ЗАНЯТИЕ № 1. ЗНАКОМСТВО С КАФЕДРОЙ.

ПРАКТИКУМ

ПО НОРМАЛЬНОЙ

ФИЗИОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Для студентов стоматологитческого факультета КрасГМА

Красноярск

УДК 612(076.1)

ББК

И-

Практикум по нормальной физиологии (методические указания для самостоятельной работы студентов по специальности стоматология) /Ю. И. Савченков, В. С. Медведев и др.; Под ред. Ю. И. Савченкова. - Красноярск, 2007. – 90 с.

В настоящем учебном пособии с учетом последних достижений в области нормальной физиологии и современных методических требований Высшей школы изложен разделы физиологии «Физиология системы крови, возбудимых тканей и ЦНС». Методический материал представлен в виде методических разработок к занятиям для студентов, в каждой из которых обязательно определены тема и цель занятия, контрольные вопросы, тестовые задания и вопросы самоконтроля.

Составители:

Савченков Ю. И., Медведев В. С., Пац Ю. С., Солдатова О. Г. , Л.А. Михайлова, Л., Чеснокова, Т.В. Толмачева, Г.М. Потылицина, В.В. Потылицина, П.Н. Трегубчак, Е.А. Мальцева, Москаленко С.Л.

Рецензент:

зав. кафедрой клинической физиологии и функциональной диагностики Красноярской медицинской академии, профессор, д. м. н. Шилов С. Н.,

Одобрено в качестве учебно-методического пособия решением Ученого Совета ФФМО Красноярской государственной медицинской академии (протокол № 9 от 6 июня 2007 года)

Предисловие.

Данное методическое пособие является переработанным аналогом ранее изданных кафедрой пособий по темам «Физиология системы крови, возбудимых тканей и ЦНС» и «Физиология висцеральных систем». Методические указания дпо самостоятельной работе студентов в аудитории и дома построены в соответствии с утвержденными в КрасГМА стандартами УМК дисциплин. Студенту предлагается следующий алгоритм самоподготовки к занятиям по “Физиологии человека”:

1) ознакомление с темой и целью занятия,

2) ознакомление с контрольными и профильными вопросами для составления общего впечатления о сути рассматриваемого вопроса и определения объема информации для самоподготовки,

3) чтение и разбор учебного материала:

- по конспектам лекций,

- по учебнику физиологии под ред. Г. И. Косицкого (1985) или под ред. В. М. Покровского, (1997) с обязательным рассмотрением графического материала,

4) решение тестовых заданий из сборника, изданного кафедрой, с учетом профильности факультета;

5) решение ситуационных задач по теме из сборника «задачи и упражнения по физиоло гии», Красноярск, 1998;

6) подготовка к лабораторным работам:

- по учебному пособию Ю. И. Савченкова, В. И. Киселева “Практические навыки функцио нальных физиологических исследований” (1993);

- по учебному пособию “Практикум по нормальной физиологии”, для медицинских ВУЗов

под ред. Н. А. Агаджаняна;

- по «руководству «Уроки физиологии с фирмой БИОПАК», Красноярск, 2007;

7) самоконтроль усвоенных знаний по вопросам рубрики “Вопросы для самоконтроля”,

Объем подготовки к занятию можно значительно увеличить за счет расширения объема самоподготовки. Это осуществимо при работе в методическом кабинете кафедры для самостоятельной работы студентов (предъявив собственный студенческий билет КрасГМА лаборантам кафедры физиологии в учебное время). Здесь можно ознакомиться со списком литературы, имеющейся в библиотеке КрасГМА, по интересующему Вас вопросу или поработать с находящейся здесь же литературой. Обязательно обратите внимание на тематический список программного обеспечения дисплейного класса нашей кафедры. Определившись с темой компьютерной программы, Вы можете позаниматься с ней (в обучающем или контролирующем варианте). Кроме того, в методическом кабинете имеются список вопросов рубрики “Вопросы для самоконтроля” и эталоны ответов по каждому занятию. Самоподготовка студента, таким образом, гарантирует ему прочные знания, хорошую успеваемость, высокий рейтинг и вероятность успешной сдачи тестового экзамена.

