Практическая работа № 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА

Необходимы:секундомер, динамометр, лист бумаги с отверстием диамет­ром 1 см.

Цель работы:с помощью функциональных проб определить латеральный фенотип человека.

Ход работы

В процессе выполнения практической работы студенты в парах выполняют пробы для оценки сенсомоторных асимметрий

Проба Оцениваемый показатель
1. Взять ручку со стола. Выполняется по команде «Возьмите ручку со стола» Ведущей считается рука, которой испы­туемый берет предмет
2. Без зрительного контроля одновре­менно двумя руками нарисовать круги, квадраты, треугольники Ведущей считается рука, которой более эффективно осуществляется движение
3. Переплетение пальцев рук Большой палец ведущей руки ложится сверху
4. Поза Наполеона Ведущая рука первой начинает движение и располагает кисть на противоположном предплечье
5. Динамометрия Трижды определяется сила сжатия дина­мометра каждой рукой. Определяют средние значения. Наибольшая сила у ведущей руки
6. Аплодирование Ведущей считается более активная в движении рука
7. Тест вытянутых рук. С закрытыми глазами обе руки вытягиваются вперед на уровне плеч Ведущей считается поднятая выше рука
  1. Закидывание ноги на ногу
 
Ведущая нога располагается сверху
9. Подпрыгнуть на одной ноге Толчковая нога считается ведущей
10. Подняться со стула   Ведущая нога начинает движение
11. Подойти к двери, вернуться пятясь Ведущая нога начинает движение  
12. Пнуть ногой воображаемый мяч Ведущая нога ударяет  
13. Отклонение движения от заданного направления. С закрытыми глазами испытуемый проходит по прямой 5м Нога, противоположная отклонению от прямой, оценивается как ведущая
14. Проба с секундомером. Оценивает­ся, каким ухом испытуемый накло­няется к секундомеру после инст­рукции: «Каким ухом громче слышно тиканье часов?» Ведущим считается ухо, которое испытуемый приближает к секундо­меру
15. Воспроизведение цифр, произноси­мых экспериментатором при одном закрытом ухе испытуемого Большее количество цифр запоминается ведущим ухом
16. Проба Розенбаха. В вытянутой руке испытуемый держит карандаш и фиксирует его взором на определен­ной точке (3—4 м). Затем поочередно закрывает правый и левый глаз Закрытие ведущего глаза ведет к смеще­нию карандаша относительно точки фик­сации  
17. Проба «Дырка в карте». Испытуе­мый фиксирует предмет через не­большое отверстие в листе бумаги. Затем поочередно закрывает пра­вый и левый глаз Закрытие ведущего глаза ведег к исчезно­вению предмета из ноля зрения  
18. Прищуривание глаза после коман­ды «Поочередно прищурить глаза» Первым прищуривается ведущий глаз


Результаты проб студенты заносят в протокол группы и фиксируют в тетради для практических работ.

Протокол эксперимента по определению латерального фенотипа

Группа №_

Ф.И.О.
Пол    
   
П                                      
Л                                      
                                           

На основании функциональных проб определяют коэффи­циент правосторонней латерализации (КПЛ):

П - Л

КПЛ = ---------------- х 100%,

П + Л

где П — количество правосторонних признаков; Л — количество левосторонних признаков.

4. На основании коэффициента латерализации определяют моторный фенотип (пробы 1—13), сенсорный фенотип (пробы 14— 18) и общий сенсомоторный фенотип (по всем пробам).

Вопросы для контроля выходного уровня знаний.

  1. Что такое функциональная асимметрия больших полушарий и в чем она проявляется?
  2. Какие факторы обеспечивают целостность организма?
  3. Как распределены основные функции по поверхности коры головного мозга?
  4. Какие барьеры организ­мы Вы знаете?
  5. В чем заключается защитная роль слизи?
  6. Какие виды иммунитета вызнаете?
  7. Перечислите центральные и периферические органы им­мунитета.
  8. Назовите примеры защитных рефлексов.
  9. Назовите примеры защитного поведения животных и человека.
  10. Что такое ноцицепция?
  11. Каковы центральные механизмы антиноцицептивной системы?
  12. Функциональное значение болевой чувствительности.
  13. Способны ли болевые рецепторы к адаптации?


Тестовые задания для итогового контроля знаний по теме

В ходе занятия рекомендуется найти ответы на тесты по ВНД из «Сборника тестовых задний по нормальной физиологии», Красноярск, 2007 , для соответствсующего факультета.

Рекомендации по учебно-исследовательской работе студентов (УИРС)

Возможные темы для рефератов и презентаций:

  1. Центральные механизмы ноцицепции и антиноцицепции.
  2. Функциональное значение болевой чувствительности
  3. Барьеры организ­мы (кожа, слизистые оболочки, клеточные мембраны, гистогематический и гематоэнцефалический барьеры).
  4. Защитные функции желудочно-кишечного тракта.
  5. Иммунитет,его виды.
  6. Защитные рефлексы. Защитное поведение животных и человека.
  7. Функциональная система обеспечения целостности тканей организма.

Наши рекомендации