Взаимосвязи показателей двигательной системы, соматических характеристик и психомоторных функций детей 8 – 10 лет
С целью отбора признаков, отражающих наиболее выраженные индивидуально – типологические особенности двигательной системы детей младшего школьного возраста, был проведен анализ факторной структуры показателей, зарегистрированных в процессе исследования.
В результате применения факторного анализа из 104 показателей мы выделили 30 основных, отражающих особенности двигательного поведения детей младшего школьного возраста, и 9 дополнительных, характеризующих индивидуально-типологические особенности физического развития детей данной выборки.
На основе проверки нулевой гипотезы было показано, что лишь 7 показателей (табл.1) имеют близкое к нормальному распределение: время ПЗМР, время реакции в условиях помех, значения костного компонента, скорость движений в тесте «смена положений» и показатели энергообеспечения (W40 и W900). Поскольку большинство показателей, полученных в ходе исследования, не имеют нормального распределения, возникла необходимость использования непараметрических методов анализа.
Для определения различий в структуре координации движений младших школьников в несвязанных группах, соответственно полу, возрасту, соматотипу, типу нервной системы, особенностям энергообеспечения, применяли непараметрический критерий Манна – Уитни. По полу дети были разделены на группу мальчиков и девочек, по возрасту – на группу младшую (7 – 8,5 лет) и старшую (9 – 10,5 лет). По типу телосложения нами были выделены две группы детей: лептосомная и эурисомная.
По влиянию типа нервной системы на показатели двигательной системы детей разделили на две группы: 1) со средней силы и сильной нервной системой и 2) со средне – слабой и слабой. По типу энергообеспечения дети были разделены на 2 группы: с преобладающим аэробным или анаэробным энергообеспечением.
Результаты анализа по критерию Манна - Уитни показали, что тип нервной системы, телосложения и энергетики детей данной выборки не оказывает влияния на показатели сферы управления движениями, которые, видимо, не вписываются в модель конституциональной (кондиционной) обусловленности двигательных качеств.
Таблица 1.
Описательные статистики показателей соматической сферы
и двигательной системы детей 8 – 10 лет (n=89)
№ | Показатели | Х | σ | CV% | Ме | Квартили | Асиммет. | Эксцесс | |
25% | 75% | ||||||||
Антропологическое обследование | |||||||||
Жировой компонент (F) | 4,66 | 1,92 | 41,19 | 4,50 | 3,00 | 6,00 | 0,53 | -0,39 | |
Мышечный компонент (M) | 4,92 | 1,25 | 25,35 | 4,75 | 4,13 | 5,63 | 0,78 | 0,64 | |
Костный компонент (L) | 2,52 | 1,44 | 57,08 | 3,00 | 1,00 | 3,50 | -0,16 | -0,69 | |
Возраст, лет | 9,06 | 1,00 | 11,06 | 9,00 | 8,00 | 10,00 | 0,01 | -1,23 | |
Индекс массы тела | 13,41 | 2,41 | 18,00 | 12,64 | 11,85 | 14,81 | 1,39 | 2,41 | |
Психофизиологическое исследование | |||||||||
Треморометрия, кас/с* | 1,96 | 1,41 | 71,85 | 1,50 | 0,87 | 2,53 | 1,14 | 0,60 | |
Координациометрия, кас/с | 4,41 | 2,11 | 47,80 | 4,29 | 2,72 | 5,69 | 0,80 | 0,31 | |
ПЗМР, мс | 262,26 | 24,12 | 9,20 | 260,00 | 244,00 | 276,00 | 0,34 | -0,03 | |
Ош. РДО, мс | 22,07 | 3,59 | 16,25 | 22,20 | 20,30 | 24,00 | -0,47 | 0,73 | |
ВР в условиях помех, мс | 337,49 | 21,88 | 6,48 | 340,00 | 321,00 | 352,00 | -0,21 | -0,51 | |
Теппинг-тест, Гц | 5,25 | 1,39 | 26,55 | 5,00 | 4,47 | 5,77 | 1,06 | 1,33 | |
Психомоторное тестирование (КИД-3) | |||||||||
ПД, % | 69,03 | 23,28 | 33,72 | 79,07 | 56,70 | 84,21 | -1,23 | 0,83 | |
ДЦД, с | 0,62 | 0,15 | 24,11 | 0,60 | 0,50 | 0,71 | 0,78 | 0,39 | |
ПДУ, циклы | 1,35 | 0,91 | 67,36 | 0,95 | 0,70 | 2,13 | 0,90 | -0,68 | |
ОК, % | 15,78 | 4,28 | 27,16 | 16,23 | 13,13 | 18,99 | -0,31 | -0,51 | |
Стабилография (тест «Мишень») | |||||||||