Список сокращений

Д - артериальное давление
АКТГ - адренокортикотропный гормон
БАВ - биологические активные вещества
ДЖЕЛ - должная жизненная емкость легких
ЖЕЛ - жизненная емкость легких
МОК - минутный объем кровообращения
ПД - потенциал действия
РЭС - ретикулоэндотелиальная система
СВ - систолический выброс


ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИОЛОГИЮ

ПРОСМОТР УЧЕБНОГО ФИЛЬМА

«История открытия биоэлектрических явлений» - 15 мин.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Что такое критический уровень деполяризации?
  2. Перечислите известные Вам параметры возбудимости.
  3. Какие две величины определяют величину порога раздражения?
  4. Что такое полезное время (порог времени)?
  5. Что такое хронаксия?
  6. Нарисуйте кривую силы-времени Гоорвега-Вейса.
  7. Что называется аккомодацией возбудимой ткани?
  8. Зависит ли критический уровень деполяризации от характера раздражения?
  9. Какие изменения ионной проницаемости мембраны обуславливают аккомодацию?
  10. Что называется лабильностью?
  11. Что называется мерой лабильности?
  12. Какие биохимические изменения происходят в возбудимых тканях при возбуждении?
  13. Какое соотношение содержания ионов натрия, калия и хлора вне и внутри клетки в покое?
  14. Для каких ионов проницаемость мембран в покое выше?
  15. Какие факторы обеспечивают наличие мембранного потенциала?
  16. Как меняется заряд мембраны при увеличении диффузии ионов К?
  17. Как меняется заряд мембраны при увеличении диффузии ионов Nа?
  18. Каково соотношение проницаемости мембраны для ионов К и Nа в покое?
  19. Какими изменениями свойств мембраны обусловлена фаза деполяризации?
  20. Каков характер выделения тепла в нервах и мышцах при возбуждении?
  21. Как меняется заряд мембраны при увеличении диффузии ионов Nа ?
  22. Как меняется заряд мембраны при уменьшении диффузии ионов К?
  23. Почему для работы натрий-калиевого насоса должна тратиться энергия?
  24. Чем обусловлен локальный ответ?
  25. Как зависит амплитуда локального ответа от силы раздражения?
  26. Как изменится возбудимость ткани во время локального ответа?
  27. Перечислите отличия локального ответа от потенциала действия.
  28. Какова максимальная величина локального ответа?
  29. Когда локальный ответ перерастает в потенциал действия?
  30. Нарисуйте схему локального ответа нервного волокна и перерастание его в потенциал действия.
  31. Нарисуйте схему потенциала действия.
  32. Какова величина потенциала действия при внутриклеточном отведении?
  33. Что называется пороговым потенциалом или порогом деполяризации?
  34. Зависит ли величина потенциала действия от силы раздражения?
  35. Какова амплитуда и длительность следовых потенциалов?
  36. Какими изменениями свойств мембраны обусловлена фаза реполяризации?
  37. Как зависит амплитуда локального ответа от силы раздражения?
  38. Что называется возбудимостью?
  39. Чем обусловлен отрицательный следовой потенциал?
  40. Чем обусловлен следовой положительный потенциал?
  41. Как будет изменяться возбудимость ткани, если мембранный потенциал будет приближаться к критическому уровню деполяризации?
  42. Назовите законы распостранения возбуждения?
  43. Как классифицируются нервные волокна?
  44. Какие фазы изменения возбудимости наблюдаются в нервной и мышечной ткани при возбуждении?
  45. Какими преимуществами обладает электрический ток как раздражитель?
  46. Сформулируйте закон полярного действия постоянного тока.
  47. Как изменяется критический уровень деполяризации под катодом при катодической депрессии?
  48. Кто и когда установил, что электрический ток обладает способностью изменять возбудимость ткани?
  49. Нарисуйте график изменения возбудимости нерва при его возбуждении.
  50. Как изменяется мембранный потенциал клетки при замыкании цепи постоянного тока в области анода?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Практическая работа №1. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫПРЯМИТЕЛЬНОГО РЕФЛЕКСА.

Ход работы: В качестве подопытного животного используется кролик. Животное укладывается набок и после удержания в неестественной позе в течении 5-10 секунд отпускается.

Интерпретация результатов. Оцените последовательность и стадийность восстановления позы кроликом последующем моментом: 1) подъем головы, 2) выпрямление туловища, 3) принятие естественной позы. Перечислите рефлексогенные зоны, участвующие в осуществлении рефлекса восстановления позы.

А. Коленный рефлекс.

Ход работы. Испытуемому в положении сидя, положив ногу на колено другой неврологическим моточком наносят легкий удар по сухожилию четырехглавой мышце бедра в области нижней ямки коленной чашечки. В норме произвольное разгибание хорошо отслеживается при правильном положении ноги и еще более усиливается, если обследуемый сильно сомкнет пальцы рук.

