Растения в нашем уголке природы
(беседа с элементами труда)
З а д а ч и: способствовать развитию представлений о комнатных растениях, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло); формированию представлений о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях (разная потребность во влаге связана с разным строением растений – засухоустойчивые запасают влагу в толстых листьях и стеблях, их следует поливать редко; растения с мягкими, тонкими листьями не запасают влагу, их надо поливать часто, через день; осенью все растения, которые не цветут, надо поливать меньше – у них заканчивается бурный рост, они готовятся к зиме); формированию представления о том, что в хороших условиях комнатные растения хорошо себя чувствуют, не болеют; воспитывать умение и желание ухаживать за комнатными растениями.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Труд в уголке природы.
– Опыты – различная потребность комнатных растений во влаге, свете, тепле.
– Рассматривание схемы.
– Беседы.
Ход занятия
1. Б е с е д а о растениях уголка природы в группе.
– Какие живые существа есть у нас в группе?
– Почему вы считаете растения живыми? (Растут, дышат, пьют воду, размножаются.)
2. Р а с с м а т р и в а н и е влаголюбивых растений – бальзамина и традесканции.
– Сравните, чем похожи, чем отличаются эти растения по внешнему виду, цвету и форме листьев, цветов, что любят – свет, влагу – влаголюбивые.
3. Р а с с м а т р и в а н и е засухоустойчивых растений – кактуса, столетника или др.
4. Б е с е д а п о в о п р о с а м.
– Почему одни растения называют влаголюбивыми, а другие – засухоустойчивыми?
– Где растут те и другие? Может ли традесканция жить в пустыне? Почему?
– Есть ли различия во внешнем виде влаголюбивых и засухоустойчивых растений? А в местах их обитания?
5. У х о д з а р а с т е н и я м и: практикум.
Дети поливают растения или рыхлят (сами определяют способ ухода).
6. Э к с к у р с и я в экологическую комнату или в соседнюю группу (рассматривание растений, нахождение влаголюбивых и засухоустойчивых растений)
ПТИЦЫ ОСЕНЬЮ
(обобщающая беседа о перелетных птицах)
З а д а ч и: способствовать обогащению и обобщению знаний детей о перелетных птицах (среда обитания, потребности, приспособление к среде, сезонным изменениям среды, способы удовлетворения потребностей); развитию познавательного интереса к природе; воспитывать потребность и необходимость заботливого отношения к живым существам.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Наблюдение за птицами на участке детского сада.
– Беседы о птицах.
– Рассматривание иллюстраций, чтение природоведческой литературы.
Ход занятия
1. Воспитатель ч и т а е т детям стихотворение «Осень».
Листья осенью облетают,
Высыхает трава на болотах.
Собираются птицы в стаи
И уже готовы к отлету.
И, прощаясь с родными местами,
С золотыми березками, ивами,
Долго они кружат над лесами,
Над речными крутыми обрывами.
Возвращайтесь, птицы, весною,
Когда зеленью лес оденется,
Зашумят молодой листвою
Каждый куст и каждое деревце.
2. Б е с е д а.
– О каких птицах (зимующих или перелетных) говорится в стихотворении?
– Какие птицы улетают зимовать в теплые края? – Дети называют, выбирают картинки и выставляют на мольберт (журавль, лебедь, утка, кукушка, соловей, скворец).
– Почему перелетные птицы улетают в теплые края?
3. О т г а д ы в а н и е з а г а д о к.
Маленький певец лесной
Лучше всех поет весной! (Соловей.)
Мы в скворечнике живем,
Песни звонкие поем. (Скворцы.)
4. Ф и з к у л ь т м и н у т к а «Улетают журавли».
Летят журавли, курлычут: курлы-курлы-курлы, нас за собою кличут, как будто говоря: летите вместе с нами! За темными лесами, за синими морями есть теплые края. (Дети легко на носочках бегают по группе, машут руками, имитируя полет птиц, повторяют слова за воспитателем.)
5. З а к о н ч и предложения.
* Воробей маленький, а журавль…
* Утка серая, а лебедь…
* Утка живет на болоте, а кукушка…
* У скворца дом – скворечник, а у соловья…
6. С о с т а в л е н и е рассказа-описания с опорой на план (по картинке).
– Как называется птица?
– Внешний вид, особенности строения частей тела (клюв, хвост, лапки, головка и т. д.).
– Чем питается?
– Где проводит зиму?
– Какие трудности испытывают?
