Спортивная эстафета «турстарты»
СПОРТИВНАЯ ЭСТАФЕТА «ТУРСТАРТЫ»
Цель: знакомство с таким видом спорта, как туризм, пробуждение интереса к занятию туризмом, воспитание навыков взаимовыручки и взаимопомощи.
Теоретическое обоснование
Начиная с 10-11 лет можно и нужно начинать знакомить детей с туризмом, т.к. романтика походов с ночными кострами, ночевкой в палатках, рассказы старшеклассников об интересных случаях, происшедших с ними в походах, уже наверняка пробудили интерес к этому виду спорта. Смоделировав в игровой форме ситуацию, подобную походной, мы в самом элементарном виде знакомим ребят с тем, что их может ожидать в походе, чтобы дети могли затем более серьезно изучать основы туризма. К тому же данную эстафету можно рассматривать и как просто одну из форм организации летнего детского досуга.
Описание эстафеты
Эстафета командная, рассчитана на 2-3 команды по 8-10 человек. Перед каждым этапом эстафеты командам дается вводная, «привязывающая» каждый этап к походной ситуации. Функцию жюри может выполнять ведущий, но лучше для этой цели пригласить 3-4 человека, например из числа известных школьных туристов-старшеклассников, чтобы придать эстафете значимость.
1 этап. Командам объявляется, что это - разминочной этап, но в то же время объясняется, что во время похода могут встретиться различные препятствия и только дружная команда сможет их преодолеть. Вот сейчас и предлагается проверить: какой ширины овраг общими усилиями смогут преодолеть команды. Каждый участник команды прыгает с места без разбега, следующий участник прыгает с того места, на которое приземлился предыдущий и т. д. Побеждает та команда, которая прыгнет дальше других.
2 этап. Командам объявляется, что начинается сбор в поход, и каждой команде вручается рюкзак. Рюкзак играет роль эстафетной палочки, но на определенном расстоянии от команд сложены вещи, необходимые в походе. Каждый участник подбегает с рюкзаком и укладывает в него только одну вещь, затем передает рюкзак следующему. Побеждает та команда, которая раньше других уложит и перенесет все вещи.
3 этап.Ведущий объявляет, что во время похода перевернулась одна из байдарок и необходимо оказать помощь товарищам. Роль товарищей играют обручи, до которых каждый участник должен добросить веревку. Побеждает та команда, которая совершит больше точных попаданий.
4 этап.Теперь на пути туристов овраг, который можно преодолеть по бревну. Роль бревна играет гимнастическая скамейка, по которой и должны пробежать по очереди все участники команды. Те, кто сделает это быстрее других, и побеждают.
5 этап. Овраг преодолен, и на пути туристов - болото. Перейти его можно только по кочкам, изображать которые будут табуретки. Каждой команде дается по две табуретки, и участники, передвигая их, доходят до определенного места, а затем передают табуретки следующему участнику.
6 этап.Но вот все туристы дошли до привала и поставили палатку, роль которой играет обруч, удерживаемый кем-то из помощников в вертикальном положении. Это и есть вход в палатку. Все участники должны по очереди влезть в нее. Побеждает та команда, которая быстрее окажется в палатке.
7 этап. Теперь - самое время развести костер. Каждому участнику дается по «полену» - небольшой палочке. Из этих палочек участники должны сложить костер (колодец или шалаш) на определенном месте, добегая до него по очереди. Чей костер будет сложен раньше, те и побеждают на этом этапе.
Жюри подсчитывает баллы, определяет победителей и вручает призы. И, конечно, объявляет, что победители скоро смогут проверить полученные навыки в настоящем походе.
Камакин О.Н.,
заместитель директора по воспитательной
работе, школа № 1, г. Волжск. Республика Марий Эл
ЦВЕТОЧНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ
Для игры надо приготовить ручки, бумагу, фломастеры или карандаши. Можно проводить несколько вариантов игры.
Например:
Участникам даются листы бумаги с нарисованной примерной картой-схемой местности, на которой проводится игра, и даются названия растений. Каждый участник должен за как можно более короткий срок найти на местности места наибольшего скопления этих растений и нанести эти места на карту-схему.
Другой вариант:
На карте-схеме обозначается место, где растут какие-либо растения, а участники должны найти это место и узнать, что это за растения. Также можно дать детям вместо названий рисунки растений и дать задание нанести место их расположения на карту-схему.
