Лекция 14. Физиологические особенности адаптации детей
Среднего и старшего школьного возраста
К физическим нагрузкам
Вопросы:
1. Особенности развития физических качеств детей среднего и старшего школьного возраста.
2. Особенности энергетики мышечной деятельности и реакции вегетативных систем на физические нагрузки.
3. Влияние спортивной тренировки на развитие функций организма и динамику работоспособности.
1.К этому возрасту у подростков сформированы все основные механизмы управления движениями, свойственные взрослому организму. Это обеспечивает совершенство выполнения длительных упражнений с коррекции моторных программ по ходу движения (если это необходимо) и выполнение кратковременных двигательных актов – бросков, ударов, метаний, прыжков. Становится возможным начать углубленную специализацию во многих видах спорта.
На протяжении среднего и старшего школьного возраста формируются многочисленные внутрисистемные и межсистемные функциональные взаимосвязи в организме. Совершенствуются зрительно-двигательные, рече-двигательные, вестибуло-моторные и др. рефлексы. Отмечается высокий уровень интеграции деятельности сенсорных систем. Налаживается сочетание различных моторных реакций между собой. Хорошо дифференцируются и воспроизводятся мышечные усилия. В биомеханической структуре и функциональной организации локомоций (ходьбы, бега) достигается высокая координационная точность. Возникает возможность точного произвольного управления отдельными мышцами и даже изолированными двигательными единицами. Управляемость мышечными группами рук, головы и шеи выражена лучше, чем других мышечных групп.
Достигается высокий уровень сочетания двигательных и вегетативных реакций. Налаживается стабильное соответствие темпа шагов и дыхания, тонкое сочетание моторных компонентов двигательных навыков с вегетативными компонентами, согласование реакций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
У подростков существенно улучшается переработка информации и повышается эффективность тактического мышления, уменьшается количество ошибочных решений. В возрасте от 10 до 13 лет у подростков достоверно сокращается время принятия решения и общее время решения тактических задач. Дети в старшем школьном возрасте могут делать правильны и выбор из многоальтернативных ситуаций, сохранять высокую умственную работоспособность в напряженных условиях деятельности, в ситуациях с дефицитом времени. Рабочие доминанты, формирующиеся в высших отделах мозга, становятся стабильными, обеспечивая высокую помехоустойчивость юных спортсменов.
Улучшение процессов афферентного синтеза и анализа афферентной информации позволяет подросткам и юношам точнее оценивать интероцептивную и проприоцептивную информацию о функциональном состоянии собственного организма в процессе работы.
Становится более информативным ощущение усталости. Эта способность помогает правильной раскладке сил спортсмена на дистанции, рациональному управлению функциональными резервами организма. У детей среднего и старшего школьного возраста происходит постепенный переход ведущей функции от правого полушария к левому. У детей дошкольного и младшего школьного возраста основное значение в управлении движениями имеет правое полушарие (функцией которого является комплексный зрительно-пространственный анализ текущей ситуации), что требует от педагога и тренера преимущественного использования методов показа. После 14-15 лет у подростков и, особенно, в юношеском возрасте ведущую роль играет левое полушарие. Оно обеспечивает высокий уровень абстрактно-логических операций, формирование речевой регуляции движений, совершенствование чувства времени и процессов экстраполяции. В тренировочном процессе большое значение приобретает метод рассказа, словесных инструкций, речевых отчетов.
Возрастные перестройки центральной системы управления обеспечивают более экономное и эффективное выполнение работы, повышается произвольная мобилизации функциональных резервов организма, волевое преодоление утомления, что способствует увеличению длительности работы до отказа.
В период полового созревания наблюдается нарушение центральной регуляции движений. Перед стартом у подростков преобладает состояние предстартовой лихорадки. Ухудшаются процессы памяти и выработки двигательных навыков. Затрудняется переделка двигательных динамических стереотипов. Подростки быстро утомляются, особенно при длительной монотонной работе.
