ЧЕЛОВЕК – ЧАСТЬ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
По экологии
(СТАРШАЯ ГРУППА)
ЛЕС – МНОГОЭТАЖНЫЙ ДОМ
(сравнительный рассказ о деревьях, кустах, травянистых растениях)
З а д а ч и: способствовать развитию у детей умения составлять сравнительные рассказы о растительном мире; развитию умения различать растения по стволам, веткам, плодам, листьям; различению многолетних и однолетних растений; развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать бережное отношение к растительному миру.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Наблюдение за растениями на участке д/с.
– Рассматривание иллюстраций, картин (лес осенью).
– Работа с моделями.
– Работа в экологической комнате (макет леса).
– Чтение художественной литературы о лесе.
– Работа в дневниках наблюдений (деревья, кусты, цветы осенью).
– Экскурсии по экологической тропе детского сада.
– Сбор семян, листьев.
Ход занятия
1. Р а с с м а т р и в а н и е схемы «Лес – многоэтажный дом» (толща лесной почвы, кустарники, низкие деревья, деревья средней высоты, очень высокие деревья)
(С. Н. Николаева. Юный эколог.)
– Почему лес называют многоэтажным домом? Кто на каком этаже живет?
2. С о с т а в л е н и е сравнительного рассказа по схеме-модели «Деревья» (береза и ель): корень, стебель, листья, плоды, использование человеком.
3. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Магазин «Семена».
Воспитатель исполняет роль продавца, ребенок должен описать, семена какого дерева он хочет купить (форма, цвет, кем и где используется желудь, шишки, семена клена, плоды рябины, семена березы и др.).
4. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Что помогает растениям расти?».
З а д а н и е. Выбрать себе схему-карточку, рассказать, что это, как оно помогает растениям. (Солнце, вода, воздух, животные, птицы, насекомые, человек.)
ВОДОЕМ И ЕГО ЖИТЕЛИ
(беседа о водоеме и водоплавающих птицах)
З а д а ч и: развивать представления детей о водоеме как экосистеме; умение устанавливать причинно-следственные связи (что растет в водоеме, кто живет, почему?); умение использовать предметно-схематическую модель «Птицы» для рассказывания; познавательный интерес к природе, умение слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников; воспитывать бережное отношение к воде.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Рассматривание иллюстраций о водоеме.
– Беседы с детьми.
– Чтение природоведческой и энциклопедической литературы.
– Рассматривание картины «Водоем» в холле.
Ход занятия
1. И г р а «Поход к водоему» (оформление водоема с помощью картинок, схем, иллюстраций).
Детям предлагается схема водоема, на которой они расселяют с помощью липучки или фланелеграфа обитателей водоема: прибрежные заросли (аир болотный, тростник); водоросли; насекомые у воды и в воде (кузнечики, стрекозы, жук-плавун); птицы (утки, гуси, лебеди, чайки, трясогузка); рыбы (окунь, судак, ерши, пескарь); звери (бобер, выдра, ондатра).
2. А н а л и з п о л у ч е н н ы х к а р т и н.
Дети вместе с воспитателем рассматривают водоем и рассказывают, кого, куда они поселили и почему.
3. Б е с е д а с детьми.
– Куда улетают на зиму водоплавающие птицы, почему?
– Что случится с птицами, если они не успеют улететь?
– Что произошло с птицей из рассказа «Серая шейка»?
Рассматривают карту мира и определяют места предположительной зимовки птиц.
4. Р и с о в а н и е в о д о е м а.
НАСЕКОМЫЕ ОСЕНЬЮ
(обобщающая беседа)
З а д а ч и: развивать обобщенные представления детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; умение устанавливать причинно-следственные связи (время года – поведение насекомых); умение использовать предметно-схематическую модель для описания внешнего вида, повадок; активировать познавательный интерес к природе.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Наблюдение за насекомыми на участке детского сада.
– Рассматривание иллюстраций.
– Чтение природоведческой литературы.
– Работа в дневнике наблюдений.
– Работа с моделями.
Ход занятия
1. О т г а д ы в а н и е з а г а д о к о насекомых.
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие-большие глаза.
Называют ее … (стрекоза.)
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее … (пчела.)
Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит,
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)
Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (Кузнечик.)
