ЧЕЛОВЕК – ЧАСТЬ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

По экологии

(СТАРШАЯ ГРУППА)

ЛЕС – МНОГОЭТАЖНЫЙ ДОМ
(сравнительный рассказ о деревьях, кустах, травянистых растениях)

З а д а ч и: способствовать развитию у детей умения составлять сравнительные рассказы о растительном мире; развитию умения различать растения по стволам, веткам, плодам, листьям; различению многолетних и однолетних растений; развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать бережное отношение к растительному миру.

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.

– Наблюдение за растениями на участке д/с.

– Рассматривание иллюстраций, картин (лес осенью).

– Работа с моделями.

– Работа в экологической комнате (макет леса).

– Чтение художественной литературы о лесе.

– Работа в дневниках наблюдений (деревья, кусты, цветы осенью).

– Экскурсии по экологической тропе детского сада.

– Сбор семян, листьев.

Ход занятия

1. Р а с с м а т р и в а н и е схемы «Лес – многоэтажный дом» (толща лесной почвы, кустарники, низкие деревья, деревья средней высоты, очень высокие деревья)

(С. Н. Николаева. Юный эколог.)

– Почему лес называют многоэтажным домом? Кто на каком этаже живет?

2. С о с т а в л е н и е сравнительного рассказа по схеме-модели «Деревья» (береза и ель): корень, стебель, листья, плоды, использование человеком.

3. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Магазин «Семена».

Воспитатель исполняет роль продавца, ребенок должен описать, семена какого дерева он хочет купить (форма, цвет, кем и где используется желудь, шишки, семена клена, плоды рябины, семена березы и др.).

4. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Что помогает растениям расти?».

З а д а н и е. Выбрать себе схему-карточку, рассказать, что это, как оно помогает растениям. (Солнце, вода, воздух, животные, птицы, насекомые, человек.)

ВОДОЕМ И ЕГО ЖИТЕЛИ
(беседа о водоеме и водоплавающих птицах)

З а д а ч и: развивать представления детей о водоеме как экосистеме; умение устанавливать причинно-следственные связи (что растет в водоеме, кто живет, почему?); умение использовать предметно-схематическую модель «Птицы» для рассказывания; познавательный интерес к природе, умение слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников; воспитывать бережное отношение к воде.

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.

– Рассматривание иллюстраций о водоеме.

– Беседы с детьми.

– Чтение природоведческой и энциклопедической литературы.

– Рассматривание картины «Водоем» в холле.

Ход занятия

1. И г р а «Поход к водоему» (оформление водоема с помощью картинок, схем, иллюстраций).

Детям предлагается схема водоема, на которой они расселяют с помощью липучки или фланелеграфа обитателей водоема: прибрежные заросли (аир болотный, тростник); водоросли; насекомые у воды и в воде (кузнечики, стрекозы, жук-плавун); птицы (утки, гуси, лебеди, чайки, трясогузка); рыбы (окунь, судак, ерши, пескарь); звери (бобер, выдра, ондатра).

2. А н а л и з п о л у ч е н н ы х к а р т и н.

Дети вместе с воспитателем рассматривают водоем и рассказывают, кого, куда они поселили и почему.

3. Б е с е д а с детьми.

– Куда улетают на зиму водоплавающие птицы, почему?

– Что случится с птицами, если они не успеют улететь?

– Что произошло с птицей из рассказа «Серая шейка»?

Рассматривают карту мира и определяют места предположительной зимовки птиц.

4. Р и с о в а н и е в о д о е м а.

НАСЕКОМЫЕ ОСЕНЬЮ
(обобщающая беседа)

З а д а ч и: развивать обобщенные представления детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; умение устанавливать причинно-следственные связи (время года – поведение насекомых); умение использовать предметно-схематическую модель для описания внешнего вида, повадок; активировать познавательный интерес к природе.

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.

– Наблюдение за насекомыми на участке детского сада.

– Рассматривание иллюстраций.

– Чтение природоведческой литературы.

– Работа в дневнике наблюдений.

– Работа с моделями.

Ход занятия

1. О т г а д ы в а н и е з а г а д о к о насекомых.

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие-большие глаза.

Называют ее … (стрекоза.)

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила,

А зовут ее … (пчела.)

Очень маленький на вид,

Надоедливо звенит,

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он. (Кузнечик.)

