ЗАНЯТИЕ № 28. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ.
Цель занятия: 1) сформировать представление о закономерностях обмена веществ и энергетического обмена, 2) ознакомить студентов с основными методами исследования обмена энергии, 3) освоить правила составления пищевых рационов, 4) закрепить полученные знания решением тестовых заданий.
Контрольные вопросы
1. Понятие об энергетическом обмене. Процессы анаболизма и катаболизма.
2. Пластическая и энергетическая роль питательных веществ.
3. Методы изучения энергетических трат организма: а) прямая калориметрия, б) непрямая калориметрия (дыхательный и калорический коэффициенты, их значение в исследовании обмена энергии).
4. Распределение суточного расхода энергии в зависимости от возраста.
5. Основной обмен и факторы, определяющие его. Значение определения основного обмена для клиники. Изменение основного обмена с возрастом.
6. Специфическое динамическое действие пищи и теории, объясняющие этот феномен.
7. Рабочий обмен, энергетические траты организма при различных видах труда.
8. Физиологические нормы питания и требования к пищевому рациону в зависимости от возраста, состояния организма.
9. Решение заданий из сборника «Задачи и упражнения по физиологии для студентов» под редакцией проф. Савченкова Ю. И. (1980) №№ 4-13, 15 на стр. 57-58.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Практическая работа №1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОЛЖНОГО ОСНОВНОГО ОБМЕНА (ДОО) ПО ПЛОЩАДИ ПОВЕРХНОСТИ ТЕЛА.
Ход работы. С помощью ростомера определяют рост. По номограмме “рост - площадь поверхности тела” определяют площадь поверхности тела (S, м2). Затем рассчитывают должный основной обмен (ДОО) за сутки по формуле: ДОО = S k 24, где k - коэффициент расхода энергии (на 1 м2 в час, равный у мужчин в возрасте 20-50 лет 38-40 кал, у женщин - 36-38 кал), 24 - количество часов за 1 сутки.
Практическая работа №2. ПОДСЧЕТ КАЛОРИЙНОСТИ ПРОДУКТОВ, УПОТРЕБЛЯЕМЫХ ЗА СУТКИ, И СОСТАВЛЕНИЕ ДОЛЖНОГО СУТОЧНОГО РАЦИОНА.
Ход работы. Составляется список продуктов, съеденных за сутки, с указанием примерного веса каждого. Затем с помощью компьютера и программы “Рацион” обсчитывается калорийность и состав продуктов. Затем составляется рацион, соответствующий должной суточной калорийности, и расписывается суточное меню.
Интерпретация результатов. Оценивается соответствие реального и должного суточного меню по калорийности, составу белков, жиров, углеводов, режиму питания и т. д.
Тестовые задания- см. «Сборник тестов для смостоятельной работы студентов по нормальной физиологии» для соответвующго факультета, Красноярск, 2007.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое энергетический обмен? Что он отражает?
2. Какие основные методы энергообмена у человека Вам известны?
3. Кратко охарактеризуйте сущность, преимущество и недостатки: а) прямой калориметрии, б) непрямой калориметрии.
4. Как называется устройство для определения расхода энергии по методу прямой калориметрии?
5. Что необходимо определить для расчета обмена энергии по методу косвенной калориметрии.
6. Что подразумевает исследование газообмена с целью определения обмена энергии?
7. В чем заключается принципиальное различие при проведении методом Дугласа - Холдена и методом спирографии?
8. Что такое калорический эквивалент кислорода?
9. Какова изменчивость калорического эквивалента кислорода в зависимости от природы окисляемого вещества?
10. Дайте определение понятию “дыхательный коэффициент”.
11. С помощью каких показателей рассчитывается дыхательный коэффициент?
12. Напишите формулу для расчета дыхательного коэффициента.
13. Чему равен дыхательный коэффициент при окислении белка?
14. Чему равен дыхательный коэффициент при окислении углеводов?
15. Чему равен дыхательный коэффициент при окислении жира?
16. Чему равен дыхательный коэффициент при смешанном питании?
17. В каком случае дыхательный коэффициент может иметь значение меньше 0,7?
18. Нарисуйте график зависимости величины дыхательного коэффициента на фоне длительной физической нагрузки и последующего отдыха.
19. Когда по отношению к периоду физической нагрузке возникает и ликвидируется кислородная задолженность организма?
20. Что такое основной обмен?
21. Назовите главные факторы, от которых зависит величина основного обмена.
22. Как определить величину должного основного обмена для конкретного человека?
23. Как определяется поверхность тела человека для исследования энергообмена?
24. Соблюдение каких условий необходимо для исследования основного обмена?
25. Как основной обмен изменяется с возрастом?
26. Как с возрастом меняется интенсивность основного обмена?
27. Сформулируйте “правило поверхности” Рубнера.
28. Является ли основной обмен, рассчитанный на 1м2 поверхности тела, одинаковым для животных разных видов?
29. Каким прибором чаще всего определяют газообмен при исследовании основного обмена?
30. Какое расхождение допустимо между должным и истинным основными обменами у здорового человека?
31. Что следует понимать под специфическим динамическим действием пищи?
32. Что такое рабочий обмен? Каковы пределы его вариабельности?
33. На сколько групп подразделяются представители разных профессий в зависимости от энергетических трат?
34. Как изменяются энергетические траты организма при интенсивной умственной труде?
35. Как изменится обмен энергии при физической работе?
36. Что такое рацион?
37. Что такое диета?
38. Что такое усвояемость?
39. Каков процент усвояемости пищи животного происхождения?
40. Каков процент усвояемости пищи растительного происхождения?
41. Каков процент усвоения смешанной пищи?
42. Назовите основные требования к составлению пищевых рационов.
43. Какие вещества служат для организма источником энергии?
44. Какова в среднем суточная потребность организма в белках?
45. Какова в среднем суточная потребность организма в жирах?
46. Какова в среднем суточная потребность организма в углеводах?
47. Назовите средние суточные величины (в калориях) основного обмена у мужчин.
48. Назовите средние суточные величины (в калориях) основного обмена у женщин.
49. Как в процентном выражении суточной калорийности наиболее целесообразно распределить пищевой рацион человека при трехразовом питании?
ЗАНЯТИЕ № 29. Терморегуляция.
Цель занятия:сформировать представление о механизмах поддержания температурного гомеостаза в человеческом организме и организации функциональной системы терморегуляции.
Контрольные вопросы
Структурная организация системы терморегуляции. Физиологическая роль ее элементов.
Механизмы теплообразования и теплоотдачи: а) химическая терморегуляция, б) физическая терморегуляция.
Регуляция изотермии и ее значение для организма.
Гипотермия, ее применение в медицине.
Гипертермия. Тепловой и солнечный удары.
Лихорадка. Ее положительное и отрицательное влияние на функции организма.
Применение эффектов гипо- и гипертермии в медицине.
Профильные вопросы для студентов стоматологического факультета:
Участие ротовой полости в терморегуляции.
Температура зуба, ее значимость в выработке врачебной тактики.
Устойчивость структур зуба и прилежащих тканей к нагреванию.
(ответы см. на стр. №№103-105 учебного пособия “Нормальная физиология” под ред. В. А. Полянцева, 1989, «Физиология для стоматологов» под ред. Ю.И. Савченкова).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