Практическая работа № 5. ИССЛЕДОВАНИЕ ВРЕМЕНИ РЕАКЦИИ НА ВИЗУАЛЬНЫЙ СТИМУЛ У ЧЕЛОВЕКА.
Ход работы:
1. Каждая пара студентов должна получить измеритель времени реакции и поручить одному студенту выполнять роль исследователя, а другому студенту - роль пациента. Измерителем может быть длинная линейка, имеющая деления в см. или в миллисекундах.
2. Войти в нужное положение.
Пациент должен сидеть на стуле, в то время как исследователь должен быть напротив пациента.
Исследователь должен держать измеритель за конец, и пациент должен поместить большой палец и указательный палец доминирующей руки с обеих сторон измерителя напротив линии начального отсчета, приблизительно на расстоянии один дюйм. То есть марка первой линии на измерителе должна быть между большим пальцем пациента и указательным пальцем.
3. Пациент должен указать, когда он готов начать, и исследователь должен в любое время в пределах следующих 10 секунд выпустить измеритель из пальцев, предоставив ему возможность свободно падать вниз между пальцами пациента
Исследователь не должен смотреть на пациента, или давать любой знак о том, когда он собираются освобождать измеритель.
4. Пациент должен пробовать поймать измеритель между большим пальцем и указательным, как только он начинает падать.
5. Проделайте 10 таких проб, и затем повторите это упражнение еще раз. Запишите результаты 10 измерений в Протоколе.
Число миллисекунд, которые требуется для пациента, чтобы поймать измеритель, читается по значениям на измерителе; используйте величину, находящуюся под центром большого пальца.
Для перевода сантиметров в миллисекунды используйте следующее преобразование:
Расстояние | Время Реакции |
5 см | 0.10 sec (100 ms) |
10 см | 0.14 sec (140 ms) |
15 см | 0.17 sec (170 ms) |
20 см | 0.20 sec (200 ms) |
25.5 см | 0.23 sec (230 ms) |
30.5 см | 0.25 sec (250 ms) |
43 см | 0.30 sec (300 ms) |
61 см | 0.35 sec (350 ms) |
79 см | 0.40 sec (400 ms) |
99 см | 0.45 sec (450 ms) |
123 см | 0.50 sec (500 ms) |
или , чтобы быть более точными, используйте следующую формулу:
где, t = время (в секундах); y = расстояние (в см); g = 980 cm/sec2 (ускорение свободного падения).
Запишите результаты эксперимента в протокольной тетради.
Поменяйте местами пациента и исследователя и повторите исследование.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ – см. Сборник тестов по нормальной физиологии, Красноярск, 2007» для своего факультета.
Вопросы для самоконтроля
- Какие методы применяются для изучения функций ЦНС ?
- Перечислите главные нисходящие пути спинного мозга .
- Что произойдет с мышечным тонусом после перерезки ствола мозга по границе между продолговатым мозгом и средним ?
- Какую структуру мозга называют ретикулярной формацией ?
- Какие явления происходят при повреждении красного ядра?
- Какое экспериментальное животное называют «спинальным»?
- Какой нисходящий путь начинается от красного ядра?
- Назовите главные ядра среднего мозга?
- Что является причиной децеребрационной ригидности?
- Как меняется положение головы и глаз при вращательных движениях?
- Назовите функции спинного мозга.
- Как изменится тонус конечности при повороте головы влево?
- Почему после перерезки ствола мозга средним и продолговатым возникает децеребрационная ригидность?
- В чем заключается анатомо-клинический метод исследования ЦНС?
- Через какие нейроны осуществляется активирующее влияние ретикулярной формации на рефлексы спинного мозга?
- Сформулируйте закон Белла-Мажанди.
- Назовите главные рефлекторные центры спинного мозга.
- Какие ядра ствола мозга необходимо разобщить, чтобы вызвать децеребрационную ригидность?
- Что является вторым этапом выпрямительного рефлекса?
- В чем проявляется тормозящее влияние ретикулярной формации на деятельность спинного мозга?
- Как в эксперименте можно доказать закон Белла-Мажанди?
- Откуда начинается вестибулоспинальный путь?
- Какое ядро продолговатого мозга принимает участие в регуляции мышечного тонуса?
- Какую функцию выполняют передние и задние бугры четверохолмия ?
- Через какие нейроны происходит тормозящее влияние ретикулярной формации на рефлексы спинного мозга ?
- Перечислите главные восходящие пути спинного мозга .
- Что называется децеребрационной ригидностью ?
- Какие виды статических рефлексов Вы знаете?
- Как изменится тонус разгибателей при подъеме головы животного кверху?
- В чем проявляется активирующее влияние ретикулярной формации на деятельность спинного мозга ?
- Откуда начинаются пирамидные пути?
- За счет какого отдела ЦНС осуществляются познотонические рефлексы?
- При каких условиях возникают статокинетические рефлексы?
- Назовите основные особенности строения ретикулярной формации
- Импульсы от каких рецепторов возбуждают ядро Дейтрса в продолговатом мозгу?
- В каких сегментах спинного мозга находятся центры дефекации и мочеиспускания?
- Перечислите функции продолговатого мозга?
- Какие рефлексы называются статическими?
- Откуда исходят импульсы. восстанавливающие положение головы при выпрямительных рефлексах?
- Какое влияние оказывает ретикулярная формация на функции спинного мозга?
- Где в спинном мозгу расположены центры симпатической нервной системы ?
- Перечислите жизненно важные функции продолговатого мозга .
- Какое действие оказывают импульсы красного ядра на альфа – и гамма – нейроны спинного мозга ?
- Как осуществляется рефлекторная активация ретикулярной формации?
- Где в спинном мозге расположены центры парасимпатической нервной системы?
- Какое экспериментальное животное называют «бульбарным»?
- Как изменится тонус конечностей животного при запрокидывании его головы назад?
- Как изменится тонус конечностей животного при наклоне его головы вперед?
- Какие рефлексы называются статокинетическими?
- Что происходит у животного после перерезки задних корешков спинного мозга с одной стороны?
- Какое преимущественное влияние оказывает ретикулярная формация на деятельность коры больших полушарий?
- Какую роль выполняют задние корешки спинного мозга?