С окончанием этого периода механизмы управления движениями постепенно приближаются ко взрослому уровню. В 13-14лет завершается в основном формирование всех сенсорных систем. В юношеском возрасте управление движениями достигает высокого совершенства, позволяя добиваться рекордных результатов во многих видах спорта.
Возрастной период от 10 до 17-19 лет характеризуется достижением максимального развития большинства физических качеств – гибкости, быстроты, ловкости, силы, скоростно-силовых возможностей, а также большими изменениями выносливости, которая достигает максимального развития несколько позже – к 20-25 годам.
Средний и старший школьный возраст особенно благоприятен для физического воспитания, так как соответствует проявлениям многих сенситивных периодов развития физических качеств, т. е. периодов, наиболее чувствительных к тренирующим воздействиям.
Совершенствование гибкости, начинающееся в дошкольном и младшем школьном возрасте, продолжается в среднем школьном возрасте. Гибкость подростков тем выше, чем больше длиннотные размеры тела. Наиболее высоких значений гибкость достигает к 15-летнему возрасту, после чего без дальнейшей тренировки начинает снижаться. У девочек гибкость выражена лучше, чем у мальчиков.
Наиболее благоприятный период развития ловкости отмечается с 7 до 14 лет, что связано с дальнейшим развитием функций КБП. Развитию ловкости способствует совершенствование процессов экстраполяции. После 35-летнего возраста проявления ловкости ухудшаются, особенно нарушаясь в пожилом возрасте.
С 10 до 15 лет резко улучшаются различные показатели качества быстроты, достигая к 15-летнему возрасту взрослых величин и сохраняясь на этом уровне примерно до 35 лет. В ЦНС подростка увеличивается скорость протекания нервных процессов и повышается подвижность нервных процессов. Это способствует повышению скорости переработки информации в коре больших полушарий.
Совершенствование центральной регуляции движениями и повышение возбудимости и лабильности мышечного аппарата способствуют ускорению моторных актов. К 15-летнему возрасту достигают взрослого уровня показатели теппинг-теста — 50-60 ударов за 10 с (см. рис.45) и максимальной скорости бега (см. табл.5). Особенно значительно улучшаются скоростные параметры у мальчиков.
Возраст 11-14 лет является сенситивным для развития скоростно-силовыхвозможностей, В этом периоде имеется наибольший прирост прыгучести, резкости ударов и бросков. К 14-15-летнему возрасту достигается наибольшая высота и дальность прыжков, особенно у мальчиков (см. рис. 46 и табл. 20).
Мышечная сила нарастает в медленном темпе до 11 -летнего возраста. Затем наступает замедление темпов ее прироста, связанное с развитием препубертатного периода (11-13 лет у мальчиков) и началом перестроечных процессов в организме. После 14 лет начинается существенный прирост мышечной силы (рис. 55), особенно выраженный у мальчиков и связанный с усиленной секрецией мужских половых гормонов (андрогенов). Становая сила у мальчи ков в 12 лет составляет, в среднем, 50-60 кг, в 15 лет— 90-100 кг, в 18 лет — 125-130 кг.
В скелетных мышцах наблюдается миофибриллярная гипертрофия, отражающая процессы усиленного синтеза сократительных белков (актина и миозина) в миофибриллах. Под влиянием развития быстрых мотонейронов в нервной системе происходят изменения в составе мышечных волокон — заметно нарастает объем быстрых и мощных гликолитических волокон Н-б типа.
Сенситивный период развития качества силы приходится на 14-17 лет. В возрасте 18-20 лет мышечная сила достигает максимальных значений для взрослого нетренированного человека. Обычно сила
кисти у мужчин составляет около 70-75% от массы тела, а у женщин примерно 50-60%. При отсутствии специальной тренировки сила сохраняется на этом уровне примерно до 45-летнего возраста. В юношеском возрасте устанавливается характерная для взрослого организм а топография мышечной силы, однако коррекцию в нее вносит специфика мышечной тренировки.