Могут быть и другие варианты, все зависит от фантазии того, кто проводит игру. Главное определить территорию, на которой проводится игра, с таким учетом, чтобы дети не заблудились.
ЭКОЭСТАФЕТА
Участники игры получают маршрут, на котором их ждут следующие этапы:
1. Голоса птиц.
2. Мир насекомых.
3. Красная книга (охраняемые растения).
4. Деревья-великаны.
5. Лесное кафе (съедобные растения).
6. Грибы.
Идя по маршруту, участники на каждом этапе выполняют задания:
· определяют птиц по голосам;
· находят насекомых и либо определяют их, либо зарисовывают;
· записывают встретившиеся им съедобные или охраняемые растения, грибы (съедобные и несъедобные);
· записывают названия и примерный размер крупных деревьев.
Эстафета может проходить поэтапно. Там, где растут грибы или есть скопления насекомых, находится руководитель этапа, который дает командам задание и оценивает их выполнение. А можно сделать интереснее - дать командам все задания в начале эстафеты, сообщить им маршрут, по которому они должны пройти, и на всем протяжении маршрута самостоятельно выполнить эти задания. Так у детей будет развиваться наблюдательность.
ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ
В игре может участвовать от 5 до 10 человек. Все играющие встают в хоровод. Место каждого игрока - это какая-либо профессия: водитель автомашины, врач, библиотекарь, продавец и т. д. Каждый участник должен сказать, какую помощь природе он может оказать на своем месте. После того, как все игроки назовут свой вариант помощи, они делают шаг по кругу и таким образом меняются местами, а значит и профессиями, и вновь должны сделать то же самое, но не повторять то, что сказал предыдущий игрок. Тот, кто не сумел назвать новый вариант помощи природе, выбывает из игры вместе со «своей профессией». Побеждает тот, кто останется последним. А следит за тем, чтобы не было повторов, ведущий или другие дети - они могут быть различными «представителями» природы.
Возможные варианты профессий и их помощь природе.
Водитель: не мыть машину на берегу рек и озер; не превышать скорости, если дорога проходит по лесу, чтобы не задавить никого из животных; следить, чтобы из машины не вытекал бензин и масло.
Библиотекарь: сделать выставку книг об охране природы, об исчезающих растениях и животных; сдавать старые газеты и журналы в макулатуру; призывать к этому читателей.
Директор издательства: публиковать статьи об охране природы; печатать свое издание только на бумаге, изготовленной из макулатуры.
Продавец: торговать только экологически чистыми товарами; упаковочную бумагу и картон сдавать в макулатуру.
Воспитатель детского сада: рассказывать детям о природе и о том, почему ее надо охранять; гуляя с детьми в лесу, парке, на лугу, не давать ломать деревья и кустарники, вытаптывать цветы.
ЭНДЕМИКИ И РЕЛИКТЫ
Справка (энциклопедический словарь): Реликты- это виды растений и животных как пережитки флор и фаун минувших эпох. Эндемики - виды растений и животных, свойственные относительно небольшой территории.
В начале игры надо объяснить детям, что такое эндемики и реликты. Игра командная, в ней принимает участие 2 команды по 5-10 человек. Может проводиться также и на уроке экологии, занятии экологического кружка и т. п.
Команды состоят из представителей эндемиков и реликтов, одна команда - растения, вторая - животные. Каждый участник команды имеет определенный вид - черника, выхухоль и т. п. Ведущий зачитывает описание видов поочередно, в первую очередь для растений, затем для животных. А участники команд, к которым обращается ведущий, должны узнать «себя». Если команда, к которой обращается ведущий, не отгадала, кто из участников был назван, может ответить команда противников. За правильный ответ дается 1 балл, за отсутствие ответа – 0.
Игра идет до тех пор, пока не прозвучат описания каждого участника команд. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
ЗООГЕОГРАФИЯ
В игре участвуют до 10 человек. По кругу ставятся стулья по количеству участников. Ведущий закрепляет под стульями или на стульях карточки с рисунком или названием животного и объявляет, что участники отправляются в путешествие по странам и континентам. Участники бегут вокруг стульев под музыку, как только заканчивается музыка, они садятся и таким образом выбирают себе животное. Каждый участник, узнав свое животное, должен как можно больше о нем рассказать. Когда все участники расскажут о своих животных, сами участники либо зрители определяют материк или страну, по которой они шли. Тот участник, который меньше других рассказал о своём животном либо неправильно назвал материк или страну, - выбывает из игры вместе со своим стулом. Ведущий продолжает игру, сменив карточки. Каждый этап игры посвящен одной стране либо материку. Побеждает один или несколько участников, которые пройдут все этапы, т.е. материки игры. Музыку для участников также можно подобрать по географическому признаку.
СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Человечество, увлекшись научно-техническим прогрессом, напрочь забыло, что каждое его достижение больно ударяет по природе. Загрязнение окружающей среды, уничтожение птиц, растений, животных влечет за собой опасные последствия и для человека. К сожалению, человек не задумывается о последствиях своей деятельности. Предлагаемый вариант экологического занятия с детьми поможет заострить их внимание на актуальных природных проблемах. Занятие проводится в виде судебного процесса над человеком. Конечно, требуется предварительная подготовка. Необходимо выбрать обвинителя, защитника, обвиняемого, свидетелей с обеих сторон, судью и присяжных заседателей.
Обязанности участников:судья - ведет судебный процесс, предоставляет слово по очереди защите и обвинению.
Обвиняемый - это собирательный образ человека, уничтожающего природу. Он может не только оправдываться и выслушивать обвинения, но и вносить предложения по устранению причин обвинения.
Обвинитель- природа, заранее готовит и предъявляет факты нанесения вреда природе человеком. В зависимости от того, какие факты предъявляет обвинитель, защитник готовит свидетелей обвинения.
Защитник - это может быть просто человек, это может быть собирательный образ - цивилизация, прогресс и т. п. Он готовит свидетелей защиты, в зависимости от фактов, которые предъявляет природа. Конечно, обвинение и свидетелей защиты надо готовить заранее.
Свидетели обвинения - сообщают суду конкретные факты нанесения вреда природе.
Свидетели защиты - отвергают или оправдывают обвинения.
Присяжные заседатели - выносят решение в конце суда, обязательно аргументируя его.
Процесс, например, может проходить следующим образом:
Обвинитель - природа - говорит о том, что человек не имеет право на жизнь, т.к. он отравил реки сточными водами, загрязняет воздух выхлопными газами автомобилей, дымом от сжигания мазута, убивает животных из-за меха и т. п.
Выступают свидетели обвинения. Рыбы рассказывают о том, как они погибают. Растения, птицы - о невозможности дышать воздухом, загрязненным ядовитыми веществами. Животные рассказывают о том, как их убивают из-за меха.
Свидетели защиты защищаются. Например: писатель, журналист газеты говорят о невозможности жить без бумаги; директор ТЭЦ - о необходимости тепла для людей; автовладелец - о необходимости транспорта как средства передвижения человека; охотник - о необходимости теплой одежды зимой.
После выступления свидетелей слово предоставляется человеку. Он может просто согласиться и признать вину, может подтвердить необходимость совершаемых действий, но может сказать, что он уже предпринимает и что готов предпринять для охраны природы. Сразу же в зале суда он может, например:
· охотника сделать директором зверофермы - он не будет убивать диких животных в лесу, а будет разводить их для своих нужд.
· директору ТЭЦ предложить перейти на другую энергию - солнца, ветра.
· автовладельцу перейти на газ и т. д.
Природа принимает или не принимает предложения, обосновывая свой отказ. Может спрашивать у обвиняемого, почему это не было сделано раньше и т. п.
Затем суд присяжных выносит приговор. Судья может согласиться с ними или нет, обязательно указав причину своего решения.
Конечно, данное занятие будет результативным при серьезной подготовке к нему, при достаточном количестве экологических знаний у участников «судебного процесса». Выступления свидетелей обвинения можно дополнять видеоматериалом, который можно заказать в Российском отделении Гринпис по адресу: 101428, Москва, ГСП-4, Гринпис России.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЕРПАНТИН
Подготовка к игре:необходимо разделить детей на команды. Оптимальное количество команд 4-5, детей в командах - до 8 человек.
Материальное обеспечение:жетоны зеленого, красного и синего цвета, маршрутная карта, призы.