– В какой помощи нуждаются?
КАК УМЫВАЮТСЯ ЖИВОТНЫЕ
(беседа с элементами наблюдения)
З а д а ч и: создать условия для формирования у детей представлений о повадках животных; развивать у детей наблюдательность, любознательность.
Ход занятия
1. И г р а «Кто наблюдательный?».
– Наблюдали ли вы за животными?
– Как они умываются? Как ухаживают за собой? (Рассказы детей.)
2. Воспитатель ч и т а е т рассказ Е. Чарушина «Утка».
Утка на пруду ныряет, купается, свои перышки клювом перебирает. Перышко к перышку укладывает, чтобы ровно лежали. Пригладится, почистится, в воду, как в зеркальце, глянет – вот до чего хороша! И закрякает: «Кря-кря-кря-кря!»
Дети звукоподражают.
В о п р о с ы по тексту:
– Как умывается утка?
– Как ухаживает за собой?
3. О т г а д ы в а н и е з а г а д о к.
Пушка лапой уши мыла
На скамейке у окошка,
Пушка моется без мыла,
Потому, что Пушка… (кошка).
Живет на Севере,
В море купается
И громко может он реветь,
Ныряет, плавает, рыбой питается,
А называется… (белый медведь).
Использует хобот, словно душ.
Моет спину он и уши.
Угадай. Кто же он?
Если хобот, это… (слон).
В клетке пестрая головка
Чистит перышки так ловко,
Что за птичка – угадай? (Попугай.)
4. И г р а - и м и т а ц и я «Я загадаю, а вы угадайте».
Одни дети по очереди показывают, как умывается какое-либо животное, а другие дети отгадывают, что это за животное.
ЖИЗНЬ ХОМЯКА В ПРИРОДЕ
(беседа)
З а д а ч и: создать условия для ознакомления детей со степью – местом обитания хомяка, с образом жизни, который он ведет в естественных природных условиях; развития представлений о приспособленности строения тела и поведения хомяка в природе (умеет делать нору-гнездо, отыскивать и запасать корм – семена различных растений, растить свое потомство, спасаться от врагов – лисы, хищных птиц, – при помощи маскировочной окраски и прячась в нору); уточнения представлений о том, что хомяк в природе – это дикое животное, а хомяк в уголке природы – это прирученный зверек, условия для жизни которого создает человек (воспитатель, дети).
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Беседы с детьми.
– Экскурсия в экологическую комнату: рассматривание зоны степи, наблюдение за хомячком, уход.
– Чтение рассказов о хомячке.
Ход занятия
1. Б е с е д а о том, где живут хомячки в природе, – степь. Рассказ о степи. Хомяки живут в норе, которую они делают в земле. Нора имеет несколько помещений. В одном помещении устраивает теплое гнездо, в котором спит. В другом – кладовые (семена, зерна, чтобы есть зимой). Весной питается зеленой травой. Все лето запасает корм. Далеко не уходит от норы. У него много врагов – лисы, хищные птицы. Маскируется возле засохшей травы.
2. И г р а «Замаскируй хомячка».
Детям раздаются трафареты хомячков и бумага разного цвета, необходимо подобрать тот цвет бумаги, который смог бы замаскировать хомячка от врагов.
3. Н а б л ю д е н и е за хомячком в клетке: окрас, повадки, чем питается, как ест (рассмотреть корм, покормить).
– Как нужно ухаживать за хомячком? (Ответы детей.)
«ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ»
(обобщающая беседа об осени как времени года)
З а д а ч и: способствовать развитию и обобщению представлений о сезонных изменениях основных условий в разных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообразных живых существ, живущих в этих средах; осознанию зависимости способов существования животных и растений от условий окружающей среды и степени удовлетворения потребностей в осенний сезон (осенью дни становятся короче, меньше света, снижается температура воздуха и т. п. – программа «Детство»); развивать представления о труде человека осенью.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой.
– Экскурсии по экологической тропинке детского сада.
– Рассматривание репродукций художников.
– Беседы об осени.
– Чтение художественной литературы.
– Заучивание стихов.
– Труд на участке детского сада.
Ход занятия
1. Воспитатель ч и т а е т стихотворение «Осень-художница»:
Повязала осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.
2. И г р а «Кто больше назовет?».
Дети стоят по кругу, передают друг другу осенний листок и называют приметы осени.
3. О т г а д ы в а н и е з а г а д о к.