Позже других качеств развивается выносливость к длительной цил> лвческои/здбиюеумеренной мощности. Сенситивный период ее развития приходится на возраст 15-20 лет, когда в достаточной мере созревают функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем, обеспечивающих работу аэробного характера. В 20-25 лет это качество достигает высокого развития и дольше других сохраняется в онтогенезе человека (примерно до 55 лет и более). Статическая выносливость (табл. 30) увеличивается меньше, чем динамическая. Она уменьшается в пубертатном периоде, а затем нарастает, особенно к возрасту 18-20 лет.
В юношеском возрасте на основе значительного развития различных качественных характеристик двигательной деятельности возможна специализация во многих видах спорта и достижение высоких спортивных результатов. Лишь в видах спорта, требующих предельного развитии выносливости (бег на длинные и сверхдлинные дистанции, лыжные гонки и др.), высшие достижения появляются вбо-лее позднем возрасте — 20-35 лет.
3.6.3. ОСОБЕННОСТИ ЭНЕРГЕТИКИ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕАКЦИЙ ВЕГЕТАТИВНЫХ СИСТЕМ НА ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ
В растущем и развивающемся организме энерготраты на двигательную активность составляют около половины суточных энерго-трат. У мальчиков в 14-15 лет суточная двигательная активность увеличивается более, чем натрсть, по сравнению с 8-9-летними детьми. В 11-15 лет подростки делают 20-30 тысяч тагов в сутки. Их суточные энерготраты достигают в возрасте 10-12 лет 2200 ккал, в 13-15 лет примерно 3000 ккал, В покое основные энерготраты приходятся на органы с наиболее интенсивным обменом веществ — мозг, печень, почки, а во время работы — на работающие мышцы. С этим связано то, что с увеличением роста мышц и уровня двигательной деятельности резко возрастают энсрготраты у подростков.
Основного развития у подростков достигают процессы аэробной энергопродукции. Бурное увеличение мышечной массы, преобладание в мышцах медленных волокон окислительного типа, нарастание в мышцах количества митохондрий и миоглобина, повышение активности окислительных ферме! нов, улучшение утилизации приносимого кровью кислорода, а также совершенствование механизмов регуляции сердечно-сосудистой и дыхательной систем — все это л ри вод ит к повышению аэробных возможностей организма и величины МПК. Если в препубер] атном периоде и во 11 стадии пол о во го созревания у подростков аэробные возможности еще невелики, то на III стадии полового созревания (у девочек в 12-13 лет, у мальчиков — в 13-14 лет) наблюдается их резкое увеличение. На этой стадии прирост МПК (л/мин) у мальчиков составляет примерно 28%, у девочек — 17 %. У юных спортсменов прирост МП К еще больше (рис.56). Макси-MOjtbHbix значений абсолютные величины МПК достигают в возрасте 14-15 лет.
Подростки в этот период хорошо приспособлены к выполнению работы аэробного характера — циклических упражнений умеренной мощности (около 70% от М П К). Выполнение нагрузок максимальной и субмаксимальной мощности (90-100% МП К) для них трудно переносимо, так как в этом возрасте недостаточно развиты анаэробные возможности организма.
Относительные величины МПК (мл/мин.кг) на протяжении среднего и старшего школьного возраста (10-17лет) практически не изменяются (рис. 57). Это связано с тем, что годовые приросты аэробных возможностей не превышают приростов массы тела. Однако у юных спортсменов, имеющих лучше развитые скелетные мышцы, формирующие аэробное энергообеспечение, относительные величины МПК выше, чем у сверстников, не занимающихся спортом.
Относительные величины МПК в женском организме ниже, чем в мужском. У девочек старше 8-летнего возраста относительные величины МПКвсреднем школьном возрасте ниже, чему мальчиков на 12-21 %, в старшем школьном возрасте — на 33-39%. Объясняется это тем, что в составе тела у них больше доля жирового компонента. потребляющего незначительное количество энергии.
Стабильные величины относительного МПК очень важны в плане отбора. Так как они не изменяются в процессе тренировки и уже в 9-10-летнем возрасте соответствуют взрослым показателям, то их следует использовать как информативные прогностические показатели для отбора детей в ДЮСШ, особенно в виды спорта, требующие развития выносливости.