Интерпретация результатов. Дайте заключение о наличии проприоцептивной чувствительности в поясничном отделе позвоночника (дуга рефлекса замыкается на уровне L2-L4 и приходит в составе бедренного нерва).

В. Ахиллов рефлекс.

Ход работы. Испытуемый становится коленями на стол и неврологическим молоточком исследующий наносит легкий удар по ахиллову сухожилию икроножной мышцы в области нижней трети (у пяточной кости). В норме наблюдается подошвенное сгибание стопы.

Интерпретация результатов. Дайте заключение о наличии проприоцептивной чувствительности в пояснисно-крестцовом отделе позвоночника (дуга рефлекса замыкается на уровне L3-S1 и проходит в составе большеберцового нерва).

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие методы применяются для изучения функций ЦНС ?
  2. Перечислите главные нисходящие пути спинного мозга .
  3. Что произойдет с мышечным тонусом после перерезки ствола мозга по границе между продолговатым мозгом и средним ?
  4. Какую структуру мозга называют ретикулярной формацией ?
  5. Какие явления происходят при повреждении красного ядра?
  6. Какое экспериментальное животное называют «спинальным»?
  7. Какой нисходящий путь начинается от красного ядра?
  8. Назовите главные ядра среднего мозга?
  9. Что является причиной децеребрационной ригидности?
  10. Как меняется положение головы и глаз при вращательных движениях?
  11. Назовите функции спинного мозга.
  12. Как изменится тонус конечности при повороте головы влево?
  13. Почему после перерезки ствола мозга средним и продолговатым возникает децеребрационная ригидность?
  14. В чем заключается анатомо-клинический метод исследования ЦНС?
  15. Через какие нейроны осуществляется активирующее влияние ретикулярной формации на рефлексы спинного мозга?
  16. Сформулируйте закон Белла-Мажанди.
  17. Назовите главные рефлекторные центры спинного мозга.
  18. Какие ядра ствола мозга необходимо разобщить, чтобы вызвать децеребрационную ригидность?
  19. Что является вторым этапом выпрямительного рефлекса?
  20. В чем проявляется тормозящее влияние ретикулярной формации на деятельность спинного мозга?
  21. Как в эксперименте можно доказать закон Белла-Мажанди?
  22. Откуда начинается вестибулоспинальный путь?
  23. Какое ядро продолговатого мозга принимает участие в регуляции мышечного тонуса?
  24. Какую функцию выполняют передние и задние бугры четверохолмия ?
  25. Через какие нейроны происходит тормозящее влияние ретикулярной формации на рефлексы спинного мозга ?
  26. Перечислите главные восходящие пути спинного мозга .
  27. Что называется децеребрационной ригидностью ?
  28. Какие виды статических рефлексов Вы знаете?
  29. Как изменится тонус разгибателей при подъеме головы животного кверху?
  30. В чем проявляется активирующее влияние ретикулярной формации на деятельность спинного мозга ?
  31. Откуда начинаются пирамидные пути?
  32. За счет какого отдела ЦНС осуществляются познотонические рефлексы?
  33. При каких условиях возникают статокинетические рефлексы?
  34. Назовите основные особенности строения ретикулярной формации
  35. Импульсы от каких рецепторов возбуждают ядро Дейтрса в продолговатом мозгу?
  36. В каких сегментах спинного мозга находятся центры дефекации и мочеиспускания?
  37. Перечислите функции продолговатого мозга?
  38. Какие рефлексы называются статическими?
  39. Откуда исходят импульсы. восстанавливающие положение головы при выпрямительных рефлексах?
  40. Какое влияние оказывает ретикулярная формация на функции спинного мозга?
  41. Где в спинном мозгу расположены центры симпатической нервной системы ?
  42. Перечислите жизненно важные функции продолговатого мозга .
  43. Какое действие оказывают импульсы красного ядра на альфа – и гамма – нейроны спинного мозга ?
  44. Как осуществляется рефлекторная активация ретикулярной формации?
  45. Где в спинном мозге расположены центры парасимпатической нервной системы?
  46. Какое экспериментальное животное называют «бульбарным»?
  47. Как изменится тонус конечностей животного при запрокидывании его головы назад?
  48. Как изменится тонус конечностей животного при наклоне его головы вперед?
  49. Какие рефлексы называются статокинетическими?
  50. Что происходит у животного после перерезки задних корешков спинного мозга с одной стороны?
  51. Какое преимущественное влияние оказывает ретикулярная формация на деятельность коры больших полушарий?
  52. Какую роль выполняют задние корешки спинного мозга?

