Тема 40: ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА К РАЗЛИЧНЫМ УСЛОВИЯМ СУЩЕСТВОВАНИЯ. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРЕССА
Мотивация изучения темы.Успешная адаптация организмапозволяет сохранять и развивать его здоровье. Знание различных типов адаптационных реакций и уровней реактивности позволяет оценивать текущее функциональное состояние организма и прогнозировать его динамику.
Цели занятия
Общая цель: изучение темы направлено на формирование профессиональных компетенций ПК-6, ПК-12, ПК-16, ПК-32 по ФГОС специальности «лечебное дело».
Конкретные цели и задачи:
В результате изучения темы студенты должны:
Знать: общие механизмы развития адаптационных реакций стресса, тренировки, спокойной и повышенной активации, переактивации на разных уровнях реактивности организма.
Уметь: объяснять основные проявления адаптационных реакций в ходе решения ситуационных задач; самостоятельно работать с научной, справочной и учебно-методической литературой; решать тестовые задания, готовить научные сообщения.
Владеть: методами определения биологического возраста человека, типа адаптационной реакции и уровня реактивности организма; базовыми технологиями преобразования информации, поиском информации в сети интернет и физиологическим понятийным аппаратом.
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Вопросы для самоподготовки
1. Физиологическая сущность феномена адаптации. Неспецифическая и специфическая адаптация.
2. Биотические и абиотические факторы, к которым организм адаптируется.
3. Реакция стресса (Г.Селье). Дистресс и эустресс.
4. Стресс - реализующая система.
5. Современные представления о структуре и механизмах развития общего адаптационного синдрома: понятие о реакции тренировки, спокойной и повышенной активации, уровнях реактивности организма. Динамика развития АР.
6. Стресс - лимитирующая система.
7. Сущность метода активационной профилактики и терапии.
8. Типы и стратегии адаптивного поведения.
9. Срочная и долговременная адаптация организма. Фазы адаптации.
10. Норма адаптивной реакции и цена адаптации. Сложные и перекрёстные адаптации. Критерии адаптации.
11. Специфические механизмы адаптации (адаптация к низкой и высокой температуре, режимам двигательной активности, гипоксии).
Задания для СРС во внеучебное время (домашнее задание)
1. Записать фазы адаптации
1. Зарисовать схему механизмов адаптации.
2. Перечислить стадии стресса по Г. Селье.
3. Перечислить гормоны, играющие главную роль в каждой стадии стресса.
4. Составить таблицу развития адаптации в различных условиях внешней среды по следующей схеме:
Факторы внешней среды | Период острой адаптации | Период устойчивой адаптации | ||
проявление | механизмы | проявление | механизмы | |
Низкие температуры | ||||
Высокие температуры | ||||
Высокогорье (гипоксия) |
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию
1. Какие системы организма участвуют в неспецифической адаптации?
2. В чём проявляется специфическая адаптация организма?
3. Перечислите критерии адаптации?
4. Какие гормоны являются главными гормонами адаптации?
5. В чём проявляются побочные эффекты глюкокортикоидов?
6. Что понимают под реакцией стресса?
7. При каких условиях возникает реакция стресса?
8. Какие компоненты формируют стрессреализующую систему?
9. Какие компоненты включает стресслимитирующая система?
10. При каких условиях возникают реакции тренировки, спокойной и повышенной активации?
