Человек — часть природы. Человек — член общества (22 ч)
Человек — часть природы: зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Общие представления о строении тела человека. Системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, выделительная система, нервная система. Их роль в жизнедеятельности человека.
Личная гигиена и укрепление здоровья. Значение физической культуры и физического труда для укрепления мышц.
Режим труда и отдыха — основа сохранения и восстановления нервной системы. Вредные привычки и их влияние на развитие детского организма и долголетие жизни человека. Телефоны экстренной помощи.
Человек — член общества. Имя нашей страны - Россия или Российская Федерация. Субъект Российской Федерации, в которой живет ребенок. Основной Закон страны - Конституция России. Права и обязанности ребенка. Государственная власть в России. Президент России.
Практикум
Наблюдения за изменением своего веса, роста, пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки.
Практические работы. Составление режима дня ученика 4-го класса. Оказание первой помощи при легких травмах: простейшая обработка ран, наложение повязок (работа проводится под руководством медицинского работника). Посильное участие школьников в общественно полезной деятельности (распределение обязанностей в классном коллективе, трудовых обязанностей в семье).
История Отечества (20 ч)
Источники изучения истории: летописи, берестяные грамоты, договоры, былины, археологические находки быта и хозяйственной деятельности, другие источники. Древние славяне (территория расселения, жилища, охота, земледелие, верование древних славян). Времена Древней Руси (хозяйственная деятельность древних славян, возникновение древнерусских городов, первые русские князья, былинные герои Древней Руси). Крещение Руси. Вера в Бога и сохранение традиционной обрядовости у разных народов, населяющих Россию. Ярослав Мудрый. Борьба Руси с западными завоевателями. Александр Невский. Возникновение Москвы. Первые московские князья.
Москва как летопись истории России. День Народного единства (К. Минин и Д. Пожарский). Отечественная война 1812 года. Великая Отечественная война. Освоение космического пространства. Важнейшие события, происходящие в современной России.
Практическая работа с картами, помещенными в учебнике. Выступления с докладами перед учащимися 2-3 классов по истории отечества.
7. Тематическое планирование
(270 часов)
I Ч Е Т В Е Р Т Ь Ч А С ОВ | 1 класс (66часов) Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире | 8часов | |||||||||||||||||||||
Цель: знакомство с окружающим миром на уровне различения объектов живой и неживой природы, объектов природы от изделий. | |||||||||||||||||||||||
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Требования к уровню подготовки | |||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные (УУД) | ||||||||||||||||||||||
Знакомство с учебником. Семья. | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальная беседа | Знакомство с различными помещениями, с некоторыми правилами поведения в школе. | Уметь работать с учебником | Различатьформы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах Знать названиесвоего города, улицы, № дома. | ||||||||||||||||||
Где живет семья Ивановых, где живешь ты? | Текущий | Знать главных героев, место их проживания. | |||||||||||||||||||||
Живая и неживая природа | Комбинированный урок | Текущий. Индивидуальный опрос | Как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признак | Называть окружающие предметы и их признаки. Знать названия органов чувств и их функции Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются | Передавать свои впечатления об окружающем мире в рисунках, поделках, устных | ||||||||||||||||||
Мы познаем мир | Оценивать своё и чужое поведения Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в общественных местах. | ||||||||||||||||||||||
Мы познаем мир с помощью органов чувств. | Урок-практикум | Практическая работа | |||||||||||||||||||||
Мы познаем мир с помощью органов чувств. | Урок обобщения | Итоговый | Сравнение групп рисунков с изображениями мира не созданного человеком Наблюдение над окружающим миром природы | Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки. | Использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни. Наблюдать для обогащения жизненного опыта. | ||||||||||||||||||
Что нас окружает | Комбинированный урок | Текущий | Уметь различать объекты живой и неживой природы. | Различать времена года по признакам. Характеризовать времена года. | |||||||||||||||||||
Что нас окружает (урок-экскурсия) | Экскурсия | Фронтальная беседа | Уметь различать объекты живой и неживой природы, выделять из объектов неживой природы изделия человека. | Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года. | |||||||||||||||||||
