Нижняя часть корпуса, ее мышечные группы
Мышечные группы этой части корпуса, особенно областей тазовой части - тазобедренных суставов и бедренных областей ног - наиболее сильные в мышечной сфере человека. Эти группы мышц призваны выполнять основные силовые функции и служить фундаментом для верхней части корпуса. Посредством контактов верхней и нижней частей корпуса устанавливается единая концентрированная точка опоры всего корпуса - его ощущения на плоскости. Нахождение оптимальных точек опоры для всего корпуса, а также для верхней части корпуса и рук необходимо для музыкантов, играющих как в положении стоя, так и сидя. В этом и заключается кардинальная проблема постановки корпуса.
Воспитание ощущений, при помощи которых верхняя и нижняя части корпуса взаимодействуют - необходимый этап постановки. Устойчивая опора всего корпуса на ноги дает возможность предельно расслаблять мышцы плечевого пояса и амортизировать их во время игры, что является одной из основ процесса расслабления после напряжения. Только оптимальное взаимодействие - координация всех мышечных групп верхней и нижней частей корпуса - создает благоприятные условия для воспитания управляемых движений музыканта. Положение «сбалансированности» корпуса - это и есть та новая, единая форма «осанки», которая должна быть воспитана у музыканта и стать неотъемлемой частью его двигательных действий в любых жизненных ситуациях.
Гибкость пояснично-тазобедренной области - основа сбалансированного состояния корпуса. Гибкая опора верхней части корпуса на нижнюю создает в этих областях своего рода полосу амортизации, которая позволяет оптимально расслаблять мышечные группы плечевого пояса, что, в свою очередь, служит основой расслабления рук - их свободного падения. Амортизация создает естественную амплитуду подвижности тазобедренных суставов, заключающуюся в свободных покачиваниях верхней части корпуса.
Отсутствие должной гибкости в области поясницы и тазобедренных суставов влечет за собой отсутствие необходимой двигательной свободы в области плечевого пояса. В результате, в руках при их падении возникает «настороженная реактивность» - боязнь падения рук и их непроизвольное торможение. Торможение рук в момент падения неизбежно вызывает их перенапряжение.
Начальный этап постановки корпуса в принципе идентичен при обучении на любом музыкальном инструменте и базируется на единых закономерностях. «Общие нормы и правила существуют, - указывает Ю. Янкелевич, - и они основаны на объективных положениях физиологии, анатомии и механики»5. Однако существуют некоторые различия, которые начинаются с воспитания двигательных действий рук, связанных со спецификой конкретного музыкального инструмента. Любые недосмотры в этом отношении чреваты в дальнейшем самыми тяжелыми последствиями. ' г
Организация двигательного процесса исполнителя очень во многом зависит от нахождения оптимальных точек опоры для корпуса, а также для рук исполнителя. Опора корпуса на ноги, передается от головы и плечевого пояса - через область поясницы - на группы мышц тазовой части корпуса, тазобедренных суставов и ног.
Первичные действия, на основе которых воспитывается ощущение точек опоры рук у музыкантов, играющих на любом инструменте, идентичны. В основе лежат ощущения взаимодействия крайних точечных зон: зоны мышечных групп лопаток - с одной стороны, и кистей и пальцев - с другой. В то же время практическое решение этой проблемы для каждой из рук зависит от специфики музыкального инструмента.
Так как руки являются неотъемлемой частью корпуса, в процессе игры на любом музыкальном инструменте все перечисленные точки опоры должны функционировать как единая система. Это дает исполнителю возможность предельно концентрировать двигательные усилия (нагрузки) на группах силовых мышц, расположенных в области спины - плечевого пояса и особенно ног. Концентрация усилий всех точек позволяет играющему легче отобрать целесообразные движения, значительно свободнее управлять процессами напряжений и расслаблений. У исполнителя появляется возможность постоянно амортизировать мышечные группы плечевого пояса, расслаблять их в процессе игры.