Висят на ветке
Золотые монетки. (Осенние листья.)
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина.)
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка.)
Белые мухи прилетели
И на поле сели. (Снег.)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода.)
4. Ф и з к у л ь т м и н у т к а «Листопад».
Закружила осень рыжие метели,
Золотые листья с кленов полетели.
Дети надевают «шапочки» кленовых листочков и под музыку кружатся, как листочки (под тихую музыку – в тихую погоду, музыка громче – подул сильный ветер).
5. Б е с е д а с детьми по вопросам.
– Какие плоды созревают осенью? (Орехи, желуди, грибы, рябина.)
– Почему становится меньше насекомых?
– Как готовятся встретить суровую зиму звери? (Строят норы, делают запасы, меняют шубки.)
– Какие работы у людей осенью в саду, в огороде, в поле?
6. С о с т а в л е н и е коллажа из осенних листьев и ягод.
ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
(обобщающая беседа)
З а д а ч и: способствовать формированию обобщенных представлений детей о зимующих птицах и что зима для всех трудное время года, как птицы приспособлены к жизни в это время года; проявлению желания помогать и заботиться о птицах зимой; развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия, используя при этом схему-модель.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Беседы с детьми в процессе наблюдения и кормления птиц на прогулке.
– Рассматривание иллюстраций.
– Работа в дневнике наблюдений и фенологическом календаре.
– Заучивание стихов, загадок о птицах.
– Чтение энциклопедической и художественной литературы.
– Изготовление кормушек.
Ход занятия
1. Б е с е д а с детьми.
– Какие птицы остались у нас на зиму? (Воробей, ворона, дятел, синица, сорока, сова, клест) – выставляются картинки.
– Как называются эти птицы? (Зимующие.)
2. И г р а «Голоса птиц».
З а д а н и е. Угадать, какая птица произносит такие звуки; найти соответствующую картинку и повторить эти звуки:
*Кар-кар! (Ворона.)
*Чик-чирик, чив-чив-чив! (Воробей.)
*Ча-ча-ча! (Сорока.)
*Цок-цэк, цок-цэк! (Клест.)
*Синь-синь-синь! (Синица.)
3. И г р а «Я загадаю, вы отгадайте».
Используя модель-схему «Птицы», ребенок описывает любимую птицу, а остальные дети должны назвать ее по описанию: цвет перьевого покрова, величина, клюв, где зимует, чем питается и т. п.
4. Б е с е д а.
– Где зимой птицы находят корм?
– Как может помочь человек зимующим птицам?
5. И з г о т о в л е н и е кормушек.
КАК ЛЕСНЫЕ ЗВЕРИ ПРОВОДЯТ ЗИМУ В ЛЕСУ
(обобщающая беседа)
З а д а ч и: способствовать формированию обобщенных представлений о том, что в лесу живут разные звери и что зима – трудное время года для всех, что звери по-разному приспособлены к жизни в это время года; формировать представления о роли человека в жизни животных в лесу зимой.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Беседы.
– Рассматривание иллюстраций.
– Чтение познавательной и художественной литературы.
– Заучивание стихов и загадок.
Ход занятия
1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т.
Приходит Незнайка и приносит картинки. Дети помогают Незнайке выбрать картинки зверей, которые живут в лесу.
2. Б е с е д а с детьми по вопросам.
– Как выглядит заяц зимой? (Поменял шубку с серой на белую.) Зачем это нужно ему?
– Чем он питается зимой? (Сухая трава, сено, кора молодых деревьев, зелень на полях).
– Какие есть враги у зайцев?
3. В ы п о л н е н и е т в о р ч е с к о г о з а д а н и я.
Придумайте загадку про зайца.
4. И г р а «Мы маленькие зайчики».
Дети в шапочках зайцев убегают от лисы, волка.
5. Р а с с к а з Н е з н а й к и.
Незнайка рассказывает детям, что встретил в лесу Колобка, но он был какой-то странный, весь в колючках.
Дети рассказывают о еже (мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрыта короткими серыми волосками, маленькие, круглые, черные глаза, короткие лапки с маленькими коготками, на спине носит колючие иголки).
Незнайка с п р а ш и в а е т детей, чем любит лакомиться еж. (Червями, жуками, ящерицами, мышами и лягушками, запасы на зиму не делает, спит всю зиму.)
– Как называется жилище ежа? (Норка, которую он устилает опавшими, сухими листьями.)