После 14-летнего возраста начинается реализация нового этапа генетической программы онтогенеза. Происходит формирование быстрых мотонейронов в ЦНСи развитие быстрых и мощных гликоли-тических мышечных волокон в скелетных мышцах. К IV-V стадиям полового созревания (15-18 лет) быстрые волокна уже занимают по
объему около 50% мышечной массы. Устанавливается характерны и для каждого индивида состав (композиция) мышечных волокон. С появлением гликолитических волокон происходит быстрое/кши-тие анаэробных возможностей растущего организма (см. рис. 57). Сократительная деятельность этих волокон не зависит от работы кислородтранспортной системы (крови, сердечно-сосудистой и дыхательной систем), так как они получают энергию в бескислородных условиях. В результате повышается адаптация юношей и девушек к работе анаэробного характера — к выполнению циклической работы в зоне максимальной и субмаксимальной мощности, силовых и ско-ростно-силовых упражнений.
Мощность выполняемой работы увеличивается с 11 до 16 лет более, чем на 200% (для сравнения — увеличение мощности работы с 7 до 11 лет составляет всего 30%). Объем выполненной работы максимальной мощности повышается по сравнению с 7-летним возрастом в 10 лет на 50%, а в 14-15 лет — на 300-400 %.
За счет достигнутого высокого уровня МПК и улучшения процессов координации в мышечной и вегетативных системах энергообеспечения растет также и аэробная работоспособность юношей — взо-нах большой и умеренной мощности.
Однако, экономичность и эффективность их работы еще не достигают взрослых значений, КПД работы, выполняемой на уровне МПК, в 14-15 лет составляет всего 65-70% взрослого уровня, а процесс восстановления значительно более длительный. У юношей 17-и лет длительность восстановления в 2 раза превышает время восстановления у 20-летних при той же выполненной работе.
Четко выраженные гормональные и вегетативные перестройки сопровождают выполнение физических нагрузок у детей среднего и старшего школьного возраста.
Адаптация к специфическим упражнениям отражается у систематически тренирующихся детей в более выраженных предстартовых изменениях по сравнению с детьми, не занимающимися спортом. Легче всего предстартовая настройка развивается у подростков и юношей, характеризующихся темпераментом сангвиников, затем — у холериков и у флегматиков. В периоде полового созревания у подростков из-за высокой возбудимости нервной системы особенно выражены состояния предстартовой лихорадки.
Период врабатывания как в возрасте 7-10 лет, так и в возрасте 15-18 лет характеризуется начальным резким увеличением показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем (на 42.5%) с последующим медленным повышением до необходимого рабочего уровня.. Длительность устойчивого состояния при постоянной мощности работы (или оптимального состояния при переменной мощности) короче, чем у взрослых, а утомление наступает быстрее. Быстрое наступление утомления, в частности, обусловлено малой переносимостью кислородного дефицита. Величина максимального кислородного долга у подростков меньше, чем у взрослых: в 9-10 лет она составл я ет всего 0.8-1.2 л, в 12-14 лет — 2-2.5 л (у нетренированных взрослых — 6-10 л). В 13 лет величина относительного кислородного долга (в расчете на 1 кг массы тела или 1 м2 поверхности тела) примерно равна 60-70% соответствующего показателя у взрослых.
В системе крови у детей среднего и старшего школьного возраста при физических нагрузках часто возникает II фаза миогенного лейкоцитоза (1-я нейтрофильная), в то время как у взрослых при тех же нагрузках наблюдается лишь I фаза(лимфоцитарная). Большие мышечные нагрузки вызывают неадекватные реакции крови у подростков — они снижают иммунитет организма. При этом в крови наблюдается угнетение активности и снижение количества Т-лимфоцитов, уменьшается количество иммунного белка гамма-интерферона, появляется феномен исчезающих антител.
В связи с незавершенностью роста массы сердечной мышцы и объема сердца у подростков увеличение систолического объема крови не достигает еще взрослых величин. Даже при максимальном нарастании систолического объема при работе его значения лишь в 2 раза превышают уровень покоя, а у взрослых — в 2.5 раза. В возрасте 8-9 лет максимальные значения систолического объема составляют 70 мл, в 10-11 лет —80мл, в 14-15лет— 100-120 мл, у взрослых мужчин 20-22 лет—140мл.
