Формирования двигательных навыков

Вопросы:

1. Образование двигатель­ных умений и навыков.

2. Фазы формирования двигательных навыков.

3. Физиологические основы совершенствования двигательного навыка.

4. Нарушения навыков при изменении состоя­ния организма и перерывах в тренировочном процессе.

1.Основу технического мастерства спортсменов составляют двигательные умения и навыки, формирующиеся в процессе тренировки.

Двигательные умения – способность на моторном уровне справляться с новыми задачами.

Двигательные навыки – это освоенные и упроченные действия, которые могут осуществляться без участия сознания и обеспечивают оптимальное решение двигательной задачи.

Основными методами исследования двигательных навыков являются методы:

1) описывающие внешнюю структуру движе­ний (кино-, фото-, видео-, телесъемки движений, тензометрия, динамометрия, гониометрия и пр.)

2) внутреннюю их структуру (электроэнце­фалография, электромиография и др).

Любые навыки – бытовые, профессиональные, спортивные – не являются врожденными движениями. Они приобретены в ходе ин­дивидуального развития человека. Двигательные акты осуществляются специальной функциональной системой нервных центров. Комплекс нейронов, обеспечивающих процессы формирования двигательного навыка, располагается на разных уровнях нервной системы, становясь доминантой, т.е. господствующим очагом возбуждения в ЦНС. Он подавляет деятельность посторонних нервных центров и лишних скелетных мышц. В результате движения выполняются более экономно, при включении самых необходимых мышечных групп и лишь в моменты, необходимые для осуществления действия. Порядок возбуждения закрепляется в виде определенной системы условных и безусловных рефлексов, образуя двигательный динамический стереотип. Каждый предшествующий двигательный акт в этой системе запускает следующий.

2.В процессе разучивания физического упражнения. выделяют 3 стадии формирования двигательного навыка:

1)стадия генерализации (иррадиации возбуждения). На первой стадии обеспечивается широкая иррадиацияй возбуждения по различным зонам мозга и сопро­вождается обобщенным характером периферических реакций – их генерализацией.Она характеризуется напряжением большого числа активированных скелетных мышц, их продолжительным сокращением, одновремен­ным вовлечением в движения мышц-антагонистов. Все это нарушает координацию движений, делает их закрепощенными, приводит к значительным энерготратам и, соответственно, излишне выражен­ным вегетативным реакциям. На этой стадии наблюдаются особен­ное учащение дыхания и сердцебиения, подъем артериального давле­ния, резкие изменение состава крови, заметное повышение темпера­туры тела и потоотделения. Однако нет достаточной согласованности этих сдвигов между собой и их соответствия мощности и характеру работы.

Массированный поток афферентных импульсов от проприорецепторов многих мышц затрудняет отделение основных рабочих мы­шечных групп от посторонних. Требуются многократные повторения разу­чиваемого упражнения для постепенного совершенствования мотор­ной программы и приближения ее к заданному эталону.

2)стадия концентрациии. На второй стадии формирования двигательного навыка проис­ходит концентрация возбуждения в необходимых для его осуществ­ления корковых зонах.Впосторонних же зонах коры активность подавляется одним из видов условного внутреннего торможения – дифференцировочным торможением. Включаются лишь необходимые мы­шечные группы и только в нужные моменты движения. В результате рабочие энерготраты снижа­ются.

Навык на этой стадии уже сформирован, но он еще очень непро­чен и нарушается при любых новых раздражениях (выступление на незнакомом поле, появление сильного соперника и т. д.). Эти воз­действия разрушают неокрепшую еще рабочую доминанту, едва ус­тановившиеся межцентральные взаимосвязи в мозгу и вновь приво­дят к иррадиации возбуждения и потере координации.

3)стадия стабилизации и автоматизации. На третьей стадиив результате многократного повторения на­выка в разнообразных условиях помехоустойчивость рабочей доми­нанты повышается. Появляется стабильность и надежность навыка,снижается сознательный контроль за его элементами, т. е. возникает автоматизация навыка. Внешние раздражения на этой ста­дии лишь подкрепляют рабочую доминанту, не разрушая ее. Боль­шая же часть посторонних афферентных потоков не пропускается в спинной и головной мозг: специальные команды из вышележащих центров вызывают пресинаптическое торможение импульсов от пе­риферических рецепторов, препятствуя их доступу в спинной мозги вышележащие центры. Этим обеспечивается защита сформирован­ных программ от случайных влияний и повышается надежность на­выков.

Процесс автоматизации не означает выключения коркового конт­роля за выполнением движения.