Он работник настоящий.
Очень, очень работящий.
Под сосной, в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей.)
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка.)
Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки –
Черненькие точки. (Божья коровка.)
Ребенок, который отгадывает загадку, находит картинку-отгадку и выставляет на мольберт.
2. Б е с е д а с детьми о насекомых по вопросам:
– Как передвигаются?
– Чем питаются?
– Как спасаются от врагов?
– Почему осенью их становится меньше?
3. И г р а-имитация «Отгадай, кого я загадал».
Ребенок выбирает ободок-шапочку, подходящую по цвету к его любимому насекомому, и при помощи движений и звукоподражания передает образ насекомого, а остальные дети отгадывают.
4. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Четвертый лишний».
Дети выбирают себе конверты с карточками, из которых необходимо выбрать лишнюю карточку, объяснить свой выбор. Например:
* Заяц, еж, лиса, шмель.
* Трясогузка, паук, скворец, сорока.
* Бабочка, стрекоза, енот, пчела.
* Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук.
*Таракан, муха, пчела, майский жук. И т. п.
5. И г р а в слова.
– Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее муравью (пчеле, шмелю, стрекозе, божьей коровке и т. д.).
– Объясните выбор каждого слова.
Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, трудолюбивый, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, стрекочет, паутина, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, полосатый, рой, кровосос, пасечник, рыжеусый, гусениц и др.
Выставляются по одной картинки насекомых. Воспитатель читает набор различных слов.
ДЕКОРАТИВНЫЕ ДОМАШНИЕ РЫБКИ
(наблюдение за изменением и развитием рыбок)
З а д а ч и: создать условия для наблюдения за декоративными рыбками, их ростом, развитием, размножением; развития умения обобщать по существенным признакам, доказательно строить суждения, используя модель; формировать представления об отличии живых рыбок от игрушечных; практиковать в навыках ухода за рыбками в аквариуме.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Наблюдение за рыбками в аквариуме (в группе, в экологической комнате).
– Уход за рыбками.
– Беседа «Обитатели аквариума».
– Рассматривание иллюстраций и чтение познавательной литературы.
Ход занятия
1. Р а б о т а п о к а р т и н к а м.
Детям раздаются картинки с изображением золотых рыбок.
– Как называются эти рыбки? Как выглядят? (У них красивые и необычные формы тела, плавники, яркая окраска, медленные плавные движения.)
– Чем золотые рыбки отличаются от карасей? (Показ картинки.) У карасей вытянутое тело, короткие плавники, маскировочная окраска, они могут быстро плавать, затаиваются в укрытиях. Золотые рыбки, предками которых являются караси, утратили эти качества и не могут жить в природных водоемах.
2. Р а с с м а т р и в а н и е рыбок в аквариуме.
– Могут ли золотые рыбки жить в озере?
– Как они будут себя вести в новых условиях?
– Что с ними может произойти?
В ы в о д: золотые рыбки не выживут в озере, потому что они очень яркие и их схватят хищники, не могут быстро плавать, тело неповоротливое, не могут добывать себе корм, привыкли к готовому.
3. И г р о в о й п р и е м с игрушечной рыбкой.
В тазу с водой плавает игрушечная рыбка. Дети рассматривают.
– Где ей лучше жить? Чем она отличается от рыбок в аквариуме?
Дети приходят к выводу, что это игрушечная рыбка, и с ней интересно играть.
4. К о р м л е н и е р ы б о к.
Детям предлагается покормить рыбок в аквариуме и понаблюдать за их поведением.
– Как едят?
– Много ли времени потребовалось им, чтобы они съели весь корм?
– Как часто нужно кормить? И т. п.
5. Р и с о в а н и е «Любимая рыбка».
Ход занятия
1. Р а б о т а п о к а р т и н к е.
Детям предлагается картинка для ознакомления: человек в окружении животных, птиц, насекомых и растений. Дети рассматривают картинку.
– Что видите на картинке?
– Как вы думаете, почему художник решил нарисовать такую картину?
Воспитатель делает в ы в о д: художник в рисунке подчеркнул, что человек, как и окружающие растения, животные, является неотъемлемой частью живой природы.
2. Б е с е д а о том, кто такой человек.
– Как можно нас всех назвать? (Люди.)