Сравнительно небольшим объемом крови, поступающим в кровяное русло за один удар, объясняется то, что нарастание минутного объема крови (МОК) у подростков еще в значительной мере зависит от преимущественного повышения ЧСС. Лишь после 15-16-летнего возраста величина сдвигов ЧСС при нагрузках несколько снижается. Величина МОК у подростков постепенно повышается: в 10-12 лет она равна 3.2 л/мин, в 13-16 лет— 3.8 л/мин, в юношеском возрасте МОК приближается ко взрослому уровню (у взрослых М ОК=4.5-5 л/мин).
Недостаточная эффективность регуляторных процессов в пубертатный период у подростков отражается.особенно заметно вреакциях кровообращения на статические нагрузки. Если при статических напряжениях малых мышечных групп реакции сердечно-сосудистой системы вполне эффективны, то при статических напряжениях больших мышечных групп в вертикальной позе они явно недостаточны — наблюдается неустойчивость венозного тонуса, затяжной период восстановления. Это отражает низкую выносливость подростков к подобным статическим нагрузкам.
У нетренированных подростков 14-15-и лет оптимальное повышение МОК наблюдается при мощности работы не более 40-50% МП К, а оптимальное повышение минутного объема дыхания (МОД) — при 70% М П К, т. е. при работе умеренной мощности изменения дыхательной и сердечно-сосудистой систем наиболее эффективны.
С увеличением возраста повышаются функциональные резервы дыхательной системы. При работе на уровне МП К величина МОД (л/ мин) увеличивается по сравнению с состоянием покоя в возрасте 8-9 лет в 7.5 раз, в 10-И лет—в 9-11 раз, в 16-18 лет—в 10-12 раз. Однако эффективность дыхания у подростков и в определенной мере у юношей еще мала. Несмотря на возросший рабочий уровень легочной вентиляции, альвеолярный воздуху подростков насыщается кислородом при вдохе меньше, чем у взрослых. Это обусловлено менее глубоким дыхательным объемом, большим относительным объемом вредного пространства, меньшей выносливостью дыхательных мышц, отставанием роста грудной клетки (и соответственно недостаточной величиной ЖЕЛ), незрелостью регуляторных процессов.
К несовершенству газообмена в легких добавляется еще низкая величина кислородной емкости крови и менее эффективный газообмен в тканях, где невысок коэффициент утилизации кислорода, т. е. малая величина кислорода переходит из артериальной крови в ткани и значительная его часть уносится венозной кровью обратно. У подростков отмечается менее выгодное соотношение поступления кислорода в легкие и потребление его тканями: у ребенка 8-9 лет и подростка 15-16 лет это соотношение составляет 6:1, а у нетренированного взрослого человека оно равно 5:1 и у тренированного взрослого — 4:1 (КолчинскаяА. 3., 1973). У взрослых людей каждый литр кислорода при работе на уровне МПК извлекается из 25 л воздуха, а у подростка — из 35 л, т. е. требуемая работа легких почти в 1.5 раза больше, чем у взрослых.
При этом кислородный запрос на работу у подростков и юношей выше, чем у взрослых на ту же нагрузку. Отмеченные особенности удовлетворения кислородного запроса свидетельствуют о важности регламентирования физических нагрузок у подростков и юношей.
Форсирование нагрузок особенно в период полового созревания может привести к тяжелым последствиям. У девочек 10-11 лет при больших нагрузках возникает несоответствие электрической и механической систолы сердца в результате нарушения обменных процессов в миокарде. При больших нагрузках возникает патологическая инволюция вилочковой железы, нарушение иммунитета приводит к повышенной заболеваемости детей. Угнетается секреция соматот-ропного гормона, что приводит к задержке роста, а также гормонов коры надпочечников. У девочек в возрасте 11-16 лет особенно угнетается секреция половых гормонов, нарушается становление и стабилизация омц.