6. Незнайка р а с с к а з ы в а е т, что в лесу, под елкой, увидел много золотистых чешуек и обгрызенных шишек, а с ветки на ветку прыгал какой-то зверек, которого не успел разглядеть. Дети показывают картинку с изображением белки и рассказывают о ней: внешний вид, чем любит лакомиться (орехи, семена хвойных деревьев, ягоды, грибы, плоды деревьев и кустарников).
– Как называют ее жилище? (Дупло.)
7. И г р а «Закончите предложения».
Незнайка п р е д л а г а е т детям поиграть в игру «Закончи предложение».
Дети становятся в круг, Незнайка бросает мяч. У кого мяч, тот и отвечает.
Заяц зимой белый, летом…
У зайца хвост короткий, а уши…
У зайца задние лапы короткие, а передние…
Заяц пушистый, а еж…
Еж спит днем, а охотится…
Еж маленький, а медведь…
Белка зимой серая, а летом…
У белки хвост длинный, а у зайца…
Белка живет в дупле, а еж…
Лиса живет в норе, а медведь в…(и т. п.).
КАК ЛЕСНЫЕ ЗВЕРИ ПРОВОДЯТ ЗИМУ В ЛЕСУ
(обобщающая беседа)
З а д а ч и: способствовать формированию обобщенных представлений о том, что в лесу живут разные звери и что зима – трудное время года для всех, что звери по-разному приспособлены к жизни в это время года; формировать представления о роли человека в жизни животных в лесу зимой.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Беседы.
– Рассматривание иллюстраций.
– Чтение познавательной и художественной литературы.
– Заучивание стихов и загадок.
Ход занятия
1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т.
Приходит Незнайка и приносит картинки. Дети помогают Незнайке выбрать картинки зверей, которые живут в лесу.
2. Б е с е д а с детьми по вопросам.
– Как выглядит заяц зимой? (Поменял шубку с серой на белую.) Зачем это нужно ему?
– Чем он питается зимой? (Сухая трава, сено, кора молодых деревьев, зелень на полях).
– Какие есть враги у зайцев?
3. В ы п о л н е н и е т в о р ч е с к о г о з а д а н и я.
Придумайте загадку про зайца.
4. И г р а «Мы маленькие зайчики».
Дети в шапочках зайцев убегают от лисы, волка.
5. Р а с с к а з Н е з н а й к и.
Незнайка рассказывает детям, что встретил в лесу Колобка, но он был какой-то странный, весь в колючках.
Дети рассказывают о еже (мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрыта короткими серыми волосками, маленькие, круглые, черные глаза, короткие лапки с маленькими коготками, на спине носит колючие иголки).
Незнайка с п р а ш и в а е т детей, чем любит лакомиться еж. (Червями, жуками, ящерицами, мышами и лягушками, запасы на зиму не делает, спит всю зиму.)
– Как называется жилище ежа? (Норка, которую он устилает опавшими, сухими листьями.)
6. Незнайка р а с с к а з ы в а е т, что в лесу, под елкой, увидел много золотистых чешуек и обгрызенных шишек, а с ветки на ветку прыгал какой-то зверек, которого не успел разглядеть. Дети показывают картинку с изображением белки и рассказывают о ней: внешний вид, чем любит лакомиться (орехи, семена хвойных деревьев, ягоды, грибы, плоды деревьев и кустарников).
– Как называют ее жилище? (Дупло.)
7. И г р а «Закончите предложения».
Незнайка п р е д л а г а е т детям поиграть в игру «Закончи предложение».
Дети становятся в круг, Незнайка бросает мяч. У кого мяч, тот и отвечает.
Заяц зимой белый, летом…
У зайца хвост короткий, а уши…
У зайца задние лапы короткие, а передние…
Заяц пушистый, а еж…
Еж спит днем, а охотится…
Еж маленький, а медведь…
Белка зимой серая, а летом…
У белки хвост длинный, а у зайца…
Белка живет в дупле, а еж…
Лиса живет в норе, а медведь в…(и т. п.).
КАК ЛЮДИ ПОМОГАЮТ ЛЕСНЫМ ОБИТАТЕЛЯМ
(беседа о труде лесника)
З а д а ч и: создать условия для формирования представлений детей о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о леснике и его природоохранительной деятельности – зимней подкормке животных; воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки (работа с природоохранительными знаками).
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Рассматривание иллюстраций.
– Беседы.
– Чтение познавательной литературы.