– Почему человека называем живым существом? (Думает, двигается, разговаривает…)
– А мы все одинаковы или чем-то различаемся?
3. С ю р п р и з н ы й м о м е н т.
В группу вносится коробка с живым объектом (кролик, морская свинка…). Дети рассматривают, гладят.
Воспитатель. А мне кажется, что мы на него похожи. Что общего у нас с кроликом? (Дети перечисляют общие признаки). А почему тогда мы не говорим про кролика, что он человек?
В ы в о д: хотя у людей и животных много общего, есть особенности, по которым мы выделяем, человек это или животное.
4. И г р а «Из чего состоит человек».
Дети рассматривают друг друга и называют, из чего состоит человек (основные части тела).
ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА ОСЕНЬЮ
(беседа)
З а д а ч и: способствовать углублению представлений о лесе: живут разные животные (звери, птицы, насекомые); установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания; воспитывать у детей интерес к жизни леса в осенний период, понимание необходимости сохранения его целостности; обучить умениям вести себя в лесу.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Беседы с детьми.
– Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.
– Работа в экологической комнате (лес).
– Отгадывание загадок.
– Работа с моделями (звери, птицы, насекомые) и др.
– Изготовление природоохранительных и запрещающих знаков.
Ход занятия
1. Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я «Осень-художница»:
Повязала осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по лесу,
Листья позолотой обвела.
2. Б е с е д а.
– Каких зверей можно встретить в лесу осенью?
– Кто укладывается спать на всю зиму?
– Кто меняет на зиму шубку?
– Кто делает запасы на зиму?
– Кто зимует под листвой, в щелях, в коре деревьев?
Дети отвечают на вопросы и находят картинки животных, которых называют.
3. Р а с с к а з воспитателя о подготовке зверей к зиме.
Чтобы встретить суровую зиму, лесные звери начинают приготовления еще ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают линять – шубки менять с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет более подходит к зимней природе.
Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, желуди, нагуливает на зиму жирок.
Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы. Просушивает их возле своей норы, раскладывая на стволах деревьев.
Белочка делает запасы в дуплах, в расщелинах коры и под кореньями деревьев. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не готовят, они охотятся.
Поздней осенью тихо и пустынно в лесу. Почему? Не слышно звонких птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели.
4. О б с у ж д е н и е р а с с к а з а.
– Медведь что делает? (Залез в берлогу.)
– Кто попрятался в норы? (Ежик, барсук, полевая мышь.)
– А что же делает белочка? (Она не любит холодную, дождливую погоду, поэтому спряталась, сидит в своем дупле и грызет шишки и орехи.)
– Удобно ли зайчишке в белой шубке, когда еще не выпал снег? Почему?
5. О т г а д ы в а н и е з а г а д о к.
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка.)
Загорелись, как пожар,
На рябине кисти,
Катится навстречу шар
Из осенних листьев.
Ты его не узнаешь?
Приглядись-ка! Это… (еж).
Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь.)
Кто в лесу голодный рыщет,
Под кустом зайчишку ищет? (Волк.)
Что за беленький клубочек
Под кустом на землю лег? (Заяц.)
Первый снег прилег на крыши,
Опушил мехами сад.
Птичница в шубейке рыжей
Посчитать пришла цыплят. (Лиса.)
6. С о с т а в ь р а с с к а з - з а г а д к у о любимом или понравившемся лесном звере. Остальные дети отгадывают.
ОВОЩИ И ФРУКТЫ НА НАШЕМ СТОЛЕ
(обобщающая беседа)
З а д а ч и: способствовать уточнению и обобщению представлений детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее употребляемых в нашей местности, о способах употребления их в пищу; закреплению представлений о значении свежих плодов для здоровья людей; развитию умения готовить салат, используя схему-модель трудового процесса: воспитывать трудолюбие, экономное отношение к продуктам питания.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Оформление в уголке природы выставки «Дары осени».
– Беседа с детьми.
– Дидактические игры «Сад – огород», «Попробуй на вкус» и др.
Ход занятия
1. Р а б о т а с о с х е м о й - м а к е т о м.
Детям предлагается схема-макет огорода и сада, предметные картинки овощей и фруктов. Дети делятся на две подгруппы и составляют сад и огород, потом меняются местами и проверяют правильность составления макета.
2. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Опиши – мы отгадаем».
Один ребенок (по очереди) описывает овощ или фрукт: цвет, форма, где растет, вкус. Остальные дети отгадывают.
3. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Определи на вкус».
Дети закрывают глаза. Воспитатель предлагает им попробовать кусочки овощей и фруктов. Они должны определить их на вкус.
4. П р и г о т о в л е н и е витаминного салата из сырых овощей: морковь, капуста, яблоки.
О б с у ж д е н и е структуры трудового процесса (технологии).
З а д а н и е. Выбрать необходимые овощи и фрукты, помыть, приготовить нож, доску, миску, почистить, нарезать, заправить и перемешать; распределение обязанностей.
5. Б е с е д а о чистоте рук и овощей.
– Можно ли употреблять в пищу немытые овощи и фрукты? Почему?
– Можно ли немытыми руками брать овощи и фрукты? Почему?
6. Б е с е д а о холодных и горячих блюдах из овощей и фруктов.
Ход занятия
1. Б е с е д а о растениях уголка природы в группе.
– Какие живые существа есть у нас в группе?
– Почему вы считаете растения живыми? (Растут, дышат, пьют воду, размножаются.)
2. Р а с с м а т р и в а н и е влаголюбивых растений – бальзамина и традесканции.
– Сравните, чем похожи, чем отличаются эти растения по внешнему виду, цвету и форме листьев, цветов, что любят – свет, влагу – влаголюбивые.
3. Р а с с м а т р и в а н и е засухоустойчивых растений – кактуса, столетника или др.
4. Б е с е д а п о в о п р о с а м.
– Почему одни растения называют влаголюбивыми, а другие – засухоустойчивыми?
– Где растут те и другие? Может ли традесканция жить в пустыне? Почему?
– Есть ли различия во внешнем виде влаголюбивых и засухоустойчивых растений? А в местах их обитания?
5. У х о д з а р а с т е н и я м и: практикум.
Дети поливают растения или рыхлят (сами определяют способ ухода).
6. Э к с к у р с и я в экологическую комнату или в соседнюю группу (рассматривание растений, нахождение влаголюбивых и засухоустойчивых растений)
ПТИЦЫ ОСЕНЬЮ
(обобщающая беседа о перелетных птицах)
З а д а ч и: способствовать обогащению и обобщению знаний детей о перелетных птицах (среда обитания, потребности, приспособление к среде, сезонным изменениям среды, способы удовлетворения потребностей); развитию познавательного интереса к природе; воспитывать потребность и необходимость заботливого отношения к живым существам.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Наблюдение за птицами на участке детского сада.
– Беседы о птицах.
– Рассматривание иллюстраций, чтение природоведческой литературы.
Ход занятия
1. Воспитатель ч и т а е т детям стихотворение «Осень».
Листья осенью облетают,
Высыхает трава на болотах.
Собираются птицы в стаи
И уже готовы к отлету.
И, прощаясь с родными местами,
С золотыми березками, ивами,
Долго они кружат над лесами,
Над речными крутыми обрывами.
Возвращайтесь, птицы, весною,
Когда зеленью лес оденется,
Зашумят молодой листвою
Каждый куст и каждое деревце.
2. Б е с е д а.
– О каких птицах (зимующих или перелетных) говорится в стихотворении?
– Какие птицы улетают зимовать в теплые края? – Дети называют, выбирают картинки и выставляют на мольберт (журавль, лебедь, утка, кукушка, соловей, скворец).
– Почему перелетные птицы улетают в теплые края?
3. О т г а д ы в а н и е з а г а д о к.
Маленький певец лесной
Лучше всех поет весной! (Соловей.)
Мы в скворечнике живем,
Песни звонкие поем. (Скворцы.)
4. Ф и з к у л ь т м и н у т к а «Улетают журавли».
Летят журавли, курлычут: курлы-курлы-курлы, нас за собою кличут, как будто говоря: летите вместе с нами! За темными лесами, за синими морями есть теплые края. (Дети легко на носочках бегают по группе, машут руками, имитируя полет птиц, повторяют слова за воспитателем.)
5. З а к о н ч и предложения.
