Формирования двигательных навыков
Вопросы:
1. Образование двигательных умений и навыков.
2. Фазы формирования двигательных навыков.
3. Физиологические основы совершенствования двигательного навыка.
4. Нарушения навыков при изменении состояния организма и перерывах в тренировочном процессе.
1.Основу технического мастерства спортсменов составляют двигательные умения и навыки, формирующиеся в процессе тренировки.
Двигательные умения – способность на моторном уровне справляться с новыми задачами.
Двигательные навыки – это освоенные и упроченные действия, которые могут осуществляться без участия сознания и обеспечивают оптимальное решение двигательной задачи.
Основными методами исследования двигательных навыков являются методы:
1) описывающие внешнюю структуру движений (кино-, фото-, видео-, телесъемки движений, тензометрия, динамометрия, гониометрия и пр.)
2) внутреннюю их структуру (электроэнцефалография, электромиография и др).
Любые навыки – бытовые, профессиональные, спортивные – не являются врожденными движениями. Они приобретены в ходе индивидуального развития человека. Двигательные акты осуществляются специальной функциональной системой нервных центров. Комплекс нейронов, обеспечивающих процессы формирования двигательного навыка, располагается на разных уровнях нервной системы, становясь доминантой, т.е. господствующим очагом возбуждения в ЦНС. Он подавляет деятельность посторонних нервных центров и лишних скелетных мышц. В результате движения выполняются более экономно, при включении самых необходимых мышечных групп и лишь в моменты, необходимые для осуществления действия. Порядок возбуждения закрепляется в виде определенной системы условных и безусловных рефлексов, образуя двигательный динамический стереотип. Каждый предшествующий двигательный акт в этой системе запускает следующий.
2.В процессе разучивания физического упражнения. выделяют 3 стадии формирования двигательного навыка:
1)стадия генерализации (иррадиации возбуждения). На первой стадии обеспечивается широкая иррадиацияй возбуждения по различным зонам мозга и сопровождается обобщенным характером периферических реакций – их генерализацией.Она характеризуется напряжением большого числа активированных скелетных мышц, их продолжительным сокращением, одновременным вовлечением в движения мышц-антагонистов. Все это нарушает координацию движений, делает их закрепощенными, приводит к значительным энерготратам и, соответственно, излишне выраженным вегетативным реакциям. На этой стадии наблюдаются особенное учащение дыхания и сердцебиения, подъем артериального давления, резкие изменение состава крови, заметное повышение температуры тела и потоотделения. Однако нет достаточной согласованности этих сдвигов между собой и их соответствия мощности и характеру работы.
Массированный поток афферентных импульсов от проприорецепторов многих мышц затрудняет отделение основных рабочих мышечных групп от посторонних. Требуются многократные повторения разучиваемого упражнения для постепенного совершенствования моторной программы и приближения ее к заданному эталону.
2)стадия концентрациии. На второй стадии формирования двигательного навыка происходит концентрация возбуждения в необходимых для его осуществления корковых зонах.Впосторонних же зонах коры активность подавляется одним из видов условного внутреннего торможения – дифференцировочным торможением. Включаются лишь необходимые мышечные группы и только в нужные моменты движения. В результате рабочие энерготраты снижаются.
Навык на этой стадии уже сформирован, но он еще очень непрочен и нарушается при любых новых раздражениях (выступление на незнакомом поле, появление сильного соперника и т. д.). Эти воздействия разрушают неокрепшую еще рабочую доминанту, едва установившиеся межцентральные взаимосвязи в мозгу и вновь приводят к иррадиации возбуждения и потере координации.
3)стадия стабилизации и автоматизации. На третьей стадиив результате многократного повторения навыка в разнообразных условиях помехоустойчивость рабочей доминанты повышается. Появляется стабильность и надежность навыка,снижается сознательный контроль за его элементами, т. е. возникает автоматизация навыка. Внешние раздражения на этой стадии лишь подкрепляют рабочую доминанту, не разрушая ее. Большая же часть посторонних афферентных потоков не пропускается в спинной и головной мозг: специальные команды из вышележащих центров вызывают пресинаптическое торможение импульсов от периферических рецепторов, препятствуя их доступу в спинной мозги вышележащие центры. Этим обеспечивается защита сформированных программ от случайных влияний и повышается надежность навыков.
Процесс автоматизации не означает выключения коркового контроля за выполнением движения.
