Тема 50: ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Мотивация изучения темы.Знание типов высшей нервной деятельности позволяет понимать и прогнозировать особенности поведенческих реакций в различных ситуациях. Соотношение сигнальных систем определяет специфику восприятия и тип мышления индивида.

Цели занятия

Общая цель: изучение темы направлено на формирование профессиональных компетенций ПК-6, ПК-12, ПК-16, ПК-32 по ФГОС специальности «лечебное дело».

Конкретные цели и задачи:

В результате изучения темы студенты должны:

Знать: свойства нервных процессов, определяющие тип высшей нервной деятельности; роль генотипа и фенотипа в формировании особенностей ВНД.

Уметь: объяснять основные закономерности формирования типа ВНД и его особенности в ходе решения ситуационных задач; самостоятельно работать с научной, справочной и учебно-методической литературой; решать тестовые задания, готовить научные сообщения.

Владеть: методами оценки типов ВНД и сигнальных систем; базовыми технологиями преобразования информации, поиском информации в сети интернет и физиологическим понятийным аппаратом.

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Вопросы для самоподготовки

1. Учение И.П. Павлова о типах ВНД животных и человека, их классификация.

2. Свойства нервных процессов и методы их оценки.

3. Понятие о генотипе и фенотипе. Роль воспитания в формировании типологических свойств ВНД.

4. Типы ВНД у детей. Классификации Н.И. Красногорского и Д.Г. Иванова-Смоленского.

5. Экспериментальные неврозы, их виды и причины возникновения.

6. Учение И.П. Павлова о сигнальных системах действительности.

I и II сигнальные системы.

7. Речь как система сигналов. П сигнальная система, её развитие

в онтогенезе человека.

8. Три уровня внутренней речи.

9. Мозговые центры речи. Перенос центров речи. Праворукость и леворукость.

10. Синтагматические и парадигматические аспекты речи.

11. Художественный, мыслительный и смешанный типы ВНД.

12. Мышление. Этапы его развития. Образное и абстрактное мышление.

Задания для СРС во внеучебное время (домашнее задание)

1. Дать классификацию и характеристику типов ВНД.

2. Сопоставить типы ВНД по И.П. Павлову с темпераментами, описанными Гиппократом.

3. Нарисовать схему этапов развития речи в онтогенезе у человека.

4. Перечислить мозговые центры речи и указать их локализацию и функции.

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию

1. Как можно оценить силу процесса возбуждения?

2. Какие методические подходы позволяют оценить силу тормозного процесса?

3. Как определить подвижность и уравновешенность нервных процессов?

4. Изменяется ли тип ВНД в онтогенезе? Что такое генотип и фенотип?

5. Приведите примеры ситуаций, которые могут привести к неврозу лиц слабого типа ВНД.

6. Какие ситуации наиболее сложны для безудержных типов ВНД?

7. Чем отличаются классификации типов ВНД И.П. Павлова, Н.И. Красногорского и А. Г. Иванова-Смоленского?

8. Чем отличаются I и П сигнальные системы?

9. Что такое внутренняя речь и сколько у неё уровней?

10. Где локализуются мозговые центры речи и каковы их функции?

11. Что такое перенос центров речи?

12. Где находятся речевые центры у правшей и левшей?

13. Что означают синтагматические и парадигматические аспекты речи?

14. Как называются типы ВНД по соотношению I и П сигнальных систем?

Этапы проведения практического занятия:

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
I. Вводная часть занятия 5-10 %
101. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 2 мин
102. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 3 мин
II. Основная часть занятия 80-100 %
103. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 30 мин
104. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 5 мин
105. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 3 мин
106. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 22 мин
107. Оценка результатов СРС Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 5 мин
108. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 15 мин
III. Заключительная часть занятия 5-10 %
109. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы. 3 мин
110. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер   2 мин

Ориентировочная основа действия (ООД) по проведению практического занятия

Задание 1. Исследование преобладающего типа темперамента по методу идентификации А. Белова (1971)

Используются специальные карточки.

Инструкция: "Лица с чётко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента. Для выявления преобладающего типа темперамента и представленности в нём свойств других типов необходимо распределить карточки в две группы: "да" (согласен) или "нет" (не согласен). Карточки с взаимно-противоположными ответами в одну группу не откладывать. Долго над ответом не думайте. Правильных и неправильных ответов нет".