В связи с отмеченным в процессе физического воспитания требуется тщательное дозирование и индивидуализация нагрузок, контроль за текущим состоянием детей. Постепенное наращивание физических нагрузок в соответствии с возрастными функциональными возможностями развивающегося организма обеспечит рациональное течение адаптационного процесса, сохранение здоровья детей и рост их спортивного мастерства.
3.6.4. ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ НА РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА И ДИНАМИКУ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Систематические занятия физическими упражнениями вызывают значительные изменения строения и функций организма, повышают его функциональные возможности и способствуют развитию физических качеств юных спортсменов.
В коре больших полушарий тренирующегося подростка наблюдается общий подъем функционального состояния (возбудимости и лабильности) корковых нейронов, улучшаются показатели высшей нервной деятельности — сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Возникающий рост быстродействия мозга отражается в его электрической активности повышением частоты основного ритма покоя — альфа-ритма ЭЭГ. У юных спортсменов 14-15 лет с более высокой частотой альфа-ритма (11-12 колеб./с) наблюдается большая частота теппинг-теста и более высокая пропускная способность мозга, чем у детей того же возраста с меньшей частотой альфа-ритма (8-9 колеб./с).
По мере роста специальной работоспособности в ЦНС юного спортсмена происходят специфические изменения, отражающие формирование новых двигательных навыков. Нервные клетки начинают работать более ритмично и стабильно. Активность отдельных нейронов синхронизируется с соседними нейронами и с нейронами ряда отделенных участков коры, необходимых для участия в управлении конкретными движениями. Тем самым создаются особые корковые функциональные системы, отражающие в своем составе специфику освоенного двигательного навыка (см. рис.32), а при циклической работе — темп движений («меченые ритмы» ЭЭГ.
Проявление этих корковых функциональных систем в ЭЭГ усиливается у юных спортсменов по мере повышения возраста и спортивного мастерства, а их особенности проявляются не только во время работы, но и при ее мысленном выполнении (представлении движения), а также в предстартовом состоянии, демонстрируя степень освоения навыка и специфическую преднастройку мозга (табл. 31).
В процессе адаптации к физическим нагрузкам совершенствуется регуляция кровеносных сосудов мозга. У подростков и юношей, адаптированных к значительным статическим напряжениям в процессе занятий тяжелой атлетикой, отмечается более стабильный и высокий кровоток в головном мозгу, чем у неподготовленных к такой работе сверстников.
Высокое нервно-психическое напряжение отрицательно сказывается на возможности сохранять устойчивую работоспособность. Например, более высокая эмоциональная и информационная нагрузка в индивидуальных уроках тактической направленности по сравнению с уроками технической направленности у юных фехтовальщиков приводит к более быстрому развитию утомления и значительно сокращает работу до отказа.
Вместе с тем, чем выше квалификация юных спортсменов, тем большей способностью они обладают к произвольной мобилизации функциональных резервов для преодоления утомления., особенно в условиях работы с повышенной мотивацией. Они выполняют при этом значительно больший объем работы, чем нетренированные сверстники, но испытывают более глубокое утомление и нуждаются в более
длительном отдыхе.
Высокая способность к волевому преодолению развивающегося утомления у юных спортсменов обеспечивается более мощными рабочими доминантами в ЦНС, высокой возбудимостью симпатической нервной системы, наличием у них значительных гормональных резервов (например, величина суточной секреции адреналина и но-радреналина во много раз превышает нормы нетренированных детей) и значительной продукцией нервными клетками стимулирующих
нейропептидов.
Уже в 12-14-летнем возрасте юные спортсмены четко дифференцируются по целому комплексу психофизиологических особенностей на два различных типа, которые совершенно необходимо учитывать при выборе генетически адекватного вида спорта, стиля соревнователь-ной деятельности и амплуа спортсмена (атакующий или контратакующий в боксе, нападающий или защитнике футболе, нападающий или разыгрывающий в волейболе и т. п.). На самых начальных этапах спортивной тренировки следует также самым тщательным образом определить ведущую руку и ногу спортсмена для адекватного выбора вооруженной руки в фехтовании, теннисе, хоккее, правосторонней или левосторонней стойки в боксе, бьющей ноги в футболе, таеквондо, кикбоксинге и т. п. Неадекватный выбор приводит к замедлению и остановке роста спортивного мастерства, создает нал ря -женность в организме, связанную с организацией компенсаторных реакций, и угрожает здоровью спортсмена.
