Изменение роста у детей 11-15 лет и его связь с окончательным ростом

Возраст (в годах) Рост (см)
мальчики Девочки
162 167 173 169 175 180 175 183 189 182 189 196 187 194 200 окончательный 190 195 200 163 168 174 171 177 183 177 184 190 180 185 190 180 185 190 окончательный 180 185 190
       

В пубертатном возрасте прогнозирование окончательного роста становится менее надежным. Коэффициенты корреляции между исходными показателями и окончательным ростом снижаются до 0,6-0,7.

Среди показателей, которые имеют относительную стабильность и плохо поддаются тренировке, можно выделить конституциональные особенности. Выделено три конституциональных типа: астенический, нормостатический и гиперстенический. Для астеников, в отличие от гиперстеников, характерно преобладание продольных размеров над поперечными, конечностей – над туловищем, грудной клетки – над животом. Сердце и внутренние органы у них относительно малых размеров, диафрагма расположена низко, легкие удлинены.

Артериальное давление у астеников ниже, чем у гиперстеников, у них ускорено капиллярное кровообращение, увеличены жизненная емкость легких, газообмен и уровень основного обмена, уменьшена секреция и моторика желудка. Отмечается пониженная функция надпочечников и половых желез. Функции щитовидной железы и гипофиза, напротив, повышены. Количество эритроцитов и гемоглобина по сравнению с гиперстениками уменьшено.

В спортивной практике находит применение классификация типов телосложения по Шелдону. Шелдон исследовал около 4000 специально изготовленных стандартных фотографий студентов колледжа и выделил три крайних типа телосложения – эндоморфный, эктоморфный и мезоморфный. Крайний эндоморфный вариант телосложения характеризуется шарообразными формами – круглой головой, большим животом, вялыми, слабо развитыми конечностями, большим количеством жира на плечах и бедрах. Для эндоморфа всегда существует опасность ожирения.

Эктоморф – это худощавый тип. У него вытянутое худое лицо, высокий лоб, узкая грудная клетка, тонкие руки и ноги. Мускулатура развита слабо. Мезоморф характеризуется атлетическим типом телосложения: у него кубическая, массивная голова, широкие плечи и грудь, мускулистые конечности, жировые отложения незначительны. Мезоморф обладает оптимальными задатками для большинства атлетических видов спорта.

Крайние типы встречаются относительно редко. В большинстве случаев у людей смешанные типы телосложения. Следует отметить, что на формирование типа телосложения оказывают влияние условия жизни.

В практике отбора получили распространение и прошли проверку во многих видах спорта так называемые модели спортсмена. Так, в модельную характеристику современного гимнаста-мужчины заложены средние антропометрические показатели, полученные на трех последних олимпийских играх, с учетом тенденций изменения этих показателей.

Идеальный гимнаст должен иметь массу 60-65 кг при среднем росте 164-169см, быть хорошо развитым физически: обхват груди 90-92см с экскурсией 10-12см, мышечная масса 34-38кг, т.е. более 50% массы тела. Длина рук должна составлять 73-77см, длина ног 89-92см. Ширина таза 25-28см, ширина плеч 37-39см.. Разумеется, что точное соответствие этим стандартам еще не является гарантией успеха. Однако как низкорослого, так и потенциально высокорослого школьника следует уберечь от опрометчивого решения специализироваться в спортивной гимнастике.

Модельная характеристика потенциального бегуна на короткие дистанции предусматривает высокий рост, хорошо развитые мышцы ног, оптимальный массо-ростовой показатель. При высоком исходном уровне развития физических качеств у такого спортсмена прирост спортивных результатов за первые полтора года занятий должен составлять от 10,5 до 12,5%.

В модели спортсмена сложнотехнических видов спорта должны учитываться морфофункциональные особенности (мускульный тип среднего роста, с хорошо развитыми силой, гибкостью, скоростно-силовыми качествами) с высокими показателями координационных возможностей, с устойчивой психикой.

В модельной характеристике спортсмена-игровика должны быть заложены высокий рост, способность к быстрому переключению с одних действий на другие, возможности быстрого решения тактико-технических задач. У будущего игровика предпочтительны высокие координационные возможности, скоростно-силовые качества (в особенности прыгучесть), мягкость, точность движений.

Для борца, боксера и других представителей спортивных единоборств, помимо высоких потенциальных задатков в развитии физических качеств, необходимы решительность, смелость, мужество, трудолюбие. У них должны быть развиты быстрота, ловкость, мягкость в движениях, способность к быстрым переключениям при изменении ситуации.

Всестороннее и тщательное изучение изменяющихся в ходе систематической тренировки индивидуальных свойств и качеств двигательной деятельности юного спортсмена является необходимым условием для определения узкой спортивной специализации и достижения высоких результатов в спорте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В системе научных дисциплин, на которых строится физическое воспитание, физиология занимает особое место. Она вооружает знаниями интимной природы функциональных состояний, которыми сопровождается мышечная деятельность. Ведущую роль в управлении физиологическими функциями отечественная физиологическая школа придает нейрогуморальным регуляциям. Любой акт жизнедеятельности, от элементарных двигательных рефлексов до сложнейших поведенческих реакций, подчиняется общим физиологическим закономерностям. Эти закономерности вытекают из сущности живой организации – системы соподчиненных уровней жизнедеятельности, обеспечивающих сохранение устойчивого неравновесного состояния.

Систематическая мышечная деятельность расширяет границы адаптивных возможностей человека, повышает резервы сохранения устойчивой неравновесности организма. Иначе говоря, границы, в рамках которых сохраняется физиологический уровень регуляцией, расширяются. Поиски средств расширения границ устойчивости к физическим нагрузкам неизбежно связаны с раскрытием физиологических механизмов адаптивных перестроек в организме. К этому направлены исследования ведущих научных коллективов и лабораторий.

Практический опыт работы, внимательное отношение к делу, наблюдательность и постоянный интерес к физиологии помогут преподавателю решить важнейшую задачу воспитания всесторонне развитого, физически совершенного человека – строителя коммунистического общества.

Наши рекомендации