3.В процессе тренировки происходит постоянное сличение создан­ной модели навыка и реальных результатов его выполнения. Информация, поступающая в нервные центры по ходу движения, служит для сравнения полученного результата с имею­щимся эталоном. При их несовпадении в мозговых аппаратах срав­нения (лобных долях, промежуточном мозге) возникают им­пульсы рассогласования и в программу вносятся поправки, коррекции. При кратковременных движениях (прыжках, бросках, метаниях, ударах) рабочие фазы настолько малы (сотые и тысячные доли секунды), что сенсорные коррекции по ходу движе­ния вносить невозможно. В этих случаях вся программа действия должна быть готова до начала двигательного акта, а поправки могут вноситься лишь при его повторениях.

Процесс обучения навыку ускоряется при допол­нительной информации об успешности выполнения упражнения – указания тренера, просмотр кинокадров, видеофильмов, за­писей ЭМГ и др.

Особенно ценной для обучаемого является срочная инфор­мация, поступающая непосредственно в периоде выполнения уп­ражнения или при повторных попытках. С по­мощью дополнительной срочной информации можно сообщать спортсмену такие параметры движений, которые им не осознаются и, следовательно, не могут произвольно контролироваться.

Для усиления мышечных ощущений при освоении сложных уп­ражнений используют различные тренажеры. Особенное влияние на сознательное построение моторных программ имеют тренажеры, управляющие суставными углами, т.к. импульсы от рецепторов суставных сумок поступают непосредственно в кору больших полушарий и хорошо осознаются.

Особое значение в процессе формирования двигательного навыка имеет речевая регуляция движений (словесные указания педагога, внутренняя речь обучаемого). В высших отделах мозга человека обнаружены специальные «командные» нейроны, которые реагируют на словесные приказы и запускают нужные действия.

Наряду с совершенствованием навыков моторных действий у спортсменов происходит формирование навыков тактического мышления. Повторяя определенные тактические комбинации спортсмены автоматизируют мыслительные операции. Это позволяет многие ре­шения принимать почти мгновенно, как бы интуитивно, а осознавать их уже после выполнения (например, в боксе, фехтовании).

4.Двигательные навыки недостаточно постоянны в начале образования, в дальнейшем же становятся все более и более стойкими. При этом чем они проще по своей структуре, тем прочнее.

При развитии утомления надежность навыка поддерживается путем мобилизации функциональных резервов мозга. Такая мобилизация резервов мозга в начальной стадии утомления полезна, так как способствует адапта­ции нервной системы к нагрузке и сохранению навыка. При глубо­ком утомлении система управления движениями разрушается и на­вык теряется.

При действии различных сбивающих факторов, сопровождаю­щих соревновательную деятельность спортсмена (внешних помех, эмоционального стресса, резких изменениях гомеостаза и др.) про­исходят нарушения двигательных навыков и потеря их автоматизации, т.е. дезавтоматизация. Эти явления больше выражены у менее подготовленных спортсменов, недостаточно упрочивших де­монстрируемые навыки, у юных спортсменов, у лиц, обладающих нестабильностью нервных процессов и повышенной возбудимос­тью, при низком уровне общей и специальной работоспособности. «Рваный» режим и высокий темп двигательной деятельности нарушает навыки точностных движений (бросков и передач мяча, уда­ров в боксе, точность стрельбы в биатлоне и пр.).

Снижение функционального состояния организма спортсмена при заболеваниях, кислородном голодании, алкогольном отравле­нии и пр. понижает устойчивость рабочей доминанты и обнаружива­ется нарушением навыковых действий.

При перерывах в тренировке могут сохраняться основные черты навыка, последовательность его фаз, но теряется способность эф­фективного выполнения тонких его элементов. В наибольшей степе­ни утрачиваются самые сложные элементы навыка, а также вегета­тивные его компоненты. Наиболее сложные двигательные компоненты могут ухудшаться даже при перерывах в несколько дней. Еще больше они страдают при длительных перерывах (недели, месяцы). Поэтому для достижения высоких результатов тренировка должна быть систематической, без длительных перерывов. Вместе с тем более грубые компоненты навыка могут сохраняться месяцами, годами и десятилетиями. Например, человек, научившийся плавать, кататься на коньках, ездить на велосипеде сохраняет эти навыки в упрощенном виде даже после весьма больших перерывов. Вегетативные компоненты навыков, связанные с регуляцией функции кровообращения, дыхания и т.д. имеют ряд отличий от двигательных. При кратковременной смене одного вида деятельности другим вегетативные компоненты перестраиваются медленнее, чем двигательные. При длительных же перерывах (месяцы и в особенности годы) вегетативные компоненты навыка, в отличие от двигательных компонентов угасают полностью.

Наши рекомендации