Воспитание единой системы точек опоры помогает также достижению большей точности координирующих движений рук. В то же время отсутствие взаимодействия между точками опоры в процессе игры, разбросанность их усилий не дает возможности играющему концентрировать оптимальные усилия в едином силовом центре. Разбросанность усилий каждой из рук неизбежно приводит к их излишнему напряжению, а, следовательно, негативно отражается на качестве исполнения.
Подробнее обоснование и описание упражнений, способствующих воспитанию необходимых ощущений и действий при постановке корпуса, будет дано в Ш части книги.
Глава 3
Проблемы постановки рук
Следующий этап постановочного периода - разобщенная постановка рук - самый ответственный момент постановочного периода, который требует строго учитывать физиологические закономерности двигательных действий рук.
Напомним, что приступать к работе над постановкой рук следует только после специальной подготовки корпуса ученика. Важнейшие условия этого процесса: нахождение обоснованных ранее оптимальных точек опоры для корпуса и рук, а также воспитание взаимодействий верхней и нижней частей корпуса, мышечных групп плечевого пояса, области поясницы, тазовой части корпуса и тазобедренных суставов. На наш взгляд, даже в современной методической литературе проблеме предварительной двигательной подготовки ученика уделено недостаточно внимания.
Предлагаемая система постановки рук требует большой аккуратности. Недостаточно точное действие одного из звеньев цепи ведет к нарушению всей системы и самым негативным образом влияет на качество игры исполнителя. Воспитание всех перечисленных двигательных действий рук следует веста строго последовательно, добиваясь их максимального единства.
Рука, ее значение в жизнедеятельности человека; специфические особенности ее двигательных действий
1. Рука “ наиболее сложная по строению и самая подвижная часть корпуса. Система руки насчитывает 17 весьма подвижных суставов, причем 15 из них приход ятся на зону кисти и пальцев - наиболее подвижную в системе руки, и имеют исключительное значение во всех ее действиях.
2. В отличие от других частей корпуса, имеющих конкретные точки опоры на ноги, рука не имеет подобных точек и находится в постоянно подвешенном состоянии. Отсутствие конкретных точек опоры и очень большая подвижность всех частей руки провоцируют ее тенденцию к совершению изолированных локальных действий и служит основной причиной нарушений взаимодействий всех частей функционирующей руки.
3. Мышечные группы частей руки весьма различны по своим физическим возможностям: от весьма сильных - зона лопатки, плечевого сустава и плечевой части руки, до весьма слабых - зона кисти и пальцев, не выдерживающих значительные физические нагрузки. Исключительная роль кистевого сустава и пальцев в действиях руки, а также очень большая их подвижность провоцируют их фетишизацию, что неизбежно приводит к нарушению взаимодействий между игровой и силовой зонами руки. Отрыв двигательных действий зоны слабых мышечных групп от зоны сильных также приводит к постоянным мышечным перенапряжениям.
Дня того, чтобы правильно организовать двигательный процесс начинающего ученика, необходимо не только знать основные причины, вызывающие указанные негативные явления, но и уметь их нейтрализовать в процессе работы над первоначальной постановкой. В этом и заключается основная задача педагога в предпостановочный и постановочный периоды занятий.
Суммируя вышеизложенное, подчеркнем, что основные положения, которыми необходимо руководствоваться педагогу в работе над начальной постановкой, заключаются в том, что, приступая к обучению ребенка музыке, необходимо в первую очередь учитывать характерную дня его возраста разбалансированность действий руки. В этой связи первое действие педагога - собрать все изолированные части руки в единую двигательную систему, организовать их синхронные действия, что,
как показывает практика, процесс весьма сложный. Важно также помнить, что фетишизация действий кистевого сустава - явление довольно частое в музыкальной педагогике - усугубляет его изоляцию от всех частей руки, расбалансирование всей системы руки и ее напряженное состояние. Столь же важно помнить, что од на из основных причин напряженного состояния руки в процессе ее игровых двигательных действий - неправильный, с точки зрения физиологии, подъем руки непосредственно вперед.