Описание игры
Игра проводится на любой подходящей местности. Все команды получают маршрутную карту, на которой указано местонахождение только одной станции (причем у всех команд своей). При прибытии на станцию команда получает задание с несколькими вариантами ответов.
При правильном ответе команда получает зеленый жетон и судья на этой станции показывает направление пути на следующую станцию.
При неправильном ответе команда получает красный жетон и ей указывают другое (неправильное) направление, где их встречают лешие, кикиморы и т. п. Они отбирают у команды маршрутную карту и требуют откупиться: либо отдать зеленый жетон, либо поработать на благо Земли. За работу дается синий жетон, и за него выкупается карта.
Заранее готовятся различные формы работы: уборка мусора, посадка деревьев и т. п. Назначается несколько групп сказочных персонажей, чтобы они находились в разных местах.
Вернув маршрутную карту, нечистая сила предлагает команде вернуться на станцию, на которой они потерпели неудачу, и попробовать свои силы еще раз. По окончании игры команды сдают жетоны, и определяется победитель.
Варианты станций и заданий
(звездочкой отмечены правильные ответы)
Станция «Птицы»
Наука, изучающая птиц, называется?
- Кинология
- Орнитология*
- Энтомология
Какая птица выводит птенцов зимой?
- Филин
- Клест*
- Стриж
- Стерх
Какая птица летает на высоте до 4500 метров?
- Ворона
- Журавль*
- Голубь
- 4. Орел
Какая птица умеет бегать под водой?
- Чайка
- Гагара
- Оляпка*
- Зимородок
Станция «Насекомые»
Назовите самого крупного паука.
- Птицеед*
- Каракурт
- Тарантул
Кто слышит ногами?
- Сверчок
- Таракан
- Кузнечик*
Какая из этих бабочек самая маленькая?
- Моль*
- Стеклянница
- Шелкопряд
Станция «Грибы»
Назовите самый ядовитый гриб.
- Мухомор
- Бледная поганка*
- Желчный гриб
- Сатанинский гриб
Какой из этих грибов является пластинчатым?
- Рыжик*
- Белый гриб
- Подберезовик
Какой гриб разлагает полезную древесину и считается вредным?
- Подберезовик
- Опенок*
- Груздь
Станция «Воздух»
При увеличении этого газа в составе воздуха можно умереть от удушья?
- Кислород
- Азот
- Углекислый газ*
Станция «Лес»
Вокруг крупных городов необходимо большое количество лесов, для чего?
- Для красоты
- Для очищения воздуха*
- Для того, чтобы селились птицы и животные
- Для дров
Какое дерево дольше живет?
- Береза
- Осина
- Дуб*
- Ель
На вырубках раньше всех вырастает
- Береза*
- Клен
- Сосна
Станция «Вода»
Наиболее загрязненное озеро?
- Глухое
- Яльчик *
- Конан-ер
Какое море пересыхает из-за деятельности человека?
- Каспийское
- Азовское
- Аральское*
По какому животному можно определить чистоту озер и рек?
- Уж
- Рак*
- Лягушка
Станция «Животные»
У какого животного глаза вращаются на 360 градусов?
- Хамелеон*
- Крокодил
- Черепаха
Самое большое животное республики Марий Эл?
- Кабан
- Медведь
- Лось*
Какой зверек все зиму спит вниз головой?
- Еж
- Летучая мышь*
- Барсук
Станция «Земля»
Овраги портят землю. Как не дать им увеличиться?
- Засыпать землей
- Посадить на склонах деревья*
- Делать в них свалки
Нитраты в овощах образуются от того, что в земле много
- Минеральных удобрений*
- Воды
- Органических удобрений
Когда проводится День Земли?
- 19 мая
- 8 марта
- 22 апреля*
- 1 мая
КНИГА ЖАЛОБ ПРИРОДЫ
Данная игра дает возможность детям самим найти формы и методы природоохранной работы по тому или иному направлению, расширить знания в области биологии и экологии.
Игра командная, состав команд – 4-6 человек, играть могут одновременно 2-4 команды. Жюри может состоять из сказочных героев, зверей (конечно, это переодетые взрослые или старшеклассники), а могут быть и серьезные люди - биологи, лесничие и т.п.
В ходе игры команды перевоплощаются: становятся то птицами, то растениями, то вновь людьми. Оценивается фантазия детей, обоснованность ответа, нестандартность подхода.