* Воробей маленький, а журавль…
* Утка серая, а лебедь…
* Утка живет на болоте, а кукушка…
* У скворца дом – скворечник, а у соловья…
6. С о с т а в л е н и е рассказа-описания с опорой на план (по картинке).
– Как называется птица?
– Внешний вид, особенности строения частей тела (клюв, хвост, лапки, головка и т. д.).
– Чем питается?
– Где проводит зиму?
– Какие трудности испытывают?
– В какой помощи нуждаются?
КАК УМЫВАЮТСЯ ЖИВОТНЫЕ
(беседа с элементами наблюдения)
З а д а ч и: создать условия для формирования у детей представлений о повадках животных; развивать у детей наблюдательность, любознательность.
Ход занятия
1. И г р а «Кто наблюдательный?».
– Наблюдали ли вы за животными?
– Как они умываются? Как ухаживают за собой? (Рассказы детей.)
2. Воспитатель ч и т а е т рассказ Е. Чарушина «Утка».
Утка на пруду ныряет, купается, свои перышки клювом перебирает. Перышко к перышку укладывает, чтобы ровно лежали. Пригладится, почистится, в воду, как в зеркальце, глянет – вот до чего хороша! И закрякает: «Кря-кря-кря-кря!»
Дети звукоподражают.
В о п р о с ы по тексту:
– Как умывается утка?
– Как ухаживает за собой?
3. О т г а д ы в а н и е з а г а д о к.
Пушка лапой уши мыла
На скамейке у окошка,
Пушка моется без мыла,
Потому, что Пушка… (кошка).
Живет на Севере,
В море купается
И громко может он реветь,
Ныряет, плавает, рыбой питается,
А называется… (белый медведь).
Использует хобот, словно душ.
Моет спину он и уши.
Угадай. Кто же он?
Если хобот, это… (слон).
В клетке пестрая головка
Чистит перышки так ловко,
Что за птичка – угадай? (Попугай.)
4. И г р а - и м и т а ц и я «Я загадаю, а вы угадайте».
Одни дети по очереди показывают, как умывается какое-либо животное, а другие дети отгадывают, что это за животное.
ЖИЗНЬ ХОМЯКА В ПРИРОДЕ
(беседа)
З а д а ч и: создать условия для ознакомления детей со степью – местом обитания хомяка, с образом жизни, который он ведет в естественных природных условиях; развития представлений о приспособленности строения тела и поведения хомяка в природе (умеет делать нору-гнездо, отыскивать и запасать корм – семена различных растений, растить свое потомство, спасаться от врагов – лисы, хищных птиц, – при помощи маскировочной окраски и прячась в нору); уточнения представлений о том, что хомяк в природе – это дикое животное, а хомяк в уголке природы – это прирученный зверек, условия для жизни которого создает человек (воспитатель, дети).
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Беседы с детьми.
– Экскурсия в экологическую комнату: рассматривание зоны степи, наблюдение за хомячком, уход.
– Чтение рассказов о хомячке.
Ход занятия
1. Б е с е д а о том, где живут хомячки в природе, – степь. Рассказ о степи. Хомяки живут в норе, которую они делают в земле. Нора имеет несколько помещений. В одном помещении устраивает теплое гнездо, в котором спит. В другом – кладовые (семена, зерна, чтобы есть зимой). Весной питается зеленой травой. Все лето запасает корм. Далеко не уходит от норы. У него много врагов – лисы, хищные птицы. Маскируется возле засохшей травы.
2. И г р а «Замаскируй хомячка».
Детям раздаются трафареты хомячков и бумага разного цвета, необходимо подобрать тот цвет бумаги, который смог бы замаскировать хомячка от врагов.
3. Н а б л ю д е н и е за хомячком в клетке: окрас, повадки, чем питается, как ест (рассмотреть корм, покормить).
– Как нужно ухаживать за хомячком? (Ответы детей.)
«ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ»
(обобщающая беседа об осени как времени года)
З а д а ч и: способствовать развитию и обобщению представлений о сезонных изменениях основных условий в разных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообразных живых существ, живущих в этих средах; осознанию зависимости способов существования животных и растений от условий окружающей среды и степени удовлетворения потребностей в осенний сезон (осенью дни становятся короче, меньше света, снижается температура воздуха и т. п. – программа «Детство»); развивать представления о труде человека осенью.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой.
– Экскурсии по экологической тропинке детского сада.