МЕЖУТОЧНОГО МОЗГА И ПОДКОРКОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ.

Цель занятия: Изучение функций коры, подкорковых образований, мозжечка , вегетативной нервной системы .

Контрольные вопросы

1. Физиология мозжечка, его влияние на моторные и вегета­тивные функции организма.

2. Таламус, функциональная характеристика и особеннос­ти ядерных групп таламуса.

3. Гипоталамус, функциональная характеристика его основ­ных ядерных групп. Участие гипоталамуса в регуляции вегетативных функций, формировании эмоций и мотивации.

4. Базальные ядра, их функциональная характеристика Роль базальных ядер в формировании мышечного тонуса и . сложных двигательных актов.

5.Лимбическая система мозга, ее роль в формировании мо­тиваций и эмоций.

6. Локализация функций в коре больших полушарий.

7. Электроэнцефалография как метод объективной оценки функционального состояния мозга, клинические воз­можности.

8. Вегетативная нервная система, ее морфофункциональная организация и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности.

9:; Решить задачи из сборника "задачи и упражнения по фи­зиологии" подред. Ю.И. Савченкова (1998): (№ 3.20,3.26, •jo 3.27, 3.32, 3.45,3.47, 3.48, 3.51, 3.53,3.54,3.58, 3.81, 3.85).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

В. Фланговая походка.

Ход работы. Обследуемый отставляет правую ногу, затем приставляет к ней левую и делает таким образом пять шагов вправо. Затем аналогичным образом выполняет пять шагов влево.

Интерпретация результатов. В норме выполнение тес­та затруднений не вызывает. При нарушении функции моз­жечка наблюдается затруднение фланговой походки на сто­роне поражения. Поражение вестибулярного аппарата на выполнении фланговой походки не отражается. Таким об­разом, этот тест служит одной из дифференциальных проб для выявления нарушений функций мозжечка или вестибу­лярного аппарата.

А. Проба Ожеховского.

Ход работы. Врач и обследуемый становятся лицом к друг другу на расстоянии вытянутой руки. Обследующий держит свои руки (ладонями вперед) перед собой на уровне плечевого пояса испытуемого, который своими ладонями как бы опирается на врача, т.е. переносит на него незначи­тельную часть своего веса, достаточную для поддержания равновесия. При внезапном убирании рук врача книзу ис­пытуемый стремится сохранить равновесие тела.

Интерпретация результатов. В норме испытуемый успешно сохраняет равновесие, оставаясь неподвижным, или слегка отклоняется назад. У больного человека выполне­ние пробы приводит к явному наклону туловища вперед (с подшагиванием или без него).

Б. Проба Бабинского.

Ход работы. Испытуемый ложится на жесткую кушет­ку, скрещивает руки на груди. Врач предлагает испытуемо­му встать с кушетки, не изменяя положения рук, и наблю­дает за процессом вставания.

Интерпретация результатов. В норме человек успешно пытается поднять туловище. При поражении мозжечка по­пытка встать не выполнима и ограничивается подъемом ног, а не туловища.

А. Пальце-носовая проба.

Ход работы. Обследуемому предлагают указательным пальцем сперва одной, потом другой руки попасть в кончик собственного носа с открытыми и с закрытыми глазами.

Интерпретация результатов. Оценивается наличие и сравнительная точность попадания пальцем в кончик носа обе­ими руками, траектория движения пальцев, проявление тремо-ра (дрожания) патьцев во время выполнения пробы. В норме выполнение пробы с открытыми и закрытыми глазами дости­гается без видимых усилий и напряжения обеими руками. На стороне поражения мозжечка наблюдается промахивание, иног­да сочетающееся с дрожанием кисти и пальца, которое усили­вается по мере приближения пальца к носу, особенно при вы­полнении пробы с закрытыми глазами.

Б. Коленно-пяточная проба.

Ход работы. Для выполнения пробы испытуемый ложит­ся на жесткую кушетку. Ему предлагается с открытыми, а за­тем с закрытыми глазами достать пяткой одной ноги колено другой, а потом пяткою провести по передней поверхности голени от колена до голеностопного сустава и обратно. Оцениваются промахи попадания в коленку, наличие избыточных движений, соскальзьгоание пятки с траектории движения.

Интерпретация результатов. В норме выполнение пробы с открьпыми и закрытыми глазами производится безоншибочно. При патологии мозжечка на стороне поражения отмечается затруднение выполнения пробы, а неточность выполнения возрастет при закрывании глаз.