Физические упражнения оказывают положительное влияние на развитие сенсорных систем. Юные спортсмены отличаются точностью кинестетических ощущений, которые выше на наиболее тренируемых мышцах и суставах. При воспроизведении заданных углов сгибания в локтевом суставе (без визуального контроля) фехтовальщики делают в 3 раза меньше ошибок, а лыжники в 2.5 раза меньше ошибок при сгибании в коленном суставе, чем нетренированные
подростки. Юные баскетболисты практически точно воспроизводят с закрытыми глазами угол вращении в лучезапястном суставе. Диапазон точно воспроизводимых (без визуального контроля) заданных углов в плечевом и бедре! том суставе гораздо более широк у высоко-квалифицировашшх юных спортсменов, специализирующихся в таеквондо, чему нетренированных сверстников.
Юные футболисты отличаются более обширным полем зрения. Совершенствование поисковой функции глаза позволяет юным борцам, боксерам, подросткам, специализирующимся в игровых видах спорта, мгновенно схватывать наиболее значимую информацию и быстро на нее реагировать. Высококвалифицированные юные фигуристы демонстрируют великолепную вестибулярную устойчивость, выполняя за 55-минутную тренировку до 500 вращений без каких-либо нарушений координации. Опускаясь на пол после вращений на установке «Вертикаль», они почти мгновенно могут приниматьста-бильную позу, а у нетренированных подростков это «время нерешительности» занимает несколько секунд.
В среднем и старшем школьном возрасте особенно значительно спортивная тренировка влияет на развитие опорно-двигательного аппарата. В наиболее нагруженных костях скелета заметно увеличивается толщина и плотность костей, степень их минерализации. Мышечная масса и сила преимущественно нарастают в наиболее тренируемых мышцах, создавая специфику топографии мышечной силы, характерную для каждого вида спорта.
В процессе многолетней спортивной тренировки в скелетных мышцах увеличивается объем быстрых гликолитических волокон типа Н-б (анаэробных). Возможно также, что под влиянием скорстно-силовых физических упражнений многие волокна промежуточного типа (П-а, окислительные, аэробные) приобретают свойства волокон типа I l-б (гликолитических). Показано, что у 12-летних спортсменов объем быстрых и мощных мышечных волокон в составе скелетных мышц достоверно превышает эгот показатель у незанимающихся подростков (59% против 51/6). Эти особенности коррелируют у юных спортсменов с большей (вЗ раза) концентрацией в крови гормона тестостерона в состоянии покоя (5.8 нМ/л против 1.8 нМ/л) и большей концентрацией лактата при анаэробной работе.
Повышение мышечной силы часто сопровождается чрезмерным усилением тонуса напряжения без достаточной способности к расслаблению мышц. Такие соотношения снижают ампл итудудвижений, препятствуют росту работоспособное™ мышечного аппарата, приводят к быстрому утомлению мышц. У 13-14-летних футболистов в4-х главой мышце бедра отмечали наибольшее увеличение амплитуды тонуса за счет более выраженного нарастания тонуса напря-
жения, а улучшение показателей расслабления наступалолишыюсле 16лет, при переходе в команду мастеров. 11одобные изменения являются результатом усиленной изометрической тренировки силы без необходимого внимания к упражнениям на расслабление.
Увеличениетощей массы ч ела сопровождается у юныхспортсме-\\q\i уменьшением содержания жира а составе тела, особен но заме г-ным у представителей зимних видов спорта (до 7-8 % от массы тела). Чем меньше у них пропет жира в составе тел а, тем выше физическая работоспособность.