3.В процессе тренировки происходит постоянное сличение созданной модели навыка и реальных результатов его выполнения. Информация, поступающая в нервные центры по ходу движения, служит для сравнения полученного результата с имеющимся эталоном. При их несовпадении в мозговых аппаратах сравнения (лобных долях, промежуточном мозге) возникают импульсы рассогласования и в программу вносятся поправки, коррекции. При кратковременных движениях (прыжках, бросках, метаниях, ударах) рабочие фазы настолько малы (сотые и тысячные доли секунды), что сенсорные коррекции по ходу движения вносить невозможно. В этих случаях вся программа действия должна быть готова до начала двигательного акта, а поправки могут вноситься лишь при его повторениях.
Процесс обучения навыку ускоряется при дополнительной информации об успешности выполнения упражнения – указания тренера, просмотр кинокадров, видеофильмов, записей ЭМГ и др.
Особенно ценной для обучаемого является срочная информация, поступающая непосредственно в периоде выполнения упражнения или при повторных попытках. С помощью дополнительной срочной информации можно сообщать спортсмену такие параметры движений, которые им не осознаются и, следовательно, не могут произвольно контролироваться.
Для усиления мышечных ощущений при освоении сложных упражнений используют различные тренажеры. Особенное влияние на сознательное построение моторных программ имеют тренажеры, управляющие суставными углами, т.к. импульсы от рецепторов суставных сумок поступают непосредственно в кору больших полушарий и хорошо осознаются.
Особое значение в процессе формирования двигательного навыка имеет речевая регуляция движений (словесные указания педагога, внутренняя речь обучаемого). В высших отделах мозга человека обнаружены специальные «командные» нейроны, которые реагируют на словесные приказы и запускают нужные действия.
Наряду с совершенствованием навыков моторных действий у спортсменов происходит формирование навыков тактического мышления. Повторяя определенные тактические комбинации спортсмены автоматизируют мыслительные операции. Это позволяет многие решения принимать почти мгновенно, как бы интуитивно, а осознавать их уже после выполнения (например, в боксе, фехтовании).
4.Двигательные навыки недостаточно постоянны в начале образования, в дальнейшем же становятся все более и более стойкими. При этом чем они проще по своей структуре, тем прочнее.
При развитии утомления надежность навыка поддерживается путем мобилизации функциональных резервов мозга. Такая мобилизация резервов мозга в начальной стадии утомления полезна, так как способствует адаптации нервной системы к нагрузке и сохранению навыка. При глубоком утомлении система управления движениями разрушается и навык теряется.
При действии различных сбивающих факторов, сопровождающих соревновательную деятельность спортсмена (внешних помех, эмоционального стресса, резких изменениях гомеостаза и др.) происходят нарушения двигательных навыков и потеря их автоматизации, т.е. дезавтоматизация. Эти явления больше выражены у менее подготовленных спортсменов, недостаточно упрочивших демонстрируемые навыки, у юных спортсменов, у лиц, обладающих нестабильностью нервных процессов и повышенной возбудимостью, при низком уровне общей и специальной работоспособности. «Рваный» режим и высокий темп двигательной деятельности нарушает навыки точностных движений (бросков и передач мяча, ударов в боксе, точность стрельбы в биатлоне и пр.).
Снижение функционального состояния организма спортсмена при заболеваниях, кислородном голодании, алкогольном отравлении и пр. понижает устойчивость рабочей доминанты и обнаруживается нарушением навыковых действий.
При перерывах в тренировке могут сохраняться основные черты навыка, последовательность его фаз, но теряется способность эффективного выполнения тонких его элементов. В наибольшей степени утрачиваются самые сложные элементы навыка, а также вегетативные его компоненты. Наиболее сложные двигательные компоненты могут ухудшаться даже при перерывах в несколько дней. Еще больше они страдают при длительных перерывах (недели, месяцы). Поэтому для достижения высоких результатов тренировка должна быть систематической, без длительных перерывов. Вместе с тем более грубые компоненты навыка могут сохраняться месяцами, годами и десятилетиями. Например, человек, научившийся плавать, кататься на коньках, ездить на велосипеде сохраняет эти навыки в упрощенном виде даже после весьма больших перерывов. Вегетативные компоненты навыков, связанные с регуляцией функции кровообращения, дыхания и т.д. имеют ряд отличий от двигательных. При кратковременной смене одного вида деятельности другим вегетативные компоненты перестраиваются медленнее, чем двигательные. При длительных же перерывах (месяцы и в особенности годы) вегетативные компоненты навыка, в отличие от двигательных компонентов угасают полностью.