Тема: «Решение генетических задач и составление родословных».

Цель: каковы условия их проявления на конкретных примерах показать, как наследуются признаки, что необходимо знать и каких правил придерживаться при получении новых сортов культурных растений и пород домашних животных.

Оборудование:

1) учебник С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров (с. 142-143),

2) тетрадь,

3) условия задач,

4) ручка.

Ход работы:

1. Вспомнить основные законы наследования признаков.

2. Коллективный разбор задач на моногибридное и дигибридное скрещивание.

3. Самостоятельное решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание, подробно описывая ход решения и сформулировать полный ответ.

4. Коллективное обсуждение решения задач между студентами и преподавателем.

5. Сделать вывод.

Задачи на ди- и полигибридное скрещивание

Вариативные или дополнительные задачи к лабораторной работе № 2.

Задача 1. У человека рецессивный ген а детерминирует врождённую глухонемоту. Наследственно глухонемой мужчина женился на женщине, имеющей нормальный слух. Можно ли определить генотип матери ребёнка?

Задача 2. Из желтого семени гороха получено растение, которое дало 215 семян, из них 165 желтых и 50 зелёных. Каковы генотипы всех форм?

Задача 3. Отец и мать ощущают горький вкус фенилтиомочевины. Двое из четверых детей не чувствуют вкуса этого препарата. Принимая, что различия по чувствительности к фенилтиомочевине моногенны, определите доминанта или рецессивна нечувствительность к фенилтиомочевине.

Задача 4. Среди 143 жеребят, родившихся от скрещивания 124 кобыл с жеребцом бельгийской породы Годваном, обнаружилось 65 особей с полным отсутствием радужной оболочки глаз (аниридия). Годван сам страдал аниридией, но его отец и мать были нормальными. Как объяснить появление этого редкого дефекта у 65 жеребят? У Годвана? Как наследуется аниридия? Не будет ли ошибкой использовать нормальное потомство Годвана в селекции?

В ходе проведения лабораторной работы студент должен научиться: решать генетические задачи; объяснять влияние внешних факторов на проявление признака; использовать полученные знания в опытнической работе; использовать навыки генетической терминологии.

Решение генетических задач и составление родословных

Цель: Формирование умения строить родословные и проводить на их основе генетический анализ.

Ход работы:

1. Выбрать задачу для решения (самостоятельно или под контролем учителя).

2. Проанализировать условие задачи, дать ответ на ее вопрос. Составить родословную, заполнив предлагаемую интерактивную схему.

3. Дать ответы на вопросы, касающиеся решенной задачи.

Лабораторный практикум по биологии для 9 классов.

Решение генетических задач.

Задача №1.

Чёрная окраска шерсти крупного рогатого скота доминирует над красной. Быка чёрного цвета скрестили с коровой красного цвета. Определить все возможные варианты получения потомства.

(Подсказка: Вспомните, что такое анализирующее скрещивание. И с какой целью оно проводится).

Задача №2.

Красная окраска венчика у цветков гороха доминирует над белой. Гетерозиготное растение гороха с цветками красного цвета скрестили с гомозиготным с цветками такого же цвета. Определите, каким будет потомство по генотипу и фенотипу.

Задача №3.

У человека карий цвет глаз (А) доминирует над голубым, а способность лучше владеть левой рукой рецессивная по отношению к праворукости (В). У мужчины-правши с голубыми глазами и кареглазой женщины-левши родился голубоглазый ребенок-левша. Вопросы:

а) сколько типов гамет образуется у матери?

б) сколько типов гамет образуется у отца?

в) сколько может быть разных фенотипов у детей?

г) какова вероятность рождения в этой семье голубоглазого ребенка-левши?

д) с какой вероятностью в этой семье будут рождаться дети с карими глазами?

Задача №4.

Какими признаками будут обладать гибридные абрикосы, полученные в результате опыления красноплодных растений нормального роста пыльцой желтоплодных карликовых растений? Какой результат даст дальнейшее скрещивание таких гибридов? Известно, что красный цвет плодов – доминантный признак; желтый – рецессивный; нормальный рост – доминантный; карликовость – рецессивный признак. Все исходные растения гомозиготны.

Лабораторная работа №6.

Изучение и описание экосистемы своей местности.

Выявление типов взаимодействия разных видов

в данной экосистеме (на примере дубравы).

Цель работы: 1) изучить структуру биоценоза дубравы, рассмотреть

показатели, характеризующие биоценоз;

2)выявить многообразие межвидовых взаимоотношений,

определить их значение в природе и жизни человека.

Оборудование:таблица «Биоценоз дубравы», гербарные растения и

коллекции животных данного биоценоза, инструктивные карточки.

Ход работы.

1. 1)Выделите ярусы леса и опишите каждого яруса видовой состав

растений.

2)Отметьте, от каких факторов зависит ярусность леса.

П. 1)Отметьте видовой состав животных в каждом ярусе.

2)Приведите примеры влияния растений на животных

и животных на растения. Данные внесите в таблицу.

Виды взаимоотношений Организмы, вступающие во взаимоотношения Значение
симбиоз    
микориза    
паразитизм    
хищничество    
конкуренция    

3)Запишите примеры пищевых цепей в ярусах.

1П. 1)Охарактеризуйте нижний ярус леса (подстилку, почву, их обитателей,

отметьте цепи питания).

1У. Объясните значение леса в природе и жизни человека.

У. Вывод. Что такое дубрава?

Лабораторная работа №12.

Наши рекомендации