Работа 5. последовательные зрительные
ОБРАЗЫ И КОНТРАСТЫ
Последовательным зрительным образом называется следовое зрительное ощущение, сохраняющееся в течение некоторого времени после прекращения действия раздражителя. Различают положительные и отрицательные последовательные образы.
Последовательный образ называется положительным, если он такой же, как и во время раздражения, т. е. соответствует раздражению. Возникновение последовательного образа объясняется свойством нервной системы сохранять возбуждение и после прекращения действия раздражающего фактора.
Отрицательным называется последовательный образ, который в световом или цветовом отношении противоположен тому, который был во время раздражения. Так, светлые места представляются темными, а темные – светлыми. Меняется и цветность: например, зрительный след от красного предмета может принять зеленую окраску. Отрицательный последовательный образ – результат явлений последовательной индукции отчасти в световоспринимающем аппарате глаза, но главным образом в корковом отделе зрительного анализатора.
Явлениями одновременной индукции объясняется так называемый световой контраст: один и тот же серый квадрат на белом фоне выглядит темнее, чем на черном. Это связано с тем, что под влиянием сильного возбуждения, вызванного белым цветом, возбудимость других участков коркового отдела зрительного анализатора понижается, и серый квадрат кажется более темным.
Материальное обеспечение
1.Цветные рисунки.
2.Цветные стекла.
3. Карточка с рисунком «Обнаружение явлений контраста»
Последовательность выполнения задания
Рассматривайте в течение нескольких секунд яркий цветной рисунок или предмет через цветное стекло. Закройте глаза или переведите взор на светлоокрашенную стену. Отметьте, что в течение некоторого времени сохраняется образ того же самого предмета, что связано с процессами, происходящими в рецепторном и центральном отделах зрительного анализатора.
Рассматривайте те же предметы более длительное время, после чего закройте глаза и отметьте появление отрицательного последовательного образа. Рассмотрите выданный рисунок. Отметьте, что на белом фоне серый квадрат выглядит более темным, на черном – более светлым.
Объясните наблюдавшиеся явления.
Протокол выполнения задания
1. Провести эксперимент.
2. Сделать выводы.
РАБОТА 6. ОПЫТ АРИСТОТЕЛЯ
Наше восприятие предметов окружающего мира в значительной степени определяется предшествующим жизненным опытом. Так, на основании жизненного опыта мы воспринимаем предмет одиночным, если он попадает между обращенными друг к другу участками поверхности КОЖИ. Если тот же предмет прикасается одновременно к двум участкам кожи, удаленным друг от друга, то возникает ощущение двух предметов.
Материальное обеспечение
Шарик размером с горошину.
Последовательность выполнения задания
Положите на стол шарик, прикоснитесь к нему соседними участками кожи конечных фаланг указательного и среднего пальцев и покатайте его по столу. Перекрестите оба пальца: прикоснитесь к шарику так, чтобы он оказался между перекрещенными пальцами, и вновь покатайте его по столу. В первом случае будет ощущение одного шарика, во втором – двух.
Перекрещенными пальцами дотроньтесь до кончика носа – будете ощущать два кончика носа.
Объясните полученные результаты.
Протокол выполнения задания
1. Провести эксперимент.
2. Сделать выводы.
РАБОТА 7. ОБНАРУЖЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРНОЙ АДАПТАЦИИ
КОЖНЫХ РЕЦЕПТОРОВ
Адаптация проявляется в изменении интенсивности ощущения при продолжающемся раздражении или после его окончания. В основе температурной адаптации лежит изменение возбудимости рецепторов.
При длительном действии холодового и теплового раздражителей соответствующие холодовые и тепловые рецепторы кожи адаптируются, становятся менее чувствительными к данному раздражению.
Если держать правую руку в холодной воде, а левую – в горячей, то понизится чувствительность левой руки к теплу, а правой – к холоду.
Материальное обеспечение
Три сосуда с водой (температура воды в сосуде № 1 10–15 0С, в сосуде № 2 25–30 0С, в сосуде № 3 0–45 0С).
Последовательность выполнения задания
Опустите правую руку в сосуд № 1 (температура воды 10–15 0С), а левую – в сосуд № 3 (температура воды 40–45 0С). Через 1–2 мин перенесите обе руки в сосуд № 2 (температура воды 25–30 0С).
Отметьте разницу в восприятии этой температуры правой и левой рукой. Объясните полученные результаты.
Образец протокола для выполнения задания
Вывод…
Контрольные вопросы и задания
1. Что называют сенсорной системой, или анализатором?
2. Перечислите методы исследования сенсорных систем.
3. Каковы функции анализаторов?
4. Раскройте критерии, лежащие в основе различных классификаций рецепторов. Поясните примерами.
5. Каковы наиболее общие механизмы возбуждения рецепторов?
6. В чем различие между порогом и чувствительностью?
7. Чем обеспечивается надежность функционирования сенсорных систем?
8. В чем заключается физиологическая сущность сенсорной адаптации?
Тест
1. Анализатор включает в себя…
а) периферический и центральный отделы;
б) периферический, проводниковый и центральный отделы;
в) центральный отдел
2. Рецептор обеспечивает…
а) восприятие раздражителя;
б) кодирование электрических сигналов;
3) опознание образов.
3. Первично чувствующие рецепторы – это рецепторы, преобразующие энергию…
а) в специальной клетке;
2) нейроне;
3) самостоятельно.
4. Пороговая сила стимула составляет… вероятности восприятия.
а) 25 %;
б) 50 %;
в) 75 %
5. Адаптация сенсорной системы заключается в…
1) снижении абсолютной чувствительности;
2) сохранении чувствительности;
3) повышении дифференциальной чувствительности.
6. Вегетативные нервы влияют на ширину зрачка глаза …
а) парасимпатический расширяет;
б) симпатический суживает;
в) парасимпатический суживает, а симпатический расширяет.
7. Зрительный рефлекс при рассматривании предмета вблизи складывается из ...
а) аккомодации;
б) конвергенции;
в) сужении зрачка.
8. Световой контраст объясняется…
а) одновременной индукцией;
б) последовательной индукцией;
в) обоими видами индукции.
9. Две точки прикосновения на спине различаются на минимальном расстоянии (мм)…
а) 50;
б) 20;
в) 10.
10. Наибольшая частота (в Гц), воспринимая человеком −
а) 40000;
б) 20000;
в) 10000.