Задание 1
Командам предлагается защищаться. Ведущий говорит, что в адрес команд поступили жалобы, предварительно объявив, кем становится каждая из команд. Например:
· первая команда - совы,
· вторая команда - лисы,
· третья команда - мыши,
· четвертая команда - медведи.
Следующие жалобы:
· На сов жалуются мыши: пернатые хищники ночью нападают на них.
· На лис жалуются мыши: лисы откапывают их из снега и уничтожают.
· На мышей жалуются люди: мыши портят продукты.
· На медведей жалуются дикие пчелы: медведи поедают их мед.
Команды должны за 2-3 минуты оправдать свое поведение.
Задание 2
Команды сами жалуются. Можно оставить командам их роли, а можно и сменить. Например: первая команда в качестве сов должна доказать, что мыши вредны и они поступают правильно. Конечно, повторения ответа из 1 задания нежелательны.
Могут быть следующие задания:
1 команда - люди жалуются на комаров, мышей и т. д.
2 команда - овцы жалуются на людей, волков, собак.
3 команда - медведи жалуются на пчел, которые не дают им меда, на людей и т. д.
Задание 3
Команды жалуются друг на друга заранее придуманными жалобами. Например, 1 команда жалуется на 2, 3, 4. Каждая команда, получившая жалобу, защищается, затем команды меняются местами.
Задание 4
Командам дается представитель животного или растительного мира, а участники команд перечисляют: на кого и на что он может жаловаться.
Например:
· комары - на людей, рыб, лягушек, птиц (за уничтожение), на различных животных за то, что не дают пить кровь;
· полевые цветы - на людей, травоядных животных, пчел (за сбор нектара) и т.д.
Задание 5
Жалоба на людей. Все команды становятся людьми и получают от природы жалобы на те или иные действия. Команды должны придумать, как сделать так, чтобы таких жалоб не было, как они могут исправить ситуацию.
Например:
Жалуются леса на то, что их вырубают. Люди, могу предложить следующие действия: посадка леса, сбор макулатуры, использование пластмасс вместо древесины и т.д.
Жалуются рыбы на загрязнение рек и рыбную ловлю. Команды могут предложить борьбу с браконьерами, строительство очистных сооружений, спасение рыбьей молоди из пересыхающих водоемов.
Задание 6
Командам предлагается представить, что жалоба, поданная каким-либо видом животного или растительного мира, не была услышана и он исчез. Необходимо подумать: кто от этого пострадает и как. Предварительно можно рассказать о том, как в Китае уничтожили всех воробьев и т. п.
Ведущий в процессе игры дополняет ответы участников и подводит их к выводу, что все в природе взаимосвязано и исчезновение одного вида повлияет на весь животный мир.
И конечно, надо подумать, чем будут заняты паузы, пока команды готовятся. Это может быть показ слайдов о природе родного края, видеофильмов об охране природы, чтение стихов о природе и т. п.
Я ХОЧУ БЫТЬ БЕРЕНДЕЕМ!
В начале игры необходимо рассказать детям о том, кто такие берендеи. О том, что только человек, любящий и охраняющий природу, может носить это звание, о необходимости жить в гармонии с природой, не нарушать природного равновесия.
В игре принимают участие команды по 5-6 человек, команд может быть 2-3.
Для игры необходим волчок со стрелкой - указателем, вокруг которого располагаются карточки в виде листьев деревьев с категориями заданий и вопросов, их может быть 6-8.
Возможные варианты этих категорий:
- Птицы.
- Лес.
- Звери.
- Лекарственные травы.
- Браконьеры.
- Грибы.
- Насекомые.
- Не навреди.
Представители команд по очереди вращают волчок и таким образом выбирают себе категорию заданий, а ведущий задает вопросы или дает задание. Команда через минуту должна ответить на вопрос или выполнить задание. За правильный ответ или правильно выполненное задание дается один балл. Игра идет до 6 баллов.
В конце игры победителям вручаются призы. Это могут быть удостоверения «берендеев», дипломы в виде листьев и многое другое, что вы нафантазируете. Примерные задания и вопросы:
Птицы
- Что можно заготовить в лесу для подкормки птиц зимой? (Семена репейника, веники из лебеды, ягоды рябины, боярышника, семена ясеня, конского щавеля.)
- Ребятам предлагаются различные предметы, а они должны показать, как из них сделать кормушки.