Ход занятия
1. Р а с с м а т р и в а н и е картины «Лес».
Б е с е д а с детьми:
– Кто живет в лесу? (Растения, звери, птицы, насекомые.)
Дети называют и находят на картинке названные объекты.
2. О т г а д ы в а н и е з а г а д о к.
Воспитатель загадывает загадку:
Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого встретить довелось,
Знайте – это… (лось).
В ы с т а в л я е т с я картинка с изображением лося. Рассматривают, описывают (большой, есть рога, копыта). Лоси питаются травой, ветками можжевельника.
– Есть ли враги у лося? (Волк).
– Как лось защищается? (Убегает или защищается передними ногами (копытами).
3. Ф и з к у л ь т м и н у т к а «Животные в лесу»:
1) ходьба с высоким подниманием колен (большие сугробы);
2) ходьба след в след (узкая тропинка);
3) прыжки вверх с «доставанием веток»;
4) метание снежков.
4. Б е с е д а.
Воспитатель. Кто помогает животным и птицам перенести тяготы зимы?
Ч и т а е т стихотворение:
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг – лесничий.
Лесники ставят кормушки с сеном, солью, развешивают кормушки для птиц.
Воспитатель. В лесу человек – гость, он должен соблюдать правила поведения, чтобы не нарушить жизнь леса и его обитателей. Предлагает детям придумать запрещающие (с красным ободком) и природоохранительные знаки (с зеленым ободком) для поведения человека в лесу и нарисовать их. Дети выставляют знаки и отгадывают, какой знак придумал каждый ребенок.
ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ
(сравнительный рассказ о деревьях (ель, рябина)
З а д а ч и: способствовать составлению сравнительных, описательных рассказов о деревьях; формированию умения распознавать деревья по стволу, веткам, семенам, плодам; развитию умения видеть красоту дерева в разное время года, особенно ели (стройная, уменьшается вверх крона, заснеженные ветви, отдельные лапы густо покрыты иголками), наслаждаться ароматом ели; формированию умения называть характерные особенности строения разных деревьев, места их произрастания; воспитывать желание помогать и заботиться о деревьях как о живых существах.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о та.
– Наблюдение за деревьями на участке детского сада и работа в фенологическом календаре.
– Труд на участке зимой.
– Изготовление игрушек для украшения искусственной ели в группе.
Ход занятия
1. З а г а д к и:
Прилетает в гости к ней В каждый дом
Стайка алых снегирей. Под Новый год
По ветвям они снуют, Это деревце придет.
Красны ягодки клюют. (Рябина.) Зеленое и колкое,
Оно зовется… (елкою).
2. В ы с т а в л я ю т с я картинки ели и рябины.
Дети составляют описательный рассказ с опорой на план.
– Как называется дерево?
– Какое дерево – лиственное или хвойное?
– Как выглядит дерево (ствол, листья, плоды)?
– Какую пользу приносит людям, животным, птицам?
Воспитатель. Стоят деревья и кусты зимой без листьев. Они зимой не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. Зимой мало влаги, света, питательных веществ, так необходимых растениям. Как человек может помочь растениям пережить зиму?
3. Н а р и с о в а т ь ель или рябину в зимнем наряде.
МОЙ ЛЮБИМЫЙ ЦВЕТОК
(сравнительное наблюдение с элементами труда)
З а д а ч и: создать условия для наблюдения за комнатными растениями, их внешним видом, строением листьев; обучать уходу за комнатными растениями; выбора способов ухода за разными растениями.
Ход занятия
1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т.
Дети рассматривают узамбарскую фиалку.
В гости приходит сказочный персонаж и приносит детям кактус; говорит, что купил в магазине елку. Дети объясняют, что это комнатное растение, которое называется «кактус».
2. С о с т а в л е н и е р а с с к а з а - о п и с а н и я.
Дети рассказывают сказочному персонажу о своих комнатных растениях. Он просит рассказать о красивом цветущем растении – фиалке.
3. И г р а «Кому что нужно?».
Детям предлагаются карточки, необходимо выбрать, что нужно для роста и развития растений (вода, воздух, свет, тепло).
4. И с с л е д о в а т е л ь с к о - п о и с к о в а я д е я т е л ь н о с т ь.
З а д а н и е. Определить состояние почвы (сухая, мокрая, рыхлая). Дети сами определяют, что необходимо сделать: полить, порыхлить, поставить на свет и т. п.
5. И г р а «Как выросла фиалка».
