Работа 1. исследование краткосрочной

И ДОЛГОСРОЧНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Изучение краткосрочной и долгосрочной зрительной памяти имеет существенное значение для оптимизации педагогической деятельности. Использование наглядных пособий дает большой эффект, если преподаватель знает особенности зрительной памяти учащихся, может учитывать время, необходимое для демонстрации и обеспечивающее запоминание объекта. При использовании карт М. В. Зыкова для осуществления теста на зрительную память можно определить особенность краткосрочной зрительной памяти при ограниченном времени экспозиции.

Материальное обеспечение

Набор карт стандартного каталога М. Б. Зыкова, секундомер, специальные бланки.

Последовательность выполнения задания

1. Испытуемому предлагается запомнить и воспроизвести на бланках 5 карт. Каждая карта предъявляется испытуемому на расстоянии, удобном для ее рассматривания (если испытуемый сидит за столом, карта кладется на стол). Экспозиция карты длится 8 с, после чего испытуемый заполняет предложенный ему бланк. При заполнении бланка черные квадраты могут отмечаться штрихами или крестиком. Обработка результатов теста состоит в подсчете числа неправильно заполненных клеток бланка и в последующем определении (с помощью таблицы) балла для каждой пробы, зависящего от сложности карты и от числа допущенных ошибок, т. е. числа неправильно заполненных при воспроизведении клеток. Наивысшая оценка за пробу – 5 баллов, минимальная – 0 баллов.

2. Значение длительности экспозиции для запоминания тестов.

Испытуемому предлагается для запоминания 5 карт, по одной из каждого класса трудности. Экспозиция каждой карты длится до тех пор, пока у испытуемого не возникнет уверенности, что он может ее воспроизвести по памяти на бланке, о чем он сообщает экспериментатору. Бланки заполняются испытуемым так же, как в первой работе. Время экспозиции фиксируется и заносится в таблицу, определяя балл каждой экспозиции по таблице. Делается вывод о значении времени экспозиции для запоминания теста. Сравниваются данные, полученные при обследовании двух-трех испытуемых.

3. Выявление особенностей долгосрочной зрительной памяти.

Испытуемому предлагается запомнить 3 карты-теста и воспроизвести их на бланках. Время запоминания не ограничивается. Вместе с испытуемым отмечаются и анализируются ошибки, допущенные при воспроизведении. Подсчитываются баллы по таблице. Предлагается еще раз заполнить бланки. При этом испытуемого предупреждают, что качество запоминания теста будет проверено на следующем занятии (через неделю).

Бланки, заполненные и исправленные, датируются и с указанием фамилии испытуемого хранятся у преподавателя до следующего занятия.

На следующем занятии испытуемым предлагается воспроизвести карты-тесты по памяти. Проверяется правильность заполнения. Анализируются ошибки и подсчитываются баллы по таблице (ТАБЛ…). Делается вывод об особенностях долгосрочной зрительной памяти испытуемого. Обращается внимание на то, карточки какой категории трудности легче воспроизводятся.

Таблица

Класс сложности карты Количество допущенных ошибок Время экспозиций
   
   
   
   
   

Протокол выполнения задания

1. Заполнение и обработка данных.

2. Сделать выводы.

РАБОТА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ПАМЯТИ ПРИ СЛУЧАЙНОМ И СМЫСЛОВОМ ЗАПОМИНАНИИ. ВЫЯВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ

Задача исследования заключается в определении объема памяти и его зависимости от содержания информации.

Материальное обеспечение

Секундомер, таблица с семью рядами случайных цифр, каждАЯ из которых содержит неодинаковое число цифр: от 4 в первом ряду до 10 в седьмом; таблица, включающая 18 различных понятий: «хорошая погода», «летний отдых» и т. п.; таблица, включающая 20 произвольно выбранных слов.

Последовательность выполнения задания

1. Определение объема памяти при случайном запоминании.

Испытуемые получают инструкцию о выполнении задания. Они заранее должны подготовить протокол, куда будут вписываться цифры.

Внимательно прослушайте зачитываемый ряд цифр и воспроизведите его по памяти. Записывайте цифры в протокол в том же порядке, как они читались. Каждый ряд зачитывается один раз по очереди, начиная с самого короткого. Опыт повторяется 4 раза. Определите количество правильно воспроизведенных рядов и количество ошибок при определении последовательности цифр, воспроизведенных по памяти.

2. Определение объема памяти при смысловом запоминании.

Испытуемые получают инструкцию: при звучании того или иного понятия делайте зарисовки на заранее подготовленном листке. Они в последующем должны помочь воспроизвести по памяти это понятие. После того как преподаватель медленно зачитает все 18 понятий, запишите под своими зарисовками все понятия. Подсчитайте число правильно воспроизведенных понятий.

3. Выявление ассоциативных связей.

Экспериментатор читает одно из слов таблицы и предлагает испытуемому быстро ответить на него первым пришедшим ему в голову словом.

Зарегистрируйте латентные периоды ответа и сами слова. Проанализируйте характер ответа. При анализе обратите внимание на следующее: содержит ли ответ элементы абстракции, обобщения или он является конкретно-образным, что может служить косвенным свидетельством степени развития второй сигнальной системы.

Протокол выполнения задания

1. Определить объем памяти при случайном запоминании.

2. Определить объем памяти по смысловому запоминанию.

3. Выявить ассоциативные связи.

4. Сделать выводы.

Наши рекомендации