Он работник настоящий.

Очень, очень работящий.

Под сосной, в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (Бабочка.)

Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

А на ней кружочки –

Черненькие точки. (Божья коровка.)

Ребенок, который отгадывает загадку, находит картинку-отгадку и выставляет на мольберт.

2. Б е с е д а с детьми о насекомых по вопросам:

– Как передвигаются?

– Чем питаются?

– Как спасаются от врагов?

– Почему осенью их становится меньше?

3. И г р а-имитация «Отгадай, кого я загадал».

Ребенок выбирает ободок-шапочку, подходящую по цвету к его любимому насекомому, и при помощи движений и звукоподражания передает образ насекомого, а остальные дети отгадывают.

4. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Четвертый лишний».

Дети выбирают себе конверты с карточками, из которых необходимо выбрать лишнюю карточку, объяснить свой выбор. Например:

* Заяц, еж, лиса, шмель.

* Трясогузка, паук, скворец, сорока.

* Бабочка, стрекоза, енот, пчела.

* Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук.

*Таракан, муха, пчела, майский жук. И т. п.

5. И г р а в слова.

– Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее муравью (пчеле, шмелю, стрекозе, божьей коровке и т. д.).

– Объясните выбор каждого слова.

Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, трудолюбивый, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, стрекочет, паутина, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, полосатый, рой, кровосос, пасечник, рыжеусый, гусениц и др.

Выставляются по одной картинки насекомых. Воспитатель читает набор различных слов.

ДЕКОРАТИВНЫЕ ДОМАШНИЕ РЫБКИ
(наблюдение за изменением и развитием рыбок)

З а д а ч и: создать условия для наблюдения за декоративными рыбками, их ростом, развитием, размножением; развития умения обобщать по существенным признакам, доказательно строить суждения, используя модель; формировать представления об отличии живых рыбок от игрушечных; практиковать в навыках ухода за рыбками в аквариуме.

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.

– Наблюдение за рыбками в аквариуме (в группе, в экологической комнате).

– Уход за рыбками.

– Беседа «Обитатели аквариума».

– Рассматривание иллюстраций и чтение познавательной литературы.

Ход занятия

1. Р а б о т а п о к а р т и н к а м.

Детям раздаются картинки с изображением золотых рыбок.

– Как называются эти рыбки? Как выглядят? (У них красивые и необычные формы тела, плавники, яркая окраска, медленные плавные движения.)

– Чем золотые рыбки отличаются от карасей? (Показ картинки.) У карасей вытянутое тело, короткие плавники, маскировочная окраска, они могут быстро плавать, затаиваются в укрытиях. Золотые рыбки, предками которых являются караси, утратили эти качества и не могут жить в природных водоемах.

2. Р а с с м а т р и в а н и е рыбок в аквариуме.

– Могут ли золотые рыбки жить в озере?

– Как они будут себя вести в новых условиях?

– Что с ними может произойти?

В ы в о д: золотые рыбки не выживут в озере, потому что они очень яркие и их схватят хищники, не могут быстро плавать, тело неповоротливое, не могут добывать себе корм, привыкли к готовому.

3. И г р о в о й п р и е м с игрушечной рыбкой.

В тазу с водой плавает игрушечная рыбка. Дети рассматривают.

– Где ей лучше жить? Чем она отличается от рыбок в аквариуме?

Дети приходят к выводу, что это игрушечная рыбка, и с ней интересно играть.

4. К о р м л е н и е р ы б о к.

Детям предлагается покормить рыбок в аквариуме и понаблюдать за их поведением.

– Как едят?

– Много ли времени потребовалось им, чтобы они съели весь корм?

– Как часто нужно кормить? И т. п.

5. Р и с о в а н и е «Любимая рыбка».

Ход занятия

1. Р а б о т а п о к а р т и н к е.

Детям предлагается картинка для ознакомления: человек в окружении животных, птиц, насекомых и растений. Дети рассматривают картинку.

– Что видите на картинке?

– Как вы думаете, почему художник решил нарисовать такую картину?

Воспитатель делает в ы в о д: художник в рисунке подчеркнул, что человек, как и окружающие растения, животные, является неотъемлемой частью живой природы.

2. Б е с е д а о том, кто такой человек.

– Как можно нас всех назвать? (Люди.)