Дети на мольберте или фланелеграфе выкладывают последовательность выращивания фиалки (листик поставить в воду, с корнем, посадить в маленькую емкость с землей, детки рассадить в маленькие стаканчики, подросшее растение посадить в горшок). Сказочный персонаж благодарит детей за помощь, и дети дарят ему листик фиалки.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Труд в уголке природы.
– Наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений.
– Рассматривание схем способов ухода.
– Беседы с детьми об их любимом комнатном растении.
ЧЕМ ЛЮДИ ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА
(беседа с элементами наблюдения «Мы все такие разные»)
З а д а ч и: создать условия для уточнения представлений детей о том, что все люди разные, не похожи друг на друга (у них разный пол, возраст, рост, цвет глаз, волос, они любят заниматься различным делами и т. д.); для развития у детей сравнения: выделения признаков сходства и различия (люди похожи тем, что у них тело расположено вертикально; есть две ноги, удобные для передвижения; две руки, помогающие человеку осуществлять разнообразную деятельность; лицо. Люди живые: они питаются, дышат, двигаются, растут и т. д.); для развития интереса детей к узнаванию своеобразия людей.
Ход занятия
1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т.
В группу к детям приходит Незнайка, здоровается с детьми и неправильно называет имена детей, говорит, что забыл, кого как зовут, а дети так похожи друг на друга. Воспитатель предлагает доказать Незнайке, что все люди разные, они отличаются друг от друга.
2. И г р а «Мы все разные».
Дети стоят по кругу, кому Незнайка бросает мяч, тот должен рассказать о себе по плану: имя, пол, возраст, цвет глаз, волос.
3. И г р а «Найди себе пару».
Воспитатель предлагает детям собраться вместе: тем, у кого, например, коричневые глаза, светлые волосы, девочек, у кого длинные волосы и т. п.
Незнайка. Я даже и не знал, что вы все такие разные, у вас столько отличий.
4. Б е с е д а «Кто чем любит заниматься?».
Воспитатель. Незнайка, а ведь всех людей и в том числе детей различают по внешним признакам, именам, но еще у каждого человека есть свое любимое занятие. Чем ты чаще всего увлекаешься?
Предлагает детям рассказать, кто, чем любит заниматься в детском саду, дома.
5. Р и с о в а н и е.
Дети рисуют портрет своего друга, а потом отгадывают, кто кого нарисовал. Незнайка помогает детям.
«ЖИВОЕ – НЕЖИВОЕ»
(наблюдение за морской свинкой)
З а д а ч и: создать условия для уточнения представлений детей о признаках живого (на примере морской свинки и человека): питаются, двигаются, дышат, слышат, видят, издают звуки (разговаривают); для развития у детей умения сравнивать живой и неживой объекты, находить существенные признаки различия живого и неживого, доказывать свое мнение; для воспитания у дошкольников интереса к наблюдению за природными объектами, стремления учитывать в поведении их особенности как живых существ.
Ход занятия
1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т.
Воспитатель в группу к детям приносит морскую свинку.
Б е с е д а с детьми.
– Кто к нам пришел в гости?
– Какое имя у нее может быть? (Варианты ответов детей.)
Воспитатель называет настоящее имя свинки.
2. И г р а «Какая она?».
– Придумайте определения морской свинке, какая она (большая, пушистая, красивая, рыжая, добрая и т. п.).
Дети сидят по кругу, бережно передают морскую свинку друг другу и дают ей определения.
3. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т.
Воспитатель достает игрушечную морскую свинку.
Воспитатель. А вот еще одна морская свинка пришла к нам в гости.
4. Б е с е д а.
– Чем отличаются эти две морские свинки? (Одна – живая, а другая – игрушечная.)
– Что можно делать с игрушечной морской свинкой? А можно ли так обращаться с живой? Почему нет?
– Чем похожа морская свинка на человека? (Она дышит, ест, ходит, видит и т. п.)
5. Т р у д о в ы е д е й с т в и я д е т е й «Покорми морскую свинку».
Воспитатель. Как вы думаете, что любит кушать морская свинка? (Варианты ответов детей).
Воспитатель предлагает детям различный корм: сено, овощи, фрукты, зерно. Дети рассматривают, называют.
Воспитатель. Как вы думаете, а можно сразу отдать весь корм? (Рассуждения детей.) Предложить дать свинке морковку. Дети дают корм живой свинке и игрушечной. Делают вывод и наблюдают, как грызет зубами морковку свинка.