Живая природа Цель:формирование у учащихся умения различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями; формировать бережное отношение к природе. | 10 часов | ||||||||||||||||||||||
Животные - часть живой природы | Комбинированный урок | Текущий. | Знакомство с группами животных, с их отличительными чертами. | Знать признаки живой природы. | Природные сообщества родного края. | ||||||||||||||||||
Животные - часть живой природы | Различать животных, используя информацию, полученную на уроке | ||||||||||||||||||||||
11-12 | Дикие и домашние животные | Комбинированный урок | Текущий | Отличительные признаки 8-10 животных. Отличительные признаки насекомых | Уметь приводить примеры домашних и диких животных | Передавать свои впечатления об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах. | |||||||||||||||||
Насекомые - часть живой природы | Комбинированный урок | Текущий | Наблюдение и выявление существенных признаков насекомых, пауков. | Определять природные сообщества родного края. | |||||||||||||||||||
Растения - часть живой природы | Комбинированный урок | Текущий | Отличительные признаки плодов и семян. | Знать названия и отличительные признаки 8-10 растений | Определять дикорастущие и культурные растения родного края | ||||||||||||||||||
Травы, деревья, кустарники | Комбинированный урок | Текущий | Наблюдение и обнаружение черт сходства и отличия травянистых растений, кустарников и деревьев. | Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения. | |||||||||||||||||||
Растения и их части (урок-экскурсия) | Экскурсия | Термин «органы растений». | Группировать объекты природы по признакам: культурные -дикорастущие растения | ||||||||||||||||||||
Части растения | Комбинированный урок | Тематический | Способы распространения растений на новые места. | Знать названия органов растений | Различать хвойные и лиственные деревья родного края. | ||||||||||||||||||
18- | Способы распространения растений | Комбинированный урок | Текущий | Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений. | Знать особенности распространения плодов и семян в природе. Наблюдать за способами распространения семян. | ||||||||||||||||||
II Ч Е | Заключительный урок по теме | Урок обобщения | Тест. | Приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края. | Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире. Использовать источники информации | ||||||||||||||||||
Т В Е Р Т Ь | Природа и ее сезонные изменения Цель:раскрыть связь между сезонными изменениями в неживой и живой природе; знакомство с правилами поведения в лесу; формировать бережное отношение к природе. | 38 часов | |||||||||||||||||||||
Природа и ее сезонные изменения | Комбинированный урок | Тематический | Погода, предсказание погоды. | Знать основные признаки времён года. Характеризовать приметы времен года. | Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). | ||||||||||||||||||
14 Ч АСОВ | 22-23 | Жизнь растений осенью | Комбинированный урок | Тематический | Хвойные и лиственные растения своего края. | Приводить примеры хвойных и лиственных растений Уметь устанавливать связь между изменениями в неживой и живой природе | Характеризовать - листопад Работать в парах. | ||||||||||||||||
Жизнь растений осенью (урок-экскурсия) | Экскурсия | Уметь устанавливать связь между изменениями в неживой и живой природе. | Соблюдать правила безопасности при проведении экскурсии Анализировать жизненные ситуации | ||||||||||||||||||||
Труд людей осенью | Комбинированный урок | Тематический | Характеризовать особенности труда людей осенью | ||||||||||||||||||||
26-28 | Как животные готовятся к зиме | Комбинированный урок | Текущий. Индивидуальный опрос | Знакомство с особенностями жизни животных (летучая мышь) | Уметь устанавливать связь между изменениями в неживой и живой природе | Приведение примеров простейших причинно-следственных связей. Уметь передавать свои впечатления | |||||||||||||||||
Пришла зима | Комбинированный урок | Текущий | Лёд - замёршая вода Знакомство со свойствами снега. | Знать признаки зимы Характеризовать особенности труда людей зимой. | Использовать правила безопасности на льду и при катании с гор в зимнее время. Передавать впечатления об окружающем мире | ||||||||||||||||||
Снежные загадки | |||||||||||||||||||||||
Зима пришла | Экскурсия | ||||||||||||||||||||||
32- | Знакомство с жизнью лесных зверей. | Комбинированный урок | Тематический | Зимующие птицы | Знать о зимовке животных Знать о зимующих птицах и их жизни зимой. | Вести наблюдения за природными сообществами родного края. Оказывать посильную помощь птицам | |||||||||||||||||