V, мм/с | 15,85 | 5,66 | 35,69 | 15,00 | 12,00 | 18,00 | 1,15 | 1,78 | |
Ells, мм2* | 237,23 | 196,51 | 82,83 | 181,00 | 102,00 | 290,00 | 1,49 | 1,73 | |
LFS, 1/мм | 1,92 | 1,05 | 54,67 | 1,70 | 1,10 | 2,70 | 0,79 | -0,17 | |
Очки | 83,94 | 9,52 | 11,34 | 84,00 | 78,00 | 91,00 | -0,56 | -0,33 | |
Двигательное (координационное) тестирование | |||||||||
Ош. «воспр. времени бега», с* | 0,32 | 0,26 | 81,06 | 0,30 | 0,11 | 0,44 | 1,21 | 1,18 | |
Ош.«прыжка в длину на ½», см* | 7,19 | 6,38 | 88,73 | 5,50 | 2,83 | 10,33 | 1,67 | 3,46 | |
«Координационный комплекс»* | 7,00 | 4,80 | 68,59 | 5,00 | 4,20 | 8,34 | 2,10 | 4,53 | |
«Бег к цифрам», с | 12,16 | 1,18 | 9,73 | 12,00 | 11,22 | 12,84 | 0,88 | 1,00 | |
«Смена положений», циклы | 4,79 | 0,80 | 16,74 | 5,00 | 4,25 | 5,50 | -0,27 | -0,15 | |
Разница гладкого и челн. бега,с | 8,08 | 3,31 | 40,93 | 6,80 | 5,90 | 8,10 | 1,47 | 1,04 | |
Статическое равновесие (ГЗ), с* | 17,42 | 18,08 | 103,83 | 10,00 | 7,00 | 20,00 | 2,20 | 4,41 | |
Метание в цель, попадания* | 0,81 | 0,80 | 98,39 | 1,00 | 0,00 | 1,00 | 0,64 | -0,32 | |
«Бег за 10с», шаги | 42,40 | 6,39 | 15,06 | 43,00 | 40,00 | 46,00 | -0,35 | 1,30 | |
Характеристики энергообеспечения | |||||||||
W40, м/с | 3,62 | 0,36 | 10,05 | 3,66 | 3,36 | 3,85 | -0,23 | -0,48 | |
W900, м/с | 2,42 | 0,36 | 14,83 | 2,43 | 2,13 | 2,71 | -0,01 | -0,34 |
Cтруктура двигательной системы младших школьников, по нашим данным, не различается у представителей разных типов нервной системы, типов телосложения, особенностей энергообеспечения, но отлична в зависимости от пола и возраста.
Среди показателей, достоверно различающихся по U-критерию у мальчиков и девочек, были уровень мануального тремора и ошибка пространственного дифференцирования. Влияние возраста выявлено по следующим показателям: уровень тремора в координациометрии, время реакции (ВР) в условиях помех, длительность цикла движения (ДЦД), ошибка коррекции (ОК), количество набранных очков в тесте «Мишень», скорость согласования движений, скорость ориентации в пространстве, статическое равновесие, качество выполнения «координационного комплекса», пространственное дифференцирование и уровень меткости. И половые, и возрастные различия получены по показателю времени ПЗМР.
Анализ взаимосвязей показателей двигательной системы детей в двух группах различных по возрасту (мальчики - n=51, девочки - n=38) и полу (дети 7-8,5 - n=39 и 9-10,5 лет - n=50) проводили на основе вычисления коэффициентов ранговой корреляции Спирмена. Цель корреляционного анализа состояла не только в выявлении внутренних и внешних связей между показателями двигательной системы (рис.1), но и их изменения с возрастом и в зависимости от пола младших школьников.
Большинство корреляционных связей между показателями двигательной системы детей являются средними и слабыми по силе (рис.1), в то время как их количество (рис.2) достаточно велико (72 значимых связи, p<0,05, причем в группе мальчиков – 43, девочек – 54, детей 7-8,5 лет – 28, детей 9 – 10,5 лет – 44 связи). С возрастом (от 8 к 10 годам) и в группе девочек наблюдаем нарастание силы и количества корреляций среди ряда показателей двигательной системы.
1 - Треморометрия,кас/с, 2 - Координациометрия,кас/с,3 - ПЗМР, мс, 4 - Ош.РДО, мс, 5 - Время реакции в условиях помех, мс, 6 - Теппинг-тест, Гц, 7 - ПД, %, 8 - ДЦД, с, 9 - ПДУ, циклы, 10 - ОК, %, 11 - V,мм/с, 12 - Ells,мм², 13 - LFS,1/мм, 14 - Очки "Мишень", 15 - Ош."воспр. времени бега", с, 16 - Ош."прыжка в длину на 1/2", см,17 - "Координационный комплекс", 18 - "Бег к цифрам", с, 19 - "Смена положений", циклы, 20 - Разница гладкого и челн. бега, с, 21 – Статическое равновесие (ГЗ), с, 22 - Метание в цель, попадания, 23 - "Бег за 10 с", шаги. |
Рис.1. Корреляционная диаграмма взаимосвязей показателей двигательной системы детей 8 – 10 лет