6. Н а б л ю д е н и е з а с в и н к о й.
Воспитатель предлагает детям пустить свинку на пол и понаблюдать, как она бегает, что будет делать, если на пути положить кубик и т. п.
ГЛАЗА – ЗЕРКАЛО ДУШИ
(беседа с элементами самонаблюдения)
З а д а ч и: способствовать ознакомлению детей с органом чувств – органом зрения – глазом; формированию умения правильно ухаживать за глазами, соблюдать правила личной гигиены и предосторожности.
Ход занятия
1. Р а з г а д ы в а н и е з а г а д к и.
Два братца глядятся,
А друг друга не видят. (Глаза.)
2. Б е с е д а о зрении и глазах.
Зрение – это способность видеть. А помогают нам в этом глаза. Все предметы окружающего мира человек видит потому, что орган зрения улавливает излучаемый этими предметами свет. Человек видит то, на что он смотрит.
3. Р а с с м а т р и в а н и е детьми себя в зеркале.
Детям предлагается посмотреть в зеркало. Что увидели? Дети видят носики, лобики, ротики только потому, что у них есть глаза.
4. Б е с е д а о цвете глаз.
– Можно ли по цвету глаз определить характер человека?
– Какой самый любимый цвет глаз у вас?
5. И г р а «Жмурки».
Ребенок с завязанными глазами должен поймать кого-либо из ребят. Игра позволяет каждому ребенку понять, как трудно жить в этом мире, не видя ничего.
6. Р а б о т а п о к а р т и н к а м.
Детям п р е д л а г а ю т с я картинки, по которым они составляют правила для сохранения зрения:
! Не смотреть телевизор более 1 часа в день, находясь от телевизора на расстоянии не менее 3 метров.
! Не читать лежа.
! Умываться с мылом ежедневно.
! Не тереть глаза грязными руками.
7. Г и м н а с т и к а для глаз.
1) Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти (4 – 5 раз).
2) Крепко зажмурить глаза, посчитать до 3, открыть и посмотреть вдаль, считая до 5 (4 – 5 раз).
3) Упражнения на офтотельмотренажере: сделать глазами восьмерку, вниз-вверх, влево-вправо и т. п.
8. З а у ч и в а н и е с т и х о т в о р е н и я.
Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам глаза.
СЛУХ У ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА
(беседа с элементами самонаблюдения)
З а д а ч и: развивать представления детей об особенностях слуха у животных и человека; представления у детей о роли слуха для ориентировки в окружающей действительности; воспитывать желание и умение бережно относиться к своему здоровью.
Ход занятия
1. О т г а д ы в а н и е з а г а д к и.
Два братца на кровельке сидят. (Уши.)
2. С в е д е н и я в о с п и т а т е л я о с л у х е.
Слух – это способность воспринимать звуки. Звуки улавливаются наружным ухом, и через барабанную перепонку и слуховые косточки звуковые колебания передаются во внутреннее ухо.
3. И г р а «Проверяем слух».
Воспитатель шепотом произносит слова. Кто услышал, тот поднимает руку и называет.
4. И г р а «Хвастушки». «Психогимнастика».
Показывая на свои ушки, расскажите о них: «Мои ушки маленькие, хрупкие, я их люблю. Они мне помогают…».
5. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Что услышал?».
(Шелест бумаги, журчание воды, гул автомобиля.)
6. И г р а «Чьи уши?».
Найти, какому животному принадлежат уши (заяц, собака, белка…).
7. О б с у ж д е н и е в о п р о с а «Зачем животным уши?».
8. С о с т а в л е н и е п р а в и л для сохранения хорошего слуха.
– Рассмотрите картинки и расскажите, какие правила нужно соблюдать, чтобы не болели уши.
! Не ковыряй в ушах.
! Защищай уши от сильного ветра.
! Не слушай громкую музыку.
! Очень сильно не сморкайся.
! Не допускай попадания в уши воды.
9. Р а з у ч и в а н и е стихотворения Э. Мошковской:
Доктор, доктор,
Как нам быть?
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть?
Часто мыть или пореже? –
Отвечает доктор: «Еже!» –
Отвечает доктор гневно:
«Еже-еже-ежедневно!!!».