Этапы проведения практического занятия:
№ п/п | Название этапа | Цель этапа | Время |
I. Вводная часть занятия | 5-10 % | ||
1. | Организация занятия | Мобилизовать внимание студентов на данное занятие | 2 мин |
2. | Определение темы, мотивации, цели, задач занятия | Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов | 3 мин |
II. Основная часть занятия | 80-90 % | ||
3. | Контроль исходных знаний, умений и навыков | Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков | 30 мин |
4. | Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время | Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе | 5 мин |
5. | Демонстрация методики | Показать ориентировочную основу действия (ООД) | 3 мин |
6. | Управляемая СРС в учебное время | Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия | 22 мин |
7. | Оценка результатов СРС | Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов | 5 мин |
8. | Итоговый контроль | Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка | 15 мин |
III. Заключительная часть занятия | 5-10 % | ||
9. | Подведение итогов занятия | Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы. | 3 мин |
10. | Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время | Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер | 2 мин |
Ориентировочная основа действия (ООД) по проведению практического занятия
Задание 1. Определение биологического возраста человека
Методом В.П. Войтенко
Задание | Объект | Программа действия | Ориентировочные основы действия |
1. Измерение массы тела (М, кг). 2. Измерение артериального давления (АД, мм.рт.ст): систолического (АДсист ) и диастолического (АДдиаст). Определение пульсового давления (АДп ). 3. Проба Штанге ( задержание дыхания после глубокого вдоха ЗДвд,с.) 4. Проба Генче (задержка дыхания после глубокого выдоха (ЗДвыд, с) 5. Определение жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ, мл.) 6. Исследование статической балансировки (СБ, с.) 7. Определение индекса самооценки здоровья в баллах по анкете (СОЗ) 8. Расчёт фактического БВ (ФБВ) и должного БВ (ДБВ) по формулам | Человек | Масса тела определяется взвешиванием на рычажных медицинских весах. АД измерить методом Короткова. АДп = АДсист - АДдиаст Сделать глубокий вдох и задержать дыхание. Повторить процедуру 3 раза с интервалом 5 мин. Учитывается наибольшая величина. Сделать глубокий выдох и задержать дыхание. Повторить процедуру 3 раза с интервалом 5 мин. Учитывается наибольшая величина. Измерение ЖЁЛ с помощью спирометра производится в положении сидя, через 2 часа после приёма пищи. СБ определяется при стоянии на левой ноге без обуви. Глаза закрыты, руки – вдоль туловища. Учитывается лучший результат из трёх попыток, проводимых с интервалом 2 мин. Ответить на 29 вопросов анкеты. Для первых 28 вопросов возможны ответы «да» или «нет». Неблагоприятными считаются ответы «да» на вопросы № 1-8, 10-12, 14-18, 20-28 и «нет» на вопросы № 9,13,19. Для 29-го вопроса возможны ответы: «хор», «удов», «плохое», «очень плохое». Неблагоприятным считается один из двух последних ответов. Подсчитывается общее число неблагоприятных ответов. Эта величина СОЗ вводится в формулу для определения БВ. | Нормальная масса тела рассчитывается по формуле П. Брока М = Р — 100 (при росте 155-165 см); М = Р — 105 ( при росте 166-175 см); М = Р — 110 ( при росте более 175 см); где М — идеальная масса в кг, Р — рост в см. Оптимальное АДсист - 120 мм.рт.ст. АДдиаст – 80 мм.рт.ст Норма – 40 – 50 сек. Норма – 20 – 30 сек В норме ЖЁЛ ≈ 3500 – 5000 мл, ♂ДЖЁЛ = Рост (м) ×25; ♀ДЖЁЛ = Рост (м) ×20. В норме > 60 сек. При идеальном здоровье число неблагоприятных ответов «0», при плохом – «29». ФБВ – ДБВ = 0: степень старения соответствует статистическим нормативам. ФБВ – ДБВ > 0: степень старения большая и следует обратить внимание на образ жизни и пройти дополнительные обследования. ФБВ – ДБВ < 0: степень старения малая. Оцените соответствие биологического возраста должному, степень старения как общий уровень здоровья обследуемого. Вычислив индекс ФБВ:ДБВ, определяют, во сколько раз ФБВ обследуемого больше или меньше среднего ФБВ сверстников. Если степень старения меньше, чем средняя степень старения лиц с ФБВ, равным таковому обследуемого лица, то ФБВ: ДБВ < 1. |
СОЗ (субъективная оценка здоровья) производится с помощью анкеты, включающей 29 вопросов:
1. Беспокоят ли вас головные боли?