1. Подсчитать количество положительных ответов по каждому типу карточек (I - холерик, II - сангвиник, III - флегматик, IV - меланхолик).

2. Вычислить процент положительных ответов по каждому типу темперамента:

Х = (Ах:А)·100% С = (Ас:А)·100% Ф = (Аф:А)·100% М = (Ам:А)·100%

где X, С, Ф, М - типы темперамента; Ах, Ас, Аф, Ам - число положительных ответов по каждому типу карточек; А - общее число положительных ответов по всем карточкам. Конечный вид "формулы темперамента" может быть, например, таким: Т = 35%Х+30%С+14%Ф+21%М

Это значит, что данный темперамент на З5% - холерический, на 30% -сангвинический, на 14% - флегматический и на 21% - меланхолический. Если число положительных ответов по какому-либо типу темперамента составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента является доминирующим.

Задание 2. Выявление соотношения сигнальных систем по методике

Е.А. Климова

Испытуемому одновременно предъявляется 9 различных пар кружков одинакового размера: в одном случае - со словесными, а в другом - с цветовыми обозначениями (розовый, синий, красный, зелёный, жёлтый и т.д.). Время экспозиции - 30 секунд. Испытуемому предлагается запомнить предъявленные пары раздражителей. После предъявления кружков со словесными обозначениями испытуемый должен записать то, что запомнили. После предъявления цветных кружков респондент должен расположить их в предъявленном сочетании. Подсчитывается количество правильно воспроизведённых словесных и цветовых сочетаний (пар) раздражителей. Показателем соотношения сигнальных систем служит отношение величин заполненных пар и словесных пар (К):

K = КЦ / КС,   где КЦ - количество пар цветных кружков, КС - количество пар кружков со словесным обозначением цвета

Преобладание I сигнальной системы имеется в случае, если К больше 1,05; преобладание П сигнальной системы имеется в случае, если -К меньше 0,95; смешанный тип - если 0,96 меньше К, а К меньше 1,04.

Задание 3. Исследование образного мышления

ТЕСТ «ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО».

Испытуемому предъявляются ряды геометрических фигур. В каждом ряду одна из изображенных фигур наиболее сильно отличается от остальных. Необходимо определить номер этой фигуры.

Время, отводимое на тест – 10 мин. Правильные ответы по тесту:

1. – 1; 2. – 5; 3. – 3; 4. – 4; 5. – 2; 6. – 3; 7. – 1; 8. – 4; 9. – 1; 10. – 5.

Тема 50: ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ - student2.ru

Тема 50: ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ - student2.ru

Задание 4. Исследование вербально-логического мышления

1.Тест "Осведомленность".

Вам предлагаются предложения вопросительного характера, в каждом из которых не хватает одного слова. Необходимо из пяти приве­денных ниже слов найти то, которое правильно дополняет данное предложение. Выбрать можно только одно слово.

ПРИМЕР: 1 .Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и...

а) случай б) подвиг в) жизнеописание г) книга д) писатель.

Правильным ответом будет вариант в), который выписывается на бланк ответов.

ЗАДАНИЕ:

1. Начальные буквы имени и отчества называются ...

а) псевдоним б) шифр в) вензель г) герб д) инициалы

2. Система взглядов на природу и общество есть ...

а) мечта б) оценка в) мировоззрение г) кругозор д) иллюзия

3. Гуманный - это ...

а) общественный б) человечный в) профессиональный г) агрес­сивный д) небрежный

4. Наука о выведении лучших пород животных и новых сортов рас­тений называется...

а) бионика б) химия в) селекция г) ботаника д) физиология

5. Краткое изложение содержания книги, лекции - это ...

а) абзац б) цитата в) рубрика г) отрывок д) конспект

6. Одинаковыми по смыслу являются слова демократия и ...

а) анархизм б) абсолютизм в) народовластие г) династия д) классы

7. Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческой жизни и деятельности - это ...

а) резолюция б) постановление в) традиция г) кодекс д) проект

8. Противоположностью понятия лицемерный будет ...