В. Проба на адиадохокинез.

Ход работы. Испытуемый в положении стоя и вытянув руки перед собой максимально быстро выполняет кистью супинацию с пронацией. Оценивается симметричность выполнения теста разными руками.

Интерпретация результатов. В норме прослеживается олая симметричность движения кистями. Наличие чрезмерных движений (адиадохокинез) указывает на поражение мозжечка.

А, Проба Стюарт-Холмса,

Ход работы. Испытуемому предлагают поочередно согнуть руку в локтевом суставе, оказывая ему при этом сопро-ивление с последующим резким прекращением сопротивле-ия. Оценивается объем движений руки после прекращения опротивления.

Интерпретация результатов. В норме движение руки обследуемого после прекращения сопротивления минимально. При поражении мозжечка на стороне поражения наблюдается избыточное движение, проявляющееся ударами руки обследуемого о собственную грудь.

Б. Пронаторная проба Тома.

Ход работы. Испытуемый с закрытыми глазами вытягивaет руки ладонями вверх перед собой. Затем ему предлагается одновременно обеими руками повернуть кисти ладонями вниз. Оценивается наличие избыточной пронации кисти.

Интерпретация результатов. В норме объем движения кистей одинаков. Наличие избыточной пронации для одной из рук свидетельствует о стороне поражения мозжечка.

Практическая работа № 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОМИНАНТНОГО ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА (ТЕСТ ДЖ. ДЖЕЙНА).

 
  ЗАНЯТИЕ № 1. ЗНАКОМСТВО С КАФЕДРОЙ. - student2.ru

ЗАНЯТИЕ № 1. ЗНАКОМСТВО С КАФЕДРОЙ. - student2.ru ЗАНЯТИЕ № 1. ЗНАКОМСТВО С КАФЕДРОЙ. - student2.ru ЗАНЯТИЕ № 1. ЗНАКОМСТВО С КАФЕДРОЙ. - student2.ru

Посмотрите на предствленные на рисунке лица и определите, какая из них кажется Вам более веселой. Если левая – значит, у Вас преобладает правое полушарие мозга. Если же более довольным кажется Вам правый потртрет, значит, домининирует лвое полушарие.

Тесты для проверки знаний – см. Сборник тестов по нормальной физиологии, Красноярск, 2007» для своего факультета.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите функции зрительных бугров.
  2. Какое количество нервных ядер находится в гипоталамусе7
  3. В чем выражается атония (гипотония) после удаления мозжечка?
  4. Какие образования ЦНС входят в состав лимбической системы
  5. В чем заключается атетоз при повреждении полосатого тела?
  6. Какой отдел головного мозга является высшим центром ВНС?
  7. Какие функции выполняет мозжечок?
  8. Какие отделы выделяются в составе вегетативной нервной системы7
  9. Как изменяется функция бледного ядра при повреждении полосатого тела7
  10. Назовите функции гипоталамуса.
  11. В чем выражается астения при удалении мозжечка?
  12. В чем выражается астазия при удалении мозжечка?
  13. Где расположены низшие центры симпатической нервной системы
  14. Какие ядра таламуса вам известны?
  15. Является ли бледное ядро частью двигательного анализа­тора
  16. В каком отделе ЦНС вырабатываются релизинг-факторы (либерины)
  17. Что наблюдается после односторонней экстирпации моз­жечка7
  18. Где расположены низшие центры парасимпатической нервной системы?
  19. Что произойдет при поражении бледных ядер у человека?
  20. Какую роль играют ассоциативные ядра таламуса?
  21. Где находится центр терморегуляции?
  22. В чем выражается атаксия при удалении мозжечка?
  23. На какие две группы делятся специфические ядра тала­муса?
  24. Какие ядра головного мозга входят в стриопаллидарную системы?
  25. Какова частота им амплитуда тета-ритма ЭЭГ?
  26. Какова частота и амплитуда дельта-ритма ЭЭГ?
  27. В чем выражается атаксия при удалении мозжечка?
  28. Какие явления возникают при поражении полосатого тела?
  29. Как изменяется тонус мышц при поражении бледных ядер?
  30. Какова роль специфических ядер таламуса?
  31. Что понимают под нейросекрецией в гипоталамусе?
  32. Какие изменения тонуса скелетных мышц могут возни­кать после удаления мозжечка?
  33. Какое количество ядер содержится в таламусе?
  34. Какие основные процессы в организме связаны с функции ей лимбической системы?
  35. Какова частота альфа ритма ЭЭГ?
  36. В чем заключается явление дизэквилибрации при повреж­дении мозжечка?
  37. Какие явления возникают при повреждении полосатого тела?
  38. Какую роль играют неспецифические ядра таламуса?
  39. Что наблюдается при электрическом раздражении сенсор­ных зон коры больших полушарий?
  40. Какую роль играет мозжечок в регуляции вегетативных функций организма?
  41. Какое действие оказывают релизинг-факторы на гипофиз?
  42. Какие образования лимбической системы входят в боль­шой круг Пейпеца?
  43. Как изменяется мимика при повреждении бледного шара?
  44. Как изменяется тонус мышц при повреждении полосатого тела?
  45. Какой отдел ЦНС управляет всеми основными гомеостатическими процессами?
  46. Какие образования ЦНС относят к базальным ядрам?
  47. В чем заключается явление хореи при повреждении поло­сатого тела?
  48. Какое действие оказывают статины гипоталамуса на гипофиз?
  49. Какие структуры мозга участвуют в формировании эмо­ций?
  50. Как отражается на двигательной деятельности организма поражение бледного шара?
  51. В чем выражается дизартрия при поражении мозжеч­ка?
  52. В чем проявляются содружественные движения?
  53. Как изменяется походка при повреждении мозжечка?
  54. Какое животное называется гипоталамическим?
  55. Какие гормоны образуются в гипоталамусе?
  56. Какой отдел ЦНС регулирует функции периферических желез внутренней секреции?
  57. Какую роль играют переключающие ядра гипоталамуса?
  58. Какова частота и амплитуда бета ритма ЭЭГ?
  59. Назовите главные группы ядер гипоталамуса.

