Билет 6. Уровень притязаний и его измерение
У. Джемс обратил внимание на формулу .
Чем выше стремление к успеху, и чем ниже наши притязания, тем выше самоуважение. Самоуважение принято заменять термином самооценка.
Уровень притязаний личности — понятие, введенное Куртом Левиным для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям.
Это образование, тесно связанное с самооценкой личности, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности.
Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным - заниженным или завышенным.
Чаще всего для измерения уровня притязаний используется экспериментальная процедура, сущность которой заключается в том, что испытуемого перед выполнением задания просят объявить уровень цели и, таким образом, заставляют субъекта устанавливать явную цель
Было показано, что выбор задачи определенной трудности зависит от успеха или неудачи в решении предыдущих задач: успех способствует выбору более трудных задач (повышение уровня притязаний), неудачи - наоборот, более легких (снижение уровня притязаний).
Выяснилось также, что среди испытуемых существуют лица, которые в случае возникновения риска озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи. Если им приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, они выбирают либо самые легкие задачи, либо самые трудные. Первые - потому, что убеждены в успехе; вторые - потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи.
Обычно личность устанавливает свой уровень притязаний между очень трудными и очень легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.
Выделяют два вида цели: идеальная и реальная. Расхождение между ними составляет некоторую дельту, которая и вызывает напряженность. Приближение реальной цели к идеальной помогает снизить напряжение.
Билет 7. Оптимум мотивации. Закон Йеркса-Додсона.
Для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего эффективность работы ухудшается.
Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации. При этом оптимум мотивации не обязательно является средним ее показателем и сильно зависит от сложности задачи.
В 1908 году психологи Роберт Йеркс и Джон Додсон показали, что для наилучших результатов наиболее благоприятен средний уровень мотивации.
У крыс они вырабатывали дифференцировку на различение темного входа в лабиринт от светлого. Правильный выбор входа в лабиринт позволял мыши добраться до гнезда, где ее ожидало положительное подкрепление — мышь противоположного пола. В случае ошибок применялось наказание — удар током через проволочный пол. Сила наказания варьировалась. В разных сериях вырабатывались дифференцировки различной степени сложности.
Ученые в ходе экспериментов на крысах установили, что для успешного обучения крыс в прохождении лабиринта, наиболее благоприятной была средняя интенсивность мотивации.
Было установлено, что существует определенный оптимальный уровень мотивации, при котором необходимая деятельность выполняется лучше всего для данного субъекта и ситуации.
Закон Йеркса и Додсона:
1) По мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности, постепенно снижается.
2) Дела средней сложности лучше делать при среднем уровне мотивации. Чем сложнее для человека выполняемая деятельность, тем более низкий уровень мотивации является для нее оптимальным.