Сформированyость мотивов обучения учащихся 5 классов
Таблица 1
Виды мотивов | 5А | 5Б | 5В |
Учебный мотив | % | % | % |
Социальный мотив | % | % | % |
Позиционный мотив | % | % | % |
Оценочный мотив | % | % | % |
Игровой мотив | % | % | % |
Внешний мотив | 2 % | % | % |
В результате психологического диагностирования было установлено, что у учащихся 5 классов значительно выражен позиционный мотив (5А – %, 5Б- %, 5В- %). Это означает, что учащиеся желают получить, одобрение учителя, выделиться среди товарищей, занять определенное место в классе. Им характерна завышенная самооценка и лидерские наклонности. Возможно постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным. Низкие возможности творческих поисков. Завышенный уровень притязаний со средними способностями приводит к аффективным реакциям (таблица 1).
Было выявлено, что учащиеся 5А класса считают, что они заслуживают более высокой оценки (оценочный мотив %). Также в данном классе отсутствует произвольность в регуляции поведения. Они не готовы принять роль школьника. Не замечают своих ошибок, повторяют их после замечаний учителя (внешний мотив %) (таблица 1).
Результаты диагностики показали, что в 5Б и 5В выражен учебный мотив (5Б- %, 5В – %). Это говорит о том, что интерес к процессу учения зависит от уровня познавательных потребностей, с которыми пришел ребенок в школу. Дети проявляют достаточную активность на уроке, проявляют интеллектуальную активность, стремятся преодолеть трудности. Характерна ситуативность, носит внешний, формальный характер (таблица 1).
Уровень мотивации учения учащихся 5 классов
Таблица 2
Уровни мотивации учения | 5А | 5Б | 5В |
Очень высокий уровень мотивации | % | % | % |
Высокий уровень мотивации учения | % | % | % |
Нормальный уровень мотивации учения | % | % | % |
Сниженный уровень мотивации учения | % | % | % |
Низкий уровень мотивации учения | % | % | % |
Рекомендации педагогам по повышению мотивации обучения у учащихся
Учебно-познавательный мотив
Зависит от уровня познавательных потребностей, с которыми пришел ребенок в школу, и интереса к процессу учения. Дети проявляют достаточную активность на уроке, проявляют интеллектуальную активность, стремятся преодолеть трудности. Характерна ситуативность, носит внешний, формальный характер. Часто бывает неустойчив.
Общие рекомендации - формирование внутренней мотивации познавательных интересов. Необходимо определенное содержание и организация учебного процесса, чтобы возникло желание у ребенка думать, рассуждать, придумывать новые задачи, задания. Чтобы ребенок испытывал удовлетворение от процесса анализа вещей и их происхождения. Через конкурсы, викторины, олимпиады.
Социальный мотив
Определяет положительное отношение к учебной деятельности и создает благоприятные условия для начала обучения. Происходит осознание значимости учения (быть умным, культурным, развитым). После школы продолжить учебу, хорошо работать. На формирование оказывают влияние родители и детский сад. Происходит соответствие мотива учения ценностным ориентациям взрослых. Но младший школьник живет по преимуществу сегодняшним днем. Первоначально мотивы долга и ответственности не осознаются, но требования и задания учителя все выполняются. Низкий уровень личной ответственности. В своих ошибках и неудачах ученик винит других. Это результат некритичного отношения к себе, завышенная самооценка.
Общие рекомендации - необходимо формировать ответственное отношение к учению. Учить ребенка подчинять свои действия более важным целям и задачам. Анализ условий ее достижения (давать поручения, распределять обязанности).
Позиционный мотив
Представлен желанием ребенка получить одобрение учителя, выделиться среди товарищей, занять определенное место в классе. Характерна завышенная самооценка и лидерские наклонности. Возможно постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным. Низкие возможности творческих поисков. Завышенный уровень притязаний со средними способностями приводит к аффективным реакциям.
Общие рекомендации – групповые формы работы. Сплоченность коллектива – мероприятия. Коллективные творческие дела.
Оценочная мотивация
Отметка – как мотивация учения (жетонная система):
1. Повышает тревожность.
2.Большинство детей считают, что они заслуживают более высокой оценки, учителя их занижают.
Понижается уровень учебной мотивации.
Общие рекомендации - использовать содержательную оценку, т.е. разработать критерии той или иной оценки, замечания, похвалы. Использовать самооценивание, взаимооценивание. Оценка необходима как обратная связь.
Игровой и внешний мотивы
Отсутствие произвольности в регуляции поведения. Не готов принять роль школьника. Не замечает своих ошибок, повторяет их после замечаний учителя.
Общие рекомендации - посмотреть уровень развития познавательной сферы (нет ли задержки развития). Возможен возрастной аспект. Для поддержания интереса к происходящему в классе использовать нравственные методы обучения, большое количество наглядности, больше эмоциональности при объяснении.
Рекомендации родителям по повышению мотивации обучения у подростка.
1. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.
2. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).
3. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).
4. Чёткое и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).
5. Предъявляйте посильные требования к подростку. (Зато ты можешь …).
6. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.
7. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.
8. Формируйте положительный стимул. Наказание положительных эмоций не вызывает.
а) выучишься- поступишь в ВУЗ;
б) «ты же не хочешь огорчить родителей»;
в) «ты же хочешь, чтобы тебя уважали»;
г) «ты способен» (сдать, выучить, написать ).
9. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.
10. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.
Результаты диагностики могут быть доведены до сведения родителей в индивидуальной форме и по их желанию. Родителям могут сообщаться результаты их ребенка и класса в цело (сведения о других детях позитивные или негативные не сообщаются.)
Феодорова Э.З., педагог - психолог