Вопросы для самоконтроля

1. Напишите химическую классификацию гормонов.

2. Каков механизм действия пептидных гормонов, увеличивающих активность клетки?

3. Перечислите виды гормональных воздействий.

4. Как следует понимать пусковое действие гормонов? Приведите пример.

5. Как следует понимать корригирующее действие гормонов?

6. Какова роль гормонов-либеринов?

7. Какова роль гормонов-статинов?

8. Какой механизм лежит в основе поддержания постоянства гормонального состава крови.

9. Как объясняется специфическое действие гормонов?

10. В каких ядрах гипоталамуса образуются гормоны вазопрессин и окситоцин?

11. Как следует понимать трансгипофизарную регуляцию гормональной системы?

12. Какие гормоны образуются в передней доле гипофиза?

13. Какова роль тиреотропного гормона?

Рекомендации по учебно-исследовательской работе студентов (УИРС) или курсантов.Студентам предлагается работа по составлению задач, упражнений и кроссвордов по теме занятия.

Темы рефератов:

1.Расстройства, связанные с недостатком минералкортикоидов.

2. Расстройства, связанные с недостатком глюкокортикоидов.

3.Гипотиреоз у взрослых и детей. Микседема.

4.Гипертиреоз

5 Расстройства, связанные с нарушением инкреторной функции поджелудочной железы.

ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ КРОВИ

СРЕДА ОРГАНИЗМА.

Цель занятия: Сформировать представление о крове как средстве транспорта веществ и внутренней среде организма.

Контрольные вопросы:

1. Понятие о системе крови, свойствах и функциях периферической крови.

2. Состав циркулирующей крови, основные физиологические константы крови и механизм их поддержания.

3. Электролитный состав плазмы крови. Осмотическое давление крови. Функциональная система крови, поддерживающая постоянство осмотического давления крови.

4. Понятия о рН крови и кислотно-щелочном равновесии. Функциональная система, обеспечивающая постоянство кислотно-щелочного равновесия.

5. Белки плазмы крови, их характеристика и функциональная значимость. Онкотическое давление крови и его значение.

6. Понятие о СОЭ и ее клиническое значение.

7. Деонтологические аспекты забора, хранения, использования крови.