- Можно предложить ребятам рисунки птиц и птичьих гнезд, а они должны расположить их друг за другом правильно.
Лес
- Дается несколько вырезанных из бумаги листьев деревьев, разрезанных на несколько частей, а дети должны собрать их и назвать деревья.
- От чего защищает лес поля? (От оврагов и суховеев.)
- Почему для посадки леса нельзя использовать семена с больных деревьев? (Только из здоровых семян вырастут здоровые деревья.)
Звери
- Почему нельзя брать домой из леса зайчат, ежат, и других зверей? (Потому что их дом - лес, а звери привыкают к человеку, отучаются самостоятельно добывать пищу, прятаться от врагов, и если их потом выпустить на волю они погибнут.)
- Как можно помочь зверям зимой? (Можно подкармливать лосей, оленей, косуль сеном и вениками, запасенными летом.
- Можно предложить по рисункам следов определить животных.
Лекарственные травы
- Какие растения можно использовать при простуде? (Липовый цвет, душицу, шиповник, мать-и-мачеху, малину.)
- Из каких ядовитых растений готовят лекарства? (Белена, дурман, белладонна, вороний глаз.)
- Какое растение используют для лечения небольших ран? (Подорожник.)
Браконьер
- Почему нельзя ловить рыбу весной? (Она нерестится.)
- Где нельзя охотиться? (В заповедниках и других особо охраняемых местах.)
- Какой вред наносят браконьеры с топором? (Делают самовольные вырубки леса.)
Грибы
- Почему нельзя топтать мухоморы? (Ими лечатся звери.)
- Какой зверь запасает грибы на зиму? (Белка.)
- Почему в сухую погоду грибов в лесу нет, а после дождей их много? (Грибы питаются гниющими органическими остатками, а эти вещества гниют только тогда, когда в лесу много влаги.)
Насекомые
- Какую пользу приносят муравьи? (Уничтожают насекомых-вредителей.)
- Как по поведению муравьев узнать о приближении дождя? (Муравьи прячутся в муравейник и закрывают входы в него.)
- Почему надо беречь шмелей? (Они самые полезные дикие опылители растений.)
- Почему нельзя ловить жуков-оленей? (Они стали редкими насекомыми.)
Не навреди
- Почему нельзя брать яйца из гнезда птиц? (Птица может оставить гнездо.)
- Почему нельзя рвать первоцветы -г подснежники, ландыши и др.? (Многие из них стали редкими и занесены в Красную книгу.)
- Почему нельзя собирать лекарственные травы на одном месте несколько лет подряд? (Чтобы они не исчезали, а успевали восстанавливаться.)
РАДУГА
Участники игры
2 команды по 5-6 человек из учащихся 5-7-х классов.
Описание игры
Вкачестве ведущих выступают сказочные герои и лесные жители: Старичок-Лесовичок, Подснежник, доктор Айболит, Водяной или Русалка, Крот, Бабочка, Дятел.
Эти же герои выступают в качестве жюри и за выполнение задания дают командам какой-либо предмет - шишку, лист дерева и т. д.
Ведущие появляются по очереди и задают свои задания командам.
- Старичок-Лесовичок. Просит нарисовать природоохранные знаки. Например, на темы: «Осторожно, первоцветы!», «Внимание, муравейник!», «Рубить деревья запрещено» и т. д.
- Подснежник. Просит придумать текст листовки - обращения в защиту первоцветов.
- Доктор Айболит. Просит составить рецепт из лекарственных трав от простуды, порезов, расстройства желудка и т. п.
- Русалка или Водяной. Раздает командам карточки с названием рыболовных снастей: надо определить, какие снасти - браконьерские.
- Крот. Предлагает на ощупь определить ветки деревьев.
- Бабочка. Показывает рисунки цветов и просит показать редкие, занесенные в Красную книгу.
- Дятел. Предлагает из заготовок сделать скворечники или кормушки.
Конечно, каждый из ведущих сначала представляется, рассказывает о себе и
о своих друзьях: Бабочка о цветах, Дятел о птицах, Водяной о рыбах и т. д. Пока команда готовит задания, ведущие загадывают загадки или задают вопросы о лесе, цветах, птицах, животных.
Примерные вопросы
- Какой цветок зацветает первым? (Мать-и-мачеха.)
- Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка.)
- Какая птица носит название танца? (Чечетка.)
- У какого хвойного растения осенью опадает хвоя? (Лиственница.)
- Сколько лет живет брусника? (300 лет.)
- Какая птица может бегать по дну водоема? (Оляпка.)
- Кит - это рыба? (Нет, млекопитающее.)
- Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка.)
- Какое растение используют для лечения мелких ран? (Подорожник.)
- Растет ли дерево зимой? (Нет.)
А заканчивается игра аукционом песен. Команды по очереди поют один куплет песни, где есть слова о лесе, цветах, деревьях. Например: «В лесу родилась елочка...», «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина...», «Во поле березонька стояла...»
Мизулин СВ.,
аспират, кафедра теории и истории педагогики. г. Кострома
Легенда
В первый день реализации программы на вечернем сборе у общего костра инструкторы рассказывают легенду, которая погружает детей в необычную атмосферу, создает определенный настрой участников на игру:
«Для большого перехода к Великим Озерам собрались лучшие воины и скво из различных племен. Каждый из них, несомненно, в своем племени являлся величайшим героем, совершившим немало подвигов. Теперь же им всем придется жить вместе, есть у одного костра, жить в одном типи, словом, они долясны стать новым племенем. Сейчас у этого племени нет имени, о нем не знают старейшины, какое оно. Лишь от воинов и скво этого нового племени будет зависеть, какая легенда сложится о них, какими словами будут говорить о них потомки. Ведь большой переход - это не просто поход к Озерам, это - поход за подвигами. У каждого будет шанс проявить себя. Только сам воин определит для себя, что для него подвиг, а что - просто поступок. Но только все племя примет решение о награждении воина пером. А теперь, племя без имени, мы начинаем жить...»
Место
Программа «Следопыт» небольшая по количеству участников, в ней участвуют тридцать детей от двенадцати до семнадцати лет и четыре взрослых инструктора, а также два работника национального парка: проводник и экскурсовод. Проводится программа во время летних каникул, площадкой «Следопыта» выбран национальный парк «Марий Чадра», (Республика Марий Эл). Окружение дикой девственной природы создает условия для более глубокого погружения в контекст программы, учит участников жить в гармонии с природой, ценить и уважать лес и его дары.
«Лес наш друг. Он сделал шаг нам навстречу, он дал нам дрова для костра, материал для наших луков. Пришло время сделать шаг навстречу лесу. Так говорю вам я - Шаман, чье имя неизвестно ни одному воину племен».
Имя
Интересным моментом программы является момент выбора воином или скво имени. В «Следопыте» участники живут и называют друг друга игровыми именами. Но в отличие от других программ, в «Следопыте» выбор имени превращен в настоящий ритуал, имеет большой смысл для ребенка, и иногда для принятия решения, какое же имя взять, участнику требуется прожить всю программу. Но это,скорее, исключение из правил, нежели закономерность. Практически все дети выбирают себе игровое имя на второй-третий день программы.
Происходит это во время путешествия к соснам - огромному участку парка, засаженному мачтовыми соснами. В этом месте, на берегу реки Шаман (один из взрослых инструкторов) рассаживает детей в круг и рассказывает легенду о безымянном воине, который не мог отвечать за свои поступки, так как не знал, кто он. Потом он предлагает участникам первое в программе испытание - вернуться в лагерь (это путь около трех километров) по одному, причем во времени не ограничивает, но просит внимательно наблюдать за лесом, рекой, тропой, слушать природу.
«Природа знает все о нас. Природа может ответить на любой наш вопрос. Главное - увидеть знаки, которые она подает. Задайте себе вопрос, воины и скво, и когда будете готовы, направляйтесь обратно в лагерь. Если вы будете чутки и внимательны, то обязательно получите от природы ответ на свой вопрос. Так говорю вам я - Шаман, чье имя неизвестно ни одному воину племен».
Вечером дня первого испытания на вечернем совете у общего костра участники по кругу представляются именами, которые выбрали.
«Я - Барсук, Стремящийся К Победе. Я выбрал себе тотемного животного барсука, потому что слышал, что они, попав в ловушку, отгрызают себе хвост, но не сдаются. А почему Стремящийся К Победе? Потому что я в жизни игрок. И как любой игрок, я стремлюсь побеждать. Стремящийся к победе проигрывает тогда, когда останавливается. Я не люблю проигрывать». Степан, 15 лет.
