Бросок руки, ее свободное падение как основа воспитания четкой периодизации процессов напряжения и расслабления
Важнейший момент функционирования рук - их расслабление после действий (напряжений). На основе четкой периодизации процессов напряжений и расслаблений базируется вся музыкально-исполнительская техника. Прежде чем перейти к наложению основных закономерностей, связанных с периодизацией процессов напряжений и расслаблений, необходимо четко разграничить понятия: «бросок руки* и ее «свобод ное падение». В этих понятиях заключено существенное отличие, связанное с разными периодами обучения. В основе этих отличий - мышечные ощущения в момент подъема и падения руки.
Если подъем руки производится с лишней затратой мышечной силы - в это неизбежно на начальной стад ии обучения, то полного, а тем более автоматического расслабления мышц плечевого пояса в момент падения руки не наступает. В подобных случаях ученику приходится прилагать определенные волевые усилия с целью освободить чрезмерно напряженные мышцы, чтобы дать руке возможность упасть. Таким образом появляется необходимость активно преодолевать сопротивление напряженных мышечных групп, удерживающих руку наверху в момент ее падения.
Этой цели и служит активный (волевой) бросок руки, который помогает преодолевать сопротивление напряженных мышц. Активные броски рук необходимы в начальном периоде обучения, особенно в предпостановочной фазе. Весьма эффективны активные броски рук в период исправления недостач ков, связанных с зажатостью плечевого пояса у играющих учеников.
Если перенапряжения в значительной мере зафиксированы в мышечной сфере, то преодолеть сопротивление руки в момент ее падения становится непростым делом. В подобном случае наиболее эффективным способом исправления этого серьезного недостатка становятся активные броски руки.
Что касается «свободного падения руки» - это показатель не только свободного состояния мышечных груш плечевого пояса, но и определенного уровня исполнительского мастерства, связанного с автоматизацией комплекса целесообразных двигательных приемов. В принципе, это та сумма приемов, которая лежит в основе третьей фазы двигательного цикла - расслабления после действия.
Анализируя процессы подъема руки и ее падения, можно наблюдать, что чем меньше ученик затрачивает физической силы в момент подъема руки, тем легче он руководит процессом расслабления мышечных групп плечевого пояса в момент ее падения. В этой связи педагогу следует особо строго контролировать момент подъема руки и добиваться от ученика четкого исполнения этого приема с минимально необходимой затратой физической силы.
Однако предварительно рассчитать оптимальный вариант напряжений при подъеме руки даже профессионалу практически невозможно, ибо этот процесс связан не только с технической, но и с эмоциональной сферой. У профессионала освобождение от лишних напряжений после подъема руки происходит автоматически за счет миниброска руки, с помощью которого он ощущает свободное состояние руки непосредственно после ее подъема. Речь в данном случае идет о приведении руки в подвешенное состояние, которое и позволяет освободиться от лишних напряжений. Подвешенное состояние руки, таким образом, - это первый этап ее освобождения. Второй, окончательный этап наступает после падения руки и прикосновения пальцев к клавиатуре или непосредственно к струне. «У меня расслабление руки наступает мгновенно после прикосновения к клавиатуре», - подчеркивал Иосиф Гофман.
Что касается формирования этого важнейшего навыка у начинающего ученика, то активный бросок руки как основу ее освобождения после действия (подъема) необходимо воспитывать сознательно, доводя это действие до полного автоматизма - свободного падения руки. Автоматическое расслабление активно работающих мышц как фундаментальное ощущение - непременное условие строгой цикличности двигательного процесса.
Недостаточная степень расслабления является первопричиной всех зажатостей, ибо некомпенсированные напряжения провоцируют не только локальные перенапряжения определенных мышечных групп, но и зажатость всего организма играющего.
Естественно, очень трудно руководить рукой в том случае, когда мьшщы ее перенапряжены и малоподатливы волеизъявлению играющего. Перенапряжение мышечных групп плечевого пояса в момент под ъема руки не дает возможности начинающему ученику расслабить в должной степени мьшщы во время падения руки. В результате неизбежно непроизвольное торможение руки в момент ее падения, которое провоцирует «настороженную реактивность» - «боязнь броска» и еще большее ее перенапряжение.
Предотвратить и компенсировать настороженную реактивность можно только на основе предварительной под готовки руки к ее активному падению при помощи системы специальных упражнений. На начальной стадии обучения активный бросок руки необходимо воспитывать сознательно, добиваясь минимально необходимой степени напряжения мышечных групп плечевого пояса во время подъема руки и максимального расслабления их при ее падении. Необходимо обращать максимум внимания ученика на те ощущения, которые появляются у него при воспитании каждой из трех фаз двигательного цикла.