8. Решение заданий из сборника “Задачи и упражнения по физиологии для студентов” под редакцией проф. Савченкова Ю. И. (1980) №№1-10 на стр. 5-6.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое лейкоцитоз?
  2. Какие лейкоциты относятся к гранулоцитам?
  3. Напишите формулу для подсчета лейкоцитов в камере Горяева.
  4. Что понимают под микроцитозом?
  5. Что такое лейкоцитарная формула?
  6. Какие функции выполняют эозинофилы?
  7. Какова валентность железа в метгемоглобине?
  8. Какие соединения гемоглобина Вы знаете?
  9. Какие лейкоциты называют макрофагами?
  10. Что такое лейкопения?
  11. Что такое гиперхромия? В каких случаях она наблюдается?
  12. Какие виды гемоглобина вы знаете?
  13. Что называют внутренним фактором кроветворения?
  14. Какую основную функцию выполняют нейтрофилы?
  15. Сколько базофилов в норме содержится в периферической крови?
  16. Чему в норме равно количество эритроцитов у мужчин?
  17. Какие размеры в норме имеет эритроцит? Как называется такой эритроцит?
  18. Какие эритроциты называются макроцитами?
  19. На какие группы делят лимфоциты?
  20. В каких случаях развиваются истинные лейкоцитозы?
  21. Что такое цветной показатель?
  22. Каково в среднем нормальное содержание гемоглобина у женщиин?
  23. Какие лейкоциты называют микрофагами?
  24. Какие функции выполняют базофилы?
  25. Какие формы Т-лимфоцитов Вы знаете?
  26. Как влияют на эритропоэз продукты распада эритроцитов?
  27. Какие изменения наблюдаются со стороны крови во время воспалительных процессов?
  28. Какими методами определяется концентрация гемоглобина в периферической крови?
  29. Какими путями происходит разрушение эритроцитов?
  30. Основная функция эритроцитов.
  31. Сколько лимфоцитов содержится в крови?
  32. Какие эритроциты называются нормохромными?
  33. Что такое эритроцитоз?
  34. В какой желчный пигмент превращается Нв при разрушении эритроцитов?
  35. Какие виды физиологического лейкоцитоза вы знаете?
  36. Что такое сдвиг лейкоцитарной формулы влево?
  37. При каком воздействии на кровь образуется метгемоглобин?
  38. Какова функция лимфоцитов?
  39. Перечислите характерные признаки перераспределительного лейкоцитоза?
  40. В какой среде моноциты проявляют максимум фагоцитарной активности?
  41. Что такое эритропения?
  42. На какие группы делят лимфоциты?
  43. В каких случаях наблюдается абсолютная эритропения?
  44. Напишите допустимые колебания количества гемоглобина у мужчин.
  45. Что такое абсолютный эритроцитоз? В каких случаях наблюдается?
  46. Почему молодые эритроциты называются ретикулоцитами?
  47. Основная функция моноцитов.
  48. Что такое относительный эритроцитоз? В каких случаях наблюдается?
  49. Какие специфические стимуляторы эритропоэза Вы знаете?
  50. Сколько времени живет эритроцит?
  51. Где происходит эритропоэз и какие клетки относятся к незрелым формам?
  52. Сколько эозинофилов содержится в периферической крови (по лейкоцитарной формуле)?
  53. При каких состояниях организма увеличивается количество эозинофилов в крови?

ФИЗИОЛОГИЯ СЕРДЦА

СЕРДЦА.

Цель занятия: На основе изучения лекционного материала и материала учебника научиться определять границы сердца методом перкуссии и уметь дать оценку морфофункциональным показателям работы сердца, полученным другими методами.

Контрольные вопросы

Система кровообращения и ее значение для организма.

Положение и размеры сердца у человека в различные возрастные периоды.

Сердце, его гемодинамическая функция. Фазы сердечного цикла.

Изменение давления в полостях сердца в различные фазы кардиоцикла.

Клапанный аппарат, его роль в движении крови.

Систолический выброс (СВ) и минутный объем кровообращения (МОК). Изменения при физической нагрузке. Методы определения СВ и МОК.

Факторы, обеспечивающие наполнение сердца кровью.

Внешние проявления деятельности сердца:

а) механические: верхушечный толчок (апекс-кардиография), колебания тела (баллистокардиография),

б) звуковые: тоны сердца - их происхождение, выслушивание, регистрация (аускультация, фонокардиография), клиническое значение.

8.Решение заданий из сборника «Задачи и упражнения по физиологии для студентов» под редакцией проф. Савченкова Ю. И. (1998). №№ 5.1-5, 10, 13-14, 20-22, 25, 27-28, 31, 33-35, 42, 99-100.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Практическая работа №1. РЕГИСТРАЦИЯ ЭКГ В СТАНДАРТНЫХ ОТВЕДЕНИЯХ С ПОМОЩЬЮ ПЕРЕНОСНОГО ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАФА..

Ход работы: См. стр. 36-37 учебного пособия Савченкова Ю. И., Киселева В. И. (1993) “Практические навыки функциональных физиологических исследований".