«Я выбрала себе имя Птица, Скользящая Над Водой. Когда я возвращалась от великих сосен, то вышла на песчаную косу, к самой воде. Там река расширяется, и течение у нее замедляется, вода тихая и прозрачная. Я остановилась и долго смотрела на речную гладь, а потом заметила птицу, которая летела над самой водой. Она даже не летела, а именно скользила, плавно и неторопливо. Мне очень понравилось это зрелище, в нем, мне показалось, было много спокойствия и гармонии с природой. Я тоже в жизни очень спокойный, уравновешенный человек. А гармонии с лесом я научусь здесь. Поэтому я выбрала себе такое имя». Наталья, 17 лет.
Свобода
Участнику предоставляется практически полная свобода выбора: в приготовлении пищи, выборе палатки, занятий. Инструкторы здесь выступают более в качестве консультантов, нежели организаторов жизнедеятельности. Один из принципов программы - участник свободен в выборе деятельности. Свобода выбора понимается в «Следопыте» не как вседозволенность, а как понимание последствий выбора и готовность ребенка нести ответственность за эти последствия. Второй принцип «Следопыта» в отношении свободы выбора: свобода выбора заканчивается тогда, когда это перестает быть безопасным для жизни.
Свобода выбора проявляется и в том, что в программе не существует определенного распорядка дня, нет подъемов и отбоев, как в традиционных лагерях, есть так называемое «тихое время», которое наступает после одиннадцати вечера, когда участников просят соблюдать тишину. Можно сидеть у костра, общаться, но не допускается громких возгласов и криков.
План
У «Следопыта» нет плана-сетки смены, в привычном ее понимании. Существует план проведения программы, состоящий из трех частей:
- заезд, первая стоянка лагерем (4 дня);
- пеший переход к Великим Озерам (5 дней);
- вторая стоянка лагерем, отъезд (5 дней).
Нет в программе расписаний мероприятий и дел. Конечно, существует ряд моментов, которые специально организуются, планируются инструкторами заранее, например: военные игры на местности или психологические тренинги на сплочение группы. Но и они не навязываются, а предлагаются как один из возможных вариантов деятельности, неких испытаний для племени.
Испытания
Остановимся на этих испытаниях подробнее, так как мы с данной формой получения ребенком индивидуального социального опыта встретились впервые, и она показалась нам довольно интересной. Итак, военные игры на местности. В программе «Следопыт» эти игры называются тактическими играми и, можно сказать, именно они являются стержнем программы, делают ее столь привлекательной для подростков. В основу тактических игр положены игрь:, реально существовавшие в индейских племенах Дикого Запада. Нам удалось познакомиться с такими играми, как «Три тотема», «Караван», «Граница», «Найди вождя», «Озерные и лесные» и т. д. Эти игры реализуют две возрастные потребности подростков: двигательную и коммуникативную. В процессе игры участникам приходится довольно много общаться друг с другом, разрабатывать тактику своей деятельности.
Несмотря на то, что взрослые тоже участвуют в играх, вся инициатива отдана детям. Участие в играх взрослых нисколько не уменьшает активность детей, скорее наоборот, увеличивает их желание победить. Победа над более сильным противником, который тоже, надо заметить, играет в полную силу, намного приятнее. Особый восторг у детей вызвала игра «Найди вождя», где, по правилам, им необходимо было найти взрослых в лесу. Каждый инструктор имел при себе опознавательный знак (платок определенного цвета, веточку какого-нибудь дерева на поясе и т.п.), участники, разделенные на команды (количество команд равно количеству вождей), знали про опознавательный знак вождя, которого они должны найти, но не знали, у кого из четырех он находится. Задача их усложнялась еще и тем, что сперва они должны были найти нужного им вождя, а потом попытаться поймать его, но никто из взрослых, имеющих достаточный опыт укрывания в лесу, не собирался им поддаваться. Однако, как было уже сказано, чем сложнее задача, тем слаще вкус победы.
Дети, после нескольких неудачных попыток поймать вождей микрогруппами, собрались и разработали, как оказалось впоследствии, очень эффективную тактику. Они объединились в одну большую команду, и все вместе решили прочесывать лес, отлавливая вождей по одиночке и передавая их потом тем,