тела, а сами команды становятся более тонкими и сложными.

Постепенно совершенствуется координация движений в ходьбе и беге. При ходьбе увеличивается амплитуда движений, угол разворота стоп, что повышает устойчивость тела, стабилизируются пространственные и временные параметры шагов. Правильная координация движений рук и ног при ходьбе у ребенка в 3 года наблюдается в 10%, в 4 года – в 50%, в 6-7 лет – в 80% случаев. С 5-6 лет проявляется способность совершать прыжки двумя ногами вместе, нарастает двигательная точность прыжков.

В возрасте 7-9 лет деятельность зрительно-двигательной системы начинает полностью контролироваться хорошо выраженными проприоцептивными обратными связями, которые приобретают значение ведущего механизма управления движениями. В 7-8 лет при беге хорошо выражена безопорная фаза. Это заметно повышает скорость бега. В возрасте 5-6 лет средняя скорость бега у мальчиков составляет 4,07 м/с, в 7-8 лет – 4,83 м/с, в 9-10 лет 5,09 м/с, в 11-12 лет – 6,85 м/с, в 17-19 лет – 8,46 м/с.

К 9-летнему возрасту у детей завершается формирование представления о схеме пространства, что отражает очередной этап созревания заднего третичного поля коры. Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, обладает достаточным глазомером. Однако в 7-9 лет еще недостаточно развиты процессы экстраполяции, планирования действий в предстоящие моменты. Это происходит из-за более медленного созревания передних третичных полей – ассоциативных лобных зон коры.

С 9-летнего возраста начинается развитие механизмов центральных команд: ребенок программирует предстоящие кратковременные движения, не имея обратной информации от периферических афферентов о результатах действия. При таком программном управлении все движение должно быть точно запрограммировано еще до его начала.

В возрасте 10-11 лет механизм центральных команд (программного управления) уже полностью включен в моторную деятельность ребенка. Несмотря на это, регуляция движений и в этом возрасте недостаточно совершенна. При высокой скорости ходьбы и бега электрическая активность ЭМГ работающих мышц может сохраняться в нерабочие моменты, когда у взрослых наблюдается пауза в их активности. Это приводит к лишним энергозатратам, большему утомлению мышц, ухудшает координацию и эффективность движений.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Физиология человека: Учебник для мед. ин-тов./ Под ред. Е.Б. Бабского.-М.: Медицина, 1972.-666с.

2. Физиология человека: Учебник для мед. ин-тов./ Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько.-В 2-х томах.- М.: Медицина, 1997.-Т.!.-447с.-Т.2.-368 с.

3. Физиология мышечной деятельности: Учебник для ин-тов физ. Культуры / Под ред. Я.М. Коца. –М.: Физкультура и спорт, 1982. –347 с.

4. Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. –М.: Просвещение, 1990. –239 с.

5. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной деятельности. М.: ФиС, 1991.-98 с.

6. Уилмор Дж. Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательный деятельности.- Киев: Олимпийская литература, 1997. –504 с.

7. Московченко О.Н., Шубина Т.А. Валеологический подход к развитию физических качеств: Учебно-методическое пособие.- Красноярск: КГТУ, 199. 40 с.

8. Маляренко Т.Н., Кураев Г.А., Маляренко Ю.Е. Возрастная физиология: Учебное пособие.- Ростов-на-Дону: Изд-во «Биос» РГУ, 2000.- 189 с.

9. Очерки по физиологии спорта. Аганянц Е.К., Бердичевская Е.М., Трембач А.Б. –Краснодар: Экоинвест, 2001. –204 с.

Наши рекомендации