2. Можно ли сказать, что вы легко просыпаетесь от любого шума?
3. Беспокоят ли вас боли в области сердца?
4. Считаете ли вы, что в последние годы у вас ухудшился слух?
5. Считаете ли вы, что в последние годы у вас ухудшилось зрение?
6. Стараетесь ли вы пить только кипячёную воду?
7. Уступают ли вам место в общественном транспорте?
8. Беспокоят ли вас боли в суставах?
9. Влияет ли на ваше самочувствие перемена погоды?
10. Бывают ли у вас такие периоды, когда из-за волнений вы теряете сон?
11. Беспокоят ли вас запоры?
12. беспокоят ли вас боли в области печени?
13. Бывают ли у вас головокружения?
14. Считаете ли вы, что сосредоточиться сейчас вам стало труднее, чем в прошлые годы?
15. Беспокоят ли вас ослабление памяти, забывчивость?
16. Ощущаете ли вы в различных частях тела жжение, покалывание, "ползание мурашек"?
17. Беспокоят ли вас шум или звон в ушах?
18. Держите ли вы для себя в домашней аптечке одно из следующих лекарств: валидол, нитроглицерин, сердечные капли?
19. Бывают ли у вас отёки на ногах?
20. Приходится ли вам отказаться от некоторых блюд?
21. Бывает ли у вас при быстрой ходьбе одышка?
22. Беспокоят ли вас боли в области поясницы?
23. Приходится ли вам употреблять в лечебных целях какую-либо минеральную воду?
24. Беспокоит ли вас неприятный вкус во рту?
25. Можно ли сказать, что вы стали легко плакать?
26. Бываете ли вы на пляже?
27. Считаете ли вы, что сейчас вы также работоспособны, как прежде?
28. Бывают ли у вас такие периоды, когда вы чувствуете себя радостно возбуждённым, счастливым?
29.Как вы оцениваете состояние своего здоровья?
Формулы для расчёта БВ:
I вариант:
1) мужчины: ФБВ = 44,3 + 0,68 × СОЗ + 0,40 × АДсист - 0,22 × АДдиаст - 0,004 × ЖЕЛ -0,11 × ЗДвд + 0,08 × ЗДвыд – 0,13 × СБ;
2) женщины: ФБВ = 17,4 + 0,82 × СОЗ + 0,005 × АДсист + 0,16 × АДдиаст + 0,35 × АДп – 0,004 × ЖЕЛ + 0,04 × ЗДвд - 0,06 × ЗДвыд – 0,11 × СБ.
Формулы для расчёта должного БВ (ДБВ):
- мужчины: ДБВ = 0,661 × КВ + 16,9;
- женщины: ДБВ = 0,629 × КВ + 15,3, где КВ – календарный возраст, г.
II вариант:
1) мужчины: ФБВ = 26,985 + 0,215 × АДсист – 0,149 × ЗДвд + 0,723 × СОЗ – 0,151 × СБ;
2) женщины: ФБВ = - 1,463 + 0,415 × АДп + 0,248 × М + 0,694 × СОЗ – 0,14 ×СБ.
Формулы для расчёта ДБВ:
- мужчины: ДБВ = 0,629 × КВ + 18,56;
- женщины: ДБВ = 0,581 × КВ + 17,24.
Задания для контроля уровня сформированности компетенций
в учебное время
Тестовый контроль
1. К неспецифическим адаптационным реакциям относятся:
1) стресс – реакция, аллергическая реакция, реакция активации;
2) стресс – реакция, реакция активации, реакции тренировки
2. Первой стадией адаптационного синдрома (по Г. Селье) является:
1) стадия тревоги;
2) стадия истощения;
3) стадия резистентности.
3. Гормонами стресс - реализующей системы являются:
1) адреналин, АКТГ, глюкокортикоиды;
2) инсулин; половые гормоны;
3) глюкокортикоиды, половые гормоны.