III Ч ЕТВЕРЬ Ч А С О В | |||||||||||||||||||||||
34-35 | Как помочь птицам в зимнее время года. | ||||||||||||||||||||||
Жизнь в воде | Комбинированный урок | Тематический | Признаки рыб. | Знакомство с жизнью некоторых животных и растений в воде подо льдом. | Использовать источники информации для получения доп. сведений об окр. мире. | ||||||||||||||||||
Жизнь в воде | Комбинированный урок | Тематический | Соблюдать правила безопасного поведения у водоёмов зимой. | ||||||||||||||||||||
Как зимуют деревья и кустарники. | Комбинированный урок | Текущий. | Особенности жизни травянистых растений. Хвойные растения | Знать особенности жизни травянистых растений. | Уметь оказать помощь деревьям зимой | ||||||||||||||||||
Учимся различать деревья и кустарники. | Урок изучения нового материала | Текущий. | Уметь определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам Знать признаки весны. | Использование источников информации для получения доп. сведений об окр. мире | |||||||||||||||||||
Учимся различать деревья и кустарники. | Экскурсия | Соотносить плоды и растения | Передавать свои впечатления об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах | ||||||||||||||||||||
Пришла весна. | Комбинированный урок | Текущий. | |||||||||||||||||||||
42-43 | Знакомство с раннецветущими растениями | Урок изучения нового материала | Наблюдение | Причины раннего цветения | Уметь приводить примеры растений | Различать растения Умение отвечать на вопросы, высказывать своё мнение Работать в парах | |||||||||||||||||
Жизнь растений весной. | Комбинированный урок | Текущий. | Знать изменения в природе с приходом весны | ||||||||||||||||||||
45-46 | Как животные встречают весну | Комбинированный урок | Текущий. | Приметы весны. | Знать изменения в жизни животных, в природе с приходом весны | Использование источников информации для получения сведений | |||||||||||||||||
47-49 | Про больших и маленьких | Урок изучения нового материала | Текущий. | Знакомство с термином «млекопитающие» | Знать, как животные заботятся о потомстве Составлять устный рассказ по рисунку | Из доп. источников информации подготовить сообщения о млекопитающих | |||||||||||||||||
Лето пришло. | Комбинированный урок | Тематический | Картины природы | Знать изменения в природе с приходом лета | Уметь устанавливать связь. Выражать эмоции. | ||||||||||||||||||
IV Ч Е Т В Е Р Т Ь 16Ч А С О В | В лес по ягоды пойдём. | Урок изучения нового материала | Текущий. | Грибы – отдельное царство природы | Разнообразие растений, с питательными и целебными свойствами ягод. | Уметь приводить примеры, слушать одноклассников | |||||||||||||||||
52- | С лукошком за грибами | Комбинированный урок | Текущий. | Уметь приводить примеры съедобных и ядовитых грибов | Различать грибы. Правила сбора грибов. | ||||||||||||||||||
Зелёная аптека | Урок изучения нового материала | Тематический | Знакомство с термином «экология», | Знать названия лекарственных трав | Природные сообщества родного края. | ||||||||||||||||||
Лекарственные растения | Экскурсия | Оценивать примеры поведения в природе. | |||||||||||||||||||||
Природа и мы | Урок обобщения | Тест | Красная книга | Природные сообщества родного края. | Умение находить информацию из доп. литературы | ||||||||||||||||||
Заключительный урок по теме | Урок обобщения | Итоговый | Умение применять полученные знания | ||||||||||||||||||||
Наша родина – Россия Цель: раскрыть понятие Родины, знакомство с государственной символикой. | 10 часов | ||||||||||||||||||||||
58-59 | Наша Родина-Россия | Комбинированный урок | Текущий. | Национальности россиян. | Знать название своего государства, его столицы | Подбирать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры. | |||||||||||||||||
60-61 | Москва- столица нашего государства | Комбинированный урок | Текущий. | Кремль, Красная площадь, Большой театр | Знать первый куплет и припев гимна, Государственную символику. | Использование источников информации для получения доп. сведений | |||||||||||||||||
Экскурсия в город (транспорт) | Экскурсия | Индивидуальный опрос | Знать городской транспорта и правилами дорожного движения | Уметь соблюдать правила безопасного поведения в городе во время экскурсии, правила дорожного движения | |||||||||||||||||||
Наш город | |||||||||||||||||||||||
64-65 | Заключительный урок. Письмо в клуб «Мы и окружающий мир» | Урок обобщения | Итоговый | Знать правила написания письма | Работать в группах Моделировать и оценивать различные ситуации | ||||||||||||||||||
Заключительный урок | Урок обобщения | Итоговый | Знать пройденный материал | Применение полученных знаний и умений на уроках | |||||||||||||||||||