Практическая работа № 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА
Необходимы:секундомер, динамометр, лист бумаги с отверстием диаметром 1 см.
Цель работы:с помощью функциональных проб определить латеральный фенотип человека.
Ход работы
В процессе выполнения практической работы студенты в парах выполняют пробы для оценки сенсомоторных асимметрий
Проба | Оцениваемый показатель |
1. Взять ручку со стола. Выполняется по команде «Возьмите ручку со стола» | Ведущей считается рука, которой испытуемый берет предмет |
2. Без зрительного контроля одновременно двумя руками нарисовать круги, квадраты, треугольники | Ведущей считается рука, которой более эффективно осуществляется движение |
3. Переплетение пальцев рук | Большой палец ведущей руки ложится сверху |
4. Поза Наполеона | Ведущая рука первой начинает движение и располагает кисть на противоположном предплечье |
5. Динамометрия | Трижды определяется сила сжатия динамометра каждой рукой. Определяют средние значения. Наибольшая сила у ведущей руки |
6. Аплодирование | Ведущей считается более активная в движении рука |
7. Тест вытянутых рук. С закрытыми глазами обе руки вытягиваются вперед на уровне плеч | Ведущей считается поднятая выше рука |
| Ведущая нога располагается сверху |
9. Подпрыгнуть на одной ноге | Толчковая нога считается ведущей |
10. Подняться со стула | Ведущая нога начинает движение |
11. Подойти к двери, вернуться пятясь | Ведущая нога начинает движение |
12. Пнуть ногой воображаемый мяч | Ведущая нога ударяет |
13. Отклонение движения от заданного направления. С закрытыми глазами испытуемый проходит по прямой 5м | Нога, противоположная отклонению от прямой, оценивается как ведущая |
14. Проба с секундомером. Оценивается, каким ухом испытуемый наклоняется к секундомеру после инструкции: «Каким ухом громче слышно тиканье часов?» | Ведущим считается ухо, которое испытуемый приближает к секундомеру |
15. Воспроизведение цифр, произносимых экспериментатором при одном закрытом ухе испытуемого | Большее количество цифр запоминается ведущим ухом |
16. Проба Розенбаха. В вытянутой руке испытуемый держит карандаш и фиксирует его взором на определенной точке (3—4 м). Затем поочередно закрывает правый и левый глаз | Закрытие ведущего глаза ведет к смещению карандаша относительно точки фиксации |
17. Проба «Дырка в карте». Испытуемый фиксирует предмет через небольшое отверстие в листе бумаги. Затем поочередно закрывает правый и левый глаз | Закрытие ведущего глаза ведег к исчезновению предмета из ноля зрения |
18. Прищуривание глаза после команды «Поочередно прищурить глаза» | Первым прищуривается ведущий глаз |
Результаты проб студенты заносят в протокол группы и фиксируют в тетради для практических работ.
Протокол эксперимента по определению латерального фенотипа
Группа №_
Ф.И.О. | |||||||||||||||||||||
Пол | |||||||||||||||||||||
П | |||||||||||||||||||||
Л | |||||||||||||||||||||
На основании функциональных проб определяют коэффициент правосторонней латерализации (КПЛ):
П - Л
КПЛ = ---------------- х 100%,
П + Л
где П — количество правосторонних признаков; Л — количество левосторонних признаков.
4. На основании коэффициента латерализации определяют моторный фенотип (пробы 1—13), сенсорный фенотип (пробы 14— 18) и общий сенсомоторный фенотип (по всем пробам).
Вопросы для контроля выходного уровня знаний.
- Что такое функциональная асимметрия больших полушарий и в чем она проявляется?
- Какие факторы обеспечивают целостность организма?
- Как распределены основные функции по поверхности коры головного мозга?
- Какие барьеры организмы Вы знаете?
- В чем заключается защитная роль слизи?
- Какие виды иммунитета вызнаете?
- Перечислите центральные и периферические органы иммунитета.
- Назовите примеры защитных рефлексов.
- Назовите примеры защитного поведения животных и человека.
- Что такое ноцицепция?
- Каковы центральные механизмы антиноцицептивной системы?
- Функциональное значение болевой чувствительности.
- Способны ли болевые рецепторы к адаптации?
Тестовые задания для итогового контроля знаний по теме
В ходе занятия рекомендуется найти ответы на тесты по ВНД из «Сборника тестовых задний по нормальной физиологии», Красноярск, 2007 , для соответствсующего факультета.
Рекомендации по учебно-исследовательской работе студентов (УИРС)
Возможные темы для рефератов и презентаций:
- Центральные механизмы ноцицепции и антиноцицепции.
- Функциональное значение болевой чувствительности
- Барьеры организмы (кожа, слизистые оболочки, клеточные мембраны, гистогематический и гематоэнцефалический барьеры).
- Защитные функции желудочно-кишечного тракта.
- Иммунитет,его виды.
- Защитные рефлексы. Защитное поведение животных и человека.
- Функциональная система обеспечения целостности тканей организма.