а) искренний б) противоречивый в) фальшивый г) вежливый д) решительный

9. Если спор заканчивается взаимными уступками, то говорят о ...

а) компромиссе б) общении в) объединении г) переговоры д) противоречии

10. Отсутствие интереса и живого активного участия к окружающему - это...

а) рациональность б) пассивность в) чуткость г) противоречивость д) черствость

Время, отводимое на выполнение теста – 4 мин. Правильные ответы к тесту:

1. - д; 2. – в; 3. – б; 4. – в; 5. – д; 6. – в; 7. – г; 8. – а; 9. – а; 10. – б.

2. ТЕСТ «КЛАССИФИКАЦИИ».

Испытуемому даны пять слов. Четыре из них объединены одним общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Задача состоит в нахождении логически не соответствующего ряду слова. Выбрать можно только одно слово.

ПРИМЕР: а) кофе б) сок в) яблоко г) чай д) молоко

Правильным ответом будет вариант в), который выписывается на бланк ответов.

ЗАДАНИЕ:

1. а) приставка б) предлог в) суффикс г) окончание д) корень

2. а) прямая б) ромб в) прямоугольник г) квадрат д) треугольник

3. а) параллель б) карта в) меридиан г) экватор д) полюс

4. а) очерк б) роман в) рассказ г) сюжет д) повесть

5. а) феодал б) раб в) крестьянин г) рабочий д) ремесленник

6. а) треугольник б) отрезок в) длина г) квадрат д) круг

7. а) пролог б) кульминация в) информация г) развязка д) эпилог

8. а) литература б) наука в) живопись г) зодчество д) художественное ремесло

9. а) аорта б) вена в) сердце г) артерия д) капилляр

10. а) описание б) сравнение в) характеристика г) сказка д) иносказание

Время, отводимое на тест – 3 мин. Правильные ответы по тесту:

1. – б; 2.- а; 3. – б; 4. – г; 5. – б; 6. – в; 7. – в; 8. – б; 9. – в; 10. – г.

3. ТЕСТ « ЛОГИЧНОСТЬ».

Испытуемому предъявляется два связанных между собой суждения и вывод - умозаключение. В некоторых заданиях умозаключения даны логично, а в некоторых - ложно. Требуется определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные. На бланке ответов правильные выводы нужно отмечать « + », а неправильные « - ».

ПРИМЕР: l. Все металлы проводят электричество. Золото - металл. Следовательно, золото проводит электричество. Вывод сделан правильно, на бланке ответов нужно поставить «+».

  1. Золото блестит. Золото - металл. Следовательно, все металлы блестят.

Вывод сделан неправильно, на бланке ответов нужно поставить «-».

ЗАДАНИЕ:

1. Все граждане России имеют право на труд. Иванов - гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд.

2. Все металлы куются. Золото - металл. Следовательно, золото куется.

3. Коренные жители Конго - негры. Мухамед - негр. Следовательно, Мухамед - житель Конго.

4. Все студенты вузов изучают историю отечества. Николаев - студент вуза. Следовательно, Николаев изучает историю отечества.

5. Когда идет дождь, крыши всех домов мокрые. Крыша этого дома мокрая. Следовательно, идет дождь.

6. Некоторые спортсмены являются профессионалами. Иванов-спортсмен. Следовательно, Иванов - профессионал.

7. Некоторые студенты консерваторий выступают с концертом в филармонии. Сергеева выступает с концертом в филармонии. Следовательно, Сергеева - студентка консерватории.

8. Некоторые фермеры выращивают хлеб. Сидоров не выращивает хлеб. Следовательно, Сидоров не является фермером.

9. Большинство преподавателей вузов - кандидаты наук. Иванова - кандидат наук. Следовательно, Иванова - преподаватель вуза.

10. Некоторые ученики - отличники. Пятеркин - отличник. Следовательно, Пятеркин - ученик.

Время, отводимое на тест – 2 мин. Правильные ответы по тесту:

1. +; 2. +; 3. -; 4. +; 5. -; 6. -; 7. -; 8. -; 9. -; 10. +.

Задания для контроля уровня сформированности компетенций

В учебное время

Тестовый контроль

Наши рекомендации