– Почему человека называем живым существом? (Думает, двигается, разговаривает…)

– А мы все одинаковы или чем-то различаемся?

3. С ю р п р и з н ы й м о м е н т.

В группу вносится коробка с живым объектом (кролик, морская свинка…). Дети рассматривают, гладят.

Воспитатель. А мне кажется, что мы на него похожи. Что общего у нас с кроликом? (Дети перечисляют общие признаки). А почему тогда мы не говорим про кролика, что он человек?

В ы в о д: хотя у людей и животных много общего, есть особенности, по которым мы выделяем, человек это или животное.

4. И г р а «Из чего состоит человек».

Дети рассматривают друг друга и называют, из чего состоит человек (основные части тела).

ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА ОСЕНЬЮ
(беседа)

З а д а ч и: способствовать углублению представлений о лесе: живут разные животные (звери, птицы, насекомые); установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания; воспитывать у детей интерес к жизни леса в осенний период, понимание необходимости сохранения его целостности; обучить умениям вести себя в лесу.

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.

– Беседы с детьми.

– Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.

– Работа в экологической комнате (лес).

– Отгадывание загадок.

– Работа с моделями (звери, птицы, насекомые) и др.

– Изготовление природоохранительных и запрещающих знаков.

Ход занятия

1. Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я «Осень-художница»:

Повязала осень пестрый фартук

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по лесу,

Листья позолотой обвела.

2. Б е с е д а.

– Каких зверей можно встретить в лесу осенью?

– Кто укладывается спать на всю зиму?

– Кто меняет на зиму шубку?

– Кто делает запасы на зиму?

– Кто зимует под листвой, в щелях, в коре деревьев?

Дети отвечают на вопросы и находят картинки животных, которых называют.

3. Р а с с к а з воспитателя о подготовке зверей к зиме.

Чтобы встретить суровую зиму, лесные звери начинают приготовления еще ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают линять – шубки менять с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет более подходит к зимней природе.

Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, желуди, нагуливает на зиму жирок.

Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы. Просушивает их возле своей норы, раскладывая на стволах деревьев.

Белочка делает запасы в дуплах, в расщелинах коры и под кореньями деревьев. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не готовят, они охотятся.

Поздней осенью тихо и пустынно в лесу. Почему? Не слышно звонких птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели.

4. О б с у ж д е н и е р а с с к а з а.

– Медведь что делает? (Залез в берлогу.)

– Кто попрятался в норы? (Ежик, барсук, полевая мышь.)

– А что же делает белочка? (Она не любит холодную, дождливую погоду, поэтому спряталась, сидит в своем дупле и грызет шишки и орехи.)

– Удобно ли зайчишке в белой шубке, когда еще не выпал снег? Почему?

5. О т г а д ы в а н и е з а г а д о к.

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Загорелись, как пожар,

На рябине кисти,

Катится навстречу шар

Из осенних листьев.

Ты его не узнаешь?

Приглядись-ка! Это… (еж).

Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь.)

Кто в лесу голодный рыщет,

Под кустом зайчишку ищет? (Волк.)

Что за беленький клубочек

Под кустом на землю лег? (Заяц.)

Первый снег прилег на крыши,

Опушил мехами сад.

Птичница в шубейке рыжей

Посчитать пришла цыплят. (Лиса.)

6. С о с т а в ь р а с с к а з - з а г а д к у о любимом или понравившемся лесном звере. Остальные дети отгадывают.

ОВОЩИ И ФРУКТЫ НА НАШЕМ СТОЛЕ
(обобщающая беседа)

З а д а ч и: способствовать уточнению и обобщению представлений детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее употребляемых в нашей местности, о способах употребления их в пищу; закреплению представлений о значении свежих плодов для здоровья людей; развитию умения готовить салат, используя схему-модель трудового процесса: воспитывать трудолюбие, экономное отношение к продуктам питания.

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.

– Оформление в уголке природы выставки «Дары осени».

– Беседа с детьми.

– Дидактические игры «Сад – огород», «Попробуй на вкус» и др.

Ход занятия

1. Р а б о т а с о с х е м о й - м а к е т о м.

Детям предлагается схема-макет огорода и сада, предметные картинки овощей и фруктов. Дети делятся на две подгруппы и составляют сад и огород, потом меняются местами и проверяют правильность составления макета.

2. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Опиши – мы отгадаем».

Один ребенок (по очереди) описывает овощ или фрукт: цвет, форма, где растет, вкус. Остальные дети отгадывают.

3. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Определи на вкус».

Дети закрывают глаза. Воспитатель предлагает им попробовать кусочки овощей и фруктов. Они должны определить их на вкус.

4. П р и г о т о в л е н и е витаминного салата из сырых овощей: морковь, капуста, яблоки.

О б с у ж д е н и е структуры трудового процесса (технологии).

З а д а н и е. Выбрать необходимые овощи и фрукты, помыть, приготовить нож, доску, миску, почистить, нарезать, заправить и перемешать; распределение обязанностей.

5. Б е с е д а о чистоте рук и овощей.

– Можно ли употреблять в пищу немытые овощи и фрукты? Почему?

– Можно ли немытыми руками брать овощи и фрукты? Почему?

6. Б е с е д а о холодных и горячих блюдах из овощей и фруктов.

Ход занятия

1. Б е с е д а о растениях уголка природы в группе.

– Какие живые существа есть у нас в группе?

– Почему вы считаете растения живыми? (Растут, дышат, пьют воду, размножаются.)

2. Р а с с м а т р и в а н и е влаголюбивых растений – бальзамина и традесканции.

– Сравните, чем похожи, чем отличаются эти растения по внешнему виду, цвету и форме листьев, цветов, что любят – свет, влагу – влаголюбивые.

3. Р а с с м а т р и в а н и е засухоустойчивых растений – кактуса, столетника или др.

4. Б е с е д а п о в о п р о с а м.

– Почему одни растения называют влаголюбивыми, а другие – засухоустойчивыми?

– Где растут те и другие? Может ли традесканция жить в пустыне? Почему?

– Есть ли различия во внешнем виде влаголюбивых и засухоустойчивых растений? А в местах их обитания?

5. У х о д з а р а с т е н и я м и: практикум.

Дети поливают растения или рыхлят (сами определяют способ ухода).

6. Э к с к у р с и я в экологическую комнату или в соседнюю группу (рассматривание растений, нахождение влаголюбивых и засухоустойчивых растений)

ПТИЦЫ ОСЕНЬЮ
(обобщающая беседа о перелетных птицах)

З а д а ч и: способствовать обогащению и обобщению знаний детей о перелетных птицах (среда обитания, потребности, приспособление к среде, сезонным изменениям среды, способы удовлетворения потребностей); развитию познавательного интереса к природе; воспитывать потребность и необходимость заботливого отношения к живым существам.

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.

– Наблюдение за птицами на участке детского сада.

– Беседы о птицах.

– Рассматривание иллюстраций, чтение природоведческой литературы.

Ход занятия

1. Воспитатель ч и т а е т детям стихотворение «Осень».

Листья осенью облетают,

Высыхает трава на болотах.

Собираются птицы в стаи

И уже готовы к отлету.

И, прощаясь с родными местами,

С золотыми березками, ивами,

Долго они кружат над лесами,

Над речными крутыми обрывами.

Возвращайтесь, птицы, весною,

Когда зеленью лес оденется,

Зашумят молодой листвою

Каждый куст и каждое деревце.

2. Б е с е д а.

– О каких птицах (зимующих или перелетных) говорится в стихотворении?

– Какие птицы улетают зимовать в теплые края? – Дети называют, выбирают картинки и выставляют на мольберт (журавль, лебедь, утка, кукушка, соловей, скворец).

– Почему перелетные птицы улетают в теплые края?

3. О т г а д ы в а н и е з а г а д о к.

Маленький певец лесной

Лучше всех поет весной! (Соловей.)

Мы в скворечнике живем,

Песни звонкие поем. (Скворцы.)

4. Ф и з к у л ь т м и н у т к а «Улетают журавли».

Летят журавли, курлычут: курлы-курлы-курлы, нас за собою кличут, как будто говоря: летите вместе с нами! За темными лесами, за синими морями есть теплые края. (Дети легко на носочках бегают по группе, машут руками, имитируя полет птиц, повторяют слова за воспитателем.)

5. З а к о н ч и предложения.