ПРОШЛА ЗИМА ХОЛОДНАЯ
(обобщающая беседа)
З а д а ч и: способствовать уточнению и обобщению представлений детей о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе (холод, мороз, земля покрыта снегом, вода затянулась льдом, очень мало света, небо чаще всего пасмурное и т. д.); развитию способности воспринимать красоту зимних явлений природы (ее отражение в произведениях поэтов, художников, композиторов); формировать умения у детей отражать их собственные впечатления от зимней природы в продуктивной деятельности.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Наблюдение за зимними явлениями погоды на участке.
– Рассматривание иллюстраций и картин художников о зиме.
– Беседы с детьми.
– Чтение познавательной и художественной литературы.
– Заучивание стихотворений.
– Художественно-продуктивная деятельность детей.
Ход занятия
1. Р а с с к а з в о с п и т а т е л я о том, что встретил Незнайку, который шел по улице в одних трусах. Он сказал, что идет загорать на пляж.
– Можно ли сейчас загорать? Почему нет?
– Какое сейчас время года?
2. И г р а «Приметы зимы».
Дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч, у кого мяч, тот называет примету зимы.
3. Б е с е д а о зиме.
– Какая земля зимой?
– Растут ли зимой цветы? Почему не растут?
– Что происходит с деревьями зимой?
– Каких птиц можно встретить зимой? Найти картинки.
– Что делают зимой звери в лесу?
Выберите любую картинку зверя и расскажите о нем.
– Как люди приспосабливаются к холодным зимним условиям?
– Как человек может помочь птицам, зверям зимой?
– В какие игры вы любите играть зимой?
– Что вам больше всего нравится зимой?
4. И г р а - и м и т а ц и я снежных явлений: падают снежинки, метель, ветер, светит солнышко и т. п.
5. К о н к у р с - в и к т о р и н а стихов о зиме.
6. Р и с о в а н и е зимнего пейзажа.
РАСТЕНИЯ – ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА
(обобщающая беседа)
З а д а ч и: способствовать развитию и обобщению представлений детей о растениях как живых существах, представлений о том, что растения вырастают из семян, получают питание из почвы; узнаванию и различению растений; обобщению знаний об условиях, необходимых для роста растений (земля, вода, свет, тепло); формировать умения составлять рассказ по схеме-модели.
Ход занятия
1. О т г а д ы в а н и е з а г а д к и.
И пьет, и дышит, а не ходит. (Растение.)
2. В в е д е н и е и г р о в о г о п е р с о н а ж а.
Игрок отгадывает загадку первым, говоря, что это мальчик. Дети доказывают и с помощью модели иллюстрируют свой ответ: это растение, у него есть строение: корни – у одних растений уходят глубоко в землю, у других расположены неглубоко и раскинуты во все стороны.
3. Б е с е д а о р а с т е н и и.
– Для чего растению корни? (Чтобы удерживать растение в земле, забирать из почвы питательные вещества.)
– Чем покрыт у деревьев стебель или ствол? (Корой.)
– Зачем деревьям такая толстая кора? (Защищает от морозов и жарких солнечных лучей.)
– А что будет с нежным комнатным растением, если его вынести зимой на улицу?
– Одинаковые ли у всех растений листья, цветы?
Дети рассматривают картинки лиственного дерева, ели, кактуса.
4. И г р а «Живое – неживое».
Дети стоят в кругу, воспитатель называет различные предметы и растения. Если это живое существо – дети хлопают в ладоши, а если нет – поднимают вверх руки.
5. П о с т а н о в к а и р е ш е н и е п р о б л е м н о й с и т у а ц и и.
Игровой персонаж г о в о р и т, что шел по улице и никаких листьев и цветов на деревьях не увидел. Дети объясняют, что зимой деревья погружаются в сон: не питаются, не растут. Ведь зимой мало влаги, света, тепла и питательных веществ. Но сейчас начинает пригревать солнышко, наступает весна, и на деревьях скоро появятся почки, потом листья, а потом и цветы.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Наблюдение за ростом овса, гороха и т. п.
– Труд в уголке природы.
– Беседы с детьми.
– Рассматривание серии схем «Как вырос горох» и т. п.
ПТИЦЫ ВЕСНОЙ
(обобщающая беседа с использованием схем и моделей)
З а д а ч и: способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; формированию умения составлять рассказы по схеме; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.
Ход занятия
1. Ч т е н и е и с л у ш а н и е стихотворения «Скворцы».
Прилетели скворцы –
Молодой весны гонцы.
Червяков они клюют
И поют, поют, поют!
2. Б е с е д а.
– Что понравилось (запомнилось) в стихотворении?
– А гд<