Систематические тренировки оказывают неоднозначное влияние на темпы роста и развития организма детей. У девочек-рстар данток, занимающихся гимнастикой, многолетние тренировки усиливают отставание их биологического возраста от паспортного (меньше стандартных величин масса и длина тела, более позднее появление менархе и пр.). Лишь к 16-летнему возрасту он и начинают догонять сверстниц. В противоположность этому у пловцов-акселератов увеличиваются темпы развития (нарастают проявления акселерации), они в 13-летнем возрасте на 2-3 года и более опережают сверстников по многим показателям. Многие юные баскетболисты в 13 лет достигают показателей 17-18 летних юношей, опережая однолеток на 4-5 лет.
Перестройки соматических функции организма сопровождаются и изменениями вегетативных функци и у юных спортсменов.
Развитие массы сердечной мышцы и увеличение объема сердца повышают аэробные возможности организма. В системе дыхании под влиянием длительной тренировочных занятий повышается эффективность и экономичность дыхательной функции, увеличивается ЖЕЛ(т\ 123% против дол Ж1шх величин), что обеспечивает быстрый рост МП К. Снижается чувствительность дыхательного центра к недостатку кислорода (гипоксии) и избытку углекислого газа (пшер-капнии). Это позволяет существенно увел ичитьпереносимость кислородного дол га и продлить задержку дыхания.
При адаптации организма юных спортсменов к работе переменной мощности показатели сердечно-сосудистой и дыхательной системы становятся более подвижными, точнее следуют за текущими изменениями мощности нагрузки.
Большое значение в адаптации к аэробной и смешанной аэробно-анаэроб] юй работе имеет повышение кис юродпой емкости крови Показано, что увеличение работоа юсоСм юс ги joi n.ix бегунов на средние дистанции коррелируете увеличением количества эритроцитов, гемоглобина и содержанием железа в крови. У 10-1 1 -летних пловцон отмечалось повышенное содержание эритроцитов в кропи и достоверное повышение физической работоспособности па протяжении годичного тренировочного цикли (табл. 32).
Юные спортсмены-лыжники I разряда в возрасте 16-17 лет, имевшие в состоянии покоя высокое содержание в крови эритроцитов (до 5.12-10'2/л) и гемоглобина (до 168 г/л), а также большую величину ЖЕЛ (до 5.7 л), показывали очень высокие функциональные изменения при выполнении велоэргометрических нагрузок, характерные лишь для высококвалифицированных взрослых спортсменов: максимальная мощность работы у них достигала 400 Вт, относительные величины МПКдостигали 73.6 мл/мин- кг, ЧСС возрастала до 240 уд./мин, систолическое АД поднималось до 200 мм рг. ст., а концентрация лактата доходила до 26.5 м Моль/л.
Подобные высокие показатели доступны юным спортсменам только после окончания периода полового созревания, а на протяжении переходного периода они, чаще всего, испытывают временное снижение работоспособности, связанное с перестройкой функций в организме. Временное снижение физической работоспособности юных спортсменов в период полового созревания (особенное III фазу) наблюдается несмотря на продолжение систематических тренировок (рис. 58). После окончания этого периода снова показатели работоспособности превышают данные малоподвижных подростков и юношей.
Многочисленными работами продемонстрировано, что рациональное построение тренировочного процесса приводит к улучшению сопротивляемости юного организма инфекционным и простудным заболеваниям, снижает количество заболеваний и их продолжитель-ность, уменьшает возможность побочных осложнений.
Изучение процесса адаптации юных спортсменов к физическим нагрузкам показало, что этот процесс сугубо индивидуален, зависит от множества морфофункциональных и психофизиологических показателей молодого организма, которые довольно жестко контролируются генетически. Тренерам и педагогам, а также самим спортсменам необходимо помнить, что совершенствование функциональной подготовленности юных спортсменов требует обязательного учета индивидуальных особенностей каждого организма, его возрастных возможностей, врожденных пределов изменчивости строения и функций под влиянием физических нагрузок. Лишь в этом случае возможно обеспечить планомерное нарастание спортивного мастерства, не ухудшая процессов роста и развития и сохраняя на высоком уровне здоровье юного спортсмена.