4. При действии стрессогенных факторов усиливается секреция гормона:
1)окситоцина;
2) паратгормона;
3) адренокортикотропного.
5. Стадийный характер развития стресса впервые описал …
1) Анохин;
2) Шеррингтон;
3)Селье.
6. Для стадии тревоги при развитии стресса наиболее характерно …
1) уравнение по амплитуде ответов на сильные и слабые раздражители;
2) мобилизация энергетических ресурсов, мобилизация иммунных систем;
3)усиление секреции АКТГ, глюкокортикоидов, мобилизация всех защитных сил организма.
7. Стресс-лимитирующая система включает компоненты:
1) адреналин, глюкокортикоиды, симпатический отдел В.Н.С.;
2) ГАМК, эндорфины и энкефалины, простагландины, парасимпатический отдел В.Н.С.
8. Неспецифические адаптационные реакции запускаются активацией:
1) гипофизарно – гонадальной системы;
2) симпатоадреналовой системы;
3) гипофизарно-надпочечниковой системы.
9. В начальную фазу адаптации иммунные реакции:
1) не изменяются;
2) понижаются;
3) усиливаются.
10. Стадия резистентности при развитии стресса характеризуется:
1) уравнением по амплитуде ответов на сильные и слабые раздражители;
2) резкими колебаниями всех физиологических показателей при действии любых раздражителей;
3) высокой продукцией глюкокортикоидов, повышенной устойчивостью организма к неблагоприятным факторам.
Ситуационные задачи
- Психоэмоциональное состояние студента характеризовалось оптимизмом, отличным настроением, сном и аппетитом. Для него была характерна жажда деятельности, высокая работоспособность по скорости и точности работы, несколько меньшая по длительности, но с быстрым восстановлением. Уровень адренокортикотропного гормона и глюкокортикоидов соответствовал верхней половине зоны нормы, а соматотропного, тиреотропного, гонадотропных гормонов – верхней трети зоны нормы и выше. Оцените адаптационные возможности организма студента. Какому типу адаптационной реакции и уровню реактивности оно соответствует?
- При оценке психоэмоционального состояния студента 2 курса отмечалась умеренная активность, некоторая вялость, спокойствие, невысокая тревожность, низкая агрессивности, работоспособность по длительности неплохая, но низкая по скорости, сон и аппетит удовлетворительные. Уровень адренокортикотропного гормона и адренокортикоидов соответствует верхней половине зоны нормы, а соматотропного, тиреотропного гормонов, тироксина, минералокортикоидов и половых гормонов – нижней половине зоны нормы. Дайте оценку адаптационного состояния студента. Какому типу адаптационной реакции и уровню реактивности соответствуют данные показатели?
- Психоэмоциональный статус студента 2 курса характеризовался угнетённостью, подавленностью, высокой тревожностью, нарушением сна и аппетита; работоспособность по скорости вначале была высокой, но затем снижалась, а по времени, и особенно, по точности работы была снижена. Уровень адренокортикотропного гормона и глюкокортикоидов выше нормы, а соматотропного, тиреотропного, гонадотропных гормонов, минералокортикоидов, тироксина и половых гормонов – ниже нормы. Оцените состояние адаптации данного студента. Какому типу адаптационной реакции соответствуют данные показатели?
- В группе докеров при длительной мышечной работе обнаружено уменьшение содержания глюкокортикоидов в крови и экскреции катехоламинов с мочой. Как вы расцениваете данное явление? Какое состояние отражает подобная картина?
- У четырёх групп крыс многократно вызывали стрессовое состояние путём иммобилизации. В первой группе крыса находилась в этом состоянии 70 % от продолжительности суток, во второй – 40%, в третьей – 15%, в четвёртой – 5%.После окончания эксперимента определили устойчивость организма по отношению к другим нагрузкам в каждой из четырёх групп крыс. В какой группе устойчивость оказалась наиболее высокой?