Зарисовать схемы наложения электродов при снятии: 1) основных отведений (I-III), 2) однополюсных отведений (AVR, AVL, AVF), 3) грудных отведений (V1-V6).

Практическая работа №3. АНАЛИЗ ЭКГ И ОФОРМЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

Проводится на компьютерах в учебной комнате. См. Руководство БИОПАК

Интерпретация результатов. - См. стр. 39-45 учебного пособия Савченкова Ю. И., Киселева В. И. “Практические навыки функциональных физиологических исследований".(1993)

Тестовые задания - см. «Сборник тестов для смостоятельной работы студентов по нормальной физиологии» для соответвующго факультета, Красноярск, 2007.

Вопросы для самоконтроля

1. Обладают ли ткани тела человека электропроводимостью?

2. Перечислите основные физиологические свойства сердечной мышцы.

3. Назовите особенности проводящей системы сердца.

4. Что называется автоматией сердечной мышцы и чем она объясняется?

5. Какой узел является водителем ритма сердца?

6. Какие клетки мускулатуры миокарда способны к ритмическому самовозбуждению?

7. Обладают ли способностью к автоматии клетки рабочего миокарда?

8. Одинакова ли форма потенциала действия различных миокардиальных клеток?

9. Чем представлена в сердце проводящая возбуждение система сердца?

10. Что является причиной сокращения сердечной мышцы?

11. Каково значение кальциевого тока в сокращении сердечной мышцы?

12. Как повлияет на сокращение сердца полное удаление ионов кальция?

13. В каком участке проводящей возбуждение системы сердца наблюдается физиологическая задержка проведения возбуждения?

14. Назовите фазы изменения возбудимости.

15. С какой частотой могут возникать импульсы в пучке Гиса?

16. С какой частотой могут возникать импульсы в атриовентрикулярном узле?

17. Чем объясняется неодновременность сокращения предсердий и желудочков?

18. Что называется законом убывающего градиента автоматии?

19. Может ли ткань сердца отвечать на раздражение в фазе абсолютной рефрактерности?

20. Отвечает ли сердечная мышца внеочередным сокращением на дополнительное раздражение, нанесенное во время систолы?

21. Что такое нексус?

22. Что означает феномен "все или ничего"?

23. Что называют экстрасистолой? Как можно обнаружить экстрасистолу?

24. Как называется фаза после желудочковой экстрасистолы?

25. Каково происхождение компенсаторной паузы?

26. Будет ли наблюдаться компенсаторная пауза при синусовой экстрасистоле?

27. Что называют полным блоком?

28. Будут ли возбуждаться желудочки при полном блоке?

29. За счет чего возникает возбуждение в желудочках при полном блоке?

30. Перечислите фазы потенциала действия.

31. Чем обусловлена быстрая восходящая фаза ПД кардиомиоцитов?

32. Чем обусловлено развитие фазы плато потенциала действия кардиомиоцитов?

33. Чем обусловлена фаза медленной диастолической деполяризации?

34. Чем обусловлена фаза быстрой реполяризации?

35. Какова продолжительность абсолютной рефрактерности?

36. Что называется электрокардиографией (ЭКГ)?

37. Что называется векторкардиограммой?

38. Как называется прибор, регистрирующий электрические потенциалы сердца?

39. Перечислите общие требования, предъявляемые пациенту при регистрации ЭКГ.

40. Объясните правила наложения электродов.

41. Что такое электрокардиографическое отведение?

42. Назовите стандартные отведения.

43. Какие отведения называют униполярными или однополюсными?

44. Какие отведения называются биполярными? Какое отведение называют третьим стандартным?

45. Что такое грудные отведения ЭКГ?

46. Как записываются грудные отведения?

47. Как записываются усиленные отведения "АVF", "АVR", "АVL"?

48. Что такое нормограмма, правограмма, левограмма?

49. Что такое интервал ЭКГ?

50. Что такое сегмент ЭКГ?

51. Что такое зубец ЭКГ?

52. Что такое калибровочный импульс? Когда и для чего он регистрируется?

53. Для чего применяются различные скорости записи ЭКГ?

54. Что отражает зубец "Т" ЭКГ?

55. Что отражает зубец "Р" ЭКГ?

56. Каково происхождение зубца "S"?

57. Каково происхождение зубца "Q"?

58. Каково происхождение зубца "R"?

59. Какой из зубцов ЭКГ может меняться больше всего при патологии?

60. Что отражает комплекс зубцов QRST?

61. Что отражает интервал PQ?

62. Чему в н

Наши рекомендации