* Воробей маленький, а журавль…

* Утка серая, а лебедь…

* Утка живет на болоте, а кукушка…

* У скворца дом – скворечник, а у соловья…

6. С о с т а в л е н и е рассказа-описания с опорой на план (по картинке).

– Как называется птица?

– Внешний вид, особенности строения частей тела (клюв, хвост, лапки, головка и т. д.).

– Чем питается?

– Где проводит зиму?

– Какие трудности испытывают?

– В какой помощи нуждаются?

КАК УМЫВАЮТСЯ ЖИВОТНЫЕ
(беседа с элементами наблюдения)

З а д а ч и: создать условия для формирования у детей представлений о повадках животных; развивать у детей наблюдательность, любознательность.

Ход занятия

1. И г р а «Кто наблюдательный?».

– Наблюдали ли вы за животными?

– Как они умываются? Как ухаживают за собой? (Рассказы детей.)

2. Воспитатель ч и т а е т рассказ Е. Чарушина «Утка».

Утка на пруду ныряет, купается, свои перышки клювом перебирает. Перышко к перышку укладывает, чтобы ровно лежали. Пригладится, почистится, в воду, как в зеркальце, глянет – вот до чего хороша! И закрякает: «Кря-кря-кря-кря!»

Дети звукоподражают.

В о п р о с ы по тексту:

– Как умывается утка?

– Как ухаживает за собой?

3. О т г а д ы в а н и е з а г а д о к.

Пушка лапой уши мыла

На скамейке у окошка,

Пушка моется без мыла,

Потому, что Пушка… (кошка).

Живет на Севере,

В море купается

И громко может он реветь,

Ныряет, плавает, рыбой питается,

А называется… (белый медведь).

Использует хобот, словно душ.

Моет спину он и уши.

Угадай. Кто же он?

Если хобот, это… (слон).

В клетке пестрая головка

Чистит перышки так ловко,

Что за птичка – угадай? (Попугай.)

4. И г р а - и м и т а ц и я «Я загадаю, а вы угадайте».

Одни дети по очереди показывают, как умывается какое-либо животное, а другие дети отгадывают, что это за животное.

ЖИЗНЬ ХОМЯКА В ПРИРОДЕ

(беседа)

З а д а ч и: создать условия для ознакомления детей со степью – местом обитания хомяка, с образом жизни, который он ведет в естественных природных условиях; развития представлений о приспособленности строения тела и поведения хомяка в природе (умеет делать нору-гнездо, отыскивать и запасать корм – семена различных растений, растить свое потомство, спасаться от врагов – лисы, хищных птиц, – при помощи маскировочной окраски и прячась в нору); уточнения представлений о том, что хомяк в природе – это дикое животное, а хомяк в уголке природы – это прирученный зверек, условия для жизни которого создает человек (воспитатель, дети).

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.

– Беседы с детьми.

– Экскурсия в экологическую комнату: рассматривание зоны степи, наблюдение за хомячком, уход.

– Чтение рассказов о хомячке.

Ход занятия

1. Б е с е д а о том, где живут хомячки в природе, – степь. Рассказ о степи. Хомяки живут в норе, которую они делают в земле. Нора имеет несколько помещений. В одном помещении устраивает теплое гнездо, в котором спит. В другом – кладовые (семена, зерна, чтобы есть зимой). Весной питается зеленой травой. Все лето запасает корм. Далеко не уходит от норы. У него много врагов – лисы, хищные птицы. Маскируется возле засохшей травы.

2. И г р а «Замаскируй хомячка».

Детям раздаются трафареты хомячков и бумага разного цвета, необходимо подобрать тот цвет бумаги, который смог бы замаскировать хомячка от врагов.

3. Н а б л ю д е н и е за хомячком в клетке: окрас, повадки, чем питается, как ест (рассмотреть корм, покормить).

– Как нужно ухаживать за хомячком? (Ответы детей.)

«ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ»
(обобщающая беседа об осени как времени года)

З а д а ч и: способствовать развитию и обобщению представлений о сезонных изменениях основных условий в разных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообразных живых существ, живущих в этих средах; осознанию зависимости способов существования животных и растений от условий окружающей среды и степени удовлетворения потребностей в осенний сезон (осенью дни становятся короче, меньше света, снижается температура воздуха и т. п. – программа «Детство»); развивать представления о труде человека осенью.

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.

– Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой.

– Экскурсии по экологической тропинке детского сада.

