В каких клетках сетчатки формируется ПД?

1) фоторецепторах; 2) биполярных; 3) ганглиозных; 4) горизонтальных; 5) амакриновых

3. За восприятие света различной длины волны (цвета) отвечают:

1) палочки; 2) колбочки; 3) ганглиозные клетки; 4) горизонтальные клетки

  1. Плотность распределения колбочек более высока:

1) в центре сетчатки; 2) по периферии; 3) в латеральных зонах сетчатки

  1. Жёлтое пятно – это участок сетчатки, где:

1) острота зрения максимальна; 2) отсутствуют светочувствительные элементы;

3) наибольшая концентрация палочек

9. Колбочки содержат пигмент:

1) родопсин; 2) йодопсин; 3) хлоролаб; 4) эритролаб

Где локализованы подкорковые центры зрения?

1) медиальные коленчатые тела; 2) латеральные коленчатые тела;

3) верхние бугры четверохолмия; 4) нижние бугры четверохолмия

Где локализована зрительная кора?

1) нижняя лобная извилина; 2) височная доля: поля 41, 42;

3) затылочная доля: поля 17, 18, 19; 4) постцентральная извилина

Аксоны, каких клеток формируют зрительный нерв?

1)фоторецепторов; 2)биполярных; 3)ганглиозных; 4)горизонтальных; 5)амакриновых

10. Повышение чувствительности глаза в темноте связано с:

1) распадом родопсина; 2) синтезом йодопсина; 3) распадом йодопсина;

4) синтезом родопсина.

Ситуационные задачи

1. Ночью предметы видны лучше, если не смотреть прямо на них. Как это объяснить?

2. Человек перестает видеть неподвижную точку, если она хотя бы несколько секунд действует на одни и те же элементы сетчатки. Но этого не происходит и, как известно, можно весьма долго созерцать неподвижный предмет. Как же это получается?

3. Азбука Брайля для слепых представляет собой различные совокупности выпуклых точек. Ощупывая их кончиками пальцев, слепой человек «читает» буквы. У зрячих людей способность к такому «чтению» выражена значительно хуже. Объясните конкретную причину этих различий.

4. При переходе из темного помещения на яркий свет или наоборот проходит некоторое время, пока зрительный анализатор приспособится к новым условиям освещения. Адаптация к темному протекает дольше, чем к яркому свету. Почему?

5. Человека, входящего в кинозал во время сеанса, нужно проводить и усадить на свободное место, так как он ничего не видит. Только спустя некоторое время зритель начинает различать предметы. Как называется это явление? Опишите его механизм.

Учебно-материальное обеспечение

Наглядные пособия:

а) Адаптометр; Периметр Форстера; Таблицы Сивцева и кольца Ландольта; цветные картинки для исследования последовательных образов

б) Таблицы

Технические средства обучения: (Телевизоры, DVD - плейер)

Литература:

Обязательная:

1. Нормальная физиология /Под ред. В.М. Смирнова/ Учебник. М.: «Академия». 2012.

2. Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учебное пособие. – М.: Академия, 2007. – 333с.

3. Маркина Л.Д. Физиология сенсорных систем: учебное пособие. – Владивосток: Медицина ДВ, 2009. – 192с.

4. Нормальная физиология: Учебник для студентов мед. вузов [Н.А. Агаджанян, Н.А. Барбараш, А.Ф. Белов и др.]; под ред. В. М. Смирнова. – М.: Академия, 2010. – 480с.

5. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учебник для вузов. СПб: питер, 2005. – 317с.

6. Смирнов В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учебное пособие. – М.: Академия, 2010. – 462с.

Дополнительная:

1. Маркина Л.Д. Кортико-висцеральные взаимоотношения: учебное пособие. – Владивосток: Медицина ДВ, 2009. – 60с.

2. Избранные лекции по современной физиологии / под ред. М.А. Островского и А.Л. Зефирова – Казань: Арт-Кафе, 2010. – 332с.

3. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии: учебник. – М.: Академия, 2003. – 462с.

4. Маркина Л.Д. Физиология высшей нервной деятельности: учебно-методическое пособие. – Владивосток: Медицина ДВ, 2003. – 192с.

5. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: учебник. – Ростов на Дону: Феникс, 2002. – 480с.

6. Физиология человека: учебник /Н.А. Агаджанян, Л.З. Тель, В.И. Циркин и др./ под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина. – М.: Медицинская книга. – Н. Новгород: НГМА, 2005. – 526с.

Интернет ресурсы: электронная библиотека ТГМУ, «Консультант студента».

Тема 44: ФИЗИОЛОГИЯ СЛУХОВОЙ И ВЕСТИБУЛЯРНОЙ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

Мотивация изучения темы.Слуховая сенсорная система является каналом получения аудиальной информации из внешнего мира, вестибулярная система позволяет оценить пространство и положение собственного тела в нём, что позволяет сформировать адаптивные реакции и ориентировку организма во внешней среде.

Цели занятия

Общая цель: изучение темы направлено на формирование профессиональных компетенций ПК-6, ПК-12, ПК-16, ПК-32 по ФГОС специальности «лечебное дело».