– Рассматривание репродукций художников.
– Беседы об осени.
– Чтение художественной литературы.
– Заучивание стихов.
– Труд на участке детского сада.
Ход занятия
1. Воспитатель ч и т а е т стихотворение «Осень-художница»:
Повязала осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.
2. И г р а «Кто больше назовет?».
Дети стоят по кругу, передают друг другу осенний листок и называют приметы осени.
3. О т г а д ы в а н и е з а г а д о к.
Висят на ветке
Золотые монетки. (Осенние листья.)
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина.)
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка.)
Белые мухи прилетели
И на поле сели. (Снег.)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода.)
4. Ф и з к у л ь т м и н у т к а «Листопад».
Закружила осень рыжие метели,
Золотые листья с кленов полетели.
Дети надевают «шапочки» кленовых листочков и под музыку кружатся, как листочки (под тихую музыку – в тихую погоду, музыка громче – подул сильный ветер).
5. Б е с е д а с детьми по вопросам.
– Какие плоды созревают осенью? (Орехи, желуди, грибы, рябина.)
– Почему становится меньше насекомых?
– Как готовятся встретить суровую зиму звери? (Строят норы, делают запасы, меняют шубки.)
– Какие работы у людей осенью в саду, в огороде, в поле?
6. С о с т а в л е н и е коллажа из осенних листьев и ягод.
ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
(обобщающая беседа)
З а д а ч и: способствовать формированию обобщенных представлений детей о зимующих птицах и что зима для всех трудное время года, как птицы приспособлены к жизни в это время года; проявлению желания помогать и заботиться о птицах зимой; развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия, используя при этом схему-модель.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Беседы с детьми в процессе наблюдения и кормления птиц на прогулке.
– Рассматривание иллюстраций.
– Работа в дневнике наблюдений и фенологическом календаре.
– Заучивание стихов, загадок о птицах.
– Чтение энциклопедической и художественной литературы.
– Изготовление кормушек.
Ход занятия
1. Б е с е д а с детьми.
– Какие птицы остались у нас на зиму? (Воробей, ворона, дятел, синица, сорока, сова, клест) – выставляются картинки.
– Как называются эти птицы? (Зимующие.)
2. И г р а «Голоса птиц».
З а д а н и е. Угадать, какая птица произносит такие звуки; найти соответствующую картинку и повторить эти звуки:
*Кар-кар! (Ворона.)
*Чик-чирик, чив-чив-чив! (Воробей.)
*Ча-ча-ча! (Сорока.)
*Цок-цэк, цок-цэк! (Клест.)
*Синь-синь-синь! (Синица.)
3. И г р а «Я загадаю, вы отгадайте».
Используя модель-схему «Птицы», ребенок описывает любимую птицу, а остальные дети должны назвать ее по описанию: цвет перьевого покрова, величина, клюв, где зимует, чем питается и т. п.
4. Б е с е д а.
– Где зимой птицы находят корм?
– Как может помочь человек зимующим птицам?
5. И з г о т о в л е н и е кормушек.
КАК ЛЕСНЫЕ ЗВЕРИ ПРОВОДЯТ ЗИМУ В ЛЕСУ
(обобщающая беседа)
З а д а ч и: способствовать формированию обобщенных представлений о том, что в лесу живут разные звери и что зима – трудное время года для всех, что звери по-разному приспособлены к жизни в это время года; формировать представления о роли человека в жизни животных в лесу зимой.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Беседы.
– Рассматривание иллюстраций.
– Чтение познавательной и художественной литературы.
– Заучивание стихов и загадок.
Ход занятия
1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т.
Приходит Незнайка и приносит картинки. Дети помогают Незнайке выбрать картинки зверей, которые живут в лесу.
2. Б е с е д а с детьми по вопросам.
– Как выглядит заяц зимой? (Поменял шубку с серой на белую.) Зачем это нужно ему?
– Чем он питается зимой? (Сухая трава, сено, кора молодых деревьев, зелень на полях).
– Какие есть враги у зайцев?
3. В ы п о л н е н и е т в о р ч е с к о г о з а д а н и я.
Придумайте загадку про зайца.
4. И г р а «Мы маленькие зайчики».
Дети в шапочках зайцев убегают от лисы, волка.