– Рассматривание репродукций художников.

– Беседы об осени.

– Чтение художественной литературы.

– Заучивание стихов.

– Труд на участке детского сада.

Ход занятия

1. Воспитатель ч и т а е т стихотворение «Осень-художница»:

Повязала осень пестрый фартук

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по парку,

Листья позолотой обвела.

2. И г р а «Кто больше назовет?».

Дети стоят по кругу, передают друг другу осенний листок и называют приметы осени.

3. О т г а д ы в а н и е з а г а д о к.

Висят на ветке

Золотые монетки. (Осенние листья.)

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина.)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Белые мухи прилетели

И на поле сели. (Снег.)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода.)

4. Ф и з к у л ь т м и н у т к а «Листопад».

Закружила осень рыжие метели,

Золотые листья с кленов полетели.

Дети надевают «шапочки» кленовых листочков и под музыку кружатся, как листочки (под тихую музыку – в тихую погоду, музыка громче – подул сильный ветер).

5. Б е с е д а с детьми по вопросам.

– Какие плоды созревают осенью? (Орехи, желуди, грибы, рябина.)

– Почему становится меньше насекомых?

– Как готовятся встретить суровую зиму звери? (Строят норы, делают запасы, меняют шубки.)

– Какие работы у людей осенью в саду, в огороде, в поле?

6. С о с т а в л е н и е коллажа из осенних листьев и ягод.

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
(обобщающая беседа)

З а д а ч и: способствовать формированию обобщенных представлений детей о зимующих птицах и что зима для всех трудное время года, как птицы приспособлены к жизни в это время года; проявлению желания помогать и заботиться о птицах зимой; развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия, используя при этом схему-модель.

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.

– Беседы с детьми в процессе наблюдения и кормления птиц на прогулке.

– Рассматривание иллюстраций.

– Работа в дневнике наблюдений и фенологическом календаре.

– Заучивание стихов, загадок о птицах.

– Чтение энциклопедической и художественной литературы.

– Изготовление кормушек.

Ход занятия

1. Б е с е д а с детьми.

– Какие птицы остались у нас на зиму? (Воробей, ворона, дятел, синица, сорока, сова, клест) – выставляются картинки.

– Как называются эти птицы? (Зимующие.)

2. И г р а «Голоса птиц».

З а д а н и е. Угадать, какая птица произносит такие звуки; найти соответствующую картинку и повторить эти звуки:

*Кар-кар! (Ворона.)

*Чик-чирик, чив-чив-чив! (Воробей.)

*Ча-ча-ча! (Сорока.)

*Цок-цэк, цок-цэк! (Клест.)

*Синь-синь-синь! (Синица.)

3. И г р а «Я загадаю, вы отгадайте».

Используя модель-схему «Птицы», ребенок описывает любимую птицу, а остальные дети должны назвать ее по описанию: цвет перьевого покрова, величина, клюв, где зимует, чем питается и т. п.

4. Б е с е д а.

– Где зимой птицы находят корм?

– Как может помочь человек зимующим птицам?

5. И з г о т о в л е н и е кормушек.

КАК ЛЕСНЫЕ ЗВЕРИ ПРОВОДЯТ ЗИМУ В ЛЕСУ
(обобщающая беседа)

З а д а ч и: способствовать формированию обобщенных представлений о том, что в лесу живут разные звери и что зима – трудное время года для всех, что звери по-разному приспособлены к жизни в это время года; формировать представления о роли человека в жизни животных в лесу зимой.

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.

– Беседы.

– Рассматривание иллюстраций.

– Чтение познавательной и художественной литературы.

– Заучивание стихов и загадок.

Ход занятия

1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т.

Приходит Незнайка и приносит картинки. Дети помогают Незнайке выбрать картинки зверей, которые живут в лесу.

2. Б е с е д а с детьми по вопросам.

– Как выглядит заяц зимой? (Поменял шубку с серой на белую.) Зачем это нужно ему?

– Чем он питается зимой? (Сухая трава, сено, кора молодых деревьев, зелень на полях).

– Какие есть враги у зайцев?

3. В ы п о л н е н и е т в о р ч е с к о г о з а д а н и я.

Придумайте загадку про зайца.

4. И г р а «Мы маленькие зайчики».

Дети в шапочках зайцев убегают от лисы, волка.

5. Р а с с к а з Н е з н а й к и.

Незнайка рассказывает детям, что встретил в лесу Колобка, но он был какой-то странный, весь в колючках.

Дети рассказывают о еже (мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрыта короткими серыми волосками, маленькие, круглые, черные глаза, короткие лапки с маленькими коготками, на спине носит колючие иголки).

Незнайка с п р а ш и в а е т детей, чем любит лакомиться еж. (Червями, жуками, ящерицами, мышами и лягушками, запасы на зиму не делает, спит всю зиму.)

– Как называется жилище ежа? (Норка, которую он устилает опавшими, сухими листьями.)

6. Незнайка р а с с к а з ы в а е т, что в лесу, под елкой, увидел много золотистых чешуек и обгрызенных шишек, а с ветки на ветку прыгал какой-то зверек, которого не успел разглядеть. Дети показывают картинку с изображением белки и рассказывают о ней: внешний вид, чем любит лакомиться (орехи, семена хвойных деревьев, ягоды, грибы, плоды деревьев и кустарников).

– Как называют ее жилище? (Дупло.)

7. И г р а «Закончите предложения».

Незнайка п р е д л а г а е т детям поиграть в игру «Закончи предложение».

Дети становятся в круг, Незнайка бросает мяч. У кого мяч, тот и отвечает.

Заяц зимой белый, летом…

У зайца хвост короткий, а уши…

У зайца задние лапы короткие, а передние…

Заяц пушистый, а еж…

Еж спит днем, а охотится…

Еж маленький, а медведь…

Белка зимой серая, а летом…

У белки хвост длинный, а у зайца…

Белка живет в дупле, а еж…

Лиса живет в норе, а медведь в…(и т. п.).

КАК ЛЕСНЫЕ ЗВЕРИ ПРОВОДЯТ ЗИМУ В ЛЕСУ
(обобщающая беседа)

З а д а ч и: способствовать формированию обобщенных представлений о том, что в лесу живут разные звери и что зима – трудное время года для всех, что звери по-разному приспособлены к жизни в это время года; формировать представления о роли человека в жизни животных в лесу зимой.

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.

– Беседы.

– Рассматривание иллюстраций.

– Чтение познавательной и художественной литературы.

– Заучивание стихов и загадок.

Ход занятия

1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т.

Приходит Незнайка и приносит картинки. Дети помогают Незнайке выбрать картинки зверей, которые живут в лесу.

2. Б е с е д а с детьми по вопросам.

– Как выглядит заяц зимой? (Поменял шубку с серой на белую.) Зачем это нужно ему?

– Чем он питается зимой? (Сухая трава, сено, кора молодых деревьев, зелень на полях).

– Какие есть враги у зайцев?

3. В ы п о л н е н и е т в о р ч е с к о г о з а д а н и я.

Придумайте загадку про зайца.

4. И г р а «Мы маленькие зайчики».

Дети в шапочках зайцев убегают от лисы, волка.

5. Р а с с к а з Н е з н а й к и.

Незнайка рассказывает детям, что встретил в лесу Колобка, но он был какой-то странный, весь в колючках.

Дети рассказывают о еже (мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрыта короткими серыми волосками, маленькие, круглые, черные глаза, короткие лапки с маленькими коготками, на спине носит колючие иголки).

Незнайка с п р а ш и в а е т детей, чем любит лакомиться еж. (Червями, жуками, ящерицами, мышами и лягушками, запасы на зиму не делает, спит всю зиму.)

– Как называется жилище ежа? (Норка, которую он устилает опавшими, сухими листьями.)

6. Незнайка р а с с к а з ы в а е т, что в лесу, под елкой, увидел много золотистых чешуек и обгрызенных шишек, а с ветки на ветку прыгал какой-то зверек, которого не успел разглядеть. Дети показывают картинку с изображением белки и рассказывают о ней: внешний вид, чем любит лакомиться (орехи, семена хвойных деревьев, ягоды, грибы, плоды деревьев и кустарников).

– Как называют ее жилище? (Дупло.)

7. И г р а «Закончите предложения».

Незнайка п р е д л а г а е т детям поиграть в игру «Закончи предложение».

Дети становятся в круг, Незнайка бросает мяч. У кого мяч, тот и отвечает.

Заяц зимой белый, летом…

У зайца хвост короткий, а уши…

У зайца задние лапы короткие, а передние…

Заяц пушистый, а еж…

Еж спит днем, а охотится…

Еж маленький, а медведь…

Белка зимой серая, а летом…

У белки хвост длинный, а у зайца…

Белка живет в дупле, а еж…

Лиса живет в норе, а медведь в…(и т. п.).

КАК ЛЮДИ ПОМОГАЮТ ЛЕСНЫМ ОБИТАТЕЛЯМ
(беседа о труде лесника)

З а д а ч и: создать условия для формирования представлений детей о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о леснике и его природоохранительной деятельности – зимней подкормке животных; воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки (работа с природоохранительными знаками).

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.

– Рассматривание иллюстраций.

– Беседы.

– Чтение познавательной литературы.

Ход занятия

1. Р а с с м а т р и в а н и е картины «Лес».

Б е с е д а с детьми:

– Кто живет в лесу? (Растения, звери, птицы, насекомые.)

Дети называют и находят на картинке названные объекты.

2. О т г а д ы в а н и е з а г а д о к.

Воспитатель загадывает загадку:

Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого встретить довелось,

Знайте – это… (лось).

В ы с т а в л я е т с я картинка с изображением лося. Рассматривают, описывают (большой, есть рога, копыта). Лоси питаются травой, ветками можжевельника.

– Есть ли враги у лося? (Волк).

– Как лось защищается? (Убегает или защищается передними ногами (копытами).

3. Ф и з к у л ь т м и н у т к а «Животные в лесу»:

1) ходьба с высоким подниманием колен (большие сугробы);

2) ходьба след в след (узкая тропинка);

3) прыжки вверх с «доставанием веток»;

4) метание снежков.

4. Б е с е д а.

Воспитатель. Кто помогает животным и птицам перенести тяготы зимы?

Ч и т а е т стихотворение:

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий

Охраняет друг – лесничий.

Лесники ставят кормушки с сеном, солью, развешивают кормушки для птиц.

Воспитатель. В лесу человек – гость, он должен соблюдать правила поведения, чтобы не нарушить жизнь леса и его обитателей. Предлагает детям придумать запрещающие (с красным ободком) и природоохранительные знаки (с зеленым ободком) для поведения человека в лесу и нарисовать их. Дети выставляют знаки и отгадывают, какой знак придумал каждый ребенок.

ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ
(сравнительный рассказ о деревьях (ель, рябина)

З а д а ч и: способствовать составлению сравнительных, описательных рассказов о деревьях; формированию умения распознавать деревья по стволу, веткам, семенам, плодам; развитию умения видеть красоту дерева в разное время года, особенно ели (стройная, уменьшается вверх крона, заснеженные ветви, отдельные лапы густо покрыты иголками), наслаждаться ароматом ели; формированию умения называть характерные особенности строения разных деревьев, места их произрастания; воспитывать желание помогать и заботиться о деревьях как о живых существах.

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о та.

– Наблюдение за деревьями на участке детского сада и работа в фенологическом календаре.

– Труд на участке зимой.

– Изготовление игрушек для украшения искусственной ели в группе.

Ход занятия

1. З а г а д к и:

Прилетает в гости к ней В каждый дом

Стайка алых снегирей. Под Новый год

По ветвям они снуют, Это деревце придет.

Красны ягодки клюют. (Рябина.) Зеленое и колкое,

Оно зовется… (елкою).

2. В ы с т а в л я ю т с я картинки ели и рябины.

Дети составляют описательный рассказ с опорой на план.

– Как называется дерево?

– Какое дерево – лиственное или хвойное?

– Как выглядит дерево (ствол, листья, плоды)?

– Какую пользу приносит людям, животным, птицам?

Воспитатель. Стоят деревья и кусты зимой без листьев. Они зимой не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. Зимой мало влаги, света, питательных веществ, так необходимых растениям. Как человек может помочь растениям пережить зиму?

3. Н а р и с о в а т ь ель или рябину в зимнем наряде.

МОЙ ЛЮБИМЫЙ ЦВЕТОК
(сравнительное наблюдение с элементами труда)

З а д а ч и: создать условия для наблюдения за комнатными растениями, их внешним видом, строением листьев; обучать уходу за комнатными растениями; выбора способов

Наши рекомендации