Конкретные цели и задачи:

В результате изучения темы студенты должны:

Знать: физиологические процессы и механизмы возбуждения рецепторов Кортиева органа и преддверия, структурно - функциональную характеристику проводящих путей и корковых центров слухового и вестибулярного анализаторов.

Уметь: оценивать функциональное состояние отделов слухового и вестибулярного анализаторов в ходе решения ситуационных задач; самостоятельно работать с научной, справочной и учебно-методической литературой; решать тестовые задания, готовить научные сообщения.

Владеть: методами определения остроты слуха, костной и воздушной проводимости, оценки вестибулярных функций; базовыми технологиями преобразования информации, поиском информации в сети интернет и физиологическим понятийным аппаратом.

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Вопросы для самоподготовки

1. Слуховая система, ее основные отделы.

2. Звукоулавливающий, звукопроводящий и звуковоспринимающий отделы слуховой системы.

3. Биоэлектрические явления в улитке.

4. Основные теории восприятия звука (Гельмгольц, Резерфорд, Бекеши), восприятие звуков различной частоты.

5. Параметры слуховых ощущений: высота, громкость, тембр, длительность. Острота слуха. Абсолютный порог слышимости. Слуховая адаптация.

6. Пространственный слух. Речевой и неречевой слух.

7. Вестибулярная сенсорная система, ее отделы.

8. Виды вестибулярных рефлексов.

Задания для СРС во внеучебное время (домашнее задание)

1. Нарисовать блок-схемы слуховой и вестибулярной сенсорных систем.

2. Зарисовать схему поперечного разреза улитки.

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию

1. Как называется прибор для определения остроты слуха?

2. Дайте определение слуховой чувствительности.

3. В каком канале улитки находится Кортиев орган?

4. Чем заполнена барабанная лестница.

5. Чем отличается перилимфа от эндолимфы.

6. Что такое бинауральный слух?

7. В каких подкорковых структурах происходит переключение афферентных волокон слуховой сенсорной системы.

8. Где находятся вестибулярные ядра и какова их функция?

9. Для каких рецепторов адекватным раздражителем является угловое ускорение?

10. Перечислите известные Вам пути, идущие от вестибулярных ядер продолговатого мозга?

Этапы проведения практического занятия:

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
I. Вводная часть занятия 5-10 %
41. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 2 мин
42. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 3 мин
II. Основная часть занятия 80-94 %
43. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 30 мин
44. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 5 мин
45. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 3 мин
46. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 22 мин
47. Оценка результатов СРС Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 5 мин
48. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 15 мин
III. Заключительная часть занятия 5-10 %
49. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы. 3 мин
50. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер   2 мин

Ориентировочная основа действия (ООД) по проведению практического занятия

Задание 1. Определение остроты слуха

Программа действия: 1. Наружный слуховой проход одного уха испытуемого закрыть ватой. К другому уху приблизить часы. 2.Удалять часы от испытуемого до тех пор, пока он не перес­танет слышать звук. 3. Измерить расстояние.

Ориентировочные основы действий: Повторить то же для другого уха. Исследование провести на нескольких испы­туемых. Сравнить результаты.

Задание 2. Определение ост­роты слуха шёпо­тной речью.

Программа действия: I. Наружный слуховой проход одного уха испытуемого закрыть ватой. 2.Исследователь, находящийся на расстоянии 6 метров, шёпо­том произносит слова. 3.Испытуемый должен повторить услышанное слово.

Ориентировочные основы действий: Острота слуха считается нормальной, если ис­пытуемый слышит шёпотную речь.

Эталон ответа: Острота слуха отражает способность воспринимать звуки пороговой интенсивности.

Задание 3. Опыт Вебера. Определение костной проводимости.

Программа действия: I. Наружный слуховой проход закрыть ватным тампоном. 2.Приложить звучащий камертон к средней линии головы.

Ориентировочные основы действий: Камертон следует держать за ножку, прикладывая основанием к средней линии головы.

Задание 4. Опыт Ринэ. Сравнение воздушной и костной проводимости.

Программа действия: I. Ножку звучащего камертона установить на сосцевидный отросток. 2.Когда звук перестаёт быть слышным, перенести камертон к слуховому проходу.

Ориентировочные основы действий: Сравнить силу звука, а также длительность звучания в первом и втором случае.

Эталон ответа: У здорового человека воздушная проводимость выше костной.

Задание 5. Тональная аудиометрия.

Программа действия: Испытуемый одевает наушники, в которые подаются звуки разной частоты. Определяют порог слышимости (минимальную силу звука) для разных частот звука.

Ориентировочные основы действий: По результатам исследования чертится аудиограмма.

Задание 6. Исследование вестибулярного аппарата.

Программа действия: 1.На полу проводят длинную черту мелом, испытуемый быстро бежит вдоль неё, затем 10-20 раз вращается вокруг оси и снова бежит вдоль черты. 2.Испытуемый кружится с закрытыми глазами.

Ориентировочные основы действий: Убедиться в наличии нистагма глаз. Отметить направление отклонения тела при беге вдоль линии после вращения. Эталон ответа: В норме тело отклоняется в сторону противоположную направлению вращения.

Задания для контроля уровня сформированности компетенций

в учебное время

Тестовый контроль

Наши рекомендации