5. Р а с с к а з Н е з н а й к и.
Незнайка рассказывает детям, что встретил в лесу Колобка, но он был какой-то странный, весь в колючках.
Дети рассказывают о еже (мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрыта короткими серыми волосками, маленькие, круглые, черные глаза, короткие лапки с маленькими коготками, на спине носит колючие иголки).
Незнайка с п р а ш и в а е т детей, чем любит лакомиться еж. (Червями, жуками, ящерицами, мышами и лягушками, запасы на зиму не делает, спит всю зиму.)
– Как называется жилище ежа? (Норка, которую он устилает опавшими, сухими листьями.)
6. Незнайка р а с с к а з ы в а е т, что в лесу, под елкой, увидел много золотистых чешуек и обгрызенных шишек, а с ветки на ветку прыгал какой-то зверек, которого не успел разглядеть. Дети показывают картинку с изображением белки и рассказывают о ней: внешний вид, чем любит лакомиться (орехи, семена хвойных деревьев, ягоды, грибы, плоды деревьев и кустарников).
– Как называют ее жилище? (Дупло.)
7. И г р а «Закончите предложения».
Незнайка п р е д л а г а е т детям поиграть в игру «Закончи предложение».
Дети становятся в круг, Незнайка бросает мяч. У кого мяч, тот и отвечает.
Заяц зимой белый, летом…
У зайца хвост короткий, а уши…
У зайца задние лапы короткие, а передние…
Заяц пушистый, а еж…
Еж спит днем, а охотится…
Еж маленький, а медведь…
Белка зимой серая, а летом…
У белки хвост длинный, а у зайца…
Белка живет в дупле, а еж…
Лиса живет в норе, а медведь в…(и т. п.).
КАК ЛЕСНЫЕ ЗВЕРИ ПРОВОДЯТ ЗИМУ В ЛЕСУ
(обобщающая беседа)
З а д а ч и: способствовать формированию обобщенных представлений о том, что в лесу живут разные звери и что зима – трудное время года для всех, что звери по-разному приспособлены к жизни в это время года; формировать представления о роли человека в жизни животных в лесу зимой.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Беседы.
– Рассматривание иллюстраций.
– Чтение познавательной и художественной литературы.
– Заучивание стихов и загадок.
Ход занятия
1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т.
Приходит Незнайка и приносит картинки. Дети помогают Незнайке выбрать картинки зверей, которые живут в лесу.
2. Б е с е д а с детьми по вопросам.
– Как выглядит заяц зимой? (Поменял шубку с серой на белую.) Зачем это нужно ему?
– Чем он питается зимой? (Сухая трава, сено, кора молодых деревьев, зелень на полях).
– Какие есть враги у зайцев?
3. В ы п о л н е н и е т в о р ч е с к о г о з а д а н и я.
Придумайте загадку про зайца.
4. И г р а «Мы маленькие зайчики».
Дети в шапочках зайцев убегают от лисы, волка.
5. Р а с с к а з Н е з н а й к и.
Незнайка рассказывает детям, что встретил в лесу Колобка, но он был какой-то странный, весь в колючках.
Дети рассказывают о еже (мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрыта короткими серыми волосками, маленькие, круглые, черные глаза, короткие лапки с маленькими коготками, на спине носит колючие иголки).
Незнайка с п р а ш и в а е т детей, чем любит лакомиться еж. (Червями, жуками, ящерицами, мышами и лягушками, запасы на зиму не делает, спит всю зиму.)
– Как называется жилище ежа? (Норка, которую он устилает опавшими, сухими листьями.)
6. Незнайка р а с с к а з ы в а е т, что в лесу, под елкой, увидел много золотистых чешуек и обгрызенных шишек, а с ветки на ветку прыгал какой-то зверек, которого не успел разглядеть. Дети показывают картинку с изображением белки и рассказывают о ней: внешний вид, чем любит лакомиться (орехи, семена хвойных деревьев, ягоды, грибы, плоды деревьев и кустарников).
– Как называют ее жилище? (Дупло.)
7. И г р а «Закончите предложения».
Незнайка п р е д л а г а е т детям поиграть в игру «Закончи предложение».
Дети становятся в круг, Незнайка бросает мяч. У кого мяч, тот и отвечает.
Заяц зимой белый, летом…
У зайца хвост короткий, а уши…
У зайца задние лапы короткие, а передние…
Заяц пушистый, а еж…
Еж спит днем, а охотится…
Еж маленький, а медведь…
Белка зимой серая, а летом…
У белки хвост длинный, а у зайца…
Белка живет в дупле, а еж…
Лиса живет в норе, а медведь в…(и т. п.).
КАК ЛЮДИ ПОМОГАЮТ ЛЕСНЫМ ОБИТАТЕЛЯМ
(беседа о труде лесника)
З а д а ч и: создать условия для формирования представлений детей о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о леснике и его природоохранительной деятельности – зимней подкормке животных; воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки (работа с природоохранительными знаками).
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Рассматривание иллюстраций.
– Беседы.
– Чтение познавательной литературы.
Ход занятия
1. Р а с с м а т р и в а н и е картины «Лес».
Б е с е д а с детьми:
– Кто живет в лесу? (Растения, звери, птицы, насекомые.)
Дети называют и находят на картинке названные объекты.
2. О т г а д ы в а н и е з а г а д о к.
Воспитатель загадывает загадку:
Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого встретить довелось,
Знайте – это… (лось).
В ы с т а в л я е т с я картинка с изображением лося. Рассматривают, описывают (большой, есть рога, копыта). Лоси питаются травой, ветками можжевельника.
– Есть ли враги у лося? (Волк).
– Как лось защищается? (Убегает или защищается передними ногами (копытами).
3. Ф и з к у л ь т м и н у т к а «Животные в лесу»:
1) ходьба с высоким подниманием колен (большие сугробы);
2) ходьба след в след (узкая тропинка);
3) прыжки вверх с «доставанием веток»;
4) метание снежков.
4. Б е с е д а.
Воспитатель. Кто помогает животным и птицам перенести тяготы зимы?
Ч и т а е т стихотворение:
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг – лесничий.
Лесники ставят кормушки с сеном, солью, развешивают кормушки для птиц.
Воспитатель. В лесу человек – гость, он должен соблюдать правила поведения, чтобы не нарушить жизнь леса и его обитателей. Предлагает детям придумать запрещающие (с красным ободком) и природоохранительные знаки (с зеленым ободком) для поведения человека в лесу и нарисовать их. Дети выставляют знаки и отгадывают, какой знак придумал каждый ребенок.
ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ
(сравнительный рассказ о деревьях (ель, рябина)
З а д а ч и: способствовать составлению сравнительных, описательных рассказов о деревьях; формированию умения распознавать деревья по стволу, веткам, семенам, плодам; развитию умения видеть красоту дерева в разное время года, особенно ели (стройная, уменьшается вверх крона, заснеженные ветви, отдельные лапы густо покрыты иголками), наслаждаться ароматом ели; формированию умения называть характерные особенности строения разных деревьев, места их произрастания; воспитывать желание помогать и заботиться о деревьях как о живых существах.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о та.
– Наблюдение за деревьями на участке детского сада и работа в фенологическом календаре.
– Труд на участке зимой.
– Изготовление игрушек для украшения искусственной ели в группе.
Ход занятия
1. З а г а д к и:
Прилетает в гости к ней В каждый дом
Стайка алых снегирей. Под Новый год
По ветвям они снуют, Это деревце придет.
Красны ягодки клюют. (Рябина.) Зеленое и колкое,
Оно зовется… (елкою).
2. В ы с т а в л я ю т с я картинки ели и рябины.
Дети составляют описательный рассказ с опорой на план.
– Как называется дерево?
– Какое дерево – лиственное или хвойное?
– Как выглядит дерево (ствол, листья, плоды)?
– Какую пользу приносит людям, животным, птицам?
Воспитатель. Стоят деревья и кусты зимой без листьев. Они зимой не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. Зимой мало влаги, света, питательных веществ, так необходимых растениям. Как человек может помочь растениям пережить зиму?
3. Н а р и с о в а т ь ель или рябину в зимнем наряде.
МОЙ ЛЮБИМЫЙ ЦВЕТОК
(сравнительное наблюдение с элементами труда)
З а д а ч и: создать условия для наблюдения за комнатными растениями, их внешним видом, строением листьев; обучать